СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных    и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего  школьника  эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.  Содержание   программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Просмотр содержимого документа
«КТП изо печатать»

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

2 класс на 2015-2016учебный год


п/п

Тема урока



Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности обучающихся

1 четверть - «Мы рисуем осень» - 9 ч.



1.

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Декоративная работа

«Листья на дереве»

УИПЗЗ



1



4.09

Иметь первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни людей.

Л. Положительное отношение к урокам изобразительного искусства

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)


Сопоставлять картины

природы в произведениях различных художников.

Знакомиться с основами изобразительного языка искусства: композицией (на примере картин русских художников), знать приёмы декоративной работы.



2.

Рисование с натуры.

Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры.

Красота осенних листьев.

УИПЗЗ




1




11.09

Знать название главных и составных цветов, элементарные правила смешивания цветов.

Л. Развитие эстетических ценностей и вкусов.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


Знать основные цвета спектра. Уметь смешивать краски и получать новые цвета. Использовать художественные средства:ак варель, гуашь, карандаши . Выполнять изображения с натуры, руководствуясь алгоритмом или инструкцией учителя.


3.


Лепка с натуры фруктов.

Осенние подарки природы.

УИПЗЗ





1



18.09

Уметь высказать свое отношение к природе осени.

Л.Знание основных моральных норм поведения.

П. Определение закономерности сезонных изменений в природе.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Знать приёмы работы с пластилином. Различать жанры изобразительного искусства.

Осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы учебника.

4.



Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

УИПЗЗ



1



25.09

Уметь воплотить замысел в своей творческой работе.

Л. Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности.

П. Умение анализировать объект труда с выделением его существенных признаков.

Р. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

К. Участвовать в процессе говорения и слушания.




Знать понятие «натюрморт» Создавать тёплые и холодные цвета. Выделять композиционный центр, размещать композицию на плоскости. Оценивать свои эмоциональные реакции.


5.


Тематическое рисование. Тёплые и холодные цвета спектра.

В сентябре у рябины именины.

УИПЗЗ



1




2.10

Уметь использовать художественные материалы, узнавать изображенные на картине предметы, явления, действия.

Л. Приобщение к отечественной культуре, народным, национальным традициям.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Изображать в рисунке пространство, передавать пропорции и основной цвет объекта.




6.









7.


Декоративная работа. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись.

Узор в круге из растительных форм.

УИПЗЗ




Тематическое рисование.

Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

УИПЗЗ




1










1



9.10










16.10

Знать элементарные правила смешивания основных цветов для получения составных.

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

П. Анализировать поставленную учебную задачу, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Узнавать произведения традиционных народных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, гжель.) Знать их отличительные особенности Использовать выразительные возможности разных художественных средств, различные техники.

Создавать узор в границах формы.


Создавать изображения линиями разного характера. Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением. Составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным. Знать понятие «пейзаж»


8


Декоративная работа.

Контрастные цвета.

Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

Тест

УИПЗЗ




1



23.10

Уметь передавать в рисунке характерные черты объекты-натуры, передавать их средствами художественной выразительности.

Л. Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.

П. Выделять существенную информацию из познавательных текстов.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах.


Подбирать контрастные цвета. Строить линию симметрии. Правильно передавать ритм в работе. Использовать различные приёмы кистевой росписи. Объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе.



9


Декоративная работа.

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы.

Игры и игрушки детей Югры.

УИПЗЗ


1


30.10

Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

П. Под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками

обобщать: выделять класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно.

Р. Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

К. Задавать вопросы с целью получения нужной информации.


Высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства. Выразительно передавать в рисунке простую форму, цвет, пропорции.

2 четверть – «Мы рисуем сказку» - 7ч.


10


Рисование с натуры.

Беседа: художники-анималисты.

Выполнение набросков птиц (гуся, лебедя).

УИПЗЗ


1


13.11

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

Л. Положительное отношение к учебным занятиям.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


Сопоставлять иллюстрации животных в произведениях разных авторов. (Серов В.,Ватагин В.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Отражать в работе результаты собственных наблюдений.


11


Аппликация.

Силуэт в изобразительном искусстве. Декоративные элементы.

Сказочная птица или сказочная рыбка.

Сказки и легенды Югры.

УИПЗЗ




1



20.11

Л. Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.

П. На основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Контролировать свои действия при выполнении самостоятельной работы.


Осуществлять синтез, как составление целого из частей. Размещать силуэт на плоскости. Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры.

12

Тематическое рисование.

Общее представление об иллюстрациях. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».

УИПЗЗ



1



27.11

Знать элементарные правила смешивания цветов.

Л. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, поведения.

П. Выделение и формулирование познавательной цели.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

К. Задавать вопросы с целью получения нужной информации









Знакомиться с иллюстра -циями Ю.Васнецова к русским народным сказкам. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы.


13


Декоративная работа.

Орнаментальная полоса. Азбука хохломской росписи.

Простой узор из элементов хохломской азбуки.

Домашняя утварь –искусное ремесло северян.

УИПЗЗ



1













4.12

Уметь применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений.

Л. Приобщение к отечественной культуре, народным, национальным традициям.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Определять отличия хохломской росписи. Выявить закономерности построения орнамента. Выполнять орнамент в полосе, используя элементарные приёмы кистевой росписи.


14.






Тематическое рисование.

Беседа «Главные художественные музеи России» Понятие о графике.

Сказка в лесу.

Тест

УИПЗЗ


1


11.12


Л. Развитие эстетических ценностей и вкусов.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея,

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

Передавать в рисунке форму, пропорции, строение и цвет предметов. Выражать отношение к произведениям искусства.


15.







Декоративная работа.

Русское народное творчество. Городецкая роспись.

Украшаем тарелочку.

УИПЗЗ


1


18.12

Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных изображений.

Л. Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

П. Анализировать объекты работы с выделением их существенных признаков.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в группах


Определять отличия Городецкой росписи. Анализировать средства художественной выразительности. Выполнять роспись, используя элементарные приёмы кистевой росписи. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в выставке работ и оценивать результаты работы.


16.


Аппликация. Составление декоративных композиций из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.

Проверочная работа Югорская семья.


УИПЗЗ


1


25.12

Л. Приобщение к отечественной культуре, народным, национальным традициям.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Составлять композицию по намеченному сюжету. Сопоставлять замысел и полученный результат работы. Применять основные средства художественной выразительности.

3четверть «Мои друзья» – 10ч.


17.

Тематическое рисование.

Зимние забавы.

Игры и игрушки детей Югры.

УИПЗЗ



1





15.01

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

Л. Положительное отношение к учебным занятиям.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


Передавать пропорции изображаемых объектов, общее пространственное расположение предметов. Подбирать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь. Оценивать результаты своей работы.


18.


Лепка животных.

Друг детства.

УИПЗЗ


1



22.01

Л. Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

П. Анализировать объекты работы с выделением их существенных признаков.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в группах


Знакомиться с жанром анималистики, творчеством Чарушина. Передавать пропорции животного, его характер. Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной лепки.


19.


Тематическое рисование. Художественно-выразительные средства. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

Сезонные изменения в природе- зима.

УИПЗЗ



1


29.01

Уметь выразить в своем рассказе-описании отношение к зимней русской природе.

Л. Развитие эстетических ценностей и вкусов.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


Знать тёлые, холодные цвета. Составлять композицию по намеченному сюжету. Выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр.



20.


Рисование с натуры. Беседа «Дети в изобразительном искусстве».

Портрет друга.

УИПЗЗ


1


5.02

Л. Развитие эстетических ценностей и вкусов.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


Художники-портретисты: И.Репин, В.Серов. Знать общие закономерности рисования лица человека. правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы


21.


Лепка. Пропорции тела человека.

Лепка фигуры человека в движении.

УИПЗЗ



1



12.02


Л. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению.

П. Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в книгах и учебных пособиях.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Анализировать пропорции тела человека. Знать приёмы работы с пластилином, опираясь на его свойства.


22-23


Тематическое рисование. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

УИПЗЗ



2



19.02

26.02

Уметь узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Допускать существование различных точек зрения


Принять участие в беседе о празднике, истории войн и сражений, побед Знакомиться с понятием «батальный жанр» , историей одежды солдат разных времён и народов. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;


24


Аппликация. Открытка к празднику 8 марта.

Югорская семья.

УИПЗЗ


1


4.03

Уметь правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно покрывать ими нужную поверхность.

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Знание основных моральных норм поведения.

П. Структурирование знаний.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).


