СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО, УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ИЗО, 3 класс,  УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО, УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 97»




РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА


на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»

начальных классов совета школы _________

Протокол № 5 Протокол № 6 Приказ № 273

от 23.05. 2016 от 30.06.2016 от 26.08.2016

__________ __________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс

количество часов 34

Учитель Сташкова Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе авторской программы

«Изобразительное искусство»

УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,

Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2013 год






















Раздел

«Пояснительная записка»






























Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/

  2. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).

  3. Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.

  4. Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.08.2016 г. № 24/4.1.1-4846.

  5. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569от 19.06.2015 г.).

  6. «Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № 274 от 26.08.2016 г.).

В соответствии:

  1. Примерной образовательной программой по изобразительному искусству УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова.

  2. Основной образовательной программой основного общего образования на 2013-2015 учебный год (Утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).

  3. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № 239 от 30.06.2016 г.).


Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. В соответствии с этой целью решаются задачи:

  • воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству;

  • обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.






Раздел

«Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей)»


























Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.

В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.

Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Ка говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».

Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.

Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство, станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.

В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры.

В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Особенности изучаемого курса:

  • опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

  • понимание основной специфики искусства – художественного образа; - акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;

  • вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

  • постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.

Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил 9 пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.

В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры – они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств – живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».

Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»


Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

  • в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

  • получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

  • узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

  • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

  • интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

  • имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

  • применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.








































Раздел

«Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»


























Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. В третьем классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю).










































Раздел

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Наименование раздела

Характеристика содержательной линии

Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности

Количество часов

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов.

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

Древние корни народного искусства. Из чего родилась сказка... …из потребностей жизни. … из веры. ... из желания узнать мир и сделать его лучше. Знак и символ. Сказка - ложь, да в ней намек... Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

6 ч

2

Художники-сказочники. Сказочные образы

Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В.Васнецова, М.Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины.

Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. 39 Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

Художники-сказочники. Герой сказки - носитель народных идеалов. Образ Героя - защитника отечества в искусстве. Идеальные образы сказочных героинь. ни русской народной сказки.

Идеальные женские образы в искусстве.

5 ч

3

Реальность и фантазия

Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д. Осознавать, что характер персонажа можно передать его внешним видом. Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.

Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.

Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.

Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.

Образы отрицательных персонажей. Образ дороги в сказке и дорога в жизни. Там, на неведомых дорожках... Странствия по различным мирам. Образ Сказочного леса. Заколдованный лес. Волшебный лес. Образ жилища в сказке и в жизни. Образ деревни. Образ города. Образ сказочного города.

12 ч

4

Образы сказочных атрибутов

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.

Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам.

Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Характеристика деятельности учащихся. Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

Свет мой, зеркальце... . Куколка... Яблоки и яблоня. Перо Жар-птицы. Корона. Меч-кладенец и щит. Прялка и волшебный клубок.

7 ч

5

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников.

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве. Пир на весь мир.

2 ч






Раздел

«Тематическое планирование»

Наименование раздела программы

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Из чего родилась сказка

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

2

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из потребностей жизни

Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация.

3

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из веры

Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным. Знать о зверином стиле в искусстве и особенностях изображения животных. Иметь представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и его функциях оберега. Знать о коллекции фигурок звериного стиля в Эрмитаже. Создавать свой оберег в виде зверя или птицы, передающий качества, которыми ребенок хочет обладать, в объеме или на плоскости в виде рельефа.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

4

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из желания узнать мир и сделать его лучше

Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация.

5

Волшебный мир, наполненный чудесами

Знак и символ

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

6

Волшебный мир, наполненный чудесами

Сказка ложь, да в ней намек

Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

Познавательные: понимание и применение знаний.

7

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Различать «тему» и «сюжет» в искусстве. Иметь представление о распространенных темах и сюжетах русского искусства, об особенностях построения сказок и иллюстрациях к ним. Знать картины на сказочные сюжеты В. Васнецова и М. Врубеля. Изображать сказочного зверя или птицу графическими средствами. Создавать обобщенный образ сказочной птица, используя технику силуэта.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

8

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

9

Художники-сказочники. Сказочные образы

Художники-сказочники

Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.

