СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 кл

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 специальном (коррекционном) классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 кл»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. КИРЕНСКА»





Рассмотрено

на заседании МО

протокол № ___

«___»_____ 20__г

руководитель МО

______/ О.Г.Ковадло /

Согласовано:

заместитель директора по УР

_________/Н.Н.Шадрина/

«___»___________ 20__г.

Утверждено:

директор

______/Н.С. Полоскова/








Рабочая программа

по изобразительному искусству

5 класс









Составитель: учитель

первой квалификационной категории

Е.В.Овчинникова











г. Киренск, 2016



Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  2. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  3. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, автор: И.А.Грошенков – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ17.12.10 № 1897.).

Категория обучающихся

Обучающиеся 5 класса ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» г. Киренска.

Структура документа

Рабочая программа включает семь разделов: пояснительную записку, основное содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, учебно-методические средства обучения, лист коррекции.

Общая характеристика предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей. Направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, позволяющих применять полученные навыки для решения практических жизненных задач.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

– коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.

Задачи курса изобразительного искусства в 5 классе, состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

– развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;

оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

– моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с изучением новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

Общая характеристика учебного процесса

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе выделяется 102 часа, из них в 5классе - 1 час в неделю 34 в год.

Возможно уменьшение (увеличение) количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться).

Основные виды и формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

-беседы об изобразительном искусстве.

Основными видами деятельности обучающихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство » являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

– отработка графических умений и навыков;

– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Контроль за усвоением знаний.

Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается контролем.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Содержание тем учебного курса


Рисование с натуры. (13ч.)

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.(12ч.)

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы. (3ч.)

Развитие у обучающихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов. Правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного. Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке. Работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве. (5ч.)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Примерная тематика заданий:

  1. Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

  2. Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды).

  3. Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.

  4. Рисование простого натюрморта.

  5. Рисование симметричного узора по образцу.

  6. Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.

  7. Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.

  8. Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура.

  9. Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы

  10. Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

  11. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка)

  12. Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.

  13. Рисование новогодних карнавальных очков.

  14. Рисование на тему «Лес зимой».

  15. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье».

  16. Рисование с натуры фигуры человека.

  17. Рисование на тему «Зимние развлечения».

  18. Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

  19. Рисование в квадрате узора из растительных форм.

  20. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.

  21. Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».

  22. Декоративное рисование плаката «8 марта».

  23. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

  24. Рисование с натуры игрушки (транспорт)

  25. Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне

  26. Рисование симметричных форм: насекомые.

  27. Рисование с натуры весенних цветов несложных форм.

  28. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм.

Учебно-тематический план


Вид занятия

Количество часов

5 класс

1

Рисование с натуры

13

2

Декоративное рисование

12

3

Рисование на темы

3

4

Беседа об изобразительном искусстве

5


Итого

33



Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.


Требования к уровню подготовки обучающихся

5 класс

К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.


Нормы и критерии оценок


Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.



Учебно-методические средства обучения


Оборудование:


1

Магнитная доска

2

Мультимедийный проектор

3

Макеты овощей и фруктов

4

Макеты геометрических фигур

5

Игрушки

6

Репродукции картин

7

Наглядные пособия и таблицы


Основная и дополнительная литература


Вид методического пособия

Наименование

Автор, издательство, год издания

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд.

Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010

(автор Грошенков И.А.)

Дополнительная литература

Альбомы по росписи

Знакомство с пейзажной живописью.

Изобразительное искусство и методика 1-2кл. Кузин В.С., Кубышева В.С.

Портреты художников (альбом)

DVD диски «Уроки изобразительного искусства в 5 классе»

«Великий художник» - справочник школьника.

Тесты по ИЗО.


С-Петербург – 2001

М: Дрофа, 2003


Оренбург-2012 (WWW IZO.ru)

М:Просвещения 2004









Приложение

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе.

п/п

Наименование темы урока

Кол-во

Дата

Словарь

Повторение

Оборудование, наглядность, дополнит. лит-ра, ТСО

1 четверть

Количество уроков: 8

1

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художествен­ных промыслов и искусство родного края»

1

07.09

Резьба, лепка.

Народные промыслы.

Презентация, художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех. Изделия из дерева, глины

2

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов

1

14.09

Стилизация

Декоративно-прикладное искусство.

Презентация, образцы. Стилизованные ягоды, ветки, листья

3

Рисование простого натюрморта

1

21.09

Яблоко, овощ

Натюрморт.

Натура (яблоко и керами­ческий стакан), образец, рисунки обучающихся

4

Рисование симметричного узора в круге по шаблону

1

28.09

Симметрия

Декоративное рисование.

Презентация, рисунки обучающихся

5

Рисование симметричного узора по образцу. Вымпел, эмблема

1

05.10

Вымпел, эмблема

Симметричный узор

Презентация с образцами эскизов узора. Образец

6

Беседа «Декоративно-прикладное искусство»

1

12.10

Колорит, керамика

Виды изобразительного искусства

Презентация: Гжель, Дымковская игрушка. Видео Галилео

7

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы Карандаш. Построение

1

19.10

Ось симметрии

Построение композиции натюрморта.

Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся

8

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы

Графическое выполнение

1

26.10

Штрих. Штриховка.

Тон

Графика. Приёмы графики

Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся. Приёмы штриховки

2 четверть

Количество уроков: 8

1

Декоративное рисование – мир орнамента «Украшаем варежки»

1

09.11

Орнамент. Рукавицы. Варежки

Понятие – стилизация, чередование по форме и цвету

Презентация, образец, рисунки обучающихся

2

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка)

1

16.11


Конус, объём

Рисование с натуры –. вид изобразительного искусства

Натура (пирамидка), детская раскладная пирамидка

3

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»)

1

23.11

Пешеход, тротуар

Виды изобразительного искусства

Презентация, таблица этапов построения

4

Беседа на тему: «Народное, декоративно-прикладное искусство». Богородская деревянная игрушка

1

30.11

Богородская деревянная игрушка

Натюрморт

Презентация, «Кузнецы». «Клюющие куроч­ки» «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)

5





Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета

(формат 7 х 30 см).

1 урок – карандаш

1

07.12





Пригласительный билет

Декоративное рисование

Презентация с образцами новогодних открыток. Образец

6


Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета

2 урок – гуашь

1


14.12

7




Рисование новогодних карнавальных очков

(на полоске плот­ной бумаги размером 10 х 30 см)

1 урок – карандаш

1

21.12


Карнавал. Карнавальные маски


Симметричный узор

Презентация с образцами новогодних масок. Показ учителя

8

Рисование новогодних карнавальных очков

2 урок – гуашь

1

28.12

3 четверть

Количество уроков: 9

1

Беседа об изобразительном искусстве. Бытовой жанр «Картины художников о школе, товарищах и семье»


1

18.01

Бытовой жанр

Жанры изобразительного искусства

Презентация «Картины»

Д. Мочальский «Первое сентября»;

И. Шевандронова.

«В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»

2

Рисование с натуры фигуры человека

1

25.01

Натурщик, позировать

Набросок с натуры

Презентация, образцы, позирующий ученик

3

Рисование на тему «Зимние развлечения»

1

01.02

Снеговик, коньки

Построение композиции, плановость

Презентация, образец, рисунки обучающихся

4

Рисование с натуры цветочного горшка с растением. (Акварель)

1

08.02

Кашпо

Натюрморт

Натура (цветочный горшок с растением), образец, рисунки обучающихся

5

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий

1

15.02

Симметрия

Декоративное рисование

Презентация, рисунки обучающихся

6

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета

1

22.02

Монитор

Графика, графический рисунок

Монитор, образец, рисунки обучающихся

7

Декоративное рисование открытки «8 Марта»

1

01.03

Открытка, плакат

Декоративное рисование

Натура (ваза керамическая), образец, рисунки обучающихся

8

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, по­вернутого к обучающимся углом


1

15.03

Коробка, бант

Построение композиции натюрморта

Коробка с тортом, перевязанная лентой

9

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения


1

22.03

Скворечник

Построение композиции натюрморта

Скворечник, образец, рисунки обучающихся

4 четверть

Количество уроков: 8

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по басням И.А.Крылова

(в карандаше)

1

05.04

Басня

Выбор сюжета, составление композиции

Презентация, образец, рисунки обучающихся

2

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по басням И.А.Крылова (в цвете)

1

12.04

Колорит, цвет

Цветовая гамма

Презентация, образец, рисунки обучающихся

3

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Графика

1

19.04

Грузовик, трактор, бензовоз

Натюрморт

Презентация, таблица, рисунки обучающихся

4




Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов


1

26.04

Стилизация

Декоративное рисование

Презентация с образцами узора. Рисунки обучающихся

5

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков

1

03.05

Подвиг, герой, оборона

Жанры изобразительного искусства

Видео-урок. Презентация «Картины»: А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»

6



Рисование с натуры насекомых симметричных форм


1

10.05

Бабочка, стрекоза

Симметричный узор

Насекомые — бабочка, стреко­за, натура — раздаточный материал, рисунки обучающихся

7

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы

1

17.05

Весенние цветы

Натюрморт

Натура, образец, рисунки обучающихся

8

Составление узора в круге с применением осевых линий

1

24.05

Колорит

Декоративное рисование. Стилизация

Презентация.

Рисунки обучающихся



Лист коррекции


Тема урока

Дата

Причина

Согласование с ЗУР

план

факт
























































































1