СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 9 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Изобразительное искуство в жизни человека" для 9 класса. Составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 9 класс»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 9 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: программа /Сост. Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 17 часов. Срок реализации 1год. Согласно региональному базисному учебному плану, на основе которого сформирован учебный план школы, на предмет «Изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю в 9 классе.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Программой предусматривается широкое привлечение жизнен­ного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблю­дений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения про­граммного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослуши­вание музыкальных и литературных произведений.

Основной целью разработанной рабочей программой является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Это­му способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеуроч­ное время: подготовка сообщений и видео - экскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация

Экспресс - выставок и защита коллективных художественных проектов.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьников;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нуж­ное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллек­тивного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания мо­гут стать хорошим украшением интерьера школы.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 9 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно историческое по­нимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятни­ков культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.






















































Содержание программы.


ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА - 17 часов


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (9 ч)

Город сквозь времени страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты — архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.


ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8 ч)

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или … под шёпот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день.

Моделируешь себя — моделируешь мир.




































Распределение учебного материала по часам.


№ п/п


Наименование раздела, темы


Планируемый результат

кол-во часов


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



9 ч

1.

Архитектурное наследие. «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие человечества

Познакомить с жизнью и творчеством великих русских художников исторического жанра.

Знать творчество русских художников В.Васнецова и И.Билибина.

Получить представление о сложном мире станковой картины, познакомить с ролью сюжета в решении образа. Сформировать представление о музеях России.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к русской культуре и её истории.

1 ч

2.

Город сквозь времени страны. Образностилевой язык архитектуры прошлого.

1 ч

3-4.

Стиль в искусстве – это мироощущение времени.

2 ч

5.

Живое пространство города.

Город, микрорайон, улица.

Виды монументальной живописи

1 ч

6.

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

2 ч

7

Дизайн – средство создания интерьера

1 ч

8

Природа и архитектура.

(1 час резерв)

2 ч


ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ



8 ч

10.09.14

Проектирование города: архитектурный замысел

Сформировать представление о художественных музеях и их типах. Познакомить с крупнейшими музеями мира.

Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории.

Дать представление о плакате, как особом виде графике и специфике его образного языка.

Познакомить с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком.

Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики.

Основные элементы книги. Искусство иллюстрации.

1 ч


Мой дом - мой образ жизни. Функ­ционально-архитек­турная планировка дома

1 ч


Интерьер комнаты -портрет хозяина. Дизайн интерьера

1 ч


Дизайн и архитектура моего сада

1 ч


Мода и культура. Дизайн одежды

1 ч


Грим, визажистика и прическа в прак­тике дизайна

1 ч


Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. (резерв)

1 ч


Моделируя себя, моделируешь мир

1 ч

Итого: 17 часов

Календарно – тематический план 9 класс





Тема урока


Кол-во часов


Формирование новых знаний


Практическая работа


Материалы

Зрительный ряд

и дополнительное
оборудование

Домашнее

задание


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.


1.

Город
сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Город – летопись в камне, он несёт информацию о культуре и обществе. Система формирования города
с древнейших времён.

Взаимосвязь города с природой и бытовой средой.
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.

Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Визитная карточка города (силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города).

Карандаш, тушь, бумага.

Иллюстрации по теме, например планы городов разных эпох; виды старых и современных городов; образцы народного жилища, средневековых замков и храмов (собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор…); фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т.д.).

Подобрать иллюстрации архитектурных сооружений различных стилей.

2.

Стиль
в искусстве – это мироощущение времени.

Архитектура Древнего Рима. Архитектура средневековья: романский стиль, готический стиль. Архитектура эпохи Возрождения. Архитектура барокко. Архитектура классицизма. Стилевые направления в архитектуре
XIX – XX веков (модерн, конструктивизм и функционализм, неоклассицизм, постмодернизм).

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённой эпохи и стиля.

Карандаш, тушь, бумага, ножницы, вырезки, клей.

Иллюстрации по теме, например фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко
и т.д.).


3.

Город
сегодня
и завтра. Тенденции
и перспективы развития современной архитектуры.

Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологичес-кие и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестрой-ки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема

урбанизации ландшафта, безликости
и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

1 вариант:

Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

2 вариант:

Выполнить эскиз 8-го чуда света – здания, способного удивить своей конструкцией и формой.

3 вариант:

Нарисовать современное здание
как необычное архитектурное сооружение, типа Сиднейского оперного театра или небоскрёба Крайслер-билдинга в Нью – Йорке.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например Ле Корбюзье. Архитектура XX века; К. Леду. Проекты для города Шо.

Подобрать иллюстрации архитектуры Москвы
и Санкт – Петербурга.

4.

Архитектура России.

Образ древних русских городов. Архитектура Руси X – XII,
XIII – XVII веков.

Русское деревянное зодчество.

Русская усадьба. Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы (Кремль) и Санкт – Петербурга (Дворцовая площадь).

Советская довоенная и послевоенная архитектура.

1 вариант:

Изображение древнерусского храма с учётом его расположения на местности (на холме, излучине реки, насыпном холме).

2 вариант: Коллективное создание макета или аппликации «Древний русский (деревянный) город».

3 вариант:

Выполнить эскиз ландшафтного уголка с малыми архитектурными формами: беседка, мостик, скамья или скульптура, ваза, фонтан (можно из пластилина).

Гуашь или акварель, кисти, бумага, картон, ножницы, клей, береста, пластилин, стеки.

Иллюстрации по теме, например Софийский собор
в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы

во Владимире; ансамбли монастырей и кремлей разных городов; изображения Москвы А.Васнецовым, К.Юоном, Ленинграда – В.Алексеевым,
А.Остроумовой-Лебедевой; Кижи; панорамные виды русских усадеб, репродукции картин Бенуа, Борисова – Мусатова; иллюстрации к русским сказкам. Книга Евг. Осетрова «Мой Кремль».


5.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Архитектура пространственной среды исторических городов. Исторические формы планировки городской среды
и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка
и реальность. Организация
и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета
в формировании пространства. Цветовая среда.

Схема-планировка или макетно-рельефное моделирование фрагмента города (села).

Бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например карты городов Золотого кольца России;
Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей;
журналы и книги
по архитектуре;
схема-планировка села.


6.

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна
в формировании городской среды.

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна
в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

1 вариант:

Создание
рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.

2 вариант:

Эскизный макет витрины магазина.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации
из журналов по архитектуре
и дизайну.


7.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).



1 вариант:

Рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент).

2 вариант:

Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).

Гуашь или акварель, кисти, бумага, ткань, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации
из журналов по архитектуре
и дизайну.

Подобрать иллюстрации по ландшафту.

8.

Природа
и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путём введения
в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т.д.).

1 вариант:

Архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции).

2 вариант:

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.



Гуашь или акварель, кисти, бумага, клей, ножницы.

Иллюстрации по теме, например панорамы Версаля
и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озеленёнными дворами (из журналов и книг).

Подумать над созданием города будущего.

9.

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Единство эстетического
и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.

Реализация в коллективном макетировании чувства красоты
и архитектурно-смысловой логики.




1 вариант:
Коллективное создание пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов «Город будущего», «Поселение в космосе» и т. п.

2 вариант:

Индивидуальное создание эскиза экополиса.

Бумага, картон, материалы, имитирующие фактуру, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации
из журналов по архитектуре
и дизайну; фотографии архитектурных проектов: И.Уткин. Город-мост;
Кендзо Танге.

Проект застройки Токийского залива; К.Леду. Проект колёсной мастерской для города Шо.




Человек в зеркале дизайна и архитектуры.


10.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах.

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.

Мой дом – мой образ жизни.

Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

1 вариант:

Создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома – роскошь, удобство или аскетизм; учёт образа жизни людей (чертёж).

2 вариант:

Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (задание может выполняться на компьютере
в программе 3D Architector Deluxe и др.).

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации
с изображением современных частных строений: дома, коттеджи и пр.; образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.

Подобрать иллюстрации интерьеров.

11.

Интерьер комнаты – портрет её хозяина.
Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Дизайн интерьера.

Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.

Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Зонирование помещения с помощью цвета.

1 вариант:
Создание схемы предметной компоновки интерьеров дома.

2 вариант:
Эскизный рисунок с использова-нием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты (задание по возможности выполняется
на компьютере в программе
3D Architector).

Карандаш, бумага; вырезки, цветная бумага, ножницы, клей.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации интерьеров разных стилей, журналы по дизайну.

Подобрать иллюстрации и информацию о садовых растениях
и цветах.

12.

Дизайн
и архитектура моего сада.

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр.

