СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству индивидуального обучения на дому по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству индивидуального обучения на дому по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);

- примерной программы основного общего образования на базовом уровне по изобразительному искусству 4 класс (Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство М: - Просвещение 1981г. )

- федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.);

- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;

- Устава школы;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2016 №341);

- учебного плана и календарного учебного графика МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2016-2017 учебный год;

- авторской программы А.А Айдарбекова, В.М. Белов, В.В.Воронкова, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.С. Кувшинов, С.Л. Мирский, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва « Просвещение» 2008г.

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).


Рабочая программа VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.





Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют  требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающейся при выполнении заданий.


Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающейся, воспитание у неё положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.


Задачи курса:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у обучающейся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • дать обучающейся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить обучающуюся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у обучающейся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, обучающуюся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьницы. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у обучающейся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы обучающаяся могла осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями обучающейся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда обучающаяся обретёт некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых обучащейся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащаяся знакомится с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающейся понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий ученицаполучает сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомится с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающейся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающейся.





РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающаяся передаёт его в рисунке так, как видит со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающейся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 4 классе перед обучающейся ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед обучающейся задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающаяся рассказывает, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающейся.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки обучающейся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающейся зрительного восприятия.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи, обучающейся по коррекции недостатков произношения.

Содержание программы.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ.

Учить обучающуюся анализировать объект изображения ( определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.

Учить обучающуюся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЯ НА ТЕМЫ.

Развивать у обучающейся зрительные и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Требования к знаниям и умениям.

В итоге освоения программы обучающаяся должна:

- освоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образз языка разных видов искусства и их социальной роли, т'. е. значение в жизни человека и общества;

- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного Мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости  и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния.

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

Требования у уровню подготовки обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:


  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);  

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);  

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.



Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа,исходя из расписания МБОУ СОШ №10 г. Сальска.





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающейся.


Знания и умения, обучающейся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученице за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

Оценка «3» - выставляется, ученице за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.



Содержание программы учебного курса

Разделы

Кол-во час

Темы

Краткое содержание раздела

Рисование с натуры.

8

  • Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).

  • Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

  • Рисование с натуры листа дерева

  • Рисование с натуры ветки рябины.

  • Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов).

  • Рисование с натуры раскладной пирамидки.

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт).

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

7

  • Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).

  • Составление узора в квадрате из растительных форм.

  • Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

  • Декоративное рисование панно «Снежинки»

  • Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

  • Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

  • Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек

Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

2

  • Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла.

  • Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

      Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Рисование на темы.

3

  • Рисование на тему: «День защитника Отечества».

  • Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

  • Рисование на тему «Здравствуй, лето!»


Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Тип

урока

Виды деятельности

Вид контроля.

Дата

проведения

план

факт

1.

Инструктаж по ТБ

«Мой прекрасный сад»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

01.09


2.

«Летние травы».


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по представлению

Беседа, практическая работа

08.09


3

Рисуем насекомых. Иллюстрирование.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование с натуры

Беседа, практическая работа

15.09


4.

Декоративное рисование «Дивный сад на подносах»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Декоративное рисование

Беседа, практическая работа

22.09


5

Лепка «Осенние фантазии»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Художественное конструирование и дизайн

Беседа, практическая работа

29.09


6.

«Осенний букет»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование с натуры

Беседа, практическая работа

06.10


7.

Линии и пространство


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Художественное конструирование и дизайн

Беседа, практическая работа

13.10


8.

«Портрет красавицы осени»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по представлению

Беседа, практическая работа

20.10


9.

«Дорогие сердцу места»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по памяти

Беседа, практическая работа

27.10


10.

«Машины на службе человека»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование с натуры

Беседа, практическая работа

10.11


11.

Инструктаж по ТБ

«Труд людей осенью»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

17.11


12.

Мы рисуем животных.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по памяти или по представлению.

Беседа, практическая работа

24.11




13.



Лепка животных.



1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Лепка

Беседа, практическая работа

01.12


14.

Животные на страницах книг.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иллюстрирование.

Беседа, практическая работа

08.12


15.

«Где живут сказочные герои»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по памяти

Беседа, практическая работа

15.12


16

«Сказочные кони»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Декоративное рисование

Беседа, практическая работа

22.12


17

«По дорогам сказки»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иллюстрирование

Беседа, практическая работа

12.01


18.

Сказочное перевоплощение.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Художественное конструирование и дизайн.

Беседа, практическая работа

19.01


19.

«Дорогая моя столица»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

26.01


20.

«Звери и птицы в городе»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

02.02


21.

«Видит терем расписной»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Лепка. Художественное конструирование и дизайн.

Беседа, практическая работа

09.02


22.

Инструктаж по ТБ. Создаем декорации.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иллюстрирование.

Беседа, практическая работа

16.02


23.



«Великие полководцы России»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

02.03


24.

«Красота в умелых руках»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Декоративное рисование

Беседа, практическая работа

09.03


25

«Самая любимая»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по памяти

Беседа, практическая работа

16.03


26.

Подарок маме - открытка


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Художественное конструирование и дизайн.

Беседа, практическая работа

23.03


27.

«Забота человека о животных»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иллюстрирование

Беседа, практическая работа

06.04


28.

«Полет на другую планету»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

13.04


29.

«Головной убор русской красавицы»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование по представлению

Беседа, практическая работа

20.04


30

Рисуем сказки А.С.Пушкина


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иллюстрирование

Беседа, практическая работа

27.04


31

«Праздничный салют»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

04.05


32

«Красота моря»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

11.05


33

«Родная природа. Облака»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование с натуры или по памяти

Беседа, практическая работа

18.05


34

«Пусть всегда будет солнце»


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рисование на тему

Беседа, практическая работа

25.05






Литература



1.Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.

2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

3. Изобразительное искусство 1 – 4 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2008 г.

4.Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006