МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ-СОШ № 17
___________/Г.И.Сальникова
«____» ______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
6 класс
Составитель: Жирненкова Нина Юрьевна
учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы, ООП ООО МОУ-СОШ №17 и ориентированы на работу по программе:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Изобразительное искусство» заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Цель художественного образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного общего образования, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учрежденияна «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты предмета
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школеотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
Результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся и проявляются:
в умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
в умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
в умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
в владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
в умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
различать изученные виды пластических искусств;
воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Содержание учебного предмета.
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения(обобщение темы).
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Портрет в графике
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты
Портрет в изобразительном искусстве XX века..
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж (8 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Городской пейзаж. Пейзаж в графике.
Выразительные возможности изобразительного искусства.Язык и смысл(обобщение темы).
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п | Темы, разделы | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. | 8 |
Согласно Уставу МОУ – СОШ № 17 промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися объёма содержания общеобразовательных программ за учебный год и учебный период, которая проводится в форме тестирования.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за триместр после прохождения тем в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей _художественно-эстетического цикла
От «_____»________________ 2016 г. №______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________ /Г.Б. Перфилова
«______»_________________ 2016 г.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству | |
в 6 «_____» классе на 2016-2017 учебный год | |
№ пп | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | | |
2 | Рисунок – основа изобразительного искусства. | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | | |
8 | Основы языка изображения (обобщение темы).Промежуточный тест за I четверть. | | |
9 | Работа над ошибками.Реальность и фантазия в творчестве художника. | | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | | |
14 | Натюрморт в графике. | | |
15 | Цвет в натюрморте. | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта.Промежуточный тест за II четверть. | | |
17 | Работа над ошибками. Образ человека – главная тема искусства. | | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | | |
19 | Портрет в скульптуре. | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | | |
21 | Портрет в графике. | | |
22 | Сатирические образы человека. | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | | |
24 | Роль цвета в портрете. | | |
25 | Великие портретисты.Промежуточный тест за III четверть. | | |
26 | Работа над ошибками. Портрет в изобразительном искусстве XX века. | | |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | | |
28 | Изображение пространства. | | |
29 | Правила воздушной перспективы. | | |
30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | | |
31 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | | |
32 | Пейзаж в русской живописи. | | |
33 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж.Промежуточный тест за IV четверть. | | |
34 | Работа над ошибками. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). | | |