СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство, Школа России.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«СОШ №21» г. Оренбурга
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ. |
на заседании методического объединения | с заместителем директора | на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению | Директор МОБУ «СОШ №21» |
учителей начальных классов. | по учебно-воспитательной работе. | Протокол №____от «___»_______2016г | Приказ №____от «___»_____2016г |
Протокол №____от «____»________2016г. | Зам. дир. по УВР _______________ | Директор МОБУ «СОШ №21» | Директор МОБУ «СОШ №21» |
Руководитель МО ______________ | Радаева В.В. | _________________ Коннова Л.М. | ________________ Коннова Л.М. |
Махмутова Л.М. | « __»_____2016г. |
|
|
Рабочая программа учебного предмета
_______________________изобразительное искусство_______________________
___________________________3 класс_____________________________________
2016 – 2017 учебный год
Составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы Неменского Б.М.
Учебник:Неменский Б.М. – М. :Просвещение, 2014.
Программу составила Мусина Регина Раисовна
Оренбург
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОСНОО, примерной программы по изобразительному искусству, в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету в МОБУ «СОШ №21».
Учебный предмет изучается во 3 классе, рассчитан на 35 часов, (35 учебных недель, 1 часа в неделю).
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Изобразительное искусство» реализует следующие цели:
-развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичныхзнаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарнымиумениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Дать представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;
Развить интерес к внутреннему миру человека;
Выполнять декоративно – конструкторские работы;
Осваивать средства художественной выразительности;
Развивать воображение, творческий потенциал ребёнка;
Воспитывать интерес к изобразительному искусству;
Формировать представления о добре и зле;
Развивать нравственные чувства, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
Овладеть элементарной художественной грамотой, совершенствовать эстетический вкус.
Материально-техническое обеспечение программы:
Печатные пособия:
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. –М.: «Просвещение», 2011.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9классы / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И. Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс: рабочая тетрадь / Н.А. Горяева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009
Наглядные пособия:
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству. |
Портреты русских и зарубежных художников |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственно – творческой деятельности;
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно – эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики.
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Промежуточная аттестация обучающихся 3 класса по изобразительному искусству:
Предмет | Форма промежуточной аттестации | Сроки
|
ИЗО | Практическая работа | конец 1 четверти |
ИЗО | Практическая работа | конец 2 четверти |
ИЗО | Практическая работа | конец 3 четверти |
ИЗО | Практическая работа | май |
Содержание учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета
Уникальность значимость курса определяется нацеленностью на духовно - нравственное воспитании и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционально оценивания. Доминирующие значение имеет направленность кура на развитие эмоционально ценностного отношения ребенка к миру, его духовно - нравственное воспитания. Овладения основами художественного языка, получение опыта эмоционально – ценностного, эстетического восприятия мира и художественно творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении сложных дисциплин, а вдальнейшим станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науки, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалах и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание учебного курса
Искусство в твоем доме (8 ч)
Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище (11 ч)
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник- создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, ее конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, ее декоративная выразительность.
Афиши и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей (9 ч)
Музей в жизни города.
Музей в жизни города.
Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Учимся смотреть картины. Обобщение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты
| ||||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||
Искусство в твоем доме (8ч) | |||||||||
1 | Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” | 1 | Формировать социальную роль ученика, положительное отношение к учению, представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.
| Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.
| ||||
2 | Твои игрушки. | 1 | Формировать понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.
| Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. | ||||
3 | Посуда у тебя дома | 1 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.
| ||||
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | ||||
5 | Мамин платок. | 1 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | ||||
6 | Твои книжки. | 1 | Формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
| Обсуждать содержание и выразительные средства декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги.Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. | ||||
7 | Открытки. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | ||||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников, экскурсоводов. | ||||
Искусство на улицах твоего города (7 ч) | |||||||||
9 | Памятники архитектуры. | 1 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения.Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.
| ||||
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | ||||
11 | Ажурные ограды. | 1 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | ||||
12 | Волшебные фонари. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | ||||
13 | Витрины. | 1 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | ||||
14 | Удивительный транспорт. | 1 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | ||||
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | 1 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | ||||
Художник и зрелище (11 ч) | |||||||||
16 | Художник в цирке. | 1 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | ||||
17 | Художник в театре. | 1 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | ||||
18 | Художник- создатель сценического мира. | 1 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | ||||
19 | Театр кукол. | 1 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. | ||||
20 | Образ куклы, ее конструкция и костюм. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | ||||
21 | Маски. | 1 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | ||||
22 | Условность языка масок, ее декоративная выразительность. | 1 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | ||||
23 | Афиши и плакат. | 1 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | ||||
24 | Праздник в городе. | 1 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. | ||||
25 | Элементы праздничного украшения города. | 1 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. | ||||
26 | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | ||||
Художник и музей (9 ч) | |||||||||
27 | Музей в жизни города. | 1 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | ||||
28 | Музей в жизни города. | 1 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | ||||
29 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
| 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | ||||
30 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
| 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | ||||
31 | Картина – портрет. | 1 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | ||||
32 | Картина-натюрморт | 1 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | ||||
33 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | ||||
34 | Учимся смотреть картины. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | ||||
35 | Учимся смотреть картины. Обобщение. | 1 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Дидактическая единица содержания | Методические материалы | Планируемые результаты | Оборудование, демонстрация | |||
план | факт | личностные | метапредметные | предметные | |||||
1 | 2 | 3 |
|
| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Искусство в твоем доме (8ч) | |||||||||
1 |
|
| Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами.
