СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по ИЗО, 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 97»
РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»
начальных классов совета школы _________
Протокол № 5 Протокол № 6 Приказ № 273
от 23.05. 2016 от 30.06.2016 от 26.08.2016
__________ __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс
количество часов 34
Учитель Сташкова Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы
«Изобразительное искусство»
УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,
Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2013 год
Раздел
«Пояснительная записка»
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).
Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.
Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.08.2016 г. № 24/4.1.1-4846.
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569от 19.06.2015 г.).
«Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № 274 от 26.08.2016 г.).
В соответствии:
Примерной образовательной программой по изобразительному искусству УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова.
Основной образовательной программой основного общего образования на 2013-2015 учебный год (Утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. В соответствии с этой целью решаются задачи:
воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Раздел
«Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей)»
Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.
В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.
Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Ка говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».
Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.
Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство, станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.
В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры.
В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.
Особенности изучаемого курса:
опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
понимание основной специфики искусства – художественного образа; - акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;
постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.
Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.
Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.
Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил 9 пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.
В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».
Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;
в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Раздел
«Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»
Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. В третьем классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю).
Раздел
«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
№ | Наименование раздела | Характеристика содержательной линии | Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности | Количество часов |
1 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов. Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета. | Древние корни народного искусства. Из чего родилась сказка... …из потребностей жизни. … из веры. ... из желания узнать мир и сделать его лучше. Знак и символ. Сказка - ложь, да в ней намек... Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | 6 ч |
2 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради. Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В.Васнецова, М.Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом. Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины. Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. 39 Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки. Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины. | Художники-сказочники. Герой сказки - носитель народных идеалов. Образ Героя - защитника отечества в искусстве. Идеальные образы сказочных героинь. ни русской народной сказки. Идеальные женские образы в искусстве. | 5 ч |
3 | Реальность и фантазия | Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д. Осознавать, что характер персонажа можно передать его внешним видом. Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки. Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги. Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему. Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле. Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники. Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение. Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции. Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой. Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином. | Образы отрицательных персонажей. Образ дороги в сказке и дорога в жизни. Там, на неведомых дорожках... Странствия по различным мирам. Образ Сказочного леса. Заколдованный лес. Волшебный лес. Образ жилища в сказке и в жизни. Образ деревни. Образ города. Образ сказочного города. | 12 ч |
4 | Образы сказочных атрибутов | Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера. Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам. Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов. Характеристика деятельности учащихся. Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека. | Свет мой, зеркальце... . Куколка... Яблоки и яблоня. Перо Жар-птицы. Корона. Меч-кладенец и щит. Прялка и волшебный клубок. | 7 ч |
5 | Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... | Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем. Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников. | Изображение праздника и его атрибутов в искусстве. Пир на весь мир. | 2 ч |
Раздел
«Тематическое планирование»
№ | Наименование раздела программы | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика | УУД |
1 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Из чего родилась сказка | Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. |
2 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из потребностей жизни | Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация. |
3 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из веры | Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным. Знать о зверином стиле в искусстве и особенностях изображения животных. Иметь представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и его функциях оберега. Знать о коллекции фигурок звериного стиля в Эрмитаже. Создавать свой оберег в виде зверя или птицы, передающий качества, которыми ребенок хочет обладать, в объеме или на плоскости в виде рельефа. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. |
4 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из желания узнать мир и сделать его лучше | Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация. |
5 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Знак и символ | Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. |
6 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Сказка ложь, да в ней намек | Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета. | Познавательные: понимание и применение знаний. |
7 | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Различать «тему» и «сюжет» в искусстве. Иметь представление о распространенных темах и сюжетах русского искусства, об особенностях построения сказок и иллюстрациях к ним. Знать картины на сказочные сюжеты В. Васнецова и М. Врубеля. Изображать сказочного зверя или птицу графическими средствами. Создавать обобщенный образ сказочной птица, используя технику силуэта. | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
