Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе Примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин, 2004 год издания. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.
Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» изучается за счёт включения материала данного курса в отдельные темы урока (темы курса выделены курсивом в КТП). Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы»: авт.- сост.: Т. К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н.Нечаева; Под ред. Т.К.Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2003.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Цель предмета - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- развитие наблюдательности, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта обучающихся;
- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Занятия обучающихся на уроках изобразительного искусства позволяет обучающимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям. Изучается интегрированный курс краеведения «Мы- дети природы»автор- составитель: Т.К.Орлова, Л,Г,ДЕМУС, Н,Г,Богордаева, Л,Н,Нечаева; под редакцией Т.К. Орловой.- Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2003. (темы курса выделены курсивом в КТП) .
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП во 2 классах (1-4).
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования №2021/11-13 от 25.09.2000г., № 1561/14-15 от 19.11.98.
Формы контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Проверочная работа | | 1 | | 1 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 |
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 2
класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально- ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведением искусства, собственных поступков, действий других людей;
оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных промыслов
(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, гжель, матрёшки и др.)
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, иллюстрациях к произведениям литературы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники ( по- сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, художественные особенности создания формы объекта дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий;
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства.
Обучающиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную, творческую деятельность(изобразительную, декоративную и конструктивную.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать форма в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,справочного бюро;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнение других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);
Обучающиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию художественно-выразительным средствам.
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
городские и сельские пейзажи;
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
главные художественные музеи России;
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1 – 4 классов, который включает: учебник и тетрадь с печатной основой для учащихся –
Для учителя:
Печатные и другие пособия
Л.А Неменская, Б.М. Изобразительное искусств. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 2 класса.-М.: Просвещение, 2007.
В.И. Кузин и др. Изобразительное искусство Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): Учебное издание в2ч. Ч.2.-М.:Просвещение,2000.-С.233-257.
Изобразительное искусство.1-4 класс: Поурочные планы к учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 1-4 класса. Ч 1/Сост. Е.В.Алексеева.-Волгоград:Учитель-АСТ,2004.
Энциклопедия рисования.- М.: Росмэн, 2000.
Я познаю мир. Архитектура: детская энциклопедия.- М.: АСТ, 1999.
Куликова, И. С. Русская живопись XIX века.- М.: Райт, 1997.
Сергеев, А. С. Русские живописцы: научно-познавательная литература.- М.: Белый город, 2004.
Демонстрационные пособия:
Репродукции картин русских художников: В.А. Серов, Н.А. Ярошенко [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.
Репродукции картин русских художников: К.П. Брюллов, П.А.Федотов [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.
Репродукции картин русских художников: И.К. Айвазовский, М.А. Врубель [наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.
Репродукции картин русских художников: Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.И. Суриков [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Комплекты.
Гербарии
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ruhttp://www.center.fio.ru/
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni
Технические средства обучения
Интерактивная доска.
Проектор.
Компьютер, мышь.