СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по УМК под редакцией Б.М.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»





РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:

_______Л.И.Сидоренкова ________Н.А.Богатырева ______И.Н.Кухаренкова

Протокол №1 от 29.08.2017 г. Приказ от 31.08.2017 г. №64/1









  1. Рабочие программы

по изобразительному искусству

для 5-8 классов, реализующих ФГОС ООО

на 2017/2018 учебный год











Учитель: Л.И.Сидоренкова















2017

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 5-8 классов

      1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:

Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика)

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.






Планируемые результаты

по предмету «Изобразительное искусство»

Учащиеся должны владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


1 год обучения (5 класс)

Учащиеся научатся:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся научатся:

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов;

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином;

  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи России, а также местные художественные музеи;

  • называть и характеризовать выдающиеся произведения изобразительного искусства, русских художников XVIII – XIX веков;



3 год обучения (7 класс)

Учащиеся научатся:

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.



4 год обучения (8 класс)


Учащиеся научатся:

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • различать особенности художественной фотографии;

  • анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности, использовать полученные знания в своей съёмочной фотопрактике;

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;



Учащиеся получат возможность научиться:

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа, понимать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф.Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира









Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни. Темы четвертей:

Древние корни народного искусства.  
Декоративно-прикладное искусство и человек. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Истоки и современное развитие художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения.Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко. Одежда говорит о человеке. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. О чём рассказывают гербы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Создание декоративной композиции.

Декоративное искусство в современном мире
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Реализация выбранного замысла в определенном материале: бумагопластика, пластилинография. Знакомство с творчеством смоленских художников-прикладников.


Тема 6 класса«Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Темы четвертей:

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок – основа изобразительного творчества. Выразительные возможности объемного изображения. Создание образов животных в пластилине. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Цвет. Основные и составные цвета. Цвет в произведениях живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.



Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазии в творчестве художника. Натюрморт – изображение предметного мира. Понятие формы. Многообразие форм предметного мира. Распределение света и тени на геометрических телах. Графическое изображение натюрмортов. Цвет в натюрморте и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Образ человека – главная тема искусства.История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет. Конструкция головы человека и её пропорции Изображение головы человека в пространстве. Сатирические образы человека. Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве.. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива). Знакомство с разновидностями пейзажного жанра и техниками исполнения. Создание графических композиций. Пейзаж - настроение. Природа и художник. Музеи России.


Тема 7 класса«Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека». Темы четвертей:

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Текст и изображение как элементы композиции. Искусство плаката. Многообразие форм графического дизайна.


Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность, единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденции развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.


Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Функционально-архитектурная планировка своего сада и дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Мода, культура и ты. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж – лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя – моделируешь окружающий мир.




Тема 8 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр, кино, телевидение)»

Темы четвертей: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображениея в синтетических искусствах. Театр и экран – две грани изобразительной образности. Театрально-декоративное искусство как искусство и производство .Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол. Театр теней.


Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского искусства. Всеобщность законов композиции. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. Фотография и компьютер. Компьютерная анимация.


Азбука экранного искусства

Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. Художник и художественное творчество в кино.

Из истории кино. Киножанры. Игровой (художественный) и документальный фильмы. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к твоему видео. Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения. Анимационный (мультипликационный) фильм. Бесконечный мир кинематографа.


Телевидение - пространство культуры. Экран-искусство-зритель

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Репортаж и интервью. Телевидение, интернет. Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства. Каждый народ Земли – художник. Музеи мира. Искусство-зритель-современность.


Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для осознания и переживания каждой предложенной темы. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.







Тематическое планирование по изобразительному искусству


5 КЛАСС

Тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)

урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Древние корни народного искусства (8ч)

1

Декоративно-прикладное искусство и человек.

Стартовая диагностика

Анализировать многообразие декоративно-прикдадного искусства. Работа в парах: создание узора для варежки.

2

Древние образы в народном искусстве. Создание орнамента для чаши

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Создавать декоративно-обобщённое изображение чаши на основе традиционных образов

3

Декор русской избы.

Рисунок наличника

Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия) в творческой работе

4

Внутренний мир русской избы

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе

5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Узоры прялок.

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Понимать условность языка орнамента, его символическое значение. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента крестьянской вышивки.

7

Народный праздничный костюм

Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

8

Народные праздничные обряды.