Водоёмы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.


Варианты:

  1. Создание плана-схемы сада (рисунок или аппликация).

  2. Макетирование фрагмента сада из природных материалов.

  3. Создание композиции из цветов, веток и т. д. по мотивам искусства икебаны.

Карандаш, бумага; вырезки, цветная бумага, ножницы, клей; природные материалы (веточки, сухие соцветия, камушки…).

Иллюстрации по теме, например фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству, журналы «Приусадебное хозяйство».

Готовят выступления на тему «Мода».

13.

Мода, культура
и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде.

Технология создания одежды. Целесообразность и мода.
О психологии индивидуального и массового.

Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием.

Законы композиции в одежде.

Силуэт, линия, фасон.



Варианты:

1.Специфика эскиза модных коллекций одежды – создание рисунка-копии.

2.Создание собственного проекта вечернего платья (костюма).

3.Сообщение на тему «Мода».

Карандаш, мелки, гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например журналы мод, видеозаписи передачи «Модный приговор», журнал «Эскиз» о В. Юдашкине и профессии модельера.


14.

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

О психологии индивидуального и массового.

Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием.

Возраст и мода.

Молодёжная субкультура и подростковая мода.

«Быть или казаться?»

Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.

Стереотип и кич.



1 вариант:

Создание словесного списка-перечня всех элементов вообра-жаемого гардероба с небольши-ми поясняющими зарисовками вещей.

2 вариант:

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы), подбор цветовой гаммы (растяжки цвета).

Карандаш, мелки, гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации
по теме, например каталоги одежды, журналы мод, фотографии из книги «Японский театр «Кабуки» (М., 1969),
из книги Ли Бейгана «Грим» (М., 1997).

Принести косметику, бижутерию.

15.

Грим, визажистика
и причёска в практике дизайна.

Искусство грима и причёски.

Форма лица и причёска.

Макияж дневной, вечерний, карнавальный.

Грим бытовой и сценический.

Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.

Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.

Боди-арт и татуаж как мода.



1 вариант:
Рисование причёски
и макияжа на фотографии.

2 вариант:
Упражнения в нанесении макияжа и создания причёски
на «живой натуре» (попарно).

Косметика, грим, бижутерия, инструменты для причёски, гуашь.

Иллюстрации
по теме, например фотографии из книг, журналы мод, книга
Ли Бейгана «Грим, макияж (практическое руководство) (М., 2002).

Подумать над созданием имиджмейкер-ского проекта.

16.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Лик или личина?

Человек как объект дизайна.

Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей моду, визажистику, грим, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д., опре-деляющей форму поведения и контак-тов в обществе.

Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.


Создание (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Соревновательно-игровой показ проектов.

Произвольные материалы (по выбору учащихся).

Иллюстрации по теме, например примеры имиджмейкерских проектов из газет, журналов.


17.

Моделируя себя – моделируешь мир.

Человек – мера вещного мира.

Он или его хозяин или раб.

Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Понимание роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Обобщение материала учебного года. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Карандаш, мелки, гуашь или акварель, кисти, бумага.

Работы учащихся за год. Примеры знакомых произведений
по изученным темам.



Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива,
    пространство, объем, ритм, композиция);

  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
    произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
    материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой дея­тельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази­-
    тельного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
    произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во­ображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художест­венно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

  • Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для украшения и благоустройства интерьера собственного дома, школы и т.д.;

- для овладения навыками работы в конкретном материале (папье-маше, графика, фотоколлаж, макетирование, и т.д.)

  • Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.

  • способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Коммуникативные:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

  • умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов практической деятельности;

  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности.

Нормы оценки знаний по изобразительному искусству.


Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

  • учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов










































Список литературы.


  1. Вагъянц А.М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

  2. Вагъянц А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

  4. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

  5. Гоголев К.И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

  6. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под редакцией Неменского Б. М

  7. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

  8. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

  9. Копцев В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

  10. Мейстер А.Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

  11. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

  12. Неменский Б.М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  13. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

  14. Петербург: три века северной столицы. 1703 год //Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

  15. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б.М.Неменского. – М.: Дрофа, 2000.

  16. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.

  17. Рубинштейн Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

  18. Рябшина Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства //Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

  19. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  21. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  22. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

  23. Шелешнева-Солодовникова Н. Гауди //Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

  24. Шпаковская В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

  25. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

  26. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1999.