СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО начальные классы УМК Гармония

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО»

Пояснительная записка

Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.


В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения

сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.


Общая характеристика учебного предмета

Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественнотворческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.


1 класс – «Художник и природа родного края».

2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Художник, природа и я».


Структурной особенностью программы является блочнотематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.


В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.


Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость – диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.


Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем объём не менее 135 часов.


Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной художественно-творческой деятельности.


«Книжная иллюстрация» знакомит с искусством книжной графики, нацеливает деятельность младших школьников на освоение работы с различными графическими материалами при выполнении иллюстраций к литературным произведениям.

«Бумажная пластика» создаёт условия для овладения школьниками приёмами и способами формотворчества с белой и цветной бумагой.

«Песочная анимация» призвана расширить пространство для самовыражения учащихся путём приобщения к искусству анимации и освоения техники рисования песком.

«Глиняная игрушка» способствует расширению творческого опыта младших школьников в процессе лепки из глины и знакомства с народной игрушкой.

«Кукольный театр» способствует приобщению к мировой художественной культуре через создание детьми перчаточных кукол, декораций и постановку кукольных спектаклей по мотивам сказок народов мира.

«Цвет и музыка» развивает интегративное начало творческой деятельности детей в процессе «слушания» и «видения» объектов и явлений природы, восприятия произведений музыки и живописи, а также в результате продуктивных видов практической изобразительной деятельности.


Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и скульптуры», олимпиады и праздники любителей живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, вернисажи, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.


Структура и ценностные ориентиры

Образовательная цель программы «Природа и художник» – развитие культуры творческой личности, познавательных, коммуникативных, регулятивных, предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Содержание программы раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:


I модуль

Художник и мир природы. Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.


II модуль

Художник и мир животных. Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.


III модуль

Художник и мир человека. Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.


IV модуль

Художник и мир искусств. Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке – через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция.


Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство» по программе «Природа и художник»


В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:


в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;


в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественнотворческой деятельности;


в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);


Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» по программе «Природа и художник»

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– умении организовать самостоятельную художественнотворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;


в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;


в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;


в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по ИЗО

Слайды, соответствующие тематике программы по ИЗО

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие теме урока по ИЗО.


Образовательные ресурсы сети Интернет.

Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика


Активные ссылки на порталы и сервисы для учителя:


http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

http://www.mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи; http://www.abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html - Виктор Васнецов;

http://www.abcgallery.com/S/serov/serov.html - Валентин Серов

http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

http://www.abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html - Иван Айвазовский;

http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan.html - Исаак Левитан;

http://www.abcgallery.com/B/briullov/briullov.html - Карл Брюллов


Электронные учебники и сайты:


http://artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

http://www.panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://www.abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

http://palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

http://religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

http://sobory.ru/ - Православная архитектура;

http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;



7