Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пихтовская основная общеобразовательная школа»
(МКОУ «Пихтовская оош»)
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № __ от ___________ | Утверждена приказом МКОУ «Пихтовская оош» № __ от ________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
1-4 классы
на 2016-2017 учебный год
Составила:
Бриль Татьяна Александровна
учитель начальных классов
2016
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пихтовская основная общеобразовательная школа», утвержденным приказом по МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014 № 108.
Цель:в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями
Задачи:
• совершенствовать эмоционально-образное восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
• формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
8.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
12.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»
15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач планирования и регуляции своей деятельности
Предметные
1.Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека
2.Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством
3.Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства
4.Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты учишься изображать.
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление о пыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Повторение
2 класс
Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
3 класс
Искусство в твоем доме
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги, открытки
Искусство на улицах твоего города
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.
Художник и зрелище
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы.
Художник и музей
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.
4класс
Истоки родного искусства
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды
Каждый народ - художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 ч)
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов |
1 | Ты учишься изображать. | 9ч. |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия. | 1 |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия. | 1 |
3 | Изображать можно пятном. | 1 |
4 | Изображать можно в объеме. | 1 |
5 | Изображать можно линией. | 1 |
6 | Разноцветные краски. | 1 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 |
8 | Художники и зрители (обобщение по теме). | 1 |
9 | Повторение по разделу «Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения». | 1 |
2 | Ты украшаешь. | 8ч. |
10 | Мир полон украшений. | 1 |
11 | Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. | 1 |
12 | Красивые рыбки. | 1 |
13 | Украшения птиц. | 1 |
14 | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. | 1 |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
16 | Как украшает себя человек. | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 |
2 | Ты строишь. | 11ч. |
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
19 | Дома бывают разными. | 1 |
20 | Домики, которые построила природа. | 1 |
21 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
22 | Строим город. | 1 |
23 | Строим город. | 1 |
24 | Все имеет свое строение. | 1 |
25 | Все имеет свое строение. | 1 |
26 | Строим вещи. | 1 |
27 | Строим вещи. | 1 |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 |
3 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5ч. |
29 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
30 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 |
31 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 |
32 | Урок любования. Уметь видеть. | 1 |
33 | Здравствуй, лето! | 1 |
2 класс (34 ч)
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов |
1 | Как и чем работает художник? | 8ч. |
1 | Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 1 |
2 | Белая и черная краски. | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 |
2 | Реальность и фантазия | 7ч. |
9 | Изображение и реальность. | 1 |
10 | Изображение и фантазия. | 1 |
11 | Украшения и реальность. | 1 |
12 | Украшения и фантазия. | 1 |
13 | Постройка и реальность. | 1 |
14 | Постройка и фантазия. | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 |
3 | О чем говорит искусство? | 11 ч |
16 | Художник изображает настроение. | 1 |
17, 18 | Изображение природы в различных состояниях. | 2 |
19 | Изображение характера животных. | 1 |
20 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 |
21 | Изображения характера человека: мужской образ. | 1 |
22 | Образ человека в скульптуре. | 1 |
23 | Человек и его украшения. | 1 |
24 | О чём говорят украшения. | 1 |
