СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса ("Школа 2100)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 4 класса ("Школа 2100)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»


«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель ШМО

_____ /Свобода И.М./

Протокол № 1

от «___» сентября 2016г.


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________/Калашникова Л.И./

Протокол № ____

от «___» сентября 2016г

«Утверждено»

Директор школы

__________ /Перинова В.В./

Приказ № ___

от «___» сентября 2016г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Свободы Ирины Михайловны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории


по изобразительному искусству

для 4 «Б» класса

























2016- 2017 уч.г.


Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"

  • Примерной программы по изобразительному искусству с учетом авторской программы «Изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы), авторы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. - Москва: «Баллас», 2011г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

  • Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2016-2017 учебный год

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 31.03.2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • ПРИКАЗ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными:
    приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
    приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
    приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.


Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

УМК:

  1. Изобразительное искусство («Разноцветный мир») О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ); – М.: Баласс, 2012.

  2. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир» (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская); – М.: Баласс, 2012

  3. Изобразительное искусство («Разноцветный мир») и методических рекомендаций к ним для 4 класса (авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ); – М.: Баласс, 2010.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классах является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

Предметными результатами изучения курса «ИЗО» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 О чём говорит искусство?

   Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

  К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.


Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Монументально – декоративное искусство (7 часов)

Архитектурные и прикладные традиции. Композиция на тему "Древняя Русь". Мода и моделирование. Моделирование одежды. Интерьер. Создание интерьера комнаты. Дизайн. Создаём свою книгу.

Изготавливаем календарь. Иллюстрации времён года. Изобразительное искусство как свидетельство времени. Реальный и фантастический мир. В мастерской творца.

Экскурсия – 1

Инструкция по ТБ -1

Коллективная творческая работа-1 часа

Раздел 3. На пути к мастерству. (14 часов)

Композиция .Композиция в музыке и живописи .Пропорции.  Пропорции человеческого тела. Ритм (живопись, прикладное искусство, поэзия и музыка).Учимся передавать ритм. Композиция. Ритм в архитектуре Ритм в декоративно-прикладном искусстве.Перспектива. Глубина пространства. Это интересно! Воздушная перспектива. Учимся передавать перспективу. Колорит (интерьер, мебель, декоративно-прикладное искусство).Играем цветом.

Коллективная творческая работа-2 часа

Раздел 4. Давным-давно…(7 часов)

Давным-давно… Классицизм. Романтизм. Изображение человека в единстве с природой". Реализм. Модерн. Рамка в стиле модерн.

Коллективная творческая работа-1 часа

Раздел 5. В поисках совершенства (6 часа).

В поисках совершенства. Современный дизайн. Работа в стиле конструктивизма. Рисунок-фантазия.

Экскурсия – 1

Нестандартные уроки - 11


Национально – региональный компонент

Использование регионального компонента в художественно-эстетическом образовании должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом; содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе; создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов; способствовать формированию исторической памяти, определяемой постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе. Как показывают научные исследования, история, культура и современное развитие Республики Бурятия также заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:

- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;

- лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы;

- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);

- знакомство с современной одеждой (модели Зои Дамбиевой);

- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);

- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);

- герб города. Флаг Бурятии (символика);

- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ
















Тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс 4 Б

Учитель: Свобода И.М.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 2 ч,

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе программы по изобразительному искусству (для четырехлетней начальной школы) авторы: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская.

Учебник «Технология» для 1–4 кл. Авторы О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.:Баласс, 2014


п/п

Дата

проведения урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности учащихся

Примечание

1–2

2/09

9/09




16/09

Монументально- декоративное искусство.

Рождение монументальной живописи.


Что такое фреска, мозаика и витраж.

2

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).

Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7(П) учебника.

Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике(П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв(Н).

Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж(Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника(П) и ответить на вопрос на стр. 11учебника(Н).


3

23/09

Русская икона. Звенигородская находка.

1

Рассказывать об истории иконы на

Руси (Н).

Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н).

Прослушать«Епитимью» в исполнении Ф.Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон.


4

30/09

Монументальная скульптура.

1

Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике.

Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой(П).

После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящении какое настроение создаёт у зрителя.


5

07/10

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

1

Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников- дизайнеров. Выполнить задания на стр.

16–17 учебника (П).

Иметь представление о различных видах фотографии (Н).Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства(П).


6

14/10

На пути к мастерству.

Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

1

Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана(Н). Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи(П).

Выполнить задания на стр. 20–21 учебника.

Написать осенний пейзаж по воображению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) (П).


7

21/10

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская:

использование разных видов штриховки.

1

Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей(Н).

Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П).

Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради.


8–9

28/10

2 четв.

/10

Градации светотени.

Рефлекс. Падающая тень.

Твоя мастерская: конструкция предмета.

2

Уметь определить, откуда на постановку падает свет (Н)и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнить задания на стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11(П)рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлексия падающая тень(П).

Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где–самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета.


10–11

11/11

18.11


Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

2

Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему(П).

Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы(Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П).Эта работа может выполняться в парах(пожеланию детей).


12–13

25/11

02.12

Зарисовки животных.

Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

2

Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ(Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг»на стр. 12–13рабо-чейтетради(П).

Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными(П).


14

09/12

Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.

1

Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания настр.30–31учебника(П).


15–16

16/12

23/12

Композиция и её основные законы.

2

Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А.Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции(стр.14-17рабочей тетради) (П).


17

3 чет.

18.01

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

1

Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву(Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр.35 учебника и на стр.28–29 рабочей тетради.


18–19

25/01

01/02

Линейная перспектива.

2

Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта(Н).Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н).

Уметь находить точку схода в произведениях известных художников(П). Иметь представление о воздушной перспективе(Н).

Выполнить заданиянастр.37учебникаинастр.26–27 рабочей тетради.


20–23

15/02

22/02

29/02

12/03

Фигура человека. Пропорции.

4

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле(Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н)и на стр. 42–43рабочей тетради(П).

Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников)(П).

Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43рабочей тетради.

Изучить материалы и выполнить задания настр. 78учебника и на стр.

44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании о бразов сказочных героев. Коллективная работа«Сказочный мир»(стр. 46–47рабочейтетради).


24–25

14/03

19/03


Для любознательных: китайский рисунок кистью.

2

Самостоятельно изучить тему(П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43учебника(П)инастр.32–33 рабочей тетради (П).


26-29

21/03

04.04

11.04

18.04

Для любознательных: родная история и искусство– русский народный театр.

4

Самостоятельно изучить тему(П). Коллективный проект: подготов как постановке кукольного спектакля по сказке С.Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23рабочейтетради).


30-31

25.04

16.05

Учимся видеть: Эрмитаж.

2

Знать историю основания Эрмитажа (Н).

Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П)(стр. 52–71учебника).


32


Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя»,П. Оссовский «Салют Победы»,М. Кугач

«Дед и внук»).

1

Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответитьнавопросынастр.39учебника(Н).

Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр.30–31рабочейтетради)(П).


33-34


Проекты.

2

На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради:

а)открытки или панно к праздникам

(стр. 34–35);

б)дизайнерские проекты:

– настенный календарь на стр.

24–25;

– декоративный фонарь с мотивами русскогоплетёногоорнаментанастр.

36–39;

в) шрифтовая композиция на стр.

48–49.