СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 классах

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы  начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий;  на основе Примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пихтовская основная общеобразовательная школа»

(МКОУ «Пихтовская оош»)



Рассмотрена

на заседании педагогического совета

протокол № __ от ___________


Утверждена

приказом МКОУ «Пихтовская оош» № __ от ________________















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

1-4 классы

на 2016-2017 учебный год













Составила:

Бриль Татьяна Александровна

учитель начальных классов










2016

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Пихтовская основная общеобразовательная школа», утвержденным приказом по МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014 № 108.

Цель:в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколениями

Задачи:

• совершенствовать эмоционально-образное восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

• формировать навыки работы с различными художественными материалами.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.




Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

8.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

12.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»

15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач планирования и регуляции своей деятельности

Предметные

1.Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека

2.Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

3.Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

4.Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).



Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.













Содержание учебного предмета

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать.

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассмат­ривать

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг­менты природы, животные: чем они похожи и чем отли­чаются друг от друга.
Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста­раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра­жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Ты украшаешь

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление о пыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Как, когда, для чего украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматрива­ем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Украшение комнаты. Изготовление праздничных но­вогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Ты строишь

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Мастер Постройки помогает придумать город

«Сказочный город» — создание на бумаге образа го­рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Все, что мы видим, имеет конструкцию

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк­цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика­цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет­рических форм, заранее заготовленных.

Все предметы можно построить

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве­тов и игрушек.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра­жение по впечатлению после экскурсии.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат­ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан­но «Наш город» или «Москва».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Цель темы — показать детям, что на самом деле на­ши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребята­ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

Обобщением здесь является первый урок.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисо­вать его

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Уроки любования. Умение видеть

Наблюдение живой природы. Создание коллективной компо­зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Повторение

2 класс

Как и чем работает художник?

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

3 класс

Искусство в твоем доме

Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги, открытки

Искусство на улицах твоего города

Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.

Художник и зрелище

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы.

Художник и музей

Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.

4класс

Истоки родного искусства

В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывает­ся их представление о мире, красоте человека. Роль природ­ных условий в характере тради­ционной культуры народа. Гар­мония жилья с природой. При­родные материалы и их эстети­ка. Польза и красота в традици­онных постройках. Дерево как традиционный материал. Де­ревня - деревянный мир. Изо­бражение традиционной сель­ской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архи­тектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенно­сти русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий ха­рактер и архитектурное своеобра­зие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды

Каждый народ - художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения чело­века и природы и их выражение в духовной сущности традици­онной культуры народа, в осо­бой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере националь­ных построек и предметов тра­диционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, ук­ладе жизни представлений о красоте и устройстве мира

Искусство объеди­няет народы

От представлений о великом мно­гообразии культур мира - к пред­ставлению о едином для всех на­родов понимании красоты и без­образия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: мате­ринство, уважение к старшим, за­щита Отечества, способность со­переживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творче­ство зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1 класс (33 ч)

п/п

Название разделов/тем

Кол-во

часов

1

Ты учишься изображать.

9ч.

1

Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия.

1

2

Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия.

1

3

Изображать можно пятном.

1

4

Изображать можно в объеме.

1

5

Изображать можно линией.

1

6

Разноцветные краски.

1

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

8

Художники и зрители (обобщение по теме).

1

9

Повторение по разделу «Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения».

1

2

Ты украшаешь.

8ч.

10

Мир полон украшений.

1

11

Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях.

1

12

Красивые рыбки.

1

13

Украшения птиц.

1

14

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком.

1

15

Узоры, которые создали люди.

1

16

Как украшает себя человек.

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

2

Ты строишь.

11ч.

18

Постройки в нашей жизни.

1

19

Дома бывают разными.

1

20

Домики, которые построила природа.

1

21

Дом снаружи и внутри.

1

22

Строим город.

1

23

Строим город.

1

24

Все имеет свое строение.

1

25

Все имеет свое строение.

1

26

Строим вещи.

1

27

Строим вещи.

1

28

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

3

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5ч.

29

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.

1

30

«Сказочная страна». Создание панно.

1

31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1

32

Урок любования. Уметь видеть.

1

33

Здравствуй, лето!

1



2 класс (34 ч)

п/п

Название разделов/тем

Кол-во

часов

1

Как и чем работает художник?

8ч.

1

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

1

2

Белая и черная краски.

1

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

4

Выразительные возможности аппликации.

1

5

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

1

7

Выразительные возможности бумаги.

1

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

1

2

Реальность и фантазия

7ч.

9

Изображение и реальность.

1

10

Изображение и фантазия.

1

11

Украшения и реальность.

