1.Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида». В.В. Воронковой; Сб.1 Министерства образования РФ. Москва «Владос» 2011г. В данную программу внесены измененные методические разработки ведущих специалистов, специализирующих на обучении изобразительному искусству: И.А.Грошенкова, В.С.Кузина, Е.И.Коротеевой, Н.И.Горяевой, Б.М.Неменского.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
-коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитие у учащихся аналитико - синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
-совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
-развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
-содействие нравственному и трудовому воспитанию.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места..
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве. В 5 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГК ОУ «Волгоградская школа-интернат №1» рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Количество часов в неделю - 1
Количество часов в 1 четверти – 9
Количество часов во 2 четверти -7
Количество часов в 3 четверти - 10
Количество часов в 4 четверти – 8
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 5-м классе является формирование следующих умений:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
1-й уровень (необходимый)
- названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- названия предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.
2–й уровень (программный)
- названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
-названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
-основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень (необходимый)
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
-рационально организовывать свою изобразительную деятельность;
-планировать работу;
-осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
-владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
-передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентироваться в пространстве листа;
-размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;
-узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
-различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.
2–й уровень (программный)
-различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
-различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
-рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
-рисовать по воображению;
-оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
5.Содержание учебного предмета.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования пятиклассники:
учатся составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;
совершенствуют умение соблюдать последовательность при рисовании узоров;
находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование с натуры
При рисовании с натуры у школьников 5 класса формируется эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни, совершенствуются умения анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);
сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;
намечать последовательность выполнения рисунка,
передавать в рисунке форму; строение, пропорции и цвет предметов;
при рисовании предметов симметричной формы использовать среднюю (осевую) линию;
передавать объем предметов доступными средствами, ослаблять интенсивность цвета путем прибавления воды в краску.
Рисование на темы
Тематическое рисование в 5 классе позволяет научить детей отражать свои наблюдения в рисунке;
передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что особенно хорошо можно показать в рисунке;
работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об изобразительном искусстве в 5 классе способствуют:
развитию у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства;
выработке понятия о художественных средствах живописи;
развитию чувства формы и цвета;
развитию умения рассказывать о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;
воспитанию умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц;
ощущению красоты и своеобразия произведений декоративно-прикладного искусства.
I четверть.
1. «Летние воспоминания». Рисование по памяти и представлению.
2. «Произведения мастеров народных художественных промыслов». Беседа. «Жостово», «Палех».
3. Узор в полосе из повторяющихся элементов.
4. «Наши друзья-птицы». Изображение и реальность. Перелетные птицы.
5. «Осенние листья». Рисование с натуры.
6. «Сказочная птица». Рисование по представлению.
7. «Богатый урожай». Рисование с натуры овощей и фруктов.
8. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшение в природе.
9.Узор из геометрического орнамента в круге.
II четверть.
10. Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Передача формы, пропорций, цвета (основы светотени).
11. «Народное декоративно-прикладное творчество». Беседа. Глиняные игрушки.
12. «Обитатели подводного мира». Рисование по представлению.
13. «Деревья зимой». Возможности графических материалов (уголь, карандаш). Рисование по образцу. Воздушная перспектива.
14. «Наши друзья-животные». Рисование по образцу.
15. «Пригласительный билет». Оформление новогоднего пригласительного билета.
16. «Карнавальные очки». Декоративно-прикладное творчество.
III четверть.
17. «Зимние развлечения». Рисование по памяти и представлению.
18. Наброски с натуры фигуры человека. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное.
19. «Натюрморт из геометрических тел». Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок. Светотень. Техника штриха.
20. «Узор из растительных форм с осевыми линиями.
21. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (ящика). Линейный рисунок, светотень.
22. Беседа по теме «Мы победили». В.Пузырьков «Черноморцы»; Ю.Непринцев «Отдых после боя»; П.Кривоногов «Победа».
23. «Восьмое марта - женский день!». Декоративное рисование плаката.
24. «С чего начинается Родина». Рисование природы в разных состояниях.
25. Наброски моделей домика. Рисование по образцу. Линейное построение. Перспектива.
26. «Старинный терем». Рисунок по представлению из геометрических форм. Сквозной рисунок, штриховка по форме, украшение.
IVчетверть.
27. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору).
