Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- примерной программы основного общего образования на базовом уровне по изобразительному искусству 4 класс (Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство М: - Просвещение 1981г. )
- федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.);
- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;
- Устава школы;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2016 №341);
- учебного плана и календарного учебного графика МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2016-2017 учебный год;
- авторской программы А.А Айдарбекова, В.М. Белов, В.В.Воронкова, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, В.С. Кувшинов, С.Л. Мирский, В.М. Мозговой, Н.Н. Павлова, М.Н. Перова, Н.Д. Соколова, В.В. Эк. Москва « Просвещение» 2008г.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).
Рабочая программа VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающейся при выполнении заданий.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающейся, воспитание у неё положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающейся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
дать обучающейся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить обучающуюся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у обучающейся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, обучающуюся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьницы. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у обучающейся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы обучающаяся могла осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями обучающейся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда обучающаяся обретёт некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых обучащейся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащаяся знакомится с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающейся понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий ученицаполучает сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомится с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающейся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающейся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающаяся передаёт его в рисунке так, как видит со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающейся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 4 классе перед обучающейся ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед обучающейся задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающаяся рассказывает, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающейся.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки обучающейся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающейся зрительного восприятия.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи, обучающейся по коррекции недостатков произношения.
Содержание программы.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ.
Учить обучающуюся анализировать объект изображения ( определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Учить обучающуюся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЯ НА ТЕМЫ.
Развивать у обучающейся зрительные и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Требования к знаниям и умениям.
В итоге освоения программы обучающаяся должна:
- освоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образз языка разных видов искусства и их социальной роли, т'. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного Мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния.
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).
Требования у уровню подготовки обучающейся.
Обучающаяся должна уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа,исходя из расписания МБОУ СОШ №10 г. Сальска.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающейся.
Знания и умения, обучающейся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученице за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученице за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Содержание программы учебного курса
Разделы | Кол-во час | Темы | Краткое содержание раздела |
Рисование с натуры. | 8 | Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка). Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. Рисование с натуры листа дерева Рисование с натуры ветки рябины. Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт). | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 7 | | Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 2 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Рисование на темы. | 3 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Рассматривание репродукций художественных произведений. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Вид контроля. | Дата проведения |
план | факт |
1. | Инструктаж по ТБ «Мой прекрасный сад» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 01.09 | |
2. | «Летние травы». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по представлению | Беседа, практическая работа | 08.09 | |
3 | Рисуем насекомых. Иллюстрирование. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование с натуры | Беседа, практическая работа | 15.09 | |
4. | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Декоративное рисование | Беседа, практическая работа | 22.09 | |
5 | Лепка «Осенние фантазии» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Художественное конструирование и дизайн | Беседа, практическая работа | 29.09 | |
6. | «Осенний букет» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование с натуры | Беседа, практическая работа | 06.10 | |
7. | Линии и пространство | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Художественное конструирование и дизайн | Беседа, практическая работа | 13.10 | |
8. | «Портрет красавицы осени» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по представлению | Беседа, практическая работа | 20.10 | |
9. | «Дорогие сердцу места» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по памяти | Беседа, практическая работа | 27.10 | |
10. | «Машины на службе человека» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование с натуры | Беседа, практическая работа | 10.11 | |
11. | Инструктаж по ТБ «Труд людей осенью» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 17.11 | |
12. | Мы рисуем животных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по памяти или по представлению. | Беседа, практическая работа | 24.11 | |
13. |
Лепка животных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Лепка | Беседа, практическая работа | 01.12 | |
14. | Животные на страницах книг. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрирование. | Беседа, практическая работа | 08.12 | |
15. | «Где живут сказочные герои» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по памяти | Беседа, практическая работа | 15.12 | |
16 | «Сказочные кони» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Декоративное рисование | Беседа, практическая работа | 22.12 | |
17 | «По дорогам сказки» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрирование | Беседа, практическая работа | 12.01 | |
18. | Сказочное перевоплощение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Художественное конструирование и дизайн. | Беседа, практическая работа | 19.01 | |
19. | «Дорогая моя столица» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 26.01 | |
20. | «Звери и птицы в городе» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 02.02 | |
21. | «Видит терем расписной» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. | Беседа, практическая работа | 09.02 | |
22. | Инструктаж по ТБ. Создаем декорации. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрирование. | Беседа, практическая работа | 16.02 | |
23. | «Великие полководцы России» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 02.03 | |
24. | «Красота в умелых руках» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Декоративное рисование | Беседа, практическая работа | 09.03 | |
25 | «Самая любимая» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по памяти | Беседа, практическая работа | 16.03 | |
26. | Подарок маме - открытка | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Художественное конструирование и дизайн. | Беседа, практическая работа | 23.03 | |
27. | «Забота человека о животных» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрирование | Беседа, практическая работа | 06.04 | |
28. | «Полет на другую планету» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 13.04 | |
29. | «Головной убор русской красавицы» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование по представлению | Беседа, практическая работа | 20.04 | |
30 | Рисуем сказки А.С.Пушкина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрирование | Беседа, практическая работа | 27.04 | |
31 | «Праздничный салют» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 04.05 | |
32 | «Красота моря» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 11.05 | |
33 | «Родная природа. Облака» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование с натуры или по памяти | Беседа, практическая работа | 18.05 | |
34 | «Пусть всегда будет солнце» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Рисование на тему | Беседа, практическая работа | 25.05 | |
Литература
1.Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
3. Изобразительное искусство 1 – 4 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2008 г.
4.Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006