Пояснительная записка. Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа: • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", с изменениями и дополнениями. • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями. • Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. N 03-417 "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений" • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" • Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД1552/03 "Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» • Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 г. № 24/4.11- 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» • Авторская программа «Изобразительное искусство и художественный труд для общеобразовательных учреждений 1-9 классы: основной курс (автор-составитель Б.М. Неменский) Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год» Годовой учебный план МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» на 2015-2016 учебный год. 1.2. Цели и задачи учебного курса Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению) Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. II. Общая характеристика учебного предмета Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения). Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству. Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства. III. Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе основной школы отводится 35 часов (1 час в неделю). Согласно действующему в школе учебному плану занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в: - умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). V. Содержание учебного курса 5.1. Структура курса. 4 класс Истоки родного искусства (9 часов) Древние города нашей земли (8 часов) Каждый народ-художник (10 часов) Искусство объединяет народы (5 часов) 5.2. Основные содержательные линии Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность". Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа. Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. Тема 1. Истоки искусства твоего народа (9 ч) Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы. Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Материалы: гуашь, кисти, мелки. Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников. Музыкальный ряд: русские народные песни. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа. Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки. Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти). Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек. Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси". Музыкальный ряд: В.Белов "Лад". Деревня – деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа. Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно (наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной "деревни". Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, репродукции работ художников: И.Билибина, И.Аргунова, А.Венецианова, М.Врубеля и др. Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова. Музыкальный ряд: народные песни. Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника. Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти. Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства. Литературный ряд: И.Токмакова "Ярмарка". Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка". Тема 2. Древние города твоей земли (7 ч) Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город – крепость Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант. Материалы: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа. Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки. Зрительный ряд: В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля". Древний город и его жители Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Древнерусские воины – защитники Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие. Материалы: гуашь, бумага, кисти. Зрительный ряд: И.Билибин, В.Васнецов, иллюстрации к детским книгам. Древние города Русской земли Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие. Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь, кисти. Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания. Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И.Билибин, А.Рябушкин репродукции картин. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам. Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила". Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков. Тема 3. Каждый народ – художник (10 ч) "Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа. Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней Греции Урок 1 – древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является "мерой всех вещей"). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивноразвитым человеком – особенность миропонимания людей Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Урок 2 – гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической ("мужественной") и ионической ("женственной") ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Изображение образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Урок 3 – древнегреческие праздники (панно). Это могут быть олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, клей, бумага. Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, слайды произведений древнегреческих скульпторов. Литературный ряд: мифы Древней Греции. Образ художественной культуры Японии Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ... Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения, фигуры. Коллективное панно "Праздник цветения сакуры" или "Праздник хризантем". Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа "главного художника" работает над фоном. Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. Зрительный ряд: гравюры Утамаро, Хокусаи – женские образы, пейзажи; слайды современных городов. Литературный ряд: японская поэзия. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно "Праздник цехов ремесленников на городской площади" с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка, беседа – закрепление в сознании детей темы четверти "Каждый народ – художник" как ведущей темы всех трех четвертей этого года. Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных миров. Наши три "Брата-Мастера" именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не изучением, заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах – помогать осознанию того, почему постройки, одежды, украшения такие разные. Тема 4. Искусство объединяет народы (8 ч) Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношение друг к другу. Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: "Владимирская Богоматерь", Рафаэль "Сикстинская мадонна", М.Савицкий "Партизанская мадонна", Б.Неменский "Тишина", и др. Музыкальный ряд: колыбельная. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти. Зрительный ряд: портреты Рембрандта, автопортреты В.Тропинина, Леонардо да Винчи, Эль Греко. Сопереживание – великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. Зрительный ряд: С.Ботичелли "Покинутая", Пикассо "Нищие", Рембрандт "Возвращение блудного сына". Литературный ряд: Н.Некрасов "Плач детей". Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка). Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX вв. Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение. Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т.д. Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал. Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение: Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству Рабочие программы по изобразительному искусству Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дидактическое обеспечение Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений./ Изобразительное искусство. Основы Композиции. Учебный диск «Комплекс уроков по ИЗО» 4 класс Технические средства обучения: 1.Компьютер 2. Проектор 3. Экран
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения программы учащиеся: осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства; развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества; учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия; овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира; приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино); приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
|