СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Составлена на основе программы курса химии к учебникам авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство "Просвещение", 2008г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 21»





УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Школа № 21»

_____________О.В. Филатова

Приказ № ____ от "____ " ____ 2017г.





Рабочая программа

по химии

10а класса

Срок реализации: 2017 - 2018 учебный год

уровень базовый




Составлена на основе программы курса химии к учебникам авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство "Просвещение", 2008г.






Составитель: Королькова Татьяна Николаевна,

учитель химии первой квалификационной категории
















Городской округ Балашиха

Московской области

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии за курс 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, и примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ (Автор Гара Н.Н. "Программы общеобразовательных учреждений. Химия" - М.: Просвещение, 2008г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

В курсе химии 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

 В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Тема 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (3 Ч)

Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.    

 Электронная природа химических связей в органических соединениях.      

 Классификация органических соединений.      

Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.


Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч)


Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч)

  Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.     

  Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.      

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч)

 Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.    

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. 

Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.     

 Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.       

Практическая работа.Получение этилена и изучение его свойств.


Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)

Арены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.      

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.


Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч)

Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
      Демрнстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.


Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч)


Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч)

 Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.      Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.      

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами.       

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).      

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч)

   Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон — представитель кетонов. Применение.    

  Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.   

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.      Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.      

Демонтрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

      Практическая работа.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

      Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч)

  Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.      Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.    

  Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.   

   Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

      Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.      Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).       Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

      Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.


Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)

Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч)

 Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.     

 Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.


Тема 10. Белки (2 ч)

 Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.     

 Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.    

  Демонстрации.Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).


Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)

Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
  Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.     

 Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.     

 Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.

      

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ ЗА 10 КЛАСС


Ученик должен знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.


уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)



Контрольные работы




Практические работы


1

Раздел 1. Теоретические основы органической химии

3



2

Раздел 2. Углеводороды

12

1

1

3

Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения

12


2

4

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения

4



5

Раздел 5. Высокомолекулярные органические соединения

4

1



ИТОГО

35

2

3





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока


Плановые

сроки прохождения темы

Фактическиесроки прохождения темы


Теоретические основы органической химии (3 часа)


Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

04.09 – 08.09


Электронная природа химических связей в органических соединениях.


11.09 – 15.09


Классификация органических соединений.


18.09 – 22.09


Углеводороды (12 часов)


Строение, гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов.

25.09 – 29.09


Свойства алканов. Получение и применение.


02.10 – 06.10


Понятие о циклоалканах. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

09.10 – 13.10


Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Свойства алкенов и их применение.


16.10 – 20.10


Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»

23.10 – 27.10


Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.


07.11 – 10.11


Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Свойства ацетилена и его применение.


13.11 – 17.11


Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение.


20.11 – 24.11


Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


27.11 – 01.12


Природный и попутный нефтяные газы, их состав и применение.


04.12 – 08.12


Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти.


11.12 – 15.12


Контрольная работа по теме «Углеводороды».


18.12 – 22.12


Кислородсодержащие органические соединения (12 часов)


Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение, применение.


25.12 – 29.12


Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.


09.01 – 12.01


Фенол. Строение, свойства, применение.


15.01 – 19.01


Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.


22.01 – 26.01


Альдегиды и кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида.


29.01 – 02.02


Карбоновые кислоты. Классификация. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот.


05.02 – 09.02


Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

12.02 – 16.02


Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

19.02 – 22.02


Сложные эфиры и жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Понятие о моющих средствах.


26.02 – 02.03


Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение.


05.03 – 09.03


Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Нахождение в природе. Свойства. Применение.

12.03 – 16.03


Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».

19.03 – 22.03


Азотсодержащие органические соединения (4 часа)


Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Свойства. Анилин – представитель ароматических аминов.

02.04 – 06.04


Аминокислоты. Изомерия. Номенклатура. Свойства. Применение.


09.04 – 13.04


Белки – природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков.


16.04 – 20.04


Химия и здоровье человека.


23.04 – 27.04


Высокомолекулярные соединения (4 ч)


Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Синтетические каучуки и волокна.

30.04 – 04.05


Синтетические каучуки и волокна. Распознавание пластмасс и волокон.

07.05 – 11.05


Контрольная работа по темам «Кислородосодержащие и азотсодержащие органические соединения»

14.05 - 18.05


Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.


21.05 - 25.05





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008.

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

3. Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 классе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

4. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. 10-11 классы. Задачник с «помощником». – М.: Просвещение, 2013.

5. Радецкий А.М. Химия. 10—11 классы. Дидактический материал. - М.: Просвещение, 2011.

6. Казанцев Ю.Н. Химия. 10 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.







СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

естественно-математического цикла

от _____________ № _______


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________Кичикова О.М.

29.08.2017