ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. КИРЕНСКА»
Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ «___»_____ 20__г руководитель МО ______/ О.Г.Ковадло / | Согласовано: заместитель директора по УР _________/Н.Н.Шадрина/ «___»___________ 20__г. | Утверждено: директор ______/Н.С. Полоскова/ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 класс
Составитель: учитель
первой квалификационной категории
Е.В.Овчинникова
г. Киренск, 2016
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, автор: И.А.Грошенков – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ17.12.10 № 1897.).
Категория обучающихся
Обучающиеся 5 класса ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» г. Киренска.
Структура документа
Рабочая программа включает семь разделов: пояснительную записку, основное содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, учебно-методические средства обучения, лист коррекции.
Общая характеристика предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей. Направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, позволяющих применять полученные навыки для решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
– коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.
Задачи курса изобразительного искусства в 5 классе, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
– развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с изучением новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Общая характеристика учебного процесса
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется 102 часа, из них в 5классе - 1 час в неделю 34 в год.
Возможно уменьшение (увеличение) количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться).
Основные виды и формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
Основными видами деятельности обучающихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:
– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;
– отработка графических умений и навыков;
– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;
– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;
– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается контролем.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Содержание тем учебного курса
Рисование с натуры. (13ч.)
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.(12ч.)
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы. (3ч.)
Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного. Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке. Работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве. (5ч.)
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Примерная тематика заданий:
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды).
Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.
Рисование простого натюрморта.
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура.
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка)
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
Рисование новогодних карнавальных очков.
Рисование на тему «Лес зимой».
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье».
Рисование с натуры фигуры человека.
Рисование на тему «Зимние развлечения».
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм.
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».
Декоративное рисование плаката «8 марта».
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
Рисование с натуры игрушки (транспорт)
Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне
Рисование симметричных форм: насекомые.
Рисование с натуры весенних цветов несложных форм.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм.
Учебно-тематический план
№ | Вид занятия | Количество часов |
5 класс |
1 | Рисование с натуры | 13 |
2 | Декоративное рисование | 12 |
3 | Рисование на темы | 3 |
4 | Беседа об изобразительном искусстве | 5 |
| Итого | 33 |
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс
К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Нормы и критерии оценок
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
Учебно-методические средства обучения
Оборудование:
1 | Магнитная доска |
2 | Мультимедийный проектор |
3 | Макеты овощей и фруктов |
4 | Макеты геометрических фигур |
5 | Игрушки |
6 | Репродукции картин |
7 | Наглядные пособия и таблицы |
Основная и дополнительная литература
Вид методического пособия | Наименование | Автор, издательство, год издания |
Программа. | Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. | Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.) |
Дополнительная литература | Альбомы по росписи Знакомство с пейзажной живописью. Изобразительное искусство и методика 1-2кл. Кузин В.С., Кубышева В.С. Портреты художников (альбом) DVD диски «Уроки изобразительного искусства в 5 классе» «Великий художник» - справочник школьника. Тесты по ИЗО. | С-Петербург – 2001 М: Дрофа, 2003 Оренбург-2012 (WWW IZO.ru) М:Просвещения 2004 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе.