28. «Любимая игрушка». Рисование с натуры.
29. «Наши друзья: насекомые». Рисование симметричных форм: бабочка, стрекоза, жук.
30. «Весна идет». Рисование по памяти. И.Левитан «Март»; А.Саврасов «Грачи прилетели».
31. Беседа по картинам о Великой Отечественной войне. А.Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А.Дейнека «Оборона Севастополя».
32. «Весенний букет». Рисование с натуры цветов несложной формы.
33. Узор из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
34.Узор в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и тюльпан).
Календарно-тематическое планирование по Изобразительному искусству 5 класс
№ п/п. | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Планируе-мая | фактическая |
I четверть |
11 | | | «Летние воспоминания». | Рисование по памяти и представлению. |
22 | | | «Произведения мастеров народных художественных промыслов». Беседа. «Жостово», «Палех». | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью. |
33 | | | Узор в полосе из повторяющихся элементов. | Выполнение простейших узоров в полосе, сопоставление чередующихся элементов между собой. Формирование навыков по цветоразличению, подбору цветового материала, воспроизведению цвета и цветовых оттенков. |
44 | | | «Наши друзья-птицы». Изображение и реальность. Перелетные птицы. | Изображение птиц с передачей пропорций, формы тела, цветовой окраски. |
55 | | | «Осенние листья». | Рисование с натуры. Передача осенней окраски листьев, их формы, очертания. |
66 | | | «Сказочная птица». | Рисование по представлению. Переработка формы предмета из реальной действительности в воображаемую, фантастическую. |
77 | | | «Богатый урожай». Рисование с натуры овощей и фруктов. | Восприятие формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, нахождение и изображение существенных признаков, установление сходства и различия между натурой и изображенным объектом. |
98 | | | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшение в природе. | Передача в рисунке простейшей формы паутины, отражение в изображении отношения к природе. |
99 | | | Узор из геометрического орнамента в круге. | Выполнение простейших узоров в круге, сопоставление чередующихся элементов между собой. Формирование навыков по цветоразличению, подбору цветового материала, воспроизведению цвета и цветовых оттенков. |
II четверть |
110(1) | | | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | Ориентация на плоскости листа, соотношение размеров изображаемых объектов, передача формы, пропорций и цвета предметов (основы светотени). |
211(2) | | | «Народное декоративно-прикладное творчество». Беседа. Глиняные игрушки. | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров народного творчества. Представление о роли прикладного творчества, его связи с жизнью. |
312(3) | | | «Обитатели подводного мира». | Рисование по представлению, воображению, передача основных особенностей изображаемых предметов, ориентация на плоскости листа, композиционное решение. |
413(4) | | | «Деревья зимой». Воздушная перспектива. Возможности графических материалов (уголь, карандаш). | Рисование по образцу. Передача силуэтного изображения деревьев с толстыми и тонкими ветками. |
514(5) | | | «Наши друзья-животные». | Рисование по образцу. Изображение животных с передачей пропорций, формы тела, цветовой окраски. |
615(6) | | | «Пригласительный билет». Оформление новогоднего пригласительного билета. | Рисование по представлению, воображению, передача основных особенностей изображаемого предмета, проявление интереса и любви к творчеству художников, к декоративно-оформительской графике. |
716(7) | | | «Карнавальные очки». Декоративно-прикладное творчество. | Выполнение декоративного изделия, проявление творческой фантазии и эмоциональных ощущений при декоративно-оформительской деятельности. |
III четверть |
117(1) | | | «Зимние развлечения». «Зимние развлечения». Рисование по памяти и представлению. | Рисование по памяти и представлению. Составление тематической композиции, передача основных особенностей изображаемых предметов, ориентация на плоскости листа. |
218(2) | | | Наброски с натуры фигуры человека. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. | Рисование по образцу. Изображение людей в движении с передачей пропорций, |
319(3) | | | «Натюрморт из геометрических тел». Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок. Светотень. Техника штриха. | Рисование с натуры простых по очертанию и строению предметов, передача формы и цвета предметов. Работа над выразительными средствами в рисунке. |
420(4) | | | «Узор из растительных форм с осевыми линиями. | Выполнение простейших симметричных узоров. Формирование навыков по цветоразличению, подбору цветового материала, воспроизведению цвета и цветовых оттенков. |
