ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2014.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5-го по 7-й класс. Общее количество уроков в неделю: 5 класс -1 час в неделю; соответственно в год - 35 часов.
В 7 классе:
-практические занятия-26, в т.ч. проектов-9;
-экскурсии-1;
-теоретические занятия-6.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
Изображение челоаека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (8 часов)
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (12 часов)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (7 часов)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Учебно-тематический план в 7 классе
Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
«Изображение фигуры человека и образ человека» | 8 |
«Поэзия повседневности» | 8 |
«Великие темы жизни» | 12 |
«Реальность жизни и художественный образ». | 7 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование. 7 класс
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно-творческое задание | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания. | Домашнее задание | ИКТ (информационное обеспечение урока) | Дата |
план | факт |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека тульскими художниками. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека. | Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. | Знать: - виды изобразительного искусства. Уметь: -соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении. | Устный опрос. Практическая работа. | Изображение человека в древних культурах Индии. | Подобрать зрительный материал по видам искусств. | Мультимедийная презентация «Человек в искусстве». | 7а 7.09 7б 3.09 | |
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация. | Знать пропорции фигуры человека. Уметь рисовать схемы движений человека. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Академический рисунок. | Зарисовки с натуры членов своей семьи. | Мультимедийная презентация «Академический рисунок». | 7а 14.09 7б 10.09 7а 21.09 7б 17.09 | |
4-5 | Лепка фигуры человека. | 2 | Урок формирования новых умений. | Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. | Знать имена великих скульпторов и их произведения. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | _ | Подобрать зрительный материал с изображением человека. | Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре». | 7а 28.09 7б 24.09 7а 5.10 7б 1.10 | |
6-7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | Комбинированный. | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь , выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении. | Наброски с натуры одетой фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору. | Знать понятие силуэт. Уметь: пользоваться графическими материалами; - видеть и передавать характер движения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | - | Наброски с натуры друзей и знакомых. | Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска». | 7а 12.10 7б 8.10 7а 19.10 7б 15.10 | |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тульских художников 19-21 веков. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. | Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья». | Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве. Уметь воспринимать произведения искусства. | | Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст. | Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту. | - | 7а 26.10 7б 22.10 | |
Поэзия повседневности (8 часов). |
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Комбинированный. | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). | Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства. Уметь владеть материалами для графического рисунка. | Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками. | - | Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах. | Мультимедийная презентация «Искусство разных народов». | 7а 16.11 7б 29.10 | |
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Тульской области. | 1 | Урок формирования новых знаний. | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Знать: - виды жанров и тематическое богатство внутри них; - подвижность границ между жанрами. Уметь анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Подобрать иллюстрации с картин разных жанров. | Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве». | 7а 23.11 7б 12.11 | |
11 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | Комбинированный. | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору). | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п.. | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь строить тематическую композицию. Владеть навыками использования материалов графики. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике». | 7а 30.11 7б 19.11 | |
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 1 | Комбинированный. | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору). | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь - строить тематическую композицию; - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи». | 7а 7.12 7б 26.11 | |
13-14 | Жизнь в Тульском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 2 | Урок формирования новых умений. | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками. | Создание композиции на темы жизни людей Тульской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории туляков и собранного зрительного материала. | Знать: - изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Наиболее важные исторические события Тульского региона. | Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника. | Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве». | 7а 14.12 7б 3.12 7а 21.12 7б 10.12 | |
15-16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. | Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски. | Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику. | Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи». | 7а 28.12 7б 17.12 7а11.01 7б 24.12 | |
Великие темы жизни (11 часов). |
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века. | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес. | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом произведений известных художников. | Исторические произведения Ф.Гойи. | Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев. | Мультимедийная презентация «исторические и мифологические темы в искусстве». | 7а 18.01 7б 31.12 | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тульских художников 19 века. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности. | Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров. | Выступления с анализом тематических произведений известных художников. | | Подобрать сообщение или мультимедийную презентацию о художниках Тульской области. | Мультимедийная презентация «Творчество К.Брюллова и В.Сурикова». | 7а 25.01 7б 14.01 | |
19-21 | Процесс работы над тематической картиной. | 3 | Комбинированный. | Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали. | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. | Знать этапы создания картины. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Принести репродукции с картин на библейские темы. | Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине». | 7а 01.02 7б 21.01
7а 8.02 7б 28.01 7а 15.02 7б 4.02 | |
22-24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | Комбинированный. | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. | Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Уметь строить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. | Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры. | Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве». | 7а 29.02 7б 11.02 7а. 14.03 7б 18.02 7а 21.03 7б 25.02 | |
25-26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 2 | Комбинированный. | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою. | Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной). | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны. Мемориалы, установленные на Тульской земле. | Подготовить свои работы к творческому отчёту. | Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура». | 7а 4.04 7б 3.03 7а 11.04 7б 10.03 | |
27 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. | Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. | Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения. Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение. | Аргументировано анализировать картины художников. | Монументальная живопись Мексики. | Монументальная живопись Тульского региона. | Мультимедийная презентация «Творчество С.Дали, П.Пикассо, М.Шагала». | 7а 18.04 7б 7.04 | |
Реальность жизни и художественный образ (7 часов). |
28-29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Тульской губернии. | 2 | Урок изучения новых знаний. | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В.Фаворского. | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. | Знать - имена известных художников-иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме. | Творческое обсуждение работ. | Творчество Г.Доре, О.Домье и художников Тульской области. | Сбор материала, эскизы для проекта. | Мультимедийная презентация «В.Фаворский». | 7а 25.04 7б 14.04 7а 16.05 7б 21.04 | |
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | Урок формирования новых умений. | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство 20 века». | 7а 23.05 7б 28.04 | |
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. | Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Уметь аргументировано анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Творческий характер зрительского восприятия. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин». | 7а 30.05 7б 5.05 | |
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Урок изучения новых знаний. | Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. | Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины. | - | Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве. | Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве». | 7б 12.05 | |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. | Знать - имена великих художников в истории искусства и их произведения; - особенности роли и истории тематической картины и её жанровых видах. | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. | | Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях Тульской области или России. | Мультимедийная презентация «Великие художники и их творения». | 7б 19.05 | |
34-35 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Тульский музей изобразительных искусств. | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года. | Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течение года. Экскурсия по выставке. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию). | Мультимедийная презентация «Музеи мира». | 7б 26.05 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература.
- а) дополнительные пособия для учителя:
. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт. – сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 223 с.: ил.
. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт./сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков авт./сост. А.В.Пожарская (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З.А.Степанчук (и др.). – Волгоград: Учитель, 2009. – 271 с.
. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт./сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 77 с.: ил.
. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132 с.: ил.
. Урок-презентация / авт.-сост. В.Н.Пунчик, Е.П.Семенова, Н.Н.Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2009.
. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. - Минск: Красико-Принт, 2009.
-б) дополнительные пособия для учащихся:
. Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д.Кора. – М.: Росмэн, 2010.
. Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4;
- фломастеры;
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Модели и натурный фонд:
- изделия декоративно-прикладного искусства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном виде искусства;
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами, в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, компьютерная графика) для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
Познавательные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности; умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века, чем это обусловлено и т. п.).
Регулятивные результаты:
умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.
Коммуникативные результаты:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
учительский контроль
самоконтроль
взаимоконтроль учащихся
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Формы контроля уровня обученности:
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.artsait.ru
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;
- роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;
- влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;
- разности сюжета и содержания в картине;
- роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
- понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе;
- содержательных изменениях картины мира и способах её выражения;
- о существовании стилей и направлений в искусстве;
- о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном событии пути российского и мирового изобразительного искусства в 20 веке.
В процессе практической работы учающиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
7