Характеризовать праздник как важное событие, синтез всех видов творчества. Понимать обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные, летние и осенние праздники), ценность традиций. Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа

2 четверть: Связь времён в народном искусстве (8ч)

1

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка

Овладеть навыками работы с конкретным материалом ( акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Осваивать художественные особенности росписи и приемы письма гжельских мастеров. Выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

3-4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций городецких мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа.

5

Искусство Хохламы. Истоки и современное развитие промысла

Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций хохломских мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа

6

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций жостовских мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа

7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Иметь представление о преемственности в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Различать и называть произведения ведущих центров народных промыслов. Знакомиться с произведениями мастеров Первомайского стеклозавода. Анализировать свои творческие работы.

8

Ты сам – мастер. Изготовление снежинок

Бумагопластика

3 четверть: Декор – человек, общество, время (9 ч)

1

Урок-беседа. Зачем людям украшения

Характеризовать смысл декора не только как украшения, а как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значить украсить вещь.

2

Украшения в жизни древних обществ: Древнего Египта.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Учиться вести поисковую работу.

3

Украшения в жизни древних обществ: Древней Греции

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древней Греции. Вести поисковую работу.

4-5

Одежда говорит о человеке. Работа над композицией «Бал во дворце»

Размышлять о том, что одежда - знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха Барокко). Уметь творчески работать над темой «Бал во дворце», используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

6

О чём рассказывают гербы

История возникновения и развитие геральдического искусства. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность, изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции

Выполнение проекта герба Смоленска или герба своей семьи, класса ( по выбору)

7

О чём рассказывают эмблемы

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале

8

Ты сам - мастер. Создание декоративной композиции к 8 Марта

Создавать декоративную композицию, использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

9

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Экскурсия в краеведческий музей

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведения декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем

4 четверть: Декоративное искусство в современном мире (9 ч)

1

Современное выставочное искусство. Посещение выставки декоративных работ краеведческого музея п. Шумячи

Знать виды ДПИ, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. Знакомиться с творчеством смоленских художников - прикладников.

2-7

Ты сам – мастер. Создание декоративных работ

Создавать работу на основе бумагопластики, солёного теста, пластилинографии. Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

8

Промежуточная аттестация. Творческая работа.

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

9

Обобщающий урок. Выставка работ учащихся.
















Тематическое планирование по изобразительному искусству

6 КЛАСС

Тема: Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч)


урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)

1

Изобразительное искусство в семье пространственных иск-в

Знать виды пластических искусств. (Живопись, графика, скульптура, ДПИ), художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

2

Рисунок – основа изобразительного творчества

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).

3

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Понимать значение ритма и характер линий в создании художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры.

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Знать основы языка и изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве.

Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

5

Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов.


6

Цвет в произведениях живописи. Осенний букет

Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа .Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; воспринимать произведение станковой живописи

7

Объёмные изображения в скульптуре. Создание образов животных в пластилине

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

8

Линия и её выразительные возможности. Наброски фигуры человека

Получать представления о наброске как виде рисунка, особенностях и видах набросков, образной выразительности фигуры. Создавать наброски одноклассников в разных движениях.

2 четверть: Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

1

Урок-беседа. Реальность и фантазия в творчестве художника.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной деятельности и ее художественного изображения в искусстве.

2

Изображение предметного мира – натюрморт (в технике аппликации)

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности аппликации (ритм, пятно, композиция)

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела

Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Конструировать из бумаги геометрические тела

4

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

5

Освещение. Свет и тень. Распределение света и тени на геометрических телах

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

6

Натюрморт в графике

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков А Дюрера, В.Фаворского. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

7-8

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

3 четверть: Вглядываясь в человека. Портрет (9ч)

1

Урок-беседа. Образ человека – главная тема искусства

Знать жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников – портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, Леонардо да Винчи, Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин и др). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра

2

Конструкция головы человека и её пропорции. Аппликация

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

3-4

Изображение головы человека в пространстве

Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

5

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Знать пропорции туловища человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

6

Портрет в скульптуре

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д)

7

Сатирические образы человека

Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра Изображение сатирических образов литературных героев. Работать графическими материалами (гелевая ручка, тушь)

8

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

9

Урок-беседа. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, К.Брюллов, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

4 четверть: Человек и пространство. Пейзаж (9 ч)

1

Жанры в изобразительном искусстве

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течении года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значения в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

2

Изображение пространства

Понимать значение перспективы. Получать представления об изображении глубины пространства и открытии правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

3

Правила линейной и воздушной перспективы

Знания правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

4

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Знать: правила перспективы; выдающихся художников – пейзажистов и их произведения ( И. Левитан).