10

Художники-сказочники. Сказочные образы

Герой сказки-носитель народных идеалов

Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В. Васнецова, М. Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Образ героя-защитника Отечества в искусстве

Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация.

12

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальный образ сказочной героини

Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

13

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальные женские образы в искусстве

Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

14

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

15

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

16

Реальность и фантазия

Образ дороги в сказке и дорога в жизни

Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

17

Реальность и фантазия

Там, на неведомых дорожках…

Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

18

Реальность и фантазия

Странствия по различным мирам

Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

Познавательные: понимание и применение знаний.

19

Реальность и фантазия

Образ сказочного леса

Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

20

Реальность и фантазия

Заколдованный лес

Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

21

Реальность и фантазия

Волшебный лес

Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки.

22

Реальность и фантазия

Образ жилища в сказке и в жизни

Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме

23

Реальность и фантазия

Образ деревни

Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

24

Реальность и фантазия

Образ города

Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

25

Реальность и фантазия

Образ сказочного города

Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

26

Образы сказочных атрибутов

Свет мой, зеркальце…

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.


27

Образы сказочных атрибутов

Куколка…

Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану.

28

Образы сказочных атрибутов

Яблоки и яблоня

Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек.

29

Образы сказочных атрибутов

Перо жар-птицы

Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки.

30

Образы сказочных атрибутов

Корона

Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

31

Образы сказочных атрибутов

Меч-кладенец и щит

Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек.

32

Образы сказочных атрибутов

Прялка и волшебный клубок

Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

33

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

34

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Пир на весь мир

Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.





Раздел

«Календарно - тематическое планирование»

п/п

Дата проведения урока

Название темы и раздела

Название темы контрольной, практической, лабораторной работы

Количество часов

Оборудование

Основные виды деятельности

Требования к результату

Вид контроля

1

05.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

Из чего родилась сказка


1

Изображение древних образов на предметах декоративно-прикладного искусства

Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Научится:

понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства

Текущий

коллективная

2

12.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из потребностей жизни


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

понимать особенности изображения животных и людей древними художниками

Текущий

индивидуальная

3

19.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из веры


1

Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки.

Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа.

Научится:

создавать оберег, имея представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и особенностях изображения животных

Текущий

коллективная, индивидуальная

4

26.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из желания узнать мир и сделать его лучше


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

понимать роль мифа в жизни древнего человека

Текущий

коллективная, индивидуальная

5

03.10

Волшебный мир, наполненный чудесами

Знак и символ


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

интерпретировать изображение как знак и символ, овладевать основами языка знаков и символов для понимания искусства

Текущий

индивидуальная

6

10.10

Волшебный мир, наполненный чудесами

Сказка ложь, да в ней намек


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

понимать общее и отличия мифа и сказки. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания

Текущий

самостоятельная работа

7

17.10

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Текущий

коллективная, индивидуальная

8

24.10

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Тематический

контрольная работа

9

07.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Художники-сказочники


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать художественную манеру и находить их произведения

Текущий

Взаимопроверка

10

14.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Герой сказки-носитель народных идеалов


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

описывать образы богатырей, изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды

Текущий

самостоятельная работа

11

21.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Образ героя-защитника Отечества в искусстве


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

анализировать образы защитников Родины в произведениях искусства

Текущий

коллективная, индивидуальная

12

28.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальный образ сказочной героини


1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

понимать идеальные качества характера женщины, установленные традицией народной культуры

Текущий

коллективная

13

05.12

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальные женские образы в искусстве


1

Гуашь или пастель

Создать образ героини русской народной сказки, передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу.

Научится:

видеть качества женщины, изображенные в произведениях искусства

Текущий

Взаимопроверка

14

12.12

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей


1

Гуашь или пастель

Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Тематический

контрольная работа

15

19.12

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей


1

Гуашь или пастель

Создать образ отрицательной героини сказки.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Текущий

Взаимопроверка

16

26.12

Реальность и фантазия

Образ дороги в сказке и дорога в жизни


1

ТПО

Выполнить в тетради упражнения на построение перспективы дороги.

Научится:

понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве

Текущий

коллективная, индивидуальная

17

16.01

Реальность и фантазия

Там, на неведомых дорожках…


1

Картон, гуашь

Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели.

