СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по химии 10 класс 34 часа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания № ___ От «__» __________ 2016г. Руководитель М/О _______( Л.П. Харченко)
| «СОГЛАСОВАНО» «____»____________2016г. Заместитель директора по УВР _______ (Ю.А. Нечипорук) | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ №__________ От «__» __________ 2016г. Директор школы _______(Н.О. Колесник)
|
Рабочая программа
Предмет: Химия
Класс: 10
Уровень изучения: базовый
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель: Аблялимова Лиля Ленуровна
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; авторской программы: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 10 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 34 ч в год (1 ч в неделю), из них 1 ч - резервное время.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержа-нии, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определе-ние его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточ-ной аттестации учащихся.
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования РФ от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт www.vestnik.edu.ru).
Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013. — 48с.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Учебный план МБОУ «Веселовская средняя школа» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по химии составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
примерной программы основного общего образования по химии;
программы развития универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, рассматривается генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии. Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента: демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. Для познания окружающего мира используются: различные методы (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
При составлении программы учтена необходимость, согласно требованиям ФГОС, больше уделять внимание практико-ориентированным задачам, в том числе, и расчётного характера, а также развитию навыков исследовательской деятельности, так как в рамках химии это одна из ведущих деятельностей.
Цели и задачи химии, решаемые при реализации рабочей программы:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В авторскую программу внесены следующие изменения: сокращено число часов на тему «Предельные углеводороды - алканы» с 3 до 2 часов, на тему «Арены (Ароматические углеводороды)» с 2 до 1 часов, на тему «Природные источники углеводородов и их переработка» с 3 до 2 часов. Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за отсутствия в лаборатории соответствующих реактивов и отсутствия в кабинете вытяжного шкафа, исключены или заменены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты, требующие сложного оборудования или реактивов, представляющих опасность для здоровья учащихся.
Резервное время (1 ч.) предлагается использовать для повторения основных вопросов курса химии 10 класса или для решения расчетных задач различных типов.
Обоснование выбора УМК
Авторской программе соответствует учебник: Химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224с.: ил.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся. Учебник позволяет обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материал учебника организован в соответствии с разными формами учебной деятельности, что дает возможность отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций. Эффективный самоконтроль учащиеся осуществляют с помощью рубрики «Личный результат». Учебники данных авторов включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год. Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список соответствует рекомендуемым автором учебной программы.
В реализации данной программы используются следующие средства:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные программы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)
Виды контроля. Контроль за уровнем усвоения знаний представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Предусматривается использование учащимися на уроках двух тетрадей: рабочей и тетради для практических и контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа разработана на основе следующей авторской программы: Н.Н. Гара (Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11классы / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2013.).
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 10 класс
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов органической химии; выдающихся открытий в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
формирование представления о строении органических соединений, взаимном влиянии атомов или групп атомов, основных классах органических соединений, типах химических реакций;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических форму веществ и уравнений химических реакций, обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторных и практических работ, экскурсий, нестандартных уроков контроля знаний;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
обеспечить усвоение учащимися знаний основ органической химии: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
способствовать формированию у учащихся предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсий;
продолжить развивать у учащихся общеучебные умения и навыки; особое внимание уделять развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетрадях и делать рисунки, составлять схемы.
Задачи развития:
создание условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
- эстетических эмоций;
- положительного отношения к учебе;
- умение ставить цели через учебный материал каждого урока (для этого на уроках использовать красивые наглядные пособия, музыкальные фрагменты, стихи, загадки);
- определение значимости любого урока каждым учеником;
развитие умений с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знаний в общении с природой;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;
воспитание умения жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
В результате изучения органической химии на базовом уровне учащийся должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознать изомеры по структурным формулам, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения; объяснять свойства веществ на основе их химического строения;
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно - следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
- выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознать соединения и полимерные материалы по известным признакам;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Технологии, методы и формы обучения.
Формы организации обучения:
индивидуальная;
парная;
групповая;
интерактивная…
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный…
Технологии обучения:
классно-урочная система,
индивидуальные консультации,
дидактические игры,
работа в малых группах,
работа в парах сменного состава,
технология учебно-поисковой деятельности учащихся,
проблемное обучение,
информационно-коммуникационные технологии …
Методы контроля:
письменный;
устный.
Формы контроля, способы проверки и оценки результатов обучения:
формы промежуточного, итогового контроля, в том числе, презентации;
защита творческих, проектных, исследовательских работ;
тесты;
самостоятельные, проверочные работы;
интерактивные задания;
практические и лабораторные работы;
устные зачеты;
устный опрос…
Методические особенности изучения предмета
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формирования у учащихся специальных предметных умений:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
безопасно и экологически грамотно обращаться с веществами в быту и на производстве.
Логические связи химии с остальными предметами учебного плана
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией, экологией, ОБЖ, информатикой.
Место курса химии в учебном плане школы
Учебный предмет химия относится к естественно-математической области и изучается в школе в 8-11 классах.
Особенность курса химии 10 класса состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.
Распределение часов по темам базируется на основе авторской программы Н.Н. Гара (Авторская программа: Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.)
Изучение курса химии в 10 классе реализуется за счет часов инвариантной части.
Планируемые результаты освоения
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Тема 1. Теоретические основы органической химии.
В результате изучения темы обучающиеся должны
Знать/понимать: важнейшие химические понятия: предмет органической химии, тип химической связи и кристаллической решетки в органических веществах, особенности строения и свойств органических соединений, электронную и электронно-графическую формулу атома углерода, гибридизацию и валентные состояния атома углерода; валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность, изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова; углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры, понятие структурной изомерии.
Уметь: называть органические вещества, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова; определять принадлежность веществ к органическим и неорганическим, типы гибридизации атома углерода; объяснять строение органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; составлять структурные формулы изомеров; определять валентность и степень окисления элементов; характеризовать углерод по положению в ПСХЭ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в разных формах; принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Приобретать опыт: оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников; объяснение химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием органических соединений; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными органическими веществами и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.
Темы 2-5 Углеводороды. Природные источники углеводородов.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать: химические понятия: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, реакции полимеризации, реакции изомеризации; названия первых десяти гомологов предельных и непредельных углеводородов; важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Уметь: называть углеводороды по «тривиальной» (этилен, ацетилен, бензол, каучук) и по международной номенклатуре; определять принадлежность органических веществ к предельным и непредельным углеводородам; характеризовать: общие химические свойства предельных и непредельных углеводородов (реакции, горения, качественные реакции, реакции замещения, присоединения, разложения, изомеризации, полимеризации); объяснять: зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере изученных углеводородов; выполнять химический эксперимент по распознаванию предельных и непредельных углеводородов; проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об углеводородах поступающей их разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводородов; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными углеводородами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами и лабораторным оборудованием.
Тема 6. Спирты и фенолы
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать: химические понятия: предельные одноатомные спирты, многоатомные ароматические спирты, фенолы; названия первых пяти – шести гомологов предельных одноатомных спиртов, многоатомных спиртов и фенолов; важнейшие вещества и материалы: метиловый и этиловые спирты, этиленгликоль, глицерин, фенолы.
Уметь: решать расчетные задачи; называть спирты и фенолы по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность органических веществ к предельным одноатомным спиртам, многоатомным спиртам и фенолам; характеризовать общие химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенолов; объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения на примере спиртов и фенолов; выполнять химический эксперимент по распознаванию спиртов и фенолов; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации о спиртах и фенолах, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих на производстве, в природе и в быту с участием спиртов и фенолов; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными спиртами и фенолами; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать / понимать: химические понятия: альдегиды, кетоны, карбонильная группа, «реакция серебряного зеркала», карбоновые кислоты, общие свойства органических и неорганических кислот; названия первых пяти – шести гомологов альдегидов и кетонов, карбоновых кислот; важнейшие вещества и материалы: формальдегид, уксусный альдегид, фенолформальдегидные смолы, ацетон, муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновые кислоты.
Уметь: называть альдегиды, карбоновые кислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к альдегидам, кетонам, предельным и непредельным карбоновым кислотам; решать расчетные и экспериментальные задачи; характеризовать общие физические химические свойства альдегидов, кетонов и карбоновых кислот, реакции поликонденсации; объяснять зависимость физических и химических свойств от их состава и строения на примере альдегидов и кетонов, карбоновых кислот; выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов и кетонов, карбоновых кислот; проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об альдегидах, кетонах и карбоновых кислотах; объяснения химических явлений происходящих в природе, в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными альдегидами, карбоновыми кислотами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.
Тема 8. Сложные эфиры и жиры. Углеводы.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать /понимать: химические понятия: сложные эфиры, жиры, мыла, углеводы, моно-, ди- и полисахаридов, глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, общие свойства; названия сложных эфиров, жиров; важнейшие вещества и материалы: маргарин, масла, мыла, глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, искусственные волокна.
Уметь: называть карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к углеводам, дисахаридам и полисахаридам; решать расчетные задачи; характеризовать общие физические и химические свойства сложных эфиров, жиров, моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов; объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от состава и строения на примере карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров; выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы и крахмала; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации о сложных эфирах и жирах, о глюкозе, сахарозе, крахмале и целлюлозе, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений происходящих в природе, в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Тема 9. Амины и аминокислоты.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать /понимать: химические понятия: амины, алифатические амины, анилин, аминокислоты; названия первых пяти – шести гомологов аминов и аминокислот; важнейшие вещества и материалы анилин, аминокислоты.
Уметь: называть амины и аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность органических веществ к аминам и аминокислотам и белкам; характеризовать общие химические свойства аминов, аминокислот; объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере аминов, аминокислот; выполнять химический эксперимент по распознаванию аминов, аминокислот; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об аминах, аминокислотах, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными аминами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека.
Тема 10. Белки.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать /понимать: химические понятия: белки, структуры белковой молекулы, денатурация, фармакологическая химия; важнейшие вещества и материалы пептиды, биополимеры, белки, лекарственные препараты.
Уметь: определять принадлежность органических веществ к белкам; характеризовать общие химические свойства белков; объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере белков; пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам; решать расчетные задачи; выполнять химический эксперимент по распознаванию белков; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об белках и лекарственных препаратах, поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; умения пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам.
Тема 11. Синтетические полимеры.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать /понимать: химические понятия: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, термопластичные и термореактивные полимеры, стереорегулярные полимеры, реакция поликонденсации, реакция полимеризации, синтетические и искусственные волокна; важнейшие вещества и материалы полиэтилен, полипропилен, политетрафторэтилен, фенолформальдегидные смолы, фенопласты, аминопласты, пенопласты, каучуки, резина, капрон, лавсан.
Уметь: называть полимеры; характеризовать общие свойства и применение вышеперечисленных полимеров; объяснять зависимость физических свойств полимеров от их состава и строения на примере линейных (полиэтилен, полипропилен) и разветвлённых молекул; выполнять химический эксперимент по изучению свойств полимеров и волокон; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Содержание учебного курса
Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (3ч). Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ. Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Тема 2. Предельные углеводороды – алканы (2ч). Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Метан – простейший представитель алканов.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины) (4ч). Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкенов. Алкадиены. Ацетилен и его гомологи.
Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа 1. Получение этилена и опыты с ним.
Тема 4. Арены (ароматические углеводороды) (1ч). Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка (2ч). Природные источники углеводородов. Переработка нефти.
Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Контрольная работа. Углеводороды.
Тема 6. Спирты и фенолы (4ч). Одноатомные предельные спирты. Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов. Многоатомные спирты. Фенолы и ароматические спирты.
Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (4ч). Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов. Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.
Демонстрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры (1ч). Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства.
Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Тема 9. Углеводы (3ч). Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Тема 10. Азотсодержащие органические соединения (4ч). Амины. Аминокислоты. Белки. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты. Химия и здоровье человека.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Тема 11. Химия полимеров (4ч). Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. Натуральный каучук. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.
Практическая работа 4. Распознавание пластмасс и волокон.