521(5) | | | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (ящика). Линейный рисунок, светотень. | Рисование с натуры сложного по очертанию и строению предмета, передача формы, перспективы и цвета. Работа над выразительными средствами в рисунке. |
622(6) | | | Беседа по теме «Мы победили». | Знакомство с отдельными произведениями русских художников, отражающими события Великой отечественной войны: В.Пузырьков «Черноморцы»; Ю.Непринцев «Отдых после боя»; П.Кривоногов «Победа». Восприятие художественного замысла художников, проявление человеческих качеств к изображаемому сюжету. |
723(7) | | | «Восьмое марта - женский день!». | Декоративное рисование плаката. Композиционное решение, передача основных критериев изображения плакатов. |
924(8) | | | «С чего начинается Родина». | Рисование природы в разных состояниях. Передача настроения в творческой работе с помощью линии, цвета, композиции. |
925(9) | | | Наброски моделей домика. | Рисование по образцу. Линейное построение. Перспектива. |
126(10) | | | «Старинный терем». | Рисунок по представлению из геометрических форм. Сквозной рисунок, штриховка по форме, украшение. |
IV четверть |
127(1) | | | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору). | Рисование по памяти. Составление иллюстрации к книге, организация места в книге (композиция). Передача в рисунке основных форм знакомых предметов, объединение этих предметов в единый сюжет. |
228(2) | | | «Любимая игрушка». Рисование с натуры. | Рисование с натуры простых по очертанию и строению предметов, передача формы и цвета предметов. Отработка графических навыков при изображении предмета, композиционного решения рисунка. Передача фактуры с помощью художественных материалов. |
329(3) | | | «Наши друзья: насекомые». | Рисование по образцу насекомых с соблюдением симметрии: бабочка, стрекоза, жук. Ориентация на плоскости листа, соотношение размеров изображаемых объектов, передача формы и цвета.. |
430(4) | | | «Весна идет». | Рисование по памяти. Рассматривание картин: И.Левитан «Март»; А.Саврасов «Грачи прилетели». Составление композиции по образцу, передача существенных признаков отдельных предметов (деревьев, воды…), передача пространственных отношений предметов. |
531(5) | | | Беседа по картинам о Великой Отечественной войне. | Знакомство с отдельными произведениями русских художников, отражающими события Великой отечественной войны: А.Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А.Дейнека «Оборона Севастополя». Восприятие художественного замысла художников, проявление человеческих качеств к изображаемому сюжету. |
632(6) | | | «Весенний букет». | Рисование с натуры цветов несложной формы. |
733(7) | | | Узор из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | Выполнение простейших узоров. Формирование навыков по цветоразличению, подбору цветового материала, воспроизведению цвета и цветовых оттенков |
934(8) | | | Узор в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (стрекоза и тюльпан). | Выполнение простейших симметричных узоров. Формирование навыков по цветоразличению, подбору цветового материала, воспроизведению цвета и цветовых оттенков |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство».
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплекс:
Литература:
-«Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида». В.В. Воронковой; Сб.1 Министерства образования РФ. Москва «Владос» 2011г.
-Сластникова, М.В. Изобразительное искусство:5-8кл.: управление познавательной деятельностью учащихся /авт.-сост.М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова.- Волгоград: Учитель, 2012;
-Павлова,О.В. Изобразительное искусство: 1-8 кл.: развернутое тематическое планирование по программе В.С.Кузина /авт.-сост.О.В.Павлова, Г.П.Попова.-Изд.2-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2012;
-Воробьева,О.Я. Изобразительное искусство: 1-8 кл.: развернутое тематическое планирование по программе Б.М.Неменского /авт.-сост.О.Я.Воробьева, Е.И.Плещук, Т.И.Андриенко.- Волгоград: Учитель, 2012;
-Дроздова,С.В. Изобразительное искусство: поурочные планы по учебнику Кузина В.С.- Волгоград: Учитель, 2005.
-Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
-натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;
-наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»;
-оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, графические планшеты, эл.доска).
Образовательный процесс оснащается:
-наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);
-раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки, шаблоны, опорные схемы и таблицы, образцы…);
-специализированным оборудованием (мольберты, постановочный столик, коррекционные мольберты, магнитно-маркерная доска);
-художественными материалами и инструментами (акварельные и гуашевые краски, пастель, восковые мелки, тушь, пластилин, стеки, ножницы, разные виды бумаги…)