СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ с.Квасниковка» Энгельсского муниципального района __________А.К.Кайбалиева | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ с.Квасниковка» Энгельсского муниципального района __________________И.М.Зеленский Приказ №______ от_________2015г |
| |
| |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для учащихся 5 класса МБОУ «ООШ с.Квасниковка»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Мустафаева И.Н.
учитель музыки и
изобразительного искусства
II.Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2015). Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2015.
Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебных недель ).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Человек, природа, культура как единое целое
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Путешествие в мир искусства Древней Греции
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма .
Народное декоративно-прикладное искусство
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани .Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
III.Учебно-тематический план
по изобразительному искусству (35 ч.)
№п/п | Тематический блок(тема учебного занятия при отсутствии тем блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Человек, природа, культура как единое целое | 4 | 1 | Проект «Фруктовый натюрморт» | |
2 | Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | 7 | 2 | Проект « Улица На которой мы жили в древнем городе» | Исследовательский проект «Из истории моего города» |
3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции | 5 | 1 | Проект «Чернофигурные вазы» | |
4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | 9 | 2 | Проект «Святки» Проект «Кокошник» | |
5 | Народное декоративно-прикладное искусство | 10 | 2 | Проект «Кукла-закрутка» | |
6 | Итого | 35 | | | |
IV.Основное содержание тематического плана
№п/п
Название темы
Количество часов
1
Природа и человек
1
2
Природа и художник
1
3
Человек — природа — культура
1
4
Пространство и время. Многомерность мира
1
5
Зодчество
1
6
Образы старинной архитектуры
1
7
Конструктивные особенности архитектуры
1
8
Объёмные формы в изобразительном искусстве
1
9
Штрих в изобразительном искусстве
1
10
Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
1
11
Перспектива в открытом пространстве
1
12
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира
1
13
Мифы Древней Греции
1
14
Скульптура Древней Греции
1
15
Рисуем человека по древнегреческим канонам
1
16
Чернофигурные вазы Древней Греции
1
17
Славянские мифы о сотворении мира
1
18
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек
1
19
Былинный образ
Русской земли.
1
20
Илья Муромец и Соловей-разбойник
1
21
Народный костюм.
Головной убор
1
22
Народный костюм. Одежда
1
23
Народные праздники. Святки
1
24
Народные праздники. Святки
1
25
Масленица
1
26
Этнографический музей
1
27
Печные изразцы
1
28
Расписывание изразцов
1
29
Прядение — вид народного ремесла
1
30
Прялка
1
31
Кукла как часть народной культуры
1
32
Делаем куклу-«закрутку»
1
33
Ткачество как вид народного искусства
1
34
Вышивка
1
35
Лоскутное шитьё
1
Итого
35
V.КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
дата
№
Тема урока
Предметные результаты
Д.З
понятия
УУД
Личностные результаты
I триместр
2.09.
2015
1
Природа и человек
«Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»;
Работа на плоскости
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимать, как и когда появилось искусство
стр.6-10
плоскость
пейзаж
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
9.09.
2015
2
Природа и художник
Импровизация в графическом материале . ТВ. Композиция «Звучащая музыка в картине художника»
Работа на плоскости
Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами.
Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений
стр.11-15
Импровизация
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
16.09.
2015
3
Человек — природа — культура
Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».
Работа на плоскости
Понимать, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Формировать индивидуальное чувство восприятия природы.
Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.
Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры
стр.17-22
Композиция
гармония
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности
23.09.
2015
4
Пространство и время. Многомерность мира
Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.
Работа на плоскости
Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного.
Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.
Передавать настроения и состояния.
Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдать и передавать динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения)
стр.23-27
этюд
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
30.09.
2015
5
Зодчество
Графическая композиция:
«эскиз космического комплекса на Луне или Марсе»
Работа на плоскости
Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.
Использовать в работе тонированную и цветную бумагу.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Делать фотографии по осваиваемой теме
стр.28-31
эскиз
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
7.10.
2015
6
Образы старинной архитектуры
Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики.
Исследовательские работы
Уметь работать в группе.
Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц.
Создавать эскизы зданий по описанию и воображению.
Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.
Импровизировать и размышлять по поводу ассоциаций. Понимать связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом
стр.32-33
зарисовка
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности
14.10.
2015
7
Конструктивные особенности архитектуры
«Сочетание разных геометрических форм»
Работа на плоскости
Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Передавать с помощью аппликации и линий изображение объекта. Представлять и передавать в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно»
стр.34-35
Геометрические фигуры
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
21.10.
2015
8
Объёмные формы в изобразительном искусстве
Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки
Работа на плоскости
Работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).
Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке в учебнике
стр.36-38
трёхмерность
линия построения
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей
28.10.
2015
9
Штрих в изобразительном искусстве
Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.
Работа в объёме
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).
Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху
стр.39-41
Линейное построение
тональная растяжка
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
11.11.
2015
10
Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Сочинение натюрморта для литературного персонажа.
Работа на плоскости
Уметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта.
Учиться распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта
стр.42-43
натюрморт
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
18.11.
2015
11
Перспектива в открытом пространстве
Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе».
Работа на плоскости
Развивать способность к коллективной работе над одной большой композицией.
Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы.
Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана
стр.44-45
Перспектива
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
25.11.2015
12
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира
Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.
Участвовать в обсуждениях по изучаемым темам.
Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.
Осознавать, каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события.
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.
Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику
стр.46-53
музей
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения
II триместр
2.12.
2015
13
Мифы Древней Греции
Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ
Работа в объёме
Иметь представление о мифах и их роли в истории.
Уметь работать по подсказке, описанию этапов работы.
