Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Принято: Руководитель МО ________Костина Е.О. Протокол №____ от «____» августа 2017 г. | Согласовано: Зам. директора ___________ Мут О.В Дата___________ | Утверждаю: Директор школы _______________Е.И. Дронова Приказ №______ от __________ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
( надомное обучение)
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
учитель Молчанова С.А.
с.Зятьково
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционная программа VIII вида учебного предмета «ИЗО» для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIIIвида «ИЗО» под редакцией В.В.Воронковой (2011г) Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Одной из задач специальной (коррекционной) школы является коррекция дефектов развития детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Искусство больше, чем любая другая область общественной жизни, оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей данной категории. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активации творческих проявлений детей с проблемами в развитии. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, индивидуально- дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с лёгкой степенью умственной отсталости и направлен на формирование личности на основе реализации возрастных возможностей .
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель программы: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи программы:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Формы работы:
-урок, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Основными методами являются:
-словесные методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
-наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий)
- наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:
Наглядные пособия:
- макеты «Овощи»
-макеты «Фрукты»
-макеты «Геометрические фигуры»
- игрушки
- строительные кубики.
-Репродукции картин художников, Интерактивная доска, ЦОР.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов светотенью, пользуясь различной штриховкой;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во час. |
1 | Рисование с натуры | 3 |
2 | Рисование на темы | 3 |
3 | Беседы об искусстве | 3 |
| Всего | 9 |
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры ветки дуба | |
2 | Рисование с натуры кисти рябины | |
3 | Рисование с натуры игрушки-грузовика | |
4 | Рисование орнамента в полосе | |
5 | Рисование на тему «Нарядная ёлка» | |
6 | Рисование поздравительной открытки для мамы на 8 марта | |
7 | Беседа о русских художниках | |
8 | Беседа о картинных галереях | |
9 | Беседа об изобразительном искусстве | |
Приложение 2
Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ
Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке |
Этапы урока | Формы методы и средства работы с детьми |
Контроль подготовки учащихся | - Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; - Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; - Предложение учащимся примерного плана ответа; - Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать материал; - Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | - Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала; - Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку; - Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщении или объяснению сути выявленном учеником. |
Самостоятельная работа | - Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичные задания; - Напоминание приема и способа выполнения заданий; - Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений; - Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их выполнению; - Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; - Более тщательный контроль, указание на ошибки, исправление, проверка. |
Организация самостоятельной работы вне класса | - Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; - Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий; - Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек, консультаций, карточек с планом действий. |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |