Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по химии 10 класс составлена на основании следующих нормативных документов:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии: Сборник нормативных документов /Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2004 г.,
примерная программа основного общего образования «Химия» 10-11 классы (базовый уровень)
авторская программа Н.Н. Гара «Химия» 10-11 классы, 2008 г,
учебный план МБОУ СОШ №21 г.Брянска.
Цели и задачи учебного курса:
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Корректировка программы
(изменения, внесенные в программу и их обоснование):
Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол- во часов по рабочей программе |
1 | Органическая химия | 4 | 4 |
2 | Углеводороды | 23 | 23 |
3 | Кислородосодержащие органические соединения | 25 | 25 |
4 | Азотосодержащие органические соединения | 7 | 7 |
5 | Высокомолекулярные соединения | 7 | 7 |
6 | Резервное время | 4 | 4 |
| Итого | 70 | 70 |
Учебно– методический комплект
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М. Просвещение, 2012.
Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на 70 часов в год - 2часа в неделю.
График контрольных работ
№ работы | Тема | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Контрольная №1 по теме «Предельные Углеводороды» | | |
2 | Итоговая контрольная работа №2 по «Углеводороды» | | |
3 | Контрольная работа №3 по темам: «Кислородосодержащие органические соединения» | | |
4 | Итоговая контрольная работа по темам: «Кислородосодержащие органические соединения», «Азотосодержащие органические соединения» | | |
График практических работ
№ Работы | Тема | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. | Практическая работа№1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях» | | |
2 | Практическая работа№2 «Получение этилена и изучение его свойств» | | |
3 | Практическая работа№3 «Получение и свойства карбоновых кислот» | | |
4 | Практическая работа№4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | | |
5 | Практическая работа№5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ» | | |
6 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс и волокон» | | |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-,d-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно- восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно- восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Содержание курса
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 ч.)
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (4 ч).
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.
Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Классификация органических соединений.
УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч).
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).
Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.
3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.
6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.
11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.
12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
13. Модели молекулы бензола.
14. Отношение бензола к бромной воде.
15. Горение бензола.
16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторные опыты
Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных
Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Практическая работа
Определение качественного состава органических веществ.
Расчетные задачи
Решение задач на нахождение формулы вещества.
КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.
Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.
Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Полифункциональные соединения
Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.
Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Демонстрации
Растворимость спиртов в воде.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Качественная реакция на фенол.
Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
Модели молекул метаналя и этаналя.
Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
Образцы различных карбоновых кислот.
Отношение карбоновых кислот к воде.
Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
Гидролиз сахарозы.
Гидролиз целлюлозы и крахмала.
Взаимодействие крахмала с иодом.
Лабораторные опыты
Окисление спиртов оксидом меди(II).
Свойства глицерина.
Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Свойства жиров.
Свойства моющих средств.
Практические работы
Идентификация кислородсодержащих соединений.
Углеводы.
АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3. Растворение белков в воде.
4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5. Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты
Качественные реакции на белки.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч).
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Демонстрации
Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них
Практическая работа
Волокна и полимеры.
РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ 4 ч.
№ п/п | Тема (раздел) | Кол-во часов | Знания, умения, формируемые в данной теме |
1 | Органическая химия | 4 | Знать: теорию строения органических соединений, химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах, основные понятия: изомерия, углеродный скелет, функциональная группа, понятие:атом атомные s-,p-,d-орбитали, радикал. Уметь: доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ составлять структурные формулы изомеров, определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. |
2 | Углеводороды | 23 | Знать: электронное и пространственное строение алканов , понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, физические, химические и способы получения классов углеводородов, правило Марковникова, реакции присоединения и замещения, полимеризации, качественные реакции на распознавание алкенов, строение бензола, объяснять зависимость свойств бензола от состава и строения, природные источники углеводородов способы их переработки, основные типы химических реакций. Уметь: определять тип химической связи, пространственное строение молекул, принадлежность углеводородов к классу: алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов, составлять уравнения химических реакций на получение классов углеводородов, записывать уравнения химических свойств классов углеводородов, уметь применять полученные знания и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений. |
3 | Кислородосодержащие органические соединения | 25 | Знать: понятие о кислородосодержащих углеводородах, функциональной группе, классификации кислородосодержащих углеводородов, способах получения кислородосодержащих углеводородов, химических свойствах, областях применения. Уметь: записывать структурные формулы кислородосодержащих органических соединений, химические уравнения способов получения, химических свойств, применять полученные при изучении раздела знания, умения, навыки при выполнении тренировочных заданий. |
4 | Азотосодержащие органические соединения | 7 | Знать: состав аминов, белков, способы получения аминов, структуру белков, понятие о денатурации, области применения, влияние лекарственных препаратов на организм человека. Уметь: составлять структурные формулы изомеров, характеризовать физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аминокислот, составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных. |
5 | Высокомолекулярные соединения | 7 | Знать: понятие о высокомолекулярных соединениях, области их применения. Уметь: характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации. |