Контрольная работа. «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
практические работы | контрольные работы | лабораторные опыты | |||
1 | Теория химического строения органических соединений | 3 | - | - | - |
2 | Углеводороды (всего), в том числе: | 9 | 1 | 1 | 1 |
Предельные углеводороды – алканы | 2 | - | - | 1 | |
Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) | 4 | 1 | - | - | |
Арены (ароматические углеводороды) | 1 | - | - | - | |
Природные источники углеводородов и их переработка | 2 | - | 1 | - | |
3 | Кислородсодержащие органические соединения (всего), в том числе: | 12 | 2 | - | 12 |
Спирты и фенолы | 4 | - | - | 3 | |
Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты | 4 | 1 | - | 2 | |
Сложные эфиры. Жиры | 1 | - | - | 2 | |
Углеводы | 3 | 1 | - | 5 | |
4 | Азотсодержащие органические соединения | 4 | - | - | 1 |
5 | Химия полимеров | 5 | - | 1 | 2 |
Повторение | 1 | - | - | - | |
Итого | 34 | 3 | 2 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Сроки выполнения | Лабораторные опыты | Формы и темы контроля | Оборудование | |
план
|
факт | |||||
Тема 1: Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (3 ч) | ||||||
1 | Первичный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ |
|
|
| Вводный | Презентация |
2 | Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях. |
|
|
| Устный контроль | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
3 | Классификация органических соединений |
|
|
| Текущий контроль | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
| ||||||
4 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов |
|
| Изготовление моделей молекул углеводородов | Письменный контроль | Набор шаростержневых молекул |
5 | Метан – простейший представитель алканов. Решение расчетных задач |
|
|
| Тестирование | Таблицы |
| ||||||
6 | Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкенов |
|
|
| Текущий контроль | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
7 | Практическая работа 1. Получение этилена и опыты с ним |
|
|
|
| Набор реактивов согласно инструкции учебника |
8 | Алкадиены |
|
|
| Индивидуальный контроль | Презентация |
9 | Ацетилен и его гомологи |
|
|
| Составление формул углеводородов | Презентация |
| ||||||
10 | Бензол и его гомологи. Свойства бензола и его гомологов |
|
|
| Взаимоконтроль | Презентация |
| ||||||
11 | Природные источники углеводородов. Переработка нефти |
|
| Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки | Самостоятельная работа 20 мин | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
12 | Контрольная работа по теме «Углеводороды» |
|
|
|
|
|
| ||||||
13 | Одноатомные предельные спирты. Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов |
|
| Окисление этанола рксидом меди (II) | Самоконтроль | Презентация |
14 | Многоатомные спирты |
|
| Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II) | Устный контроль | Таблицы |
15 | Фенолы и ароматические спирты |
|
| Химические свойства фенола | Письменный контроль | Презентация |
16 | Повторный инструктаж по ТБ. Решение расчетных задач |
|
|
| Текущий контроль | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
| ||||||
17 | Карбонильные соединения - альдегиды и кетоны. Свойства и применение альдегидов |
|
| Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра (I) Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди (II) | Тестирование | Презентация |
18 | Карбоновые кислоты. Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот |
|
|
| Письменный контроль | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
19 | Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ |
|
|
|
| Набор реактивов согласно инструкции учебника |
20 | Решение расчетных задач |
|
|
|
|
|
| ||||||
21 | Сложные эфиры. Жиры. Моющие средства |
|
| Гидролиз (омыление) жиров Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств | Текущий контроль | Презентация |
| ||||||
22 | Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза |
|
| Свойства глюкозы как альдегидоспирта Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция | Тест 10 мин | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
23 | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза |
|
| Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие крахмала с иодом Гидролиз крахмала Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон | Взаимоконтроль | Презентация |
24 | Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. |
|
|
|
| Набор реактивов согласно инструкции учебника |
| ||||||
25 | Амины. Аминокислоты. |
|
|
| Текущий контроль | Презентация |
26 | Белки |
|
| Цветные реакции на белки | С.р. 20 мин | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
27 | Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты |
|
|
| Промежуточный контроль | Структурные молекулы белков |
28 | Химия и здоровье человека |
|
|
| Решение задач по карточкам
| ПСХЭ Д.И. Менделеева |
| ||||||
29 | Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. |
|
| Свойства полиэтилена | Самостоятельная работа | Презентация |
30 | Натуральный каучук. |
|
|
| Фронтальный | Натуральные образцы |
31 | Синтетические каучуки. Синтетические волокна |
|
| Свойства капрона | Доклады | Таблицы |
32 | Обобщающий урок. Органическая химия, человек и природа |
|
|
| Защита рефератов | ПСХЭ Д.И. Менделеева |
33 | Контрольная работа по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения» |
|
|
|
|
|
34 | Повторение |
|
|
| Итоговый контроль | Таблицы |
Всего | Практических работ | контрольных работ |
1 семестр | 1 | 1 |
2 семестр | 2 | 1 |
Год | 3 | 2 |
Критерии оценивания
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Перечень ошибок
Ошибка считается грубой, если учащийся:
Не знает определений, основных понятий, законов, правил, основных положений, формул, общепринятых символов, единиц измерения,
Не умеет выделить в ответе главное,
Не умеет применять знания для решения задач и объяснения химических явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичным ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение,
Не умеет читать и составлять уравнения химических реакций,
Не умеет подготовить и собрать прибор. Провести опыт, использовать полученные данные для выводов,
Нарушает требования правил безопасности при работе в кабинете химии.
