Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____ /Свобода И.М./ Протокол № 1 от «___» сентября 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/Калашникова Л.И./ Протокол № ____ от «___» сентября 2016г | «Утверждено» Директор школы __________ /Перинова В.В./ Приказ № ___ от «___» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Свободы Ирины Михайловны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
по изобразительному искусству
для 4 «Б» класса
2016- 2017 уч.г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Примерной программы по изобразительному искусству с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. - Москва: «Баллас», 2011г.
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2016-2017 учебный год
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 31.03.2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
ПРИКАЗ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
УМК:
Изобразительное искусство («Разноцветный мир») О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ); – М.: Баласс, 2012.
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир» (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская); – М.: Баласс, 2012
Изобразительное искусство («Разноцветный мир») и методических рекомендаций к ним для 4 класса (авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ); – М.: Баласс, 2010.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классах является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Предметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Монументально – декоративное искусство (7 часов)
Архитектурные и прикладные традиции. Композиция на тему "Древняя Русь". Мода и моделирование. Моделирование одежды. Интерьер. Создание интерьера комнаты. Дизайн. Создаём свою книгу.
Изготавливаем календарь. Иллюстрации времён года. Изобразительное искусство как свидетельство времени. Реальный и фантастический мир. В мастерской творца.
Экскурсия – 1
Инструкция по ТБ -1
Коллективная творческая работа-1 часа
Раздел 3. На пути к мастерству. (14 часов)
Композиция .Композиция в музыке и живописи .Пропорции. Пропорции человеческого тела. Ритм (живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка).Учимся передавать ритм. Композиция. Ритм в архитектуре Ритм в декоративно-прикладном искусстве.Перспектива. Глубина пространства. Это интересно! Воздушная перспектива. Учимся передавать перспективу. Колорит (интерьер, мебель, декоративно-прикладное искусство).Играем цветом.
Коллективная творческая работа-2 часа
Раздел 4. Давным-давно…(7 часов)
Давным-давно… Классицизм. Романтизм. Изображение человека в единстве с природой". Реализм. Модерн. Рамка в стиле модерн.
Коллективная творческая работа-1 часа
Раздел 5. В поисках совершенства (6 часа).
В поисках совершенства. Современный дизайн. Работа в стиле конструктивизма. Рисунок-фантазия.
Экскурсия – 1
Нестандартные уроки - 11
Национально – региональный компонент
Использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом; содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе; создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; способствовать формированию исторической памяти, определяемой постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;
- лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;
- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
- знакомство с современной одеждой (модели Зои Дамбиевой);
- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);
- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);
- герб города. Флаг Бурятии (символика);
- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ
Тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс 4 Б
Учитель: Свобода И.М.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 2 ч,
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе программы по изобразительному искусству (для четырехлетней начальной школы) авторы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская.
Учебник «Технология» для 1–4 кл. Авторы О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.:Баласс, 2014
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся | Примечание |
1–2 | 2/09 9/09 16/09 | Монументально- декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска, мозаика и витраж. | 2 | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7(П) учебника. Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике(П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв(Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж(Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника(П) и ответить на вопрос на стр. 11учебника(Н). | |
3 | 23/09 | Русская икона. Звенигородская находка. | 1 | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать«Епитимью» в исполнении Ф.Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | |
4 | 30/09 | Монументальная скульптура. | 1 | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой(П). После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящении какое настроение создаёт у зрителя. | |
5 | 07/10 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников- дизайнеров. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н).Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства(П). | |
6 | 14/10 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). | 1 | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана(Н). Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи(П). Выполнить задания на стр. 20–21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) (П). | |
7 | 21/10 | Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки. | 1 | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей(Н). Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради. | |
8–9 | 28/10 2 четв. /10 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета. | 2 | Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н)и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11(П)рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлексия падающая тень(П). Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где–самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета. | |
10–11 | 11/11 18.11 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. | 2 | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему(П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы(Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П).Эта работа может выполняться в парах(пожеланию детей). | |
12–13 | 25/11 02.12 | Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. | 2 | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ(Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг»на стр. 12–13рабо-чейтетради(П). Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными(П). | |
14 | 09/12 | Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. | 1 | Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания настр.30–31учебника(П). | |
15–16 | 16/12 23/12 | Композиция и её основные законы. | 2 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции(стр.14-17рабочей тетради) (П). | |
17 | 3 чет. 18.01 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву(Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр.35 учебника и на стр.28–29 рабочей тетради. | |
18–19 | 25/01 01/02 | Линейная перспектива. | 2 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта(Н).Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произведениях известных художников(П). Иметь представление о воздушной перспективе(Н). Выполнить заданиянастр.37учебникаинастр.26–27 рабочей тетради. | |
20–23 | 15/02 22/02 29/02 12/03 | Фигура человека. Пропорции. | 4 | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле(Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н)и на стр. 42–43рабочей тетради(П). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников)(П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43рабочей тетради. Изучить материалы и выполнить задания настр. 78учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании о бразов сказочных героев. Коллективная работа«Сказочный мир»(стр. 46–47рабочейтетради). | |
24–25 | 14/03 19/03 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. | 2 | Самостоятельно изучить тему(П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43учебника(П)инастр.32–33 рабочей тетради (П). | |
26-29 | 21/03 04.04 11.04 18.04 | Для любознательных: родная история и искусство– русский народный театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему(П). Коллективный проект: подготов как постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23рабочейтетради). | |
30-31 | 25.04 16.05 | Учимся видеть: Эрмитаж. | 2 | Знать историю основания Эрмитажа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П)(стр. 52–71учебника). | |
32 | | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя»,П. Оссовский «Салют Победы»,М. Кугач «Дед и внук»). | 1 | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответитьнавопросынастр.39учебника(Н). Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр.30–31рабочейтетради)(П). | |
33-34 | | Проекты. | 2 | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради: а)открытки или панно к праздникам (стр. 34–35); б)дизайнерские проекты: – настенный календарь на стр. 24–25; – декоративный фонарь с мотивами русскогоплетёногоорнаментанастр. 36–39; в) шрифтовая композиция на стр. 48–49. | |