СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная рабочая программа разработана согласно авторской прогаммы Н.Н.Гара Химия к учебнику Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»


Пояснительная записка


Нормативные документы

Рабочая программа по химии 10 класс составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии: Сборник нормативных документов /Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2004 г.,

  2. примерная программа основного общего образования «Химия» 10-11 классы (базовый уровень)

  3. авторская программа Н.Н. Гара «Химия» 10-11 классы, 2008 г,

  4. учебный план МБОУ СОШ №21 г.Брянска.

Цели и задачи учебного курса:

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.










Корректировка программы

(изменения, внесенные в программу и их обоснование):

Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе.



п/п


Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол- во часов по рабочей программе

1

Органическая химия

4

4

2

Углеводороды

23

23

3

Кислородосодержащие органические соединения

25

25

4

Азотосодержащие органические соединения

7

7

5

Высокомолекулярные соединения

7

7

6

Резервное время

4

4


Итого

70

70


Учебно– методический комплект


  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М. Просвещение, 2012.

  2. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение, 2009.


Программа рассчитана на 70 часов в год - 2часа в неделю.




















График контрольных работ


работы

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1

Контрольная №1 по теме «Предельные

Углеводороды»



2

Итоговая контрольная работа №2 по «Углеводороды»



3

Контрольная работа №3 по темам: «Кислородосодержащие органические соединения»



4

Итоговая контрольная работа по темам: «Кислородосодержащие органические соединения», «Азотосодержащие органические соединения»





График практических работ


Работы

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Практическая работа№1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях»



2

Практическая работа№2 «Получение этилена и изучение его свойств»



3

Практическая работа№3 «Получение и свойства карбоновых кислот»



4

Практическая работа№4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»



5

Практическая работа№5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»



6

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс и волокон»















Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ

Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-,d-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Золи, гели, понятие о коллоидах.

Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Окислительно- восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.


НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно- восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций в растворах.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Бытовая химическая грамотность.



Содержание курса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 ч.)


ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (4 ч).

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Классификация органических соединений.


УГЛЕВОДОРОДЫ (23 ч).

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалоге­нирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое чис­ло бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

13. Модели молекулы бензола.

14. Отношение бензола к бромной воде.

15. Горение бензола.

16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты

  1. Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных

  2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

  3. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.


Практическая работа

Определение качественного состава органических веществ.

Расчетные задачи

Решение задач на нахождение формулы вещества.


КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)


Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьино­го альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и хи­мические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации

  1. Растворимость спиртов в воде.

  2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.

  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

  4. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

  5. Качественная реакция на фенол.

  6. Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.

  7. Модели молекул метаналя и этаналя.

  8. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).

  9. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».

  10. Образцы различных карбоновых кислот.

  11. Отношение карбоновых кислот к воде.

  12. Качественная реакция на муравьиную кислоту.

  13. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

  14. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.

  15. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.

  16. Гидролиз сахарозы.

  17. Гидролиз целлюлозы и крахмала.

  18. Взаимодействие крахмала с иодом.


Лабораторные опыты

  1. Окисление спиртов оксидом меди(II).

  2. Свойства глицерина.

  3. Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).

  4. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

  5. Свойства жиров.

  6. Свойства моющих средств.

Практические работы

Идентификация кислородсодержащих соединений.

Углеводы.


АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)


Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Растворение белков в воде.

4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

5. Обнаружение белка в молоке.

Лабораторные опыты

Качественные реакции на белки.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач.


ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч).


Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации

  1. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них

Практическая работа

Волокна и полимеры.


РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ 4 ч.





п/п


Тема (раздел)

Кол-во

часов


Знания, умения, формируемые в данной теме

1

Органическая химия

4

Знать: теорию строения органических соединений, химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах, основные понятия: изомерия, углеродный скелет, функциональная группа, понятие:атом атомные s-,p-,d-орбитали, радикал.

Уметь: доказывать положения теории на примерах неорганических и органических веществ составлять структурные формулы изомеров, определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.

2

Углеводороды

23

Знать: электронное и пространственное строение алканов , понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, физические, химические и способы получения классов углеводородов, правило Марковникова, реакции присоединения и замещения, полимеризации, качественные реакции на распознавание алкенов, строение бензола, объяснять зависимость свойств бензола от состава и строения, природные источники углеводородов способы их переработки, основные типы химических реакций.

Уметь: определять тип химической связи, пространственное строение молекул, принадлежность углеводородов к классу: алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, аренов, составлять уравнения химических реакций на получение классов углеводородов, записывать уравнения химических свойств классов углеводородов, уметь применять полученные знания и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.

3

Кислородосодержащие органические соединения

25

Знать: понятие о кислородосодержащих углеводородах, функциональной группе, классификации кислородосодержащих углеводородов, способах получения кислородосодержащих углеводородов, химических свойствах, областях применения.

Уметь: записывать структурные формулы кислородосодержащих органических соединений, химические уравнения способов получения, химических свойств, применять полученные при изучении раздела знания, умения, навыки при выполнении тренировочных заданий.

4

Азотосодержащие органические соединения

7

Знать: состав аминов, белков, способы получения аминов, структуру белков, понятие о денатурации, области применения, влияние лекарственных препаратов на организм человека.

Уметь: составлять структурные формулы изомеров, характеризовать физические и химические свойства метиламина в сравнении с аммиаком, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аминокислот, составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных.

5

Высокомолекулярные соединения

7

Знать: понятие о высокомолекулярных соединениях, области их применения.