Использовать прием вырезания для создания аппликации. Узнавать произведения традиционных народных промыслов. Выполнять роспись, используя элементарные приёмы кистевой росписи. Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме

25


Декоративная работа. Художественная роспись по фарфору. Гжель.

Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Домашняя утварь - искусное мастерство северян.

УИПЗЗ


1


11.03

Л. Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.

П. На основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах. Контролировать действия партнёра.


Использовать в узоре аппликации трёх основных цветов. Участвовать в беседе о значимости праздника, своём отношении к матери. Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами. Анализировать свою работу.


26


Тематическое рисование.

Весна наступает.

Тест

Сезонные изменения в природе – весна.

УИПЗЗ



1



18.03

Уметь использовать приобретенные знания для самостоятельной творческой деятельности.

Л. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

П. Анализировать объект работы с выделением его существенных признаков.

Р. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Допускать существование различных точек зрения.


Знать последовательность выполнения тематической композиции. Передавать в тематических рисунках пространственные отношения. Сопоставлять замысел и полученный результат работы. Применять основные средства художественной выразительности. Оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. Сравнивать изображения весны в творчестве различных художников.

4 четверть - «С чего начинается Родина» - 8 ч.


27

Тематическое рисование. Беседа «Выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в. Изображение природы в различных состояниях

УИПЗЗ






1



8.04


Уметь узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Допускать существование различных точек зрения.


Изображать предметы, располо­женные на первом плане, крупнее равных по размерам, но уда­ленных предметов. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Отражать в работе результаты собственных наблюдений.


28.






Тематическое рисование.

Полёт на другую планету.

УИПЗЗ



1



15.04

Знать имена известных художников-иллюстраторов и их работы.

Уметь выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, действующим лицам.

Л. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению.

П. Под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в книгах и учебных пособиях.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).


Передавать в тематических рисунках пространственные отношения, сюжет композиции. Располагать в зависимости от запланированного лист горизонтально или вертикально. Сопоставлять замысел и полученный результат работы.


29.






Тематическое рисование. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

Природное сообщество края- растения леса.

УИПЗЗ







1


22.04

Л. Первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.

П. Анализировать объекты работы с выделением их существенных признаков.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Договариваться и приходить к общему решению, работая в группах.

Выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного

образа.



30.





Рисование с натуры. Цветы нашей Родины.

Природное сообщество края-луг.

УИПЗЗ


1


29.05

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

К. Допускать существование различных точек зрения.


Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы


31.



Декоративная работа. Узор в прямоугольнике для украшения пряника.

Тест

УИПЗЗ


1


6.05

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Знание основных моральных норм поведения.

П. Структурирование знаний.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; располагать композицию.



32.


Рисование с натуры. Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

УИПЗЗ


1


13.05

Л. Представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности.

П. На основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Распределять роли и очерёдность действий при работе в парах. Контролировать действия партнёра.

Знакомиться с историей развития Архангельских и Тульских печатных пряников, знать особенности их украшений, выявить закономерности построения орнамента, выполнять орнамент из геометрических форм.



33.


Рисование с натуры. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето!

УИПЗЗ


1


20.05

Л. Интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности. Знание основных моральных норм поведения.

П. Структурирование знаний.

Р. Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

К. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Продумывать план действий при работе, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.



34.


Проверочная работа


Подведение итогов, выставка работ.

УИПЗЗ


1


27.05

Л. Приобщение к отечественной культуре, народным, национальным традициям.

П. Под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Р. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности


Принять участие в выставке работ. Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе – применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение.








































































Просмотр содержимого документа
«ПЗ ИЗО»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе Примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин, 2004 год издания. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.

Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» изучается за счёт включения материала данного курса в отдельные темы урока (темы курса выделены курсивом в КТП). Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы»: авт.- сост.: Т. К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н.Нечаева; Под ред. Т.К.Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2003.

Общая характеристика учебного предмета

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Цель предмета - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- развитие наблюдательности, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта обучающихся;

- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Занятия обучающихся на уроках изобразительного искусства позволяет обучающимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям. Изучается интегрированный курс краеведения «Мы- дети природы»автор- составитель: Т.К.Орлова, Л,Г,ДЕМУС, Н,Г,Богордаева, Л,Н,Нечаева; под редакцией Т.К. Орловой.- Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2003. (темы курса выделены курсивом в КТП) .