25 | Образ здания. | 1 |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 1 |
4 | Как говорит искусство? | 8 ч |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 |
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 |
29 | Что такое ритм линии? | 1 |
30 | Характер линий. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование. | 1 |
31 | Ритм пятен. | 1 |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности. | 1 |
34 | Обобщающий урок года. | 1 |
3 класс (34 ч)
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8ч. |
1 | Твои игрушки. | 1 |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 |
3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
4 | Мамин платок. | 1 |
5 | Твои книжки. | 1 |
6 | Открытки. | 1 |
7-8 | Труд художника для твоего дома. | 2 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7ч. |
9 | Памятники архитектуры. | 1 |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
11 | Ажурные ограды. | 1 |
12 | Волшебные фонари. | 1 |
12 | Витрины. | 1 |
14 | Удивительный транспорт. | 1 |
15 | Труд художника на улицах твоего села. | 1 |
3 | Художник и зрелище | 11ч. |
16 | Художник в цирке. | 1 |
17-18 | Художник в театре. | 2 |
19-20 | Театр кукол. | 2 |
21-22 | Маски. | 2 |
23 | Афиша и плакат. | 1 |
24 | Праздник в городе. | 1 |
25-26 | Школьный карнавал. | 2 |
4 | Художник и музей | 8ч. |
27 | Музей в жизни города. | 1 |
28 | Картина-особый мир. Картина –пейзаж. | 1 |
29 | Картина-портрет. | 1 |
30 | Картина-натюрморт. | 1 |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 |
33-34 | Художественная выставка. | 2 |
4 класс (34 ч)
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства | 8ч. |
1-2 | Пейзаж родной земли. | 2 |
3-4 | Деревня – деревянный мир. | 2 |
5-6 | Красота человека. | 2 |
7 | Народные праздники. | 1 |
8 | Обобщение темы «Истоки родного искусства». | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 ч. |
9 | Родной угол. | 1 |
10 | Древние соборы. | 1 |
11 | Города Русской земли. | 1 |
12 | Древнерусские воины – защитники. | 1 |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 |
14 | Узорочье теремов. | 1 |
15 | Пир в теремных палатах(обобщение темы). | 1 |
3 | Каждый народ – художник | 11ч. |
16-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3 |
19-20 | Народы гор и степей. | 2 |
21 | Города в пустыне. | 1 |
22-23 | Древняя Эллада. | 2 |
24-25 | Европейские города Средневековья. | 2 |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 1 |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч. |
27-28 | Материнство. | 2 |
29 | Мудрость старости. | 1 |
30 | Сопереживание. | 1 |
31 | Герои – защитники. | 1 |
32 | Юность и надежды. | 1 |
33-34 | Искусство народов мира(обобщение темы). | 2 |
Приложение 1
к рабочей программе по
учебному предмету
«Изобразительное искусство»
1 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения | 9ч. | |
1 | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия | 1 | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия | 1 | |
3 | Изображать можно пятном. | 1 | |
4 | Изображать можно в объеме. | 1 | |
5 | Изображать можно линией. | 1 | |
6 | Разноцветные краски. | 1 | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 | |
8 | Художники и зрители (обобщение по теме). | 1 | |
9 | Повторение по разделу«Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения». | 1 | |
2 | Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения | 8ч. | |
10 | Мир полон украшений. | 1 | |
11 | Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. | 1 | |
12 | Красивые рыбки. | 1 | |
13 | Украшения птиц. | 1 | |
14 | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. | 1 | |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1 | |
16 | Как украшает себя человек. | 1 | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение). | 1 | |
3 | Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки | 11ч. | |
18 | Постройки в нашей жизни. | 1 | |
19 | Дома бывают разными. | 1 | |
20 | Домики, которые построила природа. | 1 | |
21 | Дом снаружи и внутри. | 1 | |
22 | Строим город. | 1 | |
23 | Строим город. | 1 | |
24 | Все имеет свое строение. | 1 | |
25 | Все имеет свое строение. | 1 | |
26 | Строим вещи. | 1 | |
27 | Строим вещи. | 1 | |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5ч. | |
29 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | |
30 | «Сказочная страна». Создание панно. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование. | 1 | |
31 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 | |
32 | Урок любования. Уметь видеть. | 1 | |
33 | Здравствуй, лето! | 1 | |
Приложение 2
к рабочей программе по
учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Как и чем работает художник? | 8ч. | |