К негрубым ошибкам относятся:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения эксперимента,
Ошибки в расстановки коэффициентов в уравнениях,
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин,
Нерациональный выбор хода решения.
Недочетами считаются:
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата,
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа,
Небрежное выполнение записей,
Орфографические или пунктуальные ошибки.
Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса
Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13-е изд. – М.: Просвещение,2014.-224 с.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Электронное приложение к курсу «органическая химия» для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений выполнено по заказу ОАО Издательство «Просвещение». Разработчик: ЗАО «Образование-Медиа»
Дополнительная литература:
4. Ерёмин В.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
5. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002.
6. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.
7. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
8. Горковенко М.Ю. Химия. 10 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
9. Хомченко И.Г. Решение задач по химии.- М.:РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008г.
10. Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2006г.
11. CD-ROM Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 10 класс. М.: Просвещение, 2005г
12. CD-ROM Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.- М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
13. CD-ROM Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
14. CD-ROM Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 10 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
15. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
16. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
Материально-техническое и учебно-практическое оборудование:
Натуральные объекты
Химические реактивы и материалы
Модели
Учебные пособия на печатной основе
Экранно-звуковые средства обучения
Технические средства обучения
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Демонстрационный вариант контрольной работы № 1 по теме "Углеводороды"
1. Сравните пропан и пропин по следующим критериям: состав, строение молекулы, химические свойства.
2. Составьте уравнения реакций следующих превращений: карбид кальция -- ацетилен --- бензол --- циклогексан
3. Задача. При сжигании 1,4 г органического вещества образовалось 1,8 г воды и 4,4 г углекислого газа. Относительная плотность паров вещества по водороду равна 35. Установите молекулярную формулу вещества.
Демонстрационный вариант контрольной работы № 2 по теме "Кислородосодержащие органические вещества"
1. Составьте уравнения реакций: а) окисление пропаналя аммиачным раствором оксида серебра; б) горение метилового спирта; в) нитрования фенола.
2. Теоретический вопрос.
Примеры: Как классифицируются углеводы? Приведите примеры (формулы и названия веществ).
Выявите сходства и отличия спиртов и фенолов;
Выявите сходства и отличия уксусной и соляной кислоты;
Выявите сходства и отличия одноатомных и многоатомных спиртов;
приведите описание эксперимента, который подтверждает, что глюкоза - альдегидоспирт
3. Какую массу этилацетата можно получить при взаимодействии 12 кг уксусной кислоты с этиловым спиртом, если выход продукта составит 80 %?
4. Составьте структурные формулы: а) 2-метилбутанол-2; б) пропандиол-1,2; в) 2-метилпентаналь; г) 2,3-диметилгексанол-2
(или обратное задание: даны формулы спиртов, альдегидов, кислот - дать им название)
Приложение 2
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено
методического объединения заместитель директора по УВР директор МБОУ «Веселовская средняя школа»
«____»____________20___г. «____»__________20____г. «____»___________20____г.
________________ (Л.П.Харченко) ___________( ) ________________( )
Лист коррекции
Рабочей программы учителя Аблялимовой Л.Л.
по_______________________ в_______классе
№ п/п | Тема урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
| . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29