| С.3 | Формировать социальную роль ученика, положительное отношение к учению, представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.
| Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.
| Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. |
2 |
|
| Твои игрушки. | Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. | С.4-5 | Формировать понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества икаждого человека.
| Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. | Пластилин, стеки, дощечка.
|
3 |
|
| Посуда у тебя дома | Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. | С.8-9 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.
| Альбом, гуашь, кисти. |
4 |
|
| Обои и шторы у тебя дома. | С.14 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка» Л.Малеев «Рязанские девочки» В.Суриков «Сибирская красавица» | |
5 |
|
| Мамин платок. | Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. | С.10 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. | Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.
|
6 |
|
| Твои книжки. | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
| с.16 | Формировать навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
| Обсуждать содержание и выразительные средства декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги.Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. М.Врубель «Пан», .Васнецов «Алёнушка» Н.Рерих «Заморские гости» |
7 |
|
| Открытки. | С.17 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
| |
8 |
|
| Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Искусство вокруг нас сегодня. | С.17 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников, экскурсоводов. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч) | |||||||||
9 |
|
| Памятники архитектуры. | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
| С.18 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения.Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.
| Альбом, цв. карандаши, пастэль. |
10 |
|
| Парки, скверы, бульвары. | Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
| С.21 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
11 |
|
| Ажурные ограды. | С.20 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | Бумага, ножницы, клей. | |
12 |
|
| Волшебные фонари. | С.22 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. | Тушь, палочка, перья.
| |
13 |
|
| Витрины. | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. | С.23 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. | Бумага, ножницы, клей.
|
14 |
|
| Удивительный транспорт. | Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. | С.24-25 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, восковые мелки.
|
15 |
|
| Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
| С.26-27 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | Бумага, ножницы, клей. |
Художник и зрелище (11 ч) | |||||||||
16 |
|
| Художник в цирке. | Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. | С.28 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Альбом, гуашь, кисти. |
17 |
|
| Художник в театре. | С.29 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |
18 |
|
| Художник- создатель сценического мира. | С.30 | Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |
19 |
|
| Театр кукол. | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | С.31 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. |
20 |
|
| Образ куклы, ее конструкция и костюм. | . Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
| С.32 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям. | Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. |
21 |
|
| Маски. | С.33 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |
22 |
|
| Условность языка масок, ее декоративная выразительность. | С.34 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. | |
23 |
|
| Афиши и плакат. | С.35 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. | |
24 |
|
| Праздник в городе. |
| Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
| |
25 |
|
| Элементы праздничного украшения города. | С.36 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. | Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов. | |
26 |
|
| Школьный карнавал (обобщение темы). | С.37 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
| |
Художник и музей (9 ч) | |||||||||
27 |
|
| Музей в жизни города. | Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
| С.38 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
28 |
|
| Музей в жизни города. | С.38 | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. Изображения музеев искусств. Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей | |
29 |
|
| Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
| Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского | С.39 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Матисс «Синий горшок и лимон» И.Репин «Яблоки и листья» И.Шишкин «Мухоморы.Этюд» В.Ван Гог «Подсолнухи» |
30 |
|
| Картина – особый мир. Картина – пейзаж.
| С.39 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. | Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон» И.Шишкин «Лес зимой» В.Поленов «Московский дворик» В.Суриков «Взятие снежного городка» К.Юон, Б.Кустодиев | |
31 |
|
| Картина – портрет. | Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. | С.40-41 | Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти. А.Веницианов«Захарка», И.Серов «Девочка с персиками» Рембранд «Сын Титус за чтением» |
32 |
|
| Картина-натюрморт | Жанр натюрморта. | С.42-43 | Формировать уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
| Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. | Бумага, гуашь, кисть |
33 |
|
| Картины исторические и бытовые. | Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
| С.44 | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Формировать умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
34 |
|
| Учимся смотреть картины. | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. | С.45 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
35 |
|
| Учимся смотреть картины. Обобщение. | С.46-47 | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
| Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.
|
Приложение 2
Система оценивания планируемых результатов
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Формы контроля:
Обязательные формы и методы контроля | Иныеформыучетадостижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- Индивидуальный и фронтальный опрос - Работа в паре, в группе - Проектная деятельность - Презентация своей работы - Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
| - Конференция достижений учащихся | -анализ динамики текущей успеваемости
| - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Критерии оценивания детских работ
Оформление:оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.
.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
2