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.


5-6

Пейзаж – настроение. Природа и художник

Понимать роль колорита в пейзаже – настроении. Уметь работать акварелью и гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

7

Пейзаж в графике.

Пленер.


Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. Работа над графической композицией.

8

Промежуточная аттестация. Творческая работа

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.

9

Музеи России.

Получать представление об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев (Третьяковская галерея, музей имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей)
















Тематическое планирование по изобразительному искусству

7 КЛАСС

Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека

(34 ч)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (8ч)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст, эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Знакомство с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Создание плоскостной композиции. Уметь располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля

2

Прямые линии и организация пространства

Уметь с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Иметь представление о локальных цветах. Сближенность цветов и контраст. Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.

4

Буква – строка – текст. Виды шрифтов

Знакомство с различными шрифтами. Понимать букву как изобразительно-смысловой символ звука

5

Буква – строка- текст. Создание композиции с буквой

Создание композиции с буквами . Применение слова в качестве элементов графической композиции.

6

Текст и изображение как элементы композиции. Искусство плаката.

Иметь представление об истории развития плаката, важности агитационной деятельности . Выполнение макета плаката

7-8

Многообразие форм графического дизайна. Конструирование макета плаката, открытки, визитки.

Ориентирование в разнообразии полиграфического дизайна. Использование элементов, составляющих конструкцию и худ. оформление книги, открытки, визитки и т.д.

2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч)

1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность

Формирование понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формирование понятия учащимися проекционной природы чертежа

2

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Чтение по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях

3

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства .

4

Важнейшие архитектурные элементы здания. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры

Знакомство с художественной спецификой и особенностями выразительных средств архитектуры, со свойствами архитектурных объемов. Выявление влияния архитектурных форм на человека. Формирование навыки конструирования архитектурных композиций. Зарисовка архитектурных элементов зданий

5

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи

Формирование понятия дизайна вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

Создание тематической инсталляции

6

Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени

Формирование понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами.

Построение формы исходя из материала, конструкции и свойства

7

Цвет в архитектуре и дизайне (компьютерный урок)

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Знакомство со спецификой влияния цвета спектра и их тональности

8

Пропорции и строение фигуры человека. Апплика-ция схемы движения фигуры человека

Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека. Создание схемы движения фигуры человека в аппликации.

3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (9ч)

1-2

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Формирование понятия о смене стилей как отражении эволюции образа жизни. Графическая зарисовка исторического здания

3-4

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Формирование понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. Зарисовка «Архитектура будущего»

5

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Знакомство с исторической планировкой городской среды и её связью с образом жизни( понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.) Эскиз фрагмента города

6

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

Формировать представление о роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание эскизного макета витрины магазина или зарисовка объектов архитектурного дизайна (фонарь, скамья, беседка и т.д.)

7

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Знакомство с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст.

Выполнение эскиза проекта мебельного гарнитура, предметов интерьера (часы, зеркала, посуда, торшер) – по выбору

8

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (компьютерный урок)

Формирование понятия единства города с ландшафтно-парковой средой, садово-паркового дизайна. Знакомство с русской ландшафтной архитектурой, общественными садами (Петергоф, Летний сад)

9

Ты – архитектор. «Город будущего»


Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов (инсталляция).

4 четверть: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 ч)

1

Мой дом – мой образ жизни

Уметь создавать архитектурно-дизайнерские проекты, выполнять планировку помещений (поэтажный план) и приусадебной территории. Выполнить технический рисунок частного дома

2

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Знакомство с дизайном интерьера .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Создание схемы, проекта.

Выполнение эскизного рисунка плана своей комнаты

3

Дизайн и архитектура моего сада

Моделирование сада, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения. Создание композиции из цветов по группам

4

Мода, культура и ты. Дизайн одежды

Знакомство с технологией создания одежды, законами композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Дать понятия стилей. Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма (рисунок или коллаж)

5-6

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

Создание костюма, чтобы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма

Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками

7

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна

Знакомство с искусством грима и прически . Обучить азбуке визажистики и парикмахерского стилизма.

Упражнение в нанесении макияжа и создания прически на натуре (по парно) или рисование прически и макияжа на фотографии


8

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Формирование понятия имидж дизайна как сферы деятельности, объединяющей аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе. Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов

9

Промежуточная аттестация. Творческая работа.