8 | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | |
9 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Художники-сказочники | Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради. | Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме. |
10 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Герой сказки-носитель народных идеалов | Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В. Васнецова, М. Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. |
11 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Образ героя-защитника Отечества в искусстве | Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация. |
12 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Идеальный образ сказочной героини | Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки. | Регулятивные: контроль и самоконтроль. |
13 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Идеальные женские образы в искусстве | Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины. | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
14 | Реальность и фантазия | Образы отрицательных персонажей | Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. |
15 | Реальность и фантазия | Образы отрицательных персонажей | Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. |
16 | Реальность и фантазия | Образ дороги в сказке и дорога в жизни | Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. |
17 | Реальность и фантазия | Там, на неведомых дорожках… | Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему. | Общеучебные: постановка и решение проблемы. |
18 | Реальность и фантазия | Странствия по различным мирам | Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле. | Познавательные: понимание и применение знаний. |
19 | Реальность и фантазия | Образ сказочного леса | Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности. | Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания. |
20 | Реальность и фантазия | Заколдованный лес | Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности. |
21 | Реальность и фантазия | Волшебный лес | Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки. |
22 | Реальность и фантазия | Образ жилища в сказке и в жизни | Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме |
23 | Реальность и фантазия | Образ деревни | Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции. | Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. |
24 | Реальность и фантазия | Образ города | Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой. | Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
25 | Реальность и фантазия | Образ сказочного города | Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином. | Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. |
26 | Образы сказочных атрибутов | Свет мой, зеркальце… | Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина. |
|
27 | Образы сказочных атрибутов | Куколка… | Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера. | Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. |
28 | Образы сказочных атрибутов | Яблоки и яблоня | Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного. | Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек. |
29 | Образы сказочных атрибутов | Перо жар-птицы | Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки. |
30 | Образы сказочных атрибутов | Корона | Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику. | Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. |
31 | Образы сказочных атрибутов | Меч-кладенец и щит | Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов. | Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек. |
32 | Образы сказочных атрибутов | Прялка и волшебный клубок | Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности. |
33 | Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается | Изображение праздника и его атрибутов в искусстве | Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем. | Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе. |
34 | Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается | Пир на весь мир | Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников. | Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Раздел
«Календарно - тематическое планирование»
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы и раздела | Название темы контрольной, практической, лабораторной работы | Количество часов | Оборудование | Основные виды деятельности | Требования к результату | Вид контроля | |
1 | 05.09 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Из чего родилась сказка |
| 1 | Изображение древних образов на предметах декоративно-прикладного искусства | Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. | Научится: понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства | Текущий коллективная |
2 | 12.09 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из потребностей жизни |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). | Научится: понимать особенности изображения животных и людей древними художниками | Текущий индивидуальная |
3 | 19.09 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из веры |
| 1 | Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки. | Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа. | Научится: создавать оберег, имея представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и особенностях изображения животных | Текущий коллективная, индивидуальная |
4 | 26.09 | Волшебный мир, наполненный чудесами | …из желания узнать мир и сделать его лучше |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: понимать роль мифа в жизни древнего человека | Текущий коллективная, индивидуальная |
5 | 03.10 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Знак и символ |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: интерпретировать изображение как знак и символ, овладевать основами языка знаков и символов для понимания искусства | Текущий индивидуальная |
6 | 10.10 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Сказка ложь, да в ней намек |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). | Научится: понимать общее и отличия мифа и сказки. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания | Текущий самостоятельная работа |
7 | 17.10 | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта | Текущий коллективная, индивидуальная |
8 | 24.10 | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве | Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта | Тематический контрольная работа |
9 | 07.11 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Художники-сказочники |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: различать художественную манеру и находить их произведения | Текущий Взаимопроверка |
10 | 14.11 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Герой сказки-носитель народных идеалов |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо). | Научится: описывать образы богатырей, изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды | Текущий самостоятельная работа |
11 | 21.11 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Образ героя-защитника Отечества в искусстве |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: анализировать образы защитников Родины в произведениях искусства | Текущий коллективная, индивидуальная |
12 | 28.11 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Идеальный образ сказочной героини |
| 1 | Уголь, сангина, мел или тушь, перо | Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике. | Научится: понимать идеальные качества характера женщины, установленные традицией народной культуры | Текущий коллективная |
13 | 05.12 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Идеальные женские образы в искусстве |
| 1 | Гуашь или пастель | Создать образ героини русской народной сказки, передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу. | Научится: видеть качества женщины, изображенные в произведениях искусства | Текущий Взаимопроверка |
14 | 12.12 | Реальность и фантазия | Образы отрицательных персонажей |
| 1 | Гуашь или пастель | Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу. | Научится: понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии | Тематический контрольная работа |
15 | 19.12 | Реальность и фантазия | Образы отрицательных персонажей |
| 1 | Гуашь или пастель | Создать образ отрицательной героини сказки. | Научится: понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии | Текущий Взаимопроверка |
16 | 26.12 | Реальность и фантазия | Образ дороги в сказке и дорога в жизни |
| 1 | ТПО | Выполнить в тетради упражнения на построение перспективы дороги. | Научится: понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве | Текущий коллективная, индивидуальная |
17 | 16.01 | Реальность и фантазия | Там, на неведомых дорожках… |
| 1 | Картон, гуашь | Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели. | Научится: знакам и символам перекрестка дорог | Текущий Взаимопроверка |
18 | 23.01 | Реальность и фантазия | Странствия по различным мирам |
| 1 | Картон, гуашь | Продолжить коллективную работу. Изобразить различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройти путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки. | Научится: интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути | Текущий самостоятельная работа |
19 | 30.01 | Реальность и фантазия | Образ сказочного леса |
| 1 | Карандаш, роллер | Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер). | Научится: передавать выразительные черты сказочного героя дереву | Текущий коллективная, индивидуальная |
20 | 06.02 | Реальность и фантазия | Заколдованный лес |
| 1 | ТПО | Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. | Научится: видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок | Текущий Взаимопроверка |
21 | 13.02 | Реальность и фантазия | Волшебный лес |
| 1 | Гуашь и тонированную бумагу. | Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу. | Научится: понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками | Текущий коллективная, индивидуальная |
22 | 20.02 | Реальность и фантазия | Образ жилища в сказке и в жизни |
| 1 | Гуашь и тонированную бумагу. | Нарисовать наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены: над окном, под окном или по бокам? | Научится: находить в элементах декора избы древние символы-обереги | Текущий индивидуальная |
23 | 27.02 | Реальность и фантазия | Образ деревни |
| 1 | Гуашь, бумага, клей | Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить к фону. | Научится использовать правила перспективы | Текущий индивидуальная |
24 | 06.03 | Реальность и фантазия | Образ города |
| 1 | Бумага, клей | Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать, подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы. | Научится: применять разные способы работы с бумагой и пластилином | Текущий Взаимопроверка |
25 | 13.03 | Реальность и фантазия | Образ сказочного города |
| 1 | Бумага, клей | Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж». | Научится: применять разные способы работы с бумагой и пластилином | Тематический контрольная работа |
26 | 20.03 | Образы сказочных атрибутов | Свет мой, зеркальце… |
| 1 | Карандаш | Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа. | Научится: разрабатывать эскиз изделия с учетом особенностей его будущего хозяина | Текущий коллективная, индивидуальная |
27 | 03.04 | Образы сказочных атрибутов | Куколка… |
| 1 | Карандаш, фломастер | Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию. | Научится: способам последовательного изготовления простой куклы | Текущий Взаимопроверка |
28 | 10.04 | Образы сказочных атрибутов | Яблоки и яблоня |
| 1 | ТПО | Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам. | Научится: различать добрую и злую силу яблок в сказках | Текущий индивидуальная |
29 | 17.04 | Образы сказочных атрибутов | Перо жар-птицы |
| 1 | Гуашь | Выполнить натюрморт с яблоками. | Научится: выполнять зарисовки перьев Жар-птицы | Текущий коллективная, индивидуальная |
30 | 24.04 | Образы сказочных атрибутов | Корона |
| 1 | Тонированная бумага, уголь, мел, сангина | 1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Особое внимание обратить на пластичность формы. | Научится: создавать макет, используя в декоре древнюю символику | Итоговый контрольная работа |
31 | 15.05 | Образы сказочных атрибутов | Меч-кладенец и щит |
| 1 | Бумага, проволока, пластическая масса | Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов. | Научится: понимать связь слов «щит» и «защита» | Текущий Взаимопроверка |
32 | 22.05 | Образы сказочных атрибутов | Прялка и волшебный клубок |
| 1 | Бумага, карандаш | Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов. | Научится: выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представление древних о жизни и о судьбе человека | Текущий индивидуальная |
33 | 29.05 | Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается | Изображение праздника и его атрибутов в искусстве |
| 1 | Карандаш, роллер, фломастер | Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер). | Научится: различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и ее функции | Текущий индивидуальная |
Раздел
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Перечень используемых учебников и учебных пособий
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 3 кл.: методическое пособие / И.Э. Кашекова. М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 112 с.
Кашекова И.Э. Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс)
Кашекова И.Э., Кашекова А.Л. «Изобразительное искусство»/ Учебник. М. Академкнига/Учебник, 2013
Раздел
«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»
Критерии оценивания практических работ по ИЗО
Критерии оценивания предметных умений
Отметка «5» − поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Отметка «4» − поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Отметка «3» − поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Отметка «2» − поставленные задачи не выполнены.
№ п/п | Название раздела | Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные) | Форма и вид контроля |
1 | Волшебный мир, наполненный чудесами | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур Предметные: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
| Практическая работа |
2 | Художники-сказочники. Сказочные образы | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Предметные: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
| Практическая работа |
3 | Реальность и фантазия | Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Предметные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством Метапредметные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности | Практическая работа |
4 | Образы сказочных атрибутов | Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации | Практическая работа |
5 | Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... | Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи), Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования | Практическая работа |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Лебединская М.Я.
_______________
18.08.2016 г.