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП во 2 классах (1-4).

Система контроля и оценки

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования №2021/11-13 от 25.09.2000г., № 1561/14-15 от 19.11.98.

Формы контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Проверочная работа


1


1

Тест

1

1

1

1


Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 2

класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально- ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведением искусства, собственных поступков, действий других людей;

  • оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного

промысла;

  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

  • положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;

  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

  • определять (узнавать) произведения традиционных народных промыслов

  • (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, гжель, матрёшки и др.)

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, иллюстрациях к произведениям литературы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея,

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники ( по- сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, художественные особенности создания формы объекта дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.

  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

  • подбирать цветовую гамму в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • понимать важность планирования работы;

  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

  • различать и соотносить замысел и результат работы;

  • включаться в самостоятельную, творческую деятельность(изобразительную, декоративную и конструктивную.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • различать форма в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,справочного бюро;

  • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;

  • учитывать мнение других в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию художественно-выразительным средствам.


Содержание программы

2 класс (34 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представ­лению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете на­бросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с пере­дачей общего цвета натуры. Развитие умения вы­ражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюде­ний и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположе­ние, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, переда­вать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабуд­ка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопуш­ки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных уп­ражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования те­матической композиции. Общее понятие об ил­люстрациях. Иллюстрирование сказок. Правиль­ное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объек­тами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изо­бражаемым явлениям, событиям, поступкам пер­сонажей в детских рисунках. Развитие зритель­ных представлений, образного мышления, вооб­ражения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Празд­ничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихо­творений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушки­на, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есени­на, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благи­ниной; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфо­ру (Гжель), русской народной вышивкой. Озна­комление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямо­угольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, лис­тьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.



Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, иг­рушечные животные), по памяти и по представ­лению. Лепка простейших тематических компо­зиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комби­незоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и раститель­ных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вы­резание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основ­ных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

прекрасное вокруг нас (натюрморты худож­ника И. Машкова и других художников);

родная природа в творчестве русских худож­ников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в жи­вописи);

городские и сельские пейзажи;

художественно - выразительные средства жи­вописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

композиция в изобразительном искусстве;

художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Се­рова и других художников);

выдающиеся русские художники второй по­ловины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шиш­кин, И. Левитан;

главные художественные музеи России;

русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).




















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1 – 4 классов, который включает: учебник и тетрадь с печатной основой для учащихся

        • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.: Дрофа, 2009;

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.2 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009.

Для учителя:

  • Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2009.

Печатные и другие пособия

  • Л.А Неменская, Б.М. Изобразительное искусств. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 2 класса.-М.: Просвещение, 2007.

  • В.И. Кузин и др. Изобразительное искусство Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): Учебное издание в2ч. Ч.2.-М.:Просвещение,2000.-С.233-257.

  • Изобразительное искусство.1-4 класс: Поурочные планы к учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 1-4 класса. Ч 1/Сост. Е.В.Алексеева.-Волгоград:Учитель-АСТ,2004.

  • Энциклопедия рисования.- М.: Росмэн, 2000.

  • Я познаю мир. Архитектура: детская энциклопедия.- М.: АСТ, 1999.

  • Куликова, И. С. Русская живопись XIX века.- М.: Райт, 1997.

  • Сергеев, А. С. Русские живописцы: научно-познавательная литература.- М.: Белый город, 2004.

Демонстрационные пособия:

  • Репродукции картин русских художников: В.А. Серов, Н.А. Ярошенко [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Репродукции картин русских художников: К.П. Брюллов, П.А.Федотов [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Репродукции картин русских художников: И.К. Айвазовский, М.А. Врубель [наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Репродукции картин русских художников: Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.И. Суриков [ наглядные и раздаточные пособия]: демонстрационный материал/ Сост. З.И. Барановская . - М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. Комплекты.

  • Гербарии

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:www.Nachalka.com.

  3. http:www.viku.rdf.ru.

  4. http:www.rusedu.ru.

  5. http://school-collection.edu.ru/

  6. www.center.fio.ruhttp://www.center.fio.ru/

  7. http://www.maro.newmail.ru

  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

  9. http://www.int-edu.ni

Технические средства обучения

  • Интерактивная доска.

  • Проектор.

  • Компьютер, мышь.