1 | Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 1 | |
2 | Белая и черная краски. | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | |
2 | Реальность и фантазия | 7ч. | |
9 | Изображение и реальность. | 1 | |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | |
11 | Украшения и реальность. | 1 | |
12 | Украшения и фантазия. | 1 | |
13 | Постройка и реальность. | 1 | |
14 | Постройка и фантазия. | 1 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | |
3 | О чем говорит искусство? | 11 ч | |
16 | Художник изображает настроение. | 1 | |
17 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |
18 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |
19 | Изображение характера животных. | 1 | |
20 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | |
21 | Изображения характера человека: мужской образ. | 1 | |
22 | Образ человека в скульптуре. | 1 | |
23 | Человек и его украшения. | 1 | |
24 | О чём говорят украшения. | 1 | |
25 | Образ здания. | 1 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 1 | |
4 | Как говорит искусство? | 8 ч | |
27 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | |
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | |
29 | Что такое ритм линии? | 1 | |
30 | Характер линий. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование. | 1 | |
31 | Ритм пятен. | 1 | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | |
33 | Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности. | 1 | |
34 | Обобщающий урок года. | 1 | |
Приложение 3
к рабочей программе по
учебному предмету
«Изобразительное искусство»
3 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Искусство в твоем доме | 8ч. | |
1 | Твои игрушки. | 1 | |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 | |
3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | |
4 | Мамин платок. | 1 | |
5 | Твои книжки. | 1 | |
6 | Открытки. | 1 | |
7 | Труд художника для твоего дома. | 1 | |
8 | Труд художника для твоего дома. | 1 | |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7ч. | |
9 | Памятники архитектуры. | 1 | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | |
11 | Ажурные ограды. | 1 | |
12 | Волшебные фонари. | 1 | |
13 | Витрины. | 1 | |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | |
15 | Труд художника на улицах твоего села. | 1 | |
3 | Художник и зрелище | 11ч. | |
16 | Художник в цирке. | 1 | |
17 | Художник в театре. | | |
18 | Художник в театре. | 1 | |
19 | Театр кукол. | | |
20 | Театр кукол. | 1 | |
21 | Маски. | | |
22 | Маски. | 1 | |
23 | Афиша и плакат. | 1 | |
24 | Праздник в городе. | 1 | |
25 | Школьный карнавал. | | |
26 | Школьный карнавал. | 1 | |
4 | Художник и музей | 8ч. | |
27 | Музей в жизни города. | 1 | |
28 | Картина-особый мир. Картина –пейзаж. | 1 | |
29 | Картина-портрет. | 1 | |
30 | Картина-натюрморт. | 1 | |
31 | Картины исторические и бытовые. Контрольная работа. | 1 | |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | |
33 | Художественная выставка. | 1 | |
34 | Итоговый урок. | 1 | |
Приложение 4
к рабочей программе по
учебному предмету
«Изобразительное искусство»
4 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов/тем | Кол-во часов | Дата |
1 | Истоки родного искусства | 8ч. | |
1 | Пейзаж родной земли. | 1 | |
2 | Пейзаж родной земли. | 1 | |
3 | Деревня – деревянный мир. | 1 | |
4 | Деревня – деревянный мир. | 1 | |
5 | Красота человека. | 1 | |
6 | Красота человека. | 1 | |
7 | Народные праздники. | 1 | |
8 | Обобщение темы «Истоки родного искусства». | 1 | |
2 | Древние города нашей земли | 7ч. | |
9 | Родной угол. | 1 | |
10 | Древние соборы. | 1 | |
11 | Города Русской земли. | 1 | |
12 | Древнерусские воины – защитники. | 1 | |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | |
14 | Узорочье теремов. | 1 | |
15 | Пир в теремных палатах(обобщение темы). | 1 | |
3 | Каждый народ – художник | 11ч. | |
16 | Страна восходящего солнца. | 1 | |
17 | Образ художественной культуры Японии. | 1 | |
18 | Страна восходящего солнца. Японские сады. | 1 | |
19 | Народы гор и степей. | 1 | |
20 | Народы гор и степей. | 1 | |
21 | Города в пустыне. | 1 | |
22 | Древняя Эллада | 1 | |
23 | Древняя Эллада. Образ греческой природы. | 1 | |
24 | Европейские города Средневековья. | 1 | |
25 | Образ готических городов средневековой Европы. | 1 | |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | |
4 | Искусство объединяет народы | 8ч. | |
27 | Материнство. | 1 | |
28 | Тема материнства – вечная тема в искусстве. | 1 | |
29 | Мудрость старости. | 1 | |
30 | Сопереживание. | 1 | |
31 | Герои – защитники. | 1 | |
32 | Юность и надежды. | 1 | |
33 | Искусство народов мира(обобщение темы). | 1 | |
34 | Итоговая выставка творческих работ. | 1 | |