1

12

Украшения и фантазия.

1

13

Постройка и реальность.

1

14

Постройка и фантазия.

1

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1

3

О чем говорит искусство?

11 ч

16

Художник изображает настроение.

1

17, 18

Изображение природы в различных состояниях.

2

19

Изображение характера животных.

1

20


Изображение характера человека: женский образ.

1

21

Изображения характера человека: мужской образ.

1

22

Образ человека в скульптуре.

1

23

Человек и его украшения.

1

24

О чём говорят украшения.

1

25

Образ здания.

1

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1

4

Как говорит искусство?

8 ч

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

28

Тихие и звонкие цвета.

1

29

Что такое ритм линии?

1

30

Характер линий. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование.

1

31

Ритм пятен.

1

32

Пропорции выражают характер.

1

33

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.

1

34

Обобщающий урок года.

1



3 класс (34 ч)


п/п

Название разделов/тем

Кол-во

часов

1

Искусство в твоем доме

8ч.

1

Твои игрушки.

1

2

Посуда у тебя дома.

1

3

Обои и шторы у тебя дома.

1

4

Мамин платок.

1

5

Твои книжки.

1

6

Открытки.

1

7-8

Труд художника для твоего дома.

2

2

Искусство на улицах твоего города

7ч.

9

Памятники архитектуры.

1

10

Парки, скверы, бульвары.

1

11

Ажурные ограды.

1

12

Волшебные фонари.

1

12

Витрины.

1

14

Удивительный транспорт.

1

15

Труд художника на улицах твоего села.

1

3

Художник и зрелище

11ч.

16

Художник в цирке.

1

17-18

Художник в театре.

2

19-20

Театр кукол.

2

21-22

Маски.

2

23

Афиша и плакат.

1

24

Праздник в городе.

1

25-26

Школьный карнавал.

2

4

Художник и музей

8ч.

27

Музей в жизни города.

1

28

Картина-особый мир. Картина –пейзаж.

1

29

Картина-портрет.

1

30

Картина-натюрморт.

1

31

Картины исторические и бытовые.

1

32

Скульптура в музее и на улице.

1

33-34

Художественная выставка.

2


4 класс (34 ч)

п/п

Название разделов/тем

Кол-во

часов

1

Истоки родного искусства

8ч.

1-2

Пейзаж родной земли.

2

3-4

Деревня – де­ревянный мир.

2

5-6

Красота человека.

2

7

Народные праздники.

1

8

Обобщение темы «Истоки родного искусства».

1

2

Древние города нашей земли

7 ч.

9

Родной угол.

1

10

Древние соборы.

1

11

Города Русской земли.

1

12

Древнерусские воины – защитники.

1

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

14

Узорочье теремов.

1

15

Пир в теремных палатах(обобщение темы).

1

3

Каждый народ – художник

11ч.

16-18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

3

19-20

Народы гор и степей.

2

21

Города в пустыне.

1

22-23

Древняя Эллада.

2

24-25

Европейские города Средневековья.

2

26

Многообразие художествен­ных культур в мире (обоб­щение темы).

1

4

Искусство объеди­няет народы

8ч.

27-28

Материнство.

2

29

Мудрость старости.

1

30

Сопереживание.

1

31

Герои – защитники.

1

32

Юность и надежды.

1

33-34

Искусство народов мира(обобщение темы).

2















Приложение 1

к рабочей программе по

учебному предмету

«Изобразительное искусство»

1 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п


Название разделов/тем

Кол-во часов

Дата



1

Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения

9ч.



1

Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия

1


2

Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия

1


3

Изображать можно пятном.

1


4

Изображать можно в объеме.

1


5

Изображать можно линией.

1


6

Разноцветные краски.

1


7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1


8

Художники и зрители (обобщение по теме).

1


9


Повторение по разделу«Ты изображаешь. Знакомствос Мастером Изображения».

1



2


Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения

8ч.


10

Мир полон украшений.

1


11

Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях.

1


12

Красивые рыбки.

1


13

Украшения птиц.

1


14

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком.

1


15

Узоры, которые создали люди.

1


16

Как украшает себя человек.

1


17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение).

1


3

Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки

11ч.


18

Постройки в нашей жизни.

1


19

Дома бывают разными.

1


20

Домики, которые построила природа.

1


21

Дом снаружи и внутри.

1


22

Строим город.

1


23

Строим город.

1


24

Все имеет свое строение.

1


25

Все имеет свое строение.

1


26

Строим вещи.

1


27

Строим вещи.

1


28

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1


4


Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5ч.


29

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.

1


30

«Сказочная страна». Создание панно. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование.

1


31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1


32

Урок любования. Уметь видеть.

1


33

Здравствуй, лето!

