Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М.: Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс». Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащен» нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважении) к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творче ски, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудниче ства в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоратиЕ но-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного круге зора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной программе без изменений.
Количество часов в год-34.
Количество часов в неделю-1.
Количество часов в 1 четверть -9.
Количество часов во 2 четверть -8.
Количество часов в 3 четверть -10.
Количество часов в 4 четверть -7.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к началу 4 класса в соответствии с Федеральным государственным стандартом с учётом примерной программы:
Обучающиеся должны знать\понимать:
-основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
-имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
-названия наиболее крупных художественных музеев России.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И.И.Левитана, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова);
-сравнивать различные виды изобразительного искусства ( графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин);
-уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать своё мнение).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства
ученик должен:
Знать / понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
- названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, де- коративно-прикладных работах;
- магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи - растительный и зооморфный, антропоморфный;
- о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
8. способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
9. особенности вышивки разных регионов России;
10. традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
- понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
12. виды природных материалов, используемых в плетении;
Уметь:
- применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
- соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
9. орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
- комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
- экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- в самостоятельном творчестве;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Педагогические технологии, используемые для достижения требуемых результатов:
- элементы критического мышления;
- элементы технологии проблемного обучения;
- элементы технологии креативного мышления;
- элементы здоровьесберегающией технологии;
- педагогика сотрудничества.