СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по УМК под редакцией Б.М.Неменского
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:
_______Л.И.Сидоренкова ________Н.А.Богатырева ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1 от 29.08.2017 г. Приказ от 31.08.2017 г. №64/1
по изобразительному искусству
для 5-8 классов, реализующих ФГОС ООО
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Л.И.Сидоренкова
2017
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 5-8 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1577);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика)
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство»
Учащиеся должны владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся научатся:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся научатся:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов;
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
Учащиеся получат возможность научиться:
культуре зрительского восприятия;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
характеризовать крупнейшие художественные музеи России, а также местные художественные музеи;
называть и характеризовать выдающиеся произведения изобразительного искусства, русских художников XVIII – XIX веков;
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся научатся:
систематизировать и характеризовать основные этапы развития архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся научатся:
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
различать особенности художественной фотографии;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности, использовать полученные знания в своей съёмочной фотопрактике;
понимать изобразительную природу экранных искусств;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа
различать понятия: игровой и документальный фильм;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
Учащиеся получат возможность научиться:
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа, понимать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф.Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Темы четвертей:
Древние корни народного искусства.
Декоративно-прикладное искусство и человек. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Истоки и современное развитие художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения.Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко. Одежда говорит о человеке. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. О чём рассказывают гербы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Создание декоративной композиции.
Декоративное искусство в современном мире
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Реализация выбранного замысла в определенном материале: бумагопластика, пластилинография. Знакомство с творчеством смоленских художников-прикладников.
Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Темы четвертей:
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок – основа изобразительного творчества. Выразительные возможности объемного изображения. Создание образов животных в пластилине. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Цвет. Основные и составные цвета. Цвет в произведениях живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазии в творчестве художника. Натюрморт – изображение предметного мира. Понятие формы. Многообразие форм предметного мира. Распределение света и тени на геометрических телах. Графическое изображение натюрмортов. Цвет в натюрморте и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
Образ человека – главная тема искусства.История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет. Конструкция головы человека и её пропорции Изображение головы человека в пространстве. Сатирические образы человека. Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве.. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива). Знакомство с разновидностями пейзажного жанра и техниками исполнения. Создание графических композиций. Пейзаж - настроение. Природа и художник. Музеи России.
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека». Темы четвертей:
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Текст и изображение как элементы композиции. Искусство плаката. Многообразие форм графического дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
Объект и пространство. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность, единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденции развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Функционально-архитектурная планировка своего сада и дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Мода, культура и ты. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж – лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя – моделируешь окружающий мир.
Тема 8 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр, кино, телевидение)»
Темы четвертей: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображениея в синтетических искусствах. Театр и экран – две грани изобразительной образности. Театрально-декоративное искусство как искусство и производство .Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол. Театр теней.
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского искусства. Всеобщность законов композиции. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. Фотография и компьютер. Компьютерная анимация.
Азбука экранного искусства
Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. Художник и художественное творчество в кино.
Из истории кино. Киножанры. Игровой (художественный) и документальный фильмы. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к твоему видео. Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения. Анимационный (мультипликационный) фильм. Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение - пространство культуры. Экран-искусство-зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Репортаж и интервью. Телевидение, интернет. Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства. Каждый народ Земли – художник. Музеи мира. Искусство-зритель-современность.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для осознания и переживания каждой предложенной темы. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
5 КЛАСС
Тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 четверть: Древние корни народного искусства (8ч) | ||
1 | Декоративно-прикладное искусство и человек. Стартовая диагностика | Анализировать многообразие декоративно-прикдадного искусства. Работа в парах: создание узора для варежки. |
2 | Древние образы в народном искусстве. Создание орнамента для чаши | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Создавать декоративно-обобщённое изображение чаши на основе традиционных образов |
3 | Декор русской избы. Рисунок наличника | Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива, ритм, симметрия) в творческой работе |
4 | Внутренний мир русской избы | Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Узоры прялок. | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Понимать условность языка орнамента, его символическое значение. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента крестьянской вышивки. |
7 | Народный праздничный костюм | Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа |
8 | Народные праздничные обряды. | Характеризовать праздник как важное событие, синтез всех видов творчества. Понимать обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные, летние и осенние праздники), ценность традиций. Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа |
2 четверть: Связь времён в народном искусстве (8ч) | ||
1 | Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка | Овладеть навыками работы с конкретным материалом ( акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета |
2 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Осваивать художественные особенности росписи и приемы письма гжельских мастеров. Выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета |
3-4 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций городецких мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа. |
5 | Искусство Хохламы. Истоки и современное развитие промысла | Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций хохломских мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа |
6 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | Размышлять об истории развития промысла, разнообразие форм и вариантов построения композиций жостовских мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа |
7 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Иметь представление о преемственности в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Различать и называть произведения ведущих центров народных промыслов. Знакомиться с произведениями мастеров Первомайского стеклозавода. Анализировать свои творческие работы. |
8 | Ты сам – мастер. Изготовление снежинок | Бумагопластика |
3 четверть: Декор – человек, общество, время (9 ч) | ||
1 | Урок-беседа. Зачем людям украшения | Характеризовать смысл декора не только как украшения, а как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значить украсить вещь. |
2 | Украшения в жизни древних обществ: Древнего Египта. | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Учиться вести поисковую работу. |
3 | Украшения в жизни древних обществ: Древней Греции | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древней Греции. Вести поисковую работу. |
4-5 | Одежда говорит о человеке. Работа над композицией «Бал во дворце» | Размышлять о том, что одежда - знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха Барокко). Уметь творчески работать над темой «Бал во дворце», используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. |
6 | О чём рассказывают гербы | История возникновения и развитие геральдического искусства. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность, изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции Выполнение проекта герба Смоленска или герба своей семьи, класса ( по выбору) |
7 | О чём рассказывают эмблемы | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале |
8 | Ты сам - мастер. Создание декоративной композиции к 8 Марта | Создавать декоративную композицию, использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе |
9 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Экскурсия в краеведческий музей | Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведения декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем |
4 четверть: Декоративное искусство в современном мире (9 ч) | ||
1 | Современное выставочное искусство. Посещение выставки декоративных работ краеведческого музея п. Шумячи | Знать виды ДПИ, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. Знакомиться с творчеством смоленских художников - прикладников. |
2-7 | Ты сам – мастер. Создание декоративных работ | Создавать работу на основе бумагопластики, солёного теста, пластилинографии. Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе |
8 | Промежуточная аттестация. Творческая работа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе |
9 | Обобщающий урок. Выставка работ учащихся. |
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству
6 КЛАСС
Тема: Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч)
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч) | ||
1 | Изобразительное искусство в семье пространственных иск-в | Знать виды пластических искусств. (Живопись, графика, скульптура, ДПИ), художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). |
3 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характер линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | Знать основы языка и изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве. Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики |
5 | Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов.
|
6 | Цвет в произведениях живописи. Осенний букет | Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа .Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; воспринимать произведение станковой живописи |
7 | Объёмные изображения в скульптуре. Создание образов животных в пластилине | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. |
8 | Линия и её выразительные возможности. Наброски фигуры человека | Получать представления о наброске как виде рисунка, особенностях и видах набросков, образной выразительности фигуры. Создавать наброски одноклассников в разных движениях. |
2 четверть: Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) | ||
1 | Урок-беседа. Реальность и фантазия в творчестве художника. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной деятельности и ее художественного изображения в искусстве. |
2 | Изображение предметного мира – натюрморт (в технике аппликации) | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности аппликации (ритм, пятно, композиция) |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Конструировать из бумаги геометрические тела |
4 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры |
5 | Освещение. Свет и тень. Распределение света и тени на геометрических телах | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры |
6 | Натюрморт в графике | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков А Дюрера, В.Фаворского. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики |
7-8 | Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта | Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра |
3 четверть: Вглядываясь в человека. Портрет (9ч) | ||
1 | Урок-беседа. Образ человека – главная тема искусства | Знать жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников – портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, Леонардо да Винчи, Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин и др). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра |
2 | Конструкция головы человека и её пропорции. Аппликация | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм) |
3-4 | Изображение головы человека в пространстве | Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры |
5 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Знать пропорции туловища человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры |
6 | Портрет в скульптуре | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д) |
7 | Сатирические образы человека | Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра Изображение сатирических образов литературных героев. Работать графическими материалами (гелевая ручка, тушь) |
8 | Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры |
9 | Урок-беседа. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. | Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, К.Брюллов, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра |
4 четверть: Человек и пространство. Пейзаж (9 ч) | ||
1 | Жанры в изобразительном искусстве | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течении года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значения в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров |
2 | Изображение пространства | Понимать значение перспективы. Получать представления об изображении глубины пространства и открытии правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. |
3 | Правила линейной и воздушной перспективы | Знания правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы |
4 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | Знать: правила перспективы; выдающихся художников – пейзажистов и их произведения ( И. Левитан). Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
|
5-6 | Пейзаж – настроение. Природа и художник | Понимать роль колорита в пейзаже – настроении. Уметь работать акварелью и гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению |
7 | Пейзаж в графике. Пленер.
| Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. Работа над графической композицией. |
8 | Промежуточная аттестация. Творческая работа | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. |
9 | Музеи России. | Получать представление об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев (Третьяковская галерея, музей имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей) |
Тематическое планирование по изобразительному искусству
7 КЛАСС
Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека
(34 ч)
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (8ч) | ||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст, эмоциональная выразительность плоскостной композиции | Знакомство с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Создание плоскостной композиции. Уметь располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля |
2 | Прямые линии и организация пространства | Уметь с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости |
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | Иметь представление о локальных цветах. Сближенность цветов и контраст. Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. |
4 | Буква – строка – текст. Виды шрифтов | Знакомство с различными шрифтами. Понимать букву как изобразительно-смысловой символ звука |
5 | Буква – строка- текст. Создание композиции с буквой | Создание композиции с буквами . Применение слова в качестве элементов графической композиции. |
6 | Текст и изображение как элементы композиции. Искусство плаката. | Иметь представление об истории развития плаката, важности агитационной деятельности . Выполнение макета плаката |
7-8 | Многообразие форм графического дизайна. Конструирование макета плаката, открытки, визитки. | Ориентирование в разнообразии полиграфического дизайна. Использование элементов, составляющих конструкцию и худ. оформление книги, открытки, визитки и т.д. |
2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч) | ||
1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность | Формирование понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формирование понятия учащимися проекционной природы чертежа |
2 | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | Чтение по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях |
3 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля | Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства . |
4 | Важнейшие архитектурные элементы здания. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры | Знакомство с художественной спецификой и особенностями выразительных средств архитектуры, со свойствами архитектурных объемов. Выявление влияния архитектурных форм на человека. Формирование навыки конструирования архитектурных композиций. Зарисовка архитектурных элементов зданий |
5 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи | Формирование понятия дизайна вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Создание тематической инсталляции |
6 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени | Формирование понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами. Построение формы исходя из материала, конструкции и свойства |
7 | Цвет в архитектуре и дизайне (компьютерный урок) | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Знакомство со спецификой влияния цвета спектра и их тональности |
8 | Пропорции и строение фигуры человека. Апплика-ция схемы движения фигуры человека | Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека. Создание схемы движения фигуры человека в аппликации. |
3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (9ч) | ||
1-2 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого | Формирование понятия о смене стилей как отражении эволюции образа жизни. Графическая зарисовка исторического здания |
3-4 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры | Формирование понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. Зарисовка «Архитектура будущего» |
5 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | Знакомство с исторической планировкой городской среды и её связью с образом жизни( понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.) Эскиз фрагмента города |
6 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | Формировать представление о роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание эскизного макета витрины магазина или зарисовка объектов архитектурного дизайна (фонарь, скамья, беседка и т.д.) |
7 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера | Знакомство с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст. Выполнение эскиза проекта мебельного гарнитура, предметов интерьера (часы, зеркала, посуда, торшер) – по выбору |
8 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (компьютерный урок) | Формирование понятия единства города с ландшафтно-парковой средой, садово-паркового дизайна. Знакомство с русской ландшафтной архитектурой, общественными садами (Петергоф, Летний сад) |
9 | Ты – архитектор. «Город будущего»
| Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов (инсталляция). |
4 четверть: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 ч) | ||
1 | Мой дом – мой образ жизни | Уметь создавать архитектурно-дизайнерские проекты, выполнять планировку помещений (поэтажный план) и приусадебной территории. Выполнить технический рисунок частного дома |
2 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища | Знакомство с дизайном интерьера .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Создание схемы, проекта. Выполнение эскизного рисунка плана своей комнаты |
3 | Дизайн и архитектура моего сада | Моделирование сада, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения. Создание композиции из цветов по группам |
4 | Мода, культура и ты. Дизайн одежды | Знакомство с технологией создания одежды, законами композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Дать понятия стилей. Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма (рисунок или коллаж) |
5-6 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды | Создание костюма, чтобы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Проектный рисунок одного из комплектов костюма Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками |
7 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна | Знакомство с искусством грима и прически . Обучить азбуке визажистики и парикмахерского стилизма. Упражнение в нанесении макияжа и создания прически на натуре (по парно) или рисование прически и макияжа на фотографии
|
8 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | Формирование понятия имидж дизайна как сферы деятельности, объединяющей аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе. Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов |
9 | Промежуточная аттестация. Творческая работа.
| Обобщение знаний, полученных на уроках, контроль владения учащимися терминологией и средствами композиции в создании творческой работы |
Тематическое планирование по изобразительному искусству
8 КЛАСС
Тема: Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр, кино, телевидение) (34ч)
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 четверть: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств (8ч) | ||
1 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах | Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента. |
2 | Театр и экран – две грани изобразительной образности | Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.
|
3 | Театрально-декоративное искусство как искусство и производство | Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Начало работы над макетом спектакля (эскиз декораций сцены)
|
4-5 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска | Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз костюма и театрального грима персонажа, изготовление театральной маски (бумагопластика).
|
6 | Театр кукол | Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Создание эскиза кукольного спектакля или лепка головы кукольного персонажа.
|
7 | Театр теней | Знакомство с историей развития театра теней. |
8 | Обобщающий урок. Театр не имеет границ | Подведение итогов четверти..Показ фрагмента кукольного спектакля
|
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (8ч) | ||
1 | Компьютерный урок. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография — новое изображение реальности | Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ.
|
2 | Грамота фотокомпозиции и съёмки. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. | Художественно- композиционные моменты в съемке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. |
3-4 | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж –жанровые темы фотографии | Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
|
5 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета | Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.
|
6-7 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения | Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. Проведение фото и видеосъемки на тему «Один день из жизни школы». |
8 | Фотография и компьютер. Компьютерная анимация. Мой фотоальбом | Освоение правил создания компьютерной анимации на фотографии Подведение итогов четверти. Выставка работ учащихся.
|
| ||
1 | Урок- беседа. Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж | Знакомство с новым видом изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. |
2 | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка | Фильм, как последовательность кадров «рассказ в картинках». Роль сценария в фильме. Раскадровка на выбранные темы. Уметь излагать свой замысел в форме раскадровки. |
3 | Художник и художественное творчество в кино. Раскадровка | Понимание того, что решение изобразительного строя фильма — результат совместного творчества режиссёра, оператора, художника. Раскадровка на выбранные темы. Уметь излагать свой замысел в форме раскадровки. |
4 | Компьютерный урок. Мир истории кино. Киножанры. Документальный фильм | Знакомство и историей кино. Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Просмотр документального кино «Один день из жизни сигарет» |
5 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. Художник в игровом фильме | Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме. Создание эскизов образов персонажей к фильму, вещной среды.
|
6 | От большого экрана к твоему видео. | Овладение азами операторской грамоты. Умение применять полученные знания по композиции и построению кадра, технике съёмки камерой в статике и в движении. |
7 | Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения | Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. |
8 | Анимационный (мультипликационный) фильм | Практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. |
9 | Обобщающий урок. Бесконечный мир кинематографа. | Предсталение о многообразии жанровых киноформ: от игровых блокбастеров до мини-анимаций или видеоклипа. Применение сценарно-режиссёрских навыков при построении текстового и изобразительного сюжета. |
4 четверть: Телевидение- пространство культуры. Экран — искусство - зритель (9ч) | ||
1 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения | Понимание многофункционального назначения телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения |
2 | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. | Осознание общности творческого процесса при создании любой телепередачи и кинодокументалистики. Приобретение опыта документальной съёмки. Психология и поведение человека перед камерой |
3 | Телевидение, интернет... Что дальше? | Уметь пользоваться архивами интернета, использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. |
4 | Современные формы экранного языка. | Понимание роли и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет- пространстве. Создание видеоклипа. |
5 | В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства | Понимание позитивной и негативной роли СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Понимание того, что кино не отменяет театр, телевидение не отменяет достижения кино, а все они не отменяют живопись, музыку, поэзию |
6-7 | Каждый народ Земли – художник. Музеи мира | Знать крупнейшие художественные музеи России и мира. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. |
8 | Промежуточная аттестация. Творческая работа | Формировать навык работы над собственным проектом |
9 | Искусство-зритель-современность. Обобщающий урок. | Дискуссия на тему «Роль и значение искусства в жизни человека» |
Тематическое планирование по изобразительному искусству
7 КЛАСС (индивидуальное обучение на дому)
на 2017/2018 уч.год
Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека (9 ч)
№ урока | Тема урока |
1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (2 ч) | |
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества |
2 | Буква – строка – текст. Текст и изображение как элементы композиции |
2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (2 ч) | |
3 | От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
|
4 | Объект и пространство. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Здание и вещь как сочетание объёмов. Цвет в архитектуре и дизайне. |
3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (3ч) | |
5 | Образно-стилевой язык архитектуры. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Город, микрорайон, улица. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. |
6 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. |
7 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. «Город будущего» |
4 четверть: Человек и пространство в изобразительном искусстве (2) | |
8 | Мода, культура и ты. Дизайн одежды. Мой костюм – мой облик. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Сфера имидж-дизайна |
9 | Промежуточная аттестация. Творческая работа |