СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО (4 класс ФГОС НОО)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО для уч-ся 4 класса (Кузин)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО (4 класс ФГОС НОО)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно- ­правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Фе­дерации от 6.10.2009 г. №373.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.12г. № 273-ФЗ)

  3. Примерной программы начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.).

  4. Устава МОУ СОШ

  5. Учебного плана МОУ СОШ

  6. Годового календарного учебного графика МОУ СОШ

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача — познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.

В основу программы положены:

— единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

— яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

— система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование натемы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий (заочных) в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углём, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещённости, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приёмами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приёмы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приёмами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 1 ч. в неделю,

в 4 классе — 34 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

— формирование основ гражданственности;

— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

—развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

— овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

— формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

— формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;

— формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

— овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 класс (34 ч)

Рисование с натуры (8 ч)

Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.

Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях

дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.

Декоративная работа (8 ч)

Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием

орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.

Лепка (2 ч)

Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды . Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.

Беседы (3 ч)

Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

Рекомендуемые произведения

Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.

Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве.

Анохин Н. В старом доме.

Арчимбольдо Д. Весна; Лето.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам.

Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом.

Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.

Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.

Бучкин П. Углич. Первый снег.

Ван Гог В. Автопортрет.

Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга.

Венецианов А. Автопортрет.

Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере.

Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова.

Врубель М. Сирень.

Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.

Герасимов С. Автопортрет.

Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Горбатов К. Новгород. Пристань.

Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.

Дейнека А. Раздолье.

Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.

Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева.

Кальф В. Натюрморт (3 варианта).

Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.

Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.

Карев А. Натюрморт с балалайкой.

Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.

Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.

Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».

Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.

Куликов И. Зимним вечером.

Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.

Леменн Г. Ваза с цветами.

Лентулов А. Москва.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.

Майр И. Вид парка в Царском Селе.

Маковский К. В мастерской художника

Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.

Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.

Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.

Мочальский М. Псков.

Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.

Орловский А. Автопортрет.

Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.

Петровичев П. Ростов Ярославский.

Поленов В. Московский дворик.

Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества.

Рафаэль Санти. Афинская школа.

Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.

Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.

Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.

Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».

Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.

Сидоров В. За грибами.

Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.

Стожаров В. Лён.

Сурбаран Ф. Натюрморт.

Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.

Планируемые результаты по предмету

изобразительное искусство в 4 классе.

Личностные результаты.


Обучающиеся научатся:

· положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.


Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.


Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).


Познавательные УУД.


Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.


Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.


Коммуникативные УУД.


Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.


· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:


  • получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения

о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

  • получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;

  • об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);

  • Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;

  • Научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)

Обучающиеся получат возможность научится:

  • выражать отношение к произведению;

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

  • изображать форму, строение, цвет предметов;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка;

  • определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы декоративных узоров;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять приёмы народной росписи;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.

Критерии оценки устных индивидуальных

и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса



Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2014 г.;











Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты обучения

ФОПД

Дата

Предметные

Метапредметные

личностные

план

факт

1

Что такое перспектива.

Рисование с натуры. Рисунок куба.

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с понятиями: линия горизонта, точка схода, перспектива; с закономерностями перспективы.

Научатся различать линейную и фронтальную перспективы; изображать предметы геометрической формы в перспективе.

П:уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить информацию о перспективе в окружающей действительности; развивать пространственное мышление.

Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о перспективе.

развивать способности эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Индивидуальная.

08.09


2

Угловая перспектива.

Рисование на тему «Осень в городе».


1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с именами художников и их произведениями.

Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний, использовать перспективное сокращение и приёмы загораживания в рисунке.

Индивидуальная

15.09


3

Воздушная перспектива. Рисование на тему «Осень в городе» (акварель).


1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с ролью композиции в изобразительном искусстве и законами воздушной перспективы.

Научатся передавать цветом форму и объём предметов, определять тёплые и холодные цвета в произведениях искусства, работать акварелью.

П:уметь находить информацию о перспективе в предметах окружающей действительности; развивать пространственное мышление.

Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность.

К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать об особенностях воздушной перспективы.

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.


Индивидуальная.

22.09


4.

Виды изобразительного искусства.

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с видами изобразительного искусства. Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в картинах; проводить анализ произведения искусства, определять его видовую и жанровую принадлежность.

П:уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задание.

Р:уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.

К:уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.


духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами русского изобразительного искусства и архитектуры; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач.

Индивидуальная.

29.09


5

Светотень. Рисование с натуры геометрических тел.


1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с основными участками светотени. Научатся передавать форму и объём предметов графическими средствами, выполнять штриховку и линии, различные по характеру.

Индивидуальная.

06.10


6

Цвет в живописи. Рисование птиц по памяти и представлению.


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с основами цветоведения.

Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске птиц; передавать изящество форм, очертаний, окраски с помощью цвета; определять тёплые и холодные цвета в произведениях искусства

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.

эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека.

Индивидуальная.

13.10


7

Цвет в живописи. Рисование по памяти «Восход солнца на море».


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с родственными и контрастными цветами, с основными характеристиками цвета.

Научатся называть собственный цвет предметов, передавать цветом состояние природы в определённое время суток; работать акварельными красками.

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.


развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач.

Индивидуальная, парная.

20.10


8

Рисование с натуры (графика).

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с ролью композиции в изобразительном искусстве.

Научатся передавать графическими средствами форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать графическими материалами.

эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений искусства для человека.

Индивидуальная.


10.11


9

Рисование с натуры модели грузового автомобиля (графика).


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся со средствами выразительности рисунка, с правилами построения композиции.

Научатся передавать форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать с карандашами

П: осуществлять поиск необходимой информации, зрительного материала о рисунке как виде изобразительного искусства.

Р:определять последовательность действий при работе над рисунком; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность, понимать поставленную учебную задачу.

К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях графических произведений.

Индивидуальная.

17.11


10

Рисование с натуры овощей (акварель).

1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с приёмами работы с акварельными красками.

Научатся передавать форму и объём предметов приёмом вливания цвета в цвет, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать акварелью.

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Индивидуальная.

24.11


11

12

Приёмы работы акварельными красками.

Натюрморт (карандаш,

акварель).

2

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с правилами построения композиции, с мастерами жанра натюрморта.

Научатся передавать форму и объём предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; работать акварелью.

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства


Индивидуальная, парная

01.12

08.12


13

Наброски фигуры человека по памяти.

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с правилами построения фигуры человека.

Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, выполнять наброски фигуры человека с натуры и по памяти.

П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задания.

Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности действий.

К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами изобразительного искусства

Индивидуальная.

15.12


14

Лепка героев русских народных сказок.

1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с мастерами гончарного искусства.

Овладеют навыками работы с пластическими материалами.

Научатся передавать конструктивно-анатомическое строение человека.

П:развитие чувства цельности композиции.

Р:определять последовательность действий при выполнении работы; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений.

развивать самостоятельность в поиске решения поставленных изобразительных задач.

Индивидуальная.

22.12


15.

Пейзажи. Архитектура. Рисование на тему «Прогулка по городу».

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с различными видами перспективы, с творчеством художников-пейзажистов.

Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, рисовать пейзаж с передачей линейной и воздушной перспектив.

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране

Индивидуальная.

12.01


16

17

Бытовой жанр.

Рисование на тему «Зимние забавы детей».

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с бытовым жанром в изобразительном искусстве.

Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства, самостоятельно выполнять задания.

Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности действий.

К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.


Индивидуальная.

19.01


18

19

Средства художественной выразительности.

Иллюстрация к русской народной сказке.

2

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с этапами работы над картиной, с работами выдающихся русских театральных художников.

Научатся рассматривать и проводить анализ произведения изобразительного искусства, определять его жанровую принадлежность.

П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; уметь осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

К:совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении произведений изобразительного искусства.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Индивидуальная, парная.

26.01

02.02


20

Беседа.

Тема крестьянского труда. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.

1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с лучшими работами русских художников на тему труда, с правилами построения композиции.

Научатся рассматривать, вырабатывать своё мнение и анализировать произведения изобразительного искусства.

П: уметь осуществлять художественный анализ произведений различных видов искусства.

Р: уметь анализировать картины по предложенной учителем последовательности.

К: уметь высказывать и аргументировать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране

Индивидуальная.


09.02


21

Декоративная работа Художественная выразительность декоративной работы. Орнаменты народов мира. Зарисовки стилизованных форм растений, птиц и животных.

1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с элементами орнаментов народов мира, с основными формами, используемыми в русском орнаменте.

Научатся выполнять художественную переработку разнообразных форм растительного мира (стилизацию) в орнаментальной композиции.

П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание.

Р: развивать умения выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении декоративных цветов; уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.

К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.


Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Индивидуальная.

16.02


22





23

Городецкий промысел. Истоки развития.


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятсяс историей и особенностями городецкой росписи (основные цвета и элементы).

Научатся выполнять простейшие приёмы кистевой росписи городецкого узора кистью без предварительного рисунка карандашом.

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Индивидуальная

02.03







16.03


Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы.

1

Индивидуальная.

24-26

Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи. Набор посуды с хохломской росписью.


3

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятсяс историей и особенностями промысла (основные цвета и элементы хохломской росписи).

Научатся выполнять травный орнамент кистевой росписи хохломского узора, располагая все элементы орнамента на основном завитке (стебле, веточке)

П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание; развивать умение выполнять простейшие приёмы кистевой росписи в изображении декоративных цветов.

Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка.

К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.


Индивидуальная, парная

30.03

06.04

13.04


27-28

Аппликация. Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж»



2

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с особенностямимозаичной техники и материалами для её изготовления.

Научатся применять законы композиции и правила перспективы, работать с бумагой (выполнять аппликацию из кусочков цветной бумаги).

П: уметь осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; самостоятельно выполнять задание.

Р: уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения аппликации.

К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране

Индивидуальная.

20.04

27.04


29

Аппликация. Сюжетная аппликация к сказке.


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с особенностями использования природных материалов для аппликации.

Научатся применять законы композиции и правила перспективы, работать с бумагой и природными материалами в аппликации.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Индивидуальная.

04.05


30

Исторический и батальный жанры в живописи, графике, и скульптуре. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.

1

Урок- экскурсия.

Познакомятсяс именами художников и их произведениями; с историческими и батальными жанрами.

Научатся рассматривать и проводить художественный анализ произведения изобразительного искусства, определять его жанровую принадлежность.

П: понимать значение искусства в жизни человека и общества.

Р:уметь анализировать художественное произведение по предложенной учителем последовательности.

К: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

духовно-нравственное развитие посредством знакомства с лучшими образцами русского и советского изобразительного искусства и скульптуры в историческом и батальном жанрах.

Индивидуальная.

11.05


31

Керамика. Керамические изделия. Лепка домашних животных.


1

Урок первичного предъявления новых знаний

Познакомятся с традициями и особенностями пластической формы керамики.

Научатся применять навыки работы пластическими материалами, передавать конструктивно-анатомическое строение изображаемых животных.

П:формируется объёмное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы; осуществляют поиск необходимой информации о скульптуре.

Р:определять последовательность действий при выполнении работы; уметь работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

К:уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране

Индивидуальная, парная.

18.05


32

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас


1

Урок применения предметных ЗУН и УУД

Познакомятся с историей промысла

Научатся соблюдать приёмы рисования ;

использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства


П: овладеть приёмами механического смешивания цветов; осуществлять анализ цветовой палитры изображаемых предметов.

Р: проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать способность различать способ и результат действия.

анализировать произведения изоискусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию

Индивидуальная.


25.05


Согласно расписанию и Годовому учебному графику МОУ СОШ №2 с.Кузоватово на 2014-2015 учебный год 2 часа выпадают на праздничные выходные дни: 23 февраля, 9 марта (Праздничные дни устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 г № 444 «О переносе выходных дней в 2014 г» и Проектом Постановления «О переносе выходных дней в 2015 г»). Сокращено количество часов ( на 2 часа) на изучение раздела « Беседы об изобразительном искусстве» (1 час) и «Керамика» (1 час).