Календарно – тематический план
Раздел темы | № урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
Органическая химия (4ч) |
1.Теоретические основы органической химии (4ч ) | | Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 1 | | |
| Изомерия. Значение теории химического строения. основные направления её развития. | 1 | | |
| Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в органических соединениях. | 1 | | |
| Классификация органических соединений. | 1 | | |
Углеводороды (23ч) |
2.Предельные углеводороды (алканы ) (7 ч ) | | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов. | 1 | | |
| Физические и химические свойства алканов. | 1 | | |
| Получение и применение алканов. | 1 | | |
| Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. | 1 | | |
| Циклоалканы. | 1 | | |
| Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях» | 1 | | |
| Контрольная работа № 1 по теме « Предельные углеводороды» | 1 | | |
3. Непредельные углеводороды ( 6 ч) | | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. | 1 | | |
| Свойства получения и применения алкенов. | 1 | | |
| Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств» | 1 | | |
| Понятие о диеновых углеводородах. природный каучук. | 1 | | |
| Ацетилен и его гомологи. | 1 | | |
| Получение и применение ацетилена. | 1 | | |
4. Ароматические углеводороды (арены) ( 4ч ) | | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | 1 | | |
| Физические и химические свойства бензола. | 1 | | |
| Гомологи бензола. Свойства. Применение. | 1 | | |
| Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | 1 | | |
5. Природные источники углеводородов (6 ч) | | Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование. | 1 | | |
| Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. | 1 | | |
| Крекинг нефти | 1 | | |
| Коксохимическое производство. | 1 | | |
| Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | 1 | | |
Кислородосодержащие органические соединения (25ч) |
6. Спирты и фенолы ( 6 ч) | | Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. | 1 | | |
| Свойства метанола ( этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека. | 1 | | |
| Получение спиртов. Применение. | 1 | | |
| Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1 | | |
| Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | 1 | | |
| Строение, свойства и применение фенола. | 1 | | |
7. Альдегиды, кетоны.(3 ч) | | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. | 1 | | |
| Свойства альдегидов. Получение и применение. | 1 | | |
| Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. | 1 | | |
8.Карбоновые кислоты (6 ч ) | | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура | 1 | | |
| Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. | 1 | | |
| Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | 1 | | |
| Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот» | 1 | | |
| Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | 1 | | |
| Контрольная работа № 3 по темам: № Кислородосодержащие органические соединения» | 1 | | |
9.Сложные эфиры и жиры.(3 ч) | | Строение и свойства сложных эфиров, их применение. | 1 | | |
| Жиры, их строение, свойства и применение. | 1 | | |
| Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | 1 | | |
10 .Углеводы (7 ч) | | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. | 1 | | |
| Химические свойства глюкозы. Применение. | 1 | | |
| Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение. | 1 | | |
| Крахмал. Его строение, химические свойства, применение. | 1 | | |
| Целлюлоза, её строение и химические свойства | 1 | | |
| Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. | 1 | | |
| Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.» | 1 | | |
Азотосодержащие органические соединения (7 ч) |
11.Амины и аминокислоты (3 ч ) | | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин – представитель ароматических аминов. | 1 | | |
| Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. | 1 | | |
| Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач. | 1 | | |
12. Белки ( 4 ч ) | | Белки – природные полимеры. Состав и строение белков. | 1 | | |
| Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | 1 | | |
| Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
| Химия здоровье человека. | 1 | | |
Высокомолекулярные соединения (7ч) |
13. Синтетические полимеры (7ч) | | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров. | 1 | | |
| Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры .Полиэтилен. Полипропилен. | 1 | | |
| Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. | 1 | | |
| Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | 1 | | |
| Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс и волокон» | 1 | | |
| Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа по темам: «Кислородосодержащие органические соединения», Азотосодержащие органические соединения» | 1 | | |
| 67-70 | Резерв | 4 | | |
Критерии оценки
Оценка устного ответа
Отметка «5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка «2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла, допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка умений решать задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка «5»: работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
Отметка «1»: работа не выполнена, полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.
Отметка «5»: План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. Допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка «3»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»: допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину, имеется несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Контрольно- измерительные и дидактические материалы
1.Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.М. Радецкий. – 2-е издание.-Москва.: Просвещение, 2011.
2.Сборник задач, упражнений и тестов по химии: 10 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: 10 класс» / М.А. Рябов. – М.: Издательство «Экзамен» 2013.
3. Тесты по химии. 10-11 классы.: Учебно- методическое пособие/Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур-М.: Дрофа, 1997.
4. Химия. Задачник с «помощником» 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева.-М.: Просвещение, 2009.
5. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 классы : Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997.
6. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 классы: Пособие для учителя. – 2-е издание, исправленное- М.: Просвещение,2000.
9. ЕГЭ. Химия: Тематические самостоятельные и итоговые работы/ под редакцией А.А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2012.
10.Сборник тестовых заданий по химии для 10 классов. – М.: Флинта: Наука, 2000.
Информационно – методическое обеспечение
1. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл.: Пособие для учителя.- 2-е изд. испр., -М.: Просвещение, 2000
2. Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах , рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. – 2-е издание., исправленное и дополненное. – СПб.: Лань, 2006.
3. Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учебное пособие/И.А. Леенсон. – М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002.
4. Хомченко, И.Г. Решение задач по химии. 8-11 класс/ И.Г. Хомченко. – М.: ООО «Издательства Новая волна», 2007.
5.Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
24