Уметь: характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий, составлять реакции полимеризации и поликонденсации.













































Календарно – тематический план



Раздел темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

Органическая химия (4ч)

1.Теоретические основы органической химии (4ч )

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

1



Изомерия. Значение теории химического строения. основные направления её развития.

1



Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в органических соединениях.

1



Классификация органических соединений.

1



Углеводороды (23ч)

2.Предельные углеводороды (алканы ) (7 ч )

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов.

1



Физические и химические свойства алканов.

1



Получение и применение алканов.

1



Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

1



Циклоалканы.

1



Практическая работа № 1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях»

1



Контрольная работа № 1 по теме « Предельные углеводороды»

1



3. Непредельные углеводороды ( 6 ч)

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов.

1



Свойства получения и применения алкенов.

1



Практическая работа № 2 «Получение этилена и изучение его свойств»

1



Понятие о диеновых углеводородах. природный каучук.

1



Ацетилен и его гомологи.

1



Получение и применение ацетилена.

1



4. Ароматические углеводороды (арены) ( 4ч )

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура.


1



Физические и химические свойства бензола.


1



Гомологи бензола. Свойства. Применение.


1



Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.


1



5. Природные источники углеводородов (6 ч)

Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование.

1



Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти.

1



Крекинг нефти

1



Коксохимическое производство.

1



Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1



Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»

1



Кислородосодержащие органические соединения (25ч)

6. Спирты и фенолы ( 6 ч)

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура.

1



Свойства метанола ( этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

1



Получение спиртов. Применение.

1



Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1



Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

1



Строение, свойства и применение фенола.

1



7. Альдегиды, кетоны.(3 ч)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура.


1



Свойства альдегидов. Получение и применение.

1



Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

1



8.Карбоновые кислоты (6 ч )

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура

1



Свойства карбоновых кислот. Получение и применение.

1



Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

1



Практическая работа № 3 «Получение и свойства карбоновых кислот»

1



Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»

1



Контрольная работа № 3 по темам: № Кислородосодержащие органические соединения»

1



9.Сложные эфиры и жиры.(3 ч)

Строение и свойства сложных эфиров, их применение.

1



Жиры, их строение, свойства и применение.

1



Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

1



10 .Углеводы (7 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.

1



Химические свойства глюкозы. Применение.

1



Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение.

1



Крахмал. Его строение, химические свойства, применение.

1



Целлюлоза, её строение и химические свойства

1



Применение целлюлозы. Ацетатное волокно.

1



Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.»


1




Азотосодержащие органические соединения (7 ч)


11.Амины и аминокислоты (3 ч )

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин – представитель ароматических аминов.


1



Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства.

1



Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач.

1



12. Белки ( 4 ч )

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.

1



Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

1



Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты.

1



Химия здоровье человека.

1



Высокомолекулярные соединения (7ч)

13. Синтетические полимеры (7ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров.

1



Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры .Полиэтилен. Полипропилен.

1



Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

1



Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

1



Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс и волокон»

1



Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

1



Итоговая контрольная работа по темам: «Кислородосодержащие органические соединения», Азотосодержащие органические соединения»

1




67-70

Резерв

4





Критерии оценки

Оценка устного ответа


Отметка «5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.


Отметка «4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.


Отметка «3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.


Отметка «2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла, допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Отметка «1»: отсутствие ответа.


Оценка умений решать задачи


Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.


Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, допущено не более двух несущественных ошибок.


Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, допускается существенная ошибка в математических расчетах.


Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.


Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.


Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)


Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.

Отметка «5»: работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).


Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.


Отметка «3»: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.


Отметка «1»: работа не выполнена, полное отсутствие экспериментальных умений.


Оценка умений решать экспериментальные задачи


При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.


Отметка «5»: План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.


Отметка «4»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. Допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).


Отметка «3»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования. допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.


Отметка «2»: допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).


Отметка «1»: задача не решена.


Оценка за письменную контрольную работу


При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.


Отметка «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.


Отметка «4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.


Отметка «3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.


Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину, имеется несколько существенных ошибок.


Отметка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.





























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


























Контрольно- измерительные и дидактические материалы


1.Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.М. Радецкий. – 2-е издание.-Москва.: Просвещение, 2011.

2.Сборник задач, упражнений и тестов по химии: 10 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: 10 класс» / М.А. Рябов. – М.: Издательство «Экзамен» 2013.

3. Тесты по химии. 10-11 классы.: Учебно- методическое пособие/Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур-М.: Дрофа, 1997.

4. Химия. Задачник с «помощником» 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева.-М.: Просвещение, 2009.

5. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 классы : Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997.

6. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 классы: Пособие для учителя. – 2-е издание, исправленное- М.: Просвещение,2000.

9. ЕГЭ. Химия: Тематические самостоятельные и итоговые работы/ под редакцией А.А. Кавериной. – М.: Национальное образование, 2012.

10.Сборник тестовых заданий по химии для 10 классов. – М.: Флинта: Наука, 2000.




Информационно – методическое обеспечение



1. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл.: Пособие для учителя.- 2-е изд. испр., -М.: Просвещение, 2000


2. Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах , рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. – 2-е издание., исправленное и дополненное. – СПб.: Лань, 2006.

3. Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учебное пособие/И.А. Леенсон. – М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002.

4. Хомченко, И.Г. Решение задач по химии. 8-11 класс/ И.Г. Хомченко. – М.: ООО «Издательства Новая волна», 2007.

5.Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005.



1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

24