Обобщение знаний, полученных на уроках, контроль владения учащимися терминологией и средствами композиции в создании творческой работы
















Тематическое планирование по изобразительному искусству

8 КЛАСС

Тема: Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр, кино, телевидение) (34ч)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств (8ч)

1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах

Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

2

Театр и экран – две грани изобразительной образности

Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.


3

Театрально-декоративное искусство как искусство и производство

Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.

Начало работы над макетом спектакля (эскиз декораций сцены)


4-5

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска

Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз костюма и театрального грима персонажа, изготовление театральной маски (бумагопластика).


6

Театр кукол

Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Создание эскиза кукольного спектакля или лепка головы кукольного персонажа.


7

Театр теней

Знакомство с историей развития театра теней.

8

Обобщающий урок. Театр не имеет границ

Подведение итогов четверти..Показ фрагмента кукольного спектакля


2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (8ч)

1

Компьютерный урок. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография — новое изображение реальности

Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ.


2

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Выбор места, объекта и ракурса съёмки.

Художественно- композиционные моменты в съемке.

Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.

3-4

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж –жанровые темы фотографии

Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.


5

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета

Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.


6-7

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения

Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. Проведение фото и видеосъемки на тему «Один день из жизни школы».

8

Фотография и компьютер. Компьютерная анимация. Мой фотоальбом

Освоение правил создания компьютерной анимации на фотографии Подведение итогов четверти. Выставка работ учащихся.


  1. четверть: Азбука экранного искусства (9ч)

1

Урок- беседа. Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж

Знакомство с новым видом изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.

2

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

Фильм, как последовательность кадров «рассказ в картинках». Роль сценария в фильме. Раскадровка на выбранные темы. Уметь излагать свой замысел в форме раскадровки.

3

Художник и художественное творчество в кино. Раскадровка

Понимание того, что решение изобразительного строя фильма — результат совместного творчества режиссёра, оператора, художника. Раскадровка на выбранные темы. Уметь излагать свой замысел в форме раскадровки.

4

Компьютерный урок. Мир истории кино. Киножанры. Документальный фильм

Знакомство и историей кино. Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.

Просмотр документального кино «Один день из жизни сигарет»

5

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. Художник в игровом фильме

Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме. Создание эскизов образов персонажей к фильму, вещной среды.


6

От большого экрана к твоему видео.

Овладение азами операторской грамоты. Умение применять полученные знания по композиции и построению кадра, технике съёмки камерой в статике и в движении.

7

Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения

Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

8

Анимационный (мультипликационный) фильм

Практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.

9

Обобщающий урок. Бесконечный мир кинематографа.

Предсталение о многообразии жанровых киноформ: от игровых блокбастеров до мини-анимаций или видеоклипа. Применение сценарно-режиссёрских навыков при построении текстового и изобразительного сюжета.

4 четверть: Телевидение- пространство культуры. Экран — искусство - зритель (9ч)

1

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения

Понимание многофункционального назначения телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения

2

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Осознание общности творческого процесса при создании любой телепередачи и кинодокументалистики. Приобретение опыта документальной съёмки. Психология и поведение человека перед камерой

3

Телевидение, интернет... Что дальше?

Уметь пользоваться архивами интернета, использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

4

Современные формы экранного языка.

Понимание роли и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет- пространстве. Создание видеоклипа.

5

В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства

Понимание позитивной и негативной роли СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Понимание того, что кино не отменяет театр, телевидение не отменяет достижения кино, а все они не отменяют живопись, музыку, поэзию

6-7

Каждый народ Земли – художник. Музеи мира

Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре.

8

Промежуточная аттестация. Творческая работа

Формировать навык работы над собственным проектом

9

Искусство-зритель-современность. Обобщающий урок.

Дискуссия на тему «Роль и значение искусства в жизни человека»















Тематическое планирование по изобразительному искусству


7 КЛАСС (индивидуальное обучение на дому)

на 2017/2018 уч.год

Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека (9 ч)


урока

Тема урока

1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (2 ч)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества

2

Буква – строка – текст. Текст и изображение как элементы композиции

2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (2 ч)

3

От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.


4

Объект и пространство. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Здание и вещь как сочетание объёмов. Цвет в архитектуре и дизайне.

3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (3ч)

5

Образно-стилевой язык архитектуры. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Город, микрорайон, улица. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

6

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

7

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. «Город будущего»

4 четверть: Человек и пространство в изобразительном искусстве (2)

8

Мода, культура и ты. Дизайн одежды. Мой костюм – мой облик. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Сфера имидж-дизайна

9

Промежуточная аттестация. Творческая работа