Научится:

знакам и символам перекрестка дорог

Текущий

Взаимопроверка

18

23.01

Реальность и фантазия

Странствия по различным мирам


1

Картон, гуашь

Продолжить коллективную работу. Изобразить различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройти путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки.

Научится:

интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути

Текущий

самостоятельная работа

19

30.01

Реальность и фантазия

Образ сказочного леса


1

Карандаш, роллер

Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер).

Научится:

передавать выразительные черты сказочного героя дереву

Текущий

коллективная, индивидуальная

20

06.02

Реальность и фантазия

Заколдованный лес


1

ТПО

Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради.

Научится:

видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок

Текущий

Взаимопроверка

21

13.02

Реальность и фантазия

Волшебный лес


1

Гуашь и тонированную бумагу.

Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу.

Научится:

понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками

Текущий

коллективная, индивидуальная

22

20.02

Реальность и фантазия

Образ жилища в сказке и в жизни


1

Гуашь и тонированную бумагу.

Нарисовать наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены: над окном, под окном или по бокам?

Научится:

находить в элементах декора избы древние символы-обереги

Текущий

индивидуальная

23

27.02

Реальность и фантазия

Образ деревни


1

Гуашь, бумага, клей

Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить к фону.

Научится

использовать правила перспективы

Текущий

индивидуальная

24

06.03

Реальность и фантазия

Образ города


1

Бумага, клей

Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать, подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы.

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Текущий

Взаимопроверка

25

13.03

Реальность и фантазия

Образ сказочного города


1

Бумага, клей

Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Тематический

контрольная работа

26

20.03

Образы сказочных атрибутов

Свет мой, зеркальце…


1

Карандаш

Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа.

Научится:

разрабатывать эскиз изделия с учетом особенностей его будущего хозяина

Текущий

коллективная, индивидуальная

27

03.04

Образы сказочных атрибутов

Куколка…


1

Карандаш, фломастер

Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию.

Научится:

способам последовательного изготовления простой куклы

Текущий

Взаимопроверка

28

10.04

Образы сказочных атрибутов

Яблоки и яблоня


1

ТПО

Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам.

Научится:

различать добрую и злую силу яблок в сказках

Текущий

индивидуальная

29

17.04

Образы сказочных атрибутов

Перо жар-птицы


1

Гуашь

Выполнить натюрморт с яблоками.

Научится:

выполнять зарисовки перьев Жар-птицы

Текущий

коллективная, индивидуальная

30

24.04

Образы сказочных атрибутов

Корона


1

Тонированная бумага, уголь, мел, сангина

1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Особое внимание обратить на пластичность формы.

Научится:

создавать макет, используя в декоре древнюю символику

Итоговый

контрольная работа

31

15.05

Образы сказочных атрибутов

Меч-кладенец и щит


1

Бумага, проволока, пластическая масса

Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов.

Научится:

понимать связь слов «щит» и «защита»

Текущий

Взаимопроверка

32

22.05

Образы сказочных атрибутов

Прялка и волшебный клубок


1

Бумага, карандаш

Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Научится:

выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представление древних о жизни и о судьбе человека

Текущий

индивидуальная

33

29.05

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве


1

Карандаш, роллер, фломастер

Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

Научится:

различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и ее функции

Текущий

индивидуальная





Раздел

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
























Перечень используемых учебников и учебных пособий

  1. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 3 кл.: методическое пособие / И.Э. Кашекова. М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 112 с.

  2. Кашекова И.Э. Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс)

  3. Кашекова И.Э., Кашекова А.Л. «Изобразительное искусство»/ Учебник. М. Академкнига/Учебник, 2013







































Раздел

«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»




























Критерии оценивания практических работ по ИЗО



Критерии оценивания предметных умений

Отметка «5» − поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Отметка «4» − поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Отметка «3» − поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Отметка «2» − поставленные задачи не выполнены.
































п/п

Название раздела

Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные)

Форма и вид контроля

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Предметные: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;


Практическая работа

2

Художники-сказочники. Сказочные образы

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Предметные: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться


Практическая работа

3

Реальность и фантазия

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Предметные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

Метапредметные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Практическая работа

4

Образы сказочных атрибутов

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),

Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Практическая работа

5

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи),

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Практическая работа


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Лебединская М.Я.

_______________

18.08.2016 г.