СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (адаптированная для детей с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная (коррекционная) рабочая программа по изобразительному искусству для детей с ОВЗ (VIII вида) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (адаптированная для детей с ОВЗ)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;

  3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;

  4. Авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2010 г.)


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Цели и задачи обучения

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации.

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать умение сравнивать и обобщать

  • Развивать речь, владение техникой речи с опорой на изобразительную деятельность

  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Формировать навыки самоконтроля

  • Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение

  • Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами изобразительной деятельности


Для реализации целей и задач курса «Изобразительное искусство» программой предусмотрено использование различных графических упражнений и дидактических игр:

  • Для развития навыка раскрашивания - штриховка контурных изображений;

  • Для развития двигательной координации руки - рисование на бумаге в клетку, рисование по опорным точкам, упражнения с различными мелкими предметами (составление из мозаики несложных орнаментов и т.п.);

  • Для формирования и развития навыка использования осевых линий - упражнение на дорисовывание симметричных изображений;

  • Для развития навыка чередования элементов в орнаменте - дидактическая игра «Составь орнамент», «Закончи орнамент»);

  • Для развития связной устной речи - план с опорными словами для рассказ по иллюстрации;

  • Для развитие пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги, формирования композиционных навыков - графические диктанты;

  • Для развития навыка последовательного построения рисунка - использование таблиц последовательного построения рисунка, педагогический рисунок на доске с прорисовыванием отдельных деталей;

  • Для развития умения выделить главное в содержании картины, рассказывать о содержании произведений искусства - дидактические игры «В картинной галерее», «Найди главного героя по описанию», «Дополни меня», «Времена года», «В музее осени(весны, зимы, лета)», «Аукцион картин»;

  • Для усвоения искусствоведческих терминов, основ цветоведения, особенностей видов изобразительного искусства - дидактические игры «Цепочка», «Я знаю….».


Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане школы.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 уч. год (34 недели) на 34 часа, 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание

Количество часов

Декоративное рисование

13

Рисование с натуры

13

Тематическое рисование

8


Итого:

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Название раздела, темы урока

Наглядный и дидактический материал


Рисование с натуры овощей и фруктов

Муляжи.


Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)

Таблица: съедобные и несъедобные грибы, муляжи


Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу)

Образец, картинки рябины, калины, др. ягод


Самостоятельное составление узора в полосе

Картинки ягод, листьев разной формы


Рисование геометрического орнамента в квадрате

Геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник


Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

Квадрат, веточки с листочками


Рисование на тему «Деревья осенью». Беседа по картине «Осень».

Картина «Осень», картинки деревьев


Рисование с натуры знакомых предметов (линейка, треугольник, пенал)

Линейка, треугольник, пенал


Декоративное рисование плаката ко Дню согласия и примирения

Образцы рисунков


Рисование геометрического орнамента по образцу в прямоугольнике

Геометрические фигуры


Декоративное рисование орнамента в квадрате. Беседа по картине Васнецова «Алёнушка»

Квадрат, картина Васнецова «Алёнушка»


Рисование в квадрате узора из веточек ели

Веточки ели, квадрат


Рисование с натуры ветки ели

Веточка ели


Рисование с натуры праздничных флажков

Флажки


Рисование с натуры елочных украшений

Елочные украшения


Рисование на тему: «Ветка с елочными игрушками»

Веточка ели с елочными украшениями


Рисование узора из снежинок для шарфа

Шарф, образец


Рисование на тему «Снеговик»

Образец, круги, иллюстрация снеговика


Рисование с натуры рамки для картины

Рамка для картины, образец


Рисование с натуры игрушки рыбки

Игрушка- рыбка, картинки рыбок


Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

Картинки рыбок, аквариум, образец


Рисование открытки ко Дню защитника Отечества

Открытки, образцы


Рисование с натуры портфеля

Портфель


Декоративное рисование узора для косынки

Косынка, образцы узоров


Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!»

Картинка дорожного знака «Впереди опасность!»


Рисование геометрических форм

Геометрические фигуры, образец


Рисование в полосе узоров из квадратов с чередующимися геометрическими элементами

Геометрические фигуры, образец


Рисование на тему: «Первый спутник»

Образец, картинки спутников


Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала

Строительный конструктор


Рисование с натуры воздушных шаров.

Воздушные шарики


Рисование на тему: «1 мая» (дом, украшенный флажками и огоньками)

Сюжетные картинки «1 мая», образец


Рисование узора в полосе

Образцы природных и геометрических узоров


Рисование узора в круге

Образцы природных и геометрических узоров


Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки)

Картинки цветов, книги со сказками, иллюстрации





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



      Учащиеся должны уметь:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

  • использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;

  • различать и знать названия цветов;

  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.




















ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Книгопечатная продукция

Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2010.

Демонстрационные плакаты

Иллюстрации к сказкам

Таблицы по изобразительному искусству

Традиционные средства обучения

Образцы изделий

Муляжи фруктов, овощей, грибов

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

Магнитно-маркерная доска

Тематические презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru