СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 - 9 класс на 2017-2018 учебный год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8-9 класс составлена в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 - 9 класс на 2017-2018 учебный год»

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 - 9 классов составлена на основе нормативных документов:

1) Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО, НОО;

2) Примерной программы основного общего образования по химии (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3) авторской программы Гара Н.Н. «Программы общеобразовательных учреждений. Химия. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана»- М.: Просвещение, 2013г.;

4)Положение о рабочих программах учебных предметов, Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г.

Цели рабочей программы:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи рабочей программы:

  • Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • Обеспечение преемственности образования;

  • Обеспечение доступности получения качественного образования;

  • Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе детьми с ограниченными возможностями;

  • Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося;

  • Организация внеурочной работы, интеллектуальных и творческих мероприятий;

  • Профессиональная ориентация;

  • Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

Режим занятий

Обязательное изучение химии на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 140 ч., в том числе: в 8 классе – 70 ч, 2 часа в неделю; в 9 классе – 70 ч. 2 часа в неделю. Согласно учебному плану ОУ изучение химии в 8-9 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 136 ч, в 8 классе – 68 ч, 2 часа в неделю; в 9 классе – 68 ч. 2 часа в неделю.







УМК:

Класс

Учебник

8

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

«Неорганическая химия, 8 класс»

Москва, «Просвещение»

2016г.

9

У Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

«Неорганическая химия. Органическая химия, 9 класс»

Москва, «Просвещение»

2016г.



Планируемый результат изучения предмета «Химия»

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

– умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

Содержание программы учебного предмета

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и
их свойства.

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.

Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной
соли. Физические и химические явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций и усло­вия возникновения и течения химических реакций.

Демонстрации. Лабораторное оборудование и приёмы безопас­ной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Нагревание сахара. Нагревание па­рафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбона­та натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магни­та. Примеры физических и химических явлений. Реакции, ил­люстрирующие основные признаки характерных реакции.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Крис­таллические решётки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Закон постоянства состава веществ.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентнос­ти элементов по формуле бинарных соединений.

Составление химических формул бинарных соединений по ва­лентности.


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.

Классификация химических реакций по числу и составу ис­ходных и полученных веществ.

Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций.

Контрольная работа по теме.

Демонстрации. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул мета­на, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). Модели кристаллических решёток. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и гор­ных пород.

Расчётные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реак­цию или получающихся веществ

Кислород

Кислород, его общая характеристика и нахождение в приро­де. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Горение и медленное окис­ление. Оксиды. Применение кислорода.

Озон. Свойства и применение.

Практическая работа 3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загряз­нений.

Демонстрации. Физические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Ус­ловия возникновения и прекращения горения. Определение со­става воздуха

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов

Водород.

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопас­ности при работе с водородом.

Химические свойства водорода. Применение водорода.

Практическая работа 4. Получение водорода и изучение его свойств.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа. Провер­ка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кис­лороде. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и во­ды.

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)

Вода. Растворы

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

Физические и химические свойства воды.

Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасы­щенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Практическая работа № 5.Массовая доля растворённого вещества.

Повторение и обобщение по темам 3—5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

Контрольная работа по темам 3—5.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие во­ды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.

Расчётные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещест­ва и воды для приготовления раствора определённой концент­рации

Количественные отношения в химии

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Расчётные задачи. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Свойства.
Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин,
метиловый оранжевый, лакмус. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной средах.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной средах.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы полу­чения солей.

Физические и химические свойства солей. Растворимость со­лей в воде.

Генетическая связь между основными классами неорганичес­ких соединений.

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Контрольная работа по теме 6.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Мен­делеева. Строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные соединения

Первоначальные представления о естественных семействах хи­мических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличени­ем относительной атомной массы. Изменение химической актив­ности щелочных металлов в реакциях с кислородом и водой.

Галогены — самые активные неметаллы. Изменение физичес­ких свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности галогенов в реакци­ях с водородом и металлами. Вытеснение галогенами друг дру­га из растворов их солей.

Периодический закон Д. И. Менделеева.

Структура таблицы «Периодическая система химических эле­ментов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.

Строение атома. Состав атомных ядер. Химический элемент — вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы.

Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов I—III периодов. Современная формулировка периодического за­кона.

Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и А-группах.

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Демонстрации. Физические свойства щелочных металлов. Вза­имодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей. Взаимодействие гидроксида цинка с раствора­ми кислот и щелочей

Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные свя­зи.

Ионная связь.

Валентность в свете электронной теории.

Степень окисления. Правила определения степеней окисле­ния элементов.

Повторение и обобщение по темам

Контрольная работа по темам

Демонстрации. Модели кристаллических решёток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями

9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

Окислительно-восстановительные реакции.

Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотерми­ческие реакции.

Обратимые и необратимые реакции.

Скорость химических реакций. Первоначальные представле­ния о катализе.

Понятие о химическом равновесии.

Решение задач.

Демонстрации. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаи­модействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соля­ной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кисло­той разной концентрации при разных температурах. Горение уг­ля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.

Лабораторные опыты. Примеры экзо- и эндотермических ре­акций. Изучение влияния условий проведения химической ре­акции на её скорость.

Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравне­ниям реакций

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссо­циация веществ в водных растворах.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации.

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена и условия их протекания

. Реакции ионного обмена и условия их протекания

Гидролиз солей.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической дис­социации и окислительно-восстановительных реакциях.

Практическая работа 1. Свойства кислот, оснований и со­лей как электролитов.

Обобщение по теме «Электролитическая диссоциация».

Контрольная работа по теме

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электричес­кую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов

Раздел 2. Многообразие веществ

Неметаллы

Галогены

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение гало­генов. Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли.

Практическая работа 2. Получение хлороводорода и изуче­ние его свойств.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлори­дов, бромидов, иодидов и иода.

Общая характеристика неметаллов по их положению в пери­одической системе химических элементов Д. И. Менделеева. За­кономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кисло­родсодержащих кислот, образованных неметаллами I—III пери­одов.

Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-ос­новных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах

Кислород и сера

Положение кислорода и серы в периодической системе хими­ческих элементов, строение их атомов.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды.

Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли.

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Решение задач.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Образцы при­родных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов ре­акции по массе исходного вещества, объёму или количеству ве­щества, содержащего определённую долю примесей

Азот и фосфор

Положение азота и фосфора в периодической системе хими­ческих элементов, строение их атомов. Азот, его свойства и при­менение.

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств.

Соли аммония.

Оксид азота(II) и оксид азота (IV) .

Азотная кислота и её соли.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со ще­лочами

Углерод и кремний

Положение углерода и кремния в периодической системе хи­мических элементов, строение их атомов. Аллотропные модифи­кации углерода.

Химические свойства углерода. Адсорбция.

Угарный газ, свойства и физиологическое действие.

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Практическая работа 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Живой мир — мир углерода.

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Обобщение по теме «Неметаллы».

Контрольная работа по темам

Демонстрации. Кристаллические решётки алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаи­мопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат - и силикат-ионы.

Металлы.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

Нахождение металлов в природе и общие способы их полу­чения.

Химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов.

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение ще­лочных металлов.

Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III)

Практическая работа 6. Решение экспериментальных за­дач по теме «Металлы и их соединения».

Применение металлов и их соединений. Подготовка к конт­рольной работе.

Контрольная работа по теме 8.

Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия и ка­лия, природных соединений магния, кальция и алюминия, железных руд. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и вза­имодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов ре­акции по массе исходного вещества, объёму или количеству ве­щества, содержащего определённую долю примесей.

Краткий обзор важнейших органических соединений.

1.Органическая химия.Углеводороды. Предельные углеводороды.Непредельные углеводороды.Спирты.Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.Жиры.Углеводы.

Аминокислоты. Белки.Полимеры.Обобщающий урок по теме.





Тематическое планирование

8 класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 3 ч —резервное время)


п.п.

Тема

Кол-во

часов

Планируемые сроки изучения

Раздел 1. Основные понятия химии

(уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии

51ч





1



2


3



4



5



6


Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и
их свойства.

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.

Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной
соли.

Физические и химические явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций и усло­вия возникновения и течения химических реакций. Демонстрации. Лабораторное оборудование и приёмы безопас­ной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Нагревание сахара. Нагревание па­рафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбона­та натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосаждённого гидроксида меди (II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании. Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магни­та. Примеры физических и химических явлений. Реакции, ил­люстрирующие основные признаки характерных реакций



1 неделя



2 неделя



2 неделя


3 неделя


3 неделя




4 неделя





Первоначальные химические понятия

14ч


7

8


9


10


11

12



13


14



15


16


17


18

19

20
















  1. Атомы, молекулы и ионы.

  2. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Крис­таллические решётки.

  3. Простые и сложные вещества. Химический элемент.

  1. Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

  2. Закон постоянства состава веществ.

  3. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества.

  4. Массовая доля химического элемента в соединении.

  5. Валентность химических элементов. Определение валентнос­ти элементов по формуле бинарных соединений.

  6. Составление химических формул бинарных соединений по ва­лентности.

  1. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

  2. Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.

  3. Химические уравнения.

  4. Типы химических реакций.

  5. Контрольная работа по теме.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул мета­на, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(1V). Модели кристаллических решёток. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и гор­ных пород.

Расчётные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реак­цию или получающихся веществ


4 неделя

5 неделя


5 неделя


6 неделя


6 неделя

7 неделя



7 неделя



8 неделя


8 неделя


9 неделя


9 неделя


10 неделя

10 неделя

11 неделя



















Кислород

5 ч.


21



22



23

24


25







  1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в приро­де. Получение кислорода и его физические свойства.

  2. Химические свойства кислорода. Горение и медленное окис­ление. Оксиды. Применение кислорода.

  3. Озон. Свойства и применение.

  4. Практическая работа 3. Получение кислорода и изучение его свойств.

  5. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загряз­нений.

Демонстрации. Физические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Ус­ловия возникновения и прекращения горения. Определение со­става воздуха

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов



11 неделя



12 неделя



12 неделя

13 неделя


13 неделя


Водород

3ч.


26




27


28


  1. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопас­ности при работе с водородом.

  2. Химические свойства водорода. Применение водорода.

  3. Практическая работа 4. Получение водорода и изучение его свойств.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа. Провер­ка водорода на чистоту. Горение водорода на воздухе и в кис­лороде. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и во­ды.

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)



14 неделя




14 неделя


15 неделя


Вода. Растворы


7 ч.




29



30

31



32

33


34



35











  1. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

  2. Физические и химические свойства воды.

  3. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасы­щенные растворы. Растворимость веществ в воде.

  4. Массовая доля растворённого вещества.

  5. Практическая работа № 5. Приготовление растворов солей с заданной массовой долей вещ-ва.

  6. Повторение и обобщение по темам 3—5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

  7. Контрольная работа по темам 3—5.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие во­ды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидомуглерода (1V), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.

Расчётные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещест­ва и воды для приготовления раствора определённой концент­рации



15 неделя



16 неделя

16 неделя



17 неделя

17 неделя


18 неделя



18 неделя

Количественные отношения в химии

5 ч.


36

37

38

39

40

  1. Моль – единица количества вещества.

  2. Вычисления по химическим уравнениям.

  3. Закон Авогадро. Молярный объём газов.

4. Относительная плотность газов.

5. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Расчётные задачи. Объёмные отношения газов при химических реакциях


19 неделя

19 неделя

20 неделя

20 неделя

21 неделя

Основные классы неорганических соединений

11 ч.


41



42


43






44

45




46

47


48


49


50



51






1. Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Свойства.
Получение. Применение.

2. Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.

3. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин,
метиловый оранжевый, лакмус. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной средах.

4.Кислотно-основные свойства оснований.

5. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус.

6. Химические св-ва кислот.

7.Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы полу­чения солей.

  1. Физические и химические свойства солей. Растворимость со­лей в воде.

  2. Генетическая связь между основными классами неорганичес­ких соединений.

  3. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

  4. Контрольная работа по теме 6.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.



21 неделя



22 неделя


22 неделя






23 неделя

23 неделя




24 неделя

24 неделя


25 неделя


25 неделя


26 неделя



26 неделя


Раздел 2.

Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение атома .

7 ч.






52


53

54



55



56


57


58

1.Первые попытки классификации химических элементов.

2. Периодический закон Д. И. Менделеева.

3. Структура таблицы «Периодическая система химических эле­ментов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А - и Б-группы, периоды.

4. Строение атома. Состав атомных ядер. Химический элемент — вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Изотопы.

5. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости.

6.Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

7. Повторение и обобщение.


27 неделя


27 неделя

28 неделя



28 неделя



29 неделя


29 неделя


30 неделя

Раздел 3. Строение вещества

Химическая связь

7 ч.




59

60


61

62

63


64

65






  1. Электроотрицательность химических элементов.

  2. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные свя­зи.

  3. Ионная связь.

  4. Валентность в свете электронной теории.

  5. Степень окисления. Правила определения степеней окисле­ния элементов.

  6. Повторение и обобщение по темам 7 и 8.

  7. Контрольная работа по темам 7 и 8.

Демонстрации. Модели кристаллических решёток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями



30 неделя

31 неделя


31 неделя

32 неделя

32 неделя


33 неделя

33 неделя











9 класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч — резервное