1


Приложение 2

к рабочей программе по

учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов/тем

Кол-во

часов

Дата

1

Как и чем работает художник?

8ч.


1

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

1


2

Белая и черная краски.

1


3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1


4

Выразительные возможности аппликации.

1


5

Выразительные возможности графических материалов.

1


6

Выразительность материалов для работы в объеме.

1


7

Выразительные возможности бумаги.

1


8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

1


2

Реальность и фантазия

7ч.


9

Изображение и реальность.

1


10

Изображение и фантазия.

1


11

Украшения и реальность.

1


12

Украшения и фантазия.

1


13

Постройка и реальность.

1


14

Постройка и фантазия.

1


15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1


3

О чем говорит искусство?

11 ч


16

Художник изображает настроение.

1


17

Изображение природы в различных состояниях.

1


18

Изображение природы в различных состояниях.

1


19

Изображение характера животных.

1


20


Изображение характера человека: женский образ.

1


21

Изображения характера человека: мужской образ.

1


22

Образ человека в скульптуре.

1


23

Человек и его украшения.

1


24

О чём говорят украшения.

1


25

Образ здания.

1


26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1


4

Как говорит искусство?

8 ч


27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1


28

Тихие и звонкие цвета.

1


29

Что такое ритм линии?

1


30

Характер линий. Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование.

1


31

Ритм пятен.

1


32

Пропорции выражают характер.

1


33

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.

1


34

Обобщающий урок года.

1



Приложение 3

к рабочей программе по

учебному предмету

«Изобразительное искусство»

3 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов/тем

Кол-во часов

Дата

1

Искусство в твоем доме

8ч.


1

Твои игрушки.

1


2

Посуда у тебя дома.

1


3

Обои и шторы у тебя дома.

1


4

Мамин платок.

1


5

Твои книжки.

1


6

Открытки.

1


7

Труд художника для твоего дома.

1


8

Труд художника для твоего дома.

1


2

Искусство на улицах твоего города

7ч.


9

Памятники архитектуры.

1


10

Парки, скверы, бульвары.

1


11

Ажурные ограды.

1


12

Волшебные фонари.

1


13

Витрины.

1


14

Удивительный транспорт.

1


15

Труд художника на улицах твоего села.

1


3

Художник и зрелище

11ч.


16

Художник в цирке.

1


17

Художник в театре.



18

Художник в театре.

1


19

Театр кукол.



20

Театр кукол.

1


21

Маски.



22

Маски.

1


23

Афиша и плакат.

1


24

Праздник в городе.

1


25

Школьный карнавал.



26

Школьный карнавал.

1


4

Художник и музей

8ч.


27

Музей в жизни города.

1


28

Картина-особый мир. Картина –пейзаж.

1


29

Картина-портрет.

1


30

Картина-натюрморт.

1


31

Картины исторические и бытовые. Контрольная работа.

1


32

Скульптура в музее и на улице.

1


33

Художественная выставка.

1


34

Итоговый урок.

1










Приложение 4

к рабочей программе по

учебному предмету

«Изобразительное искусство»

4 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов/тем

Кол-во часов

Дата

1

Истоки родного искусства

8ч.


1

Пейзаж родной земли.

1


2

Пейзаж родной земли.

1


3

Деревня – де­ревянный мир.

1


4

Деревня – де­ревянный мир.

1


5

Красота человека.

1


6

Красота человека.

1


7

Народные праздники.

1


8

Обобщение темы «Истоки родного искусства».

1


2

Древние города нашей земли

7ч.


9

Родной угол.

1


10

Древние соборы.

1


11

Города Русской земли.

1


12

Древнерусские воины – защитники.

1


13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1


14

Узорочье теремов.

1


15

Пир в теремных палатах(обобщение темы).

1


3

Каждый народ – художник

11ч.


16

Страна восходящего солнца.

1


17

Образ художественной культуры Японии.

1


18

Страна восходящего солнца. Японские сады.

1


19

Народы гор и степей.

1


20

Народы гор и степей.

1


21

Города в пустыне.

1


22

Древняя Эллада

1


23

Древняя Эллада. Образ греческой природы.

1


24

Европейские города Средневековья.

1


25

Образ готических городов средневековой Европы.

1


26

Многообразие художествен­ных культур в мире (обоб­щение темы)

1


4

Искусство объеди­няет народы

8ч.


27

Материнство.

1


28

Тема материнства – вечная тема в искусстве.

1


29

Мудрость старости.

1


30

Сопереживание.

1


31

Герои – защитники.

1


32

Юность и надежды.

1


33

Искусство народов мира(обобщение темы).

1


34

Итоговая выставка творческих работ.

1