№ п/п | Наименование темы урока | Кол-во | Дата | Словарь | Повторение | Оборудование, наглядность, дополнит. лит-ра, ТСО |
1 четверть Количество уроков: 8 |
1 | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» | 1 | 07.09 | Резьба, лепка. | Народные промыслы. | Презентация, художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех. Изделия из дерева, глины |
2 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов | 1 | 14.09 | Стилизация | Декоративно-прикладное искусство. | Презентация, образцы. Стилизованные ягоды, ветки, листья |
3 | Рисование простого натюрморта | 1 | 21.09 | Яблоко, овощ | Натюрморт. | Натура (яблоко и керамический стакан), образец, рисунки обучающихся |
4 | Рисование симметричного узора в круге по шаблону | 1 | 28.09 | Симметрия | Декоративное рисование. | Презентация, рисунки обучающихся |
5 | Рисование симметричного узора по образцу. Вымпел, эмблема | 1 | 05.10 | Вымпел, эмблема | Симметричный узор | Презентация с образцами эскизов узора. Образец |
6 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» | 1 | 12.10 | Колорит, керамика | Виды изобразительного искусства | Презентация: Гжель, Дымковская игрушка. Видео Галилео |
7 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы Карандаш. Построение | 1 | 19.10 | Ось симметрии | Построение композиции натюрморта. | Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся |
8 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы Графическое выполнение | 1 | 26.10 | Штрих. Штриховка. Тон | Графика. Приёмы графики | Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся. Приёмы штриховки |
2 четверть Количество уроков: 8 |
1 | Декоративное рисование – мир орнамента «Украшаем варежки» | 1 | 09.11 | Орнамент. Рукавицы. Варежки | Понятие – стилизация, чередование по форме и цвету | Презентация, образец, рисунки обучающихся |
2 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка) | 1 | 16.11 | Конус, объём | Рисование с натуры –. вид изобразительного искусства | Натура (пирамидка), детская раскладная пирамидка |
3 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы») | 1 | 23.11 | Пешеход, тротуар | Виды изобразительного искусства | Презентация, таблица этапов построения |
4 | Беседа на тему: «Народное, декоративно-прикладное искусство». Богородская деревянная игрушка | 1 | 30.11 | Богородская деревянная игрушка | Натюрморт | Презентация, «Кузнецы». «Клюющие курочки» «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) |
5 | Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). 1 урок – карандаш | 1 | 07.12 | Пригласительный билет | Декоративное рисование | Презентация с образцами новогодних открыток. Образец |
6 | Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета 2 урок – гуашь | 1 | 14.12 |
7 | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см) 1 урок – карандаш | 1 | 21.12 | Карнавал. Карнавальные маски | Симметричный узор | Презентация с образцами новогодних масок. Показ учителя |
8 | Рисование новогодних карнавальных очков 2 урок – гуашь | 1 | 28.12 |
3 четверть Количество уроков: 9 |
1 | Беседа об изобразительном искусстве. Бытовой жанр «Картины художников о школе, товарищах и семье» | 1 | 18.01 | Бытовой жанр | Жанры изобразительного искусства | Презентация «Картины» Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» |
2 | Рисование с натуры фигуры человека | 1 | 25.01 | Натурщик, позировать | Набросок с натуры | Презентация, образцы, позирующий ученик |
3 | Рисование на тему «Зимние развлечения» | 1 | 01.02 | Снеговик, коньки | Построение композиции, плановость | Презентация, образец, рисунки обучающихся |
4 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. (Акварель) | 1 | 08.02 | Кашпо | Натюрморт | Натура (цветочный горшок с растением), образец, рисунки обучающихся |
5 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий | 1 | 15.02 | Симметрия | Декоративное рисование | Презентация, рисунки обучающихся |
6 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета | 1 | 22.02 | Монитор | Графика, графический рисунок | Монитор, образец, рисунки обучающихся |
7 | Декоративное рисование открытки «8 Марта» | 1 | 01.03 | Открытка, плакат | Декоративное рисование | Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся |
8 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к обучающимся углом | 1 | 15.03 | Коробка, бант | Построение композиции натюрморта | Коробка с тортом, перевязанная лентой |
9 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения | 1 | 22.03 | Скворечник | Построение композиции натюрморта | Скворечник, образец, рисунки обучающихся |
4 четверть Количество уроков: 8 |
1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по басням И.А.Крылова (в карандаше) | 1 | 05.04 | Басня | Выбор сюжета, составление композиции | Презентация, образец, рисунки обучающихся |
2 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по басням И.А.Крылова (в цвете) | 1 | 12.04 | Колорит, цвет | Цветовая гамма | Презентация, образец, рисунки обучающихся |
3 | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Графика | 1 | 19.04 | Грузовик, трактор, бензовоз | Натюрморт | Презентация, таблица, рисунки обучающихся |
4 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов | 1 | 26.04 | Стилизация | Декоративное рисование | Презентация с образцами узора. Рисунки обучающихся |
5 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков | 1 | 03.05 | Подвиг, герой, оборона | Жанры изобразительного искусства | Видео-урок. Презентация «Картины»: А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя» |
6 | Рисование с натуры насекомых симметричных форм | 1 | 10.05 | Бабочка, стрекоза | Симметричный узор | Насекомые — бабочка, стрекоза, натура — раздаточный материал, рисунки обучающихся |
7 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы | 1 | 17.05 | Весенние цветы | Натюрморт | Натура, образец, рисунки обучающихся |
8 | Составление узора в круге с применением осевых линий | 1 | 24.05 | Колорит | Декоративное рисование. Стилизация | Презентация. Рисунки обучающихся |
Лист коррекции
№ | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с ЗУР |
план | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
1