Демонстрировать умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки.
Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин)
стр.54-59
«гармония», «мера», «порядок»
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей
9.12.
2015
14
Скульптура Древней Греции
Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта.
Работа в объёме
Познакомиться с греческими канонами изображения человека.
Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего.
Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.
Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего).
Владеть скульптурными инструментами и материалом. Использовать понятие «ракурс» в работе с объёмными формами
стр.60-65
Скульптура
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
16.12.
2015
16
Чернофигурные вазы Древней Греции
Роспись чернофигурной вазы.
Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства.
Представлять особенности работы гончара, художника-прикладника. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика
стр.70-75
Чернофигурные вазы
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
23.12.
2015
15
Рисуем человека по древнегреческим канонам
Создание коллективной композиции «Люди за работой»,
Работа в объёме и пространстве
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека.
Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции. Передавать характерные позы и динамику фигуры
стр.66-69
канон
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
13.01.2016
17
Славянские мифы о сотворении мира
Работа по воображению.Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека.
Работа в объёме по воображению
Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.
Создавать рельефное изображение человека.
Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы
стр.76-81
стела
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрен.
20.01.
2016
18
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек
Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора.
Работа в объёме
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин.
Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Пользоваться Интернетом для поиска нужной информации.
Уметь передавать планы на изображении. Соблюдать в работе точки зрения на изображаемое (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа
стр.82-87
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности
27.01.2016
19
Былинный образ
Русской земли.
Бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта.
Работа на плоскости
Создавать коллективную композицию по изученному материалу.
Изображать бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта).
Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты).
Уметь участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях Русской земли, её отличии от других стран
стр.88-93
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
3.02.
2016
20
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
Работа на плоскости
Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.
Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Владеть форматом изобразительной плоскости. Передавать в изображении плановость и динамику
Стр.94-101
Формат
композиционный замысел
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
. отработка навыков самостоятельной и групповой работы
10.02.
2016
21
Народный костюм.
Головной убор
Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.
Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельность
Уметь применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику.
Использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.
Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Уметь находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников
стр.102-107
Народный костюм.
Головной убор
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
17.02.2016
22
Народный костюм. Одежда
Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).
Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Уметь создавать графические эскизы на заданную тему.
Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе.
Использовать в работе смешанную технику — аппликацию и графику.
Иметь представление о цветовом характере решения народного костюма и его символике. Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма
стр.108-113
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
24.02.
2016
23
Народные праздники. Святки
Изготовление маски к народному празднику Святки.
Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь передавать в маске образ героя.
Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.
Уметь работать с готовыми формами.
Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).
Применять в работе технику коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам
стр.114-117
пропорции
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей
III триместр
2.03.
2016
24
Народные праздники. Святки
Изготовление маски к народному празднику Святки.
Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь передавать в маске образ героя.
Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.
Уметь работать с готовыми формами.
Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).
Применять в работе технику коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам
стр.114-117
пропорции
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей
9.03.
2016
25
Масленица
Создание макета трёхгранной свечи-фонарика
Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность
Уметь выполнять макет трёхгранной свечи.
Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).
Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.
Понимать взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)
стр.118-122
макет
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности
16.03.
2016
26
Этнографический музей
Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве
Работа на плоскости
Создавать тематические графические композиции
Изображать интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве.
Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере.
Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Понимать и объяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа
стр.122-127
Этнографический музей
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
23.03.
2016
27
Печные изразцы
Создание изразца в объёме с рельефным изображением.
Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.
Понимать значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.
Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки. Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён
стр.128-131
изразец
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6.04.
2016
28
Расписывание изразцов
Печь в интерьере дома.
Работа на плоскости
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.
Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием)
стр.132-135
Виды изразцов
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
13.04.
2016
29
Прядение — вид народного ремесла
Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.
Работа на плоскости
Воспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей.
Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.
Копировать геометрические и растительные символы.
Пользоваться поисковыми системами Интернета. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах
стр.136-141
прялка
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей
20.04.
2016
30
Прялка
Создание эскиза образа Богини-древа
Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Понимать специфику народного декоративно-прикладного искусства.
Усвоить информацию о быте русских крестьян, их занятиях и уметь рассказывать об этом.
Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли
стр.142-147
Мировое древо
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
27.04.
2016
31
Кукла как часть народной культуры
Создание эскиза куклы (игрушки),
Работа на плоскости
Пользоваться поисковой системой Интернета.
Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint.
Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.
Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона
стр.148-151
куклы-потешки
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ
Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
4.05.
2016
32
Делаем куклу-«закрутку»
Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.
Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».
Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.
Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Уметь работать с поисковыми системами Интернета
стр.152-153
кукла-«закрутка»
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
11.05.
2016
33
Ткачество как вид народного искусства
Создание эскизов рисунка ткани
Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Проявлять интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.
Создавать коллективные композиции. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма
стр.154-159
ткачество
Регулятивные УУД
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Коммуникативные УУД
. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
18.05.2016
34
Вышивка
Эскиз рушника
Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Усвоить информацию о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом
стр.160-165
рушник
Регулятивные УУД
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
25.05.2016
35
Лоскутное шитьё
Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».
Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность
Создавать коллективные композиции.
Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию
стр.166-169
Лоскутное шитьё
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
VI.Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5 классы-8(9) / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2015. – 200с.
Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2015.-206с.:ил.
Литература для учащихся:
Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2015.-206с.:ил.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Сайт «Экскурсии» http://www.excurs.ru/
Музеи, галереи и художественные каталоги:
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/ ).
Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/ ).
Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/ ).
Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/ ).
Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/ ).
Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/ ).
Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/ ).