7 класс
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана в соответствии:
1) Федеральным законом РФ №273- ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.12
2) С требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
3) на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ изобразительного искусства школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с изобразительным искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих изобразительных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную изобразительную деятельность;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия изобразительной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах изобразительной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение изобразительного и общего культурного кругозора; воспитание устойчивого интереса к изобразительному искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному изобразительному наследию;
овладение основами изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать изобразительное искусство как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной изобразительной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
2.Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Раздел 1: Изображение фигуры человека и образ человека (8часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Раздел 2: Поэзия повседневности (8 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Раздел 3: Великие темы жизни (11 часов)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.
Раздел 4: Реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | Раздел | Тема урока | Кол – во часов |
| Раздел 1: «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов) | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
| Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
| Пропорции и строение фигуры человека. Входной контроль | 1 |
| Пропорции и строение фигуры человека. | 1 |
| Лепка фигуры человека | 1 |
| Набросок фигуры человека с натуры | 1 |
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 |
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 |
| Раздел 2: Поэзия повседневности (8 часов) | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 |
| Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры. | 1 |
| Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры. | 1 |
| Сюжет и содержание в картине | 1 |
| Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 1 |
| Жизнь в моем городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 1 |
| Жизнь в моем городе (селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) Промежуточный контроль | 1 |
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 1 |
| Раздел 3: Великие темы жизни (11 часов) | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 |
| Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 |
| Тематическая картина в русском искусстве 19 века | 1 |
| Тематическая картина в русском искусстве 19 века | 1 |
| Процесс работы над тематической картиной | 1 |
| Процесс работы над тематической картиной | 1 |
| Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 |
| Библейские темы в изобразительном искусстве | 1 |
| Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 |
| Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 |
| Место и роль картины в искусстве 20 века | 1 |
| Раздел 4: Реальность жизни и художественный образ (8 часов) | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 |
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 |
| Зрительские умения и их значение для современного человека Итоговый контроль | 1 |
| История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | 1 |
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 |
| Художественно-творческие проекты | 1 |
| Художественно-творческие проекты | 1 |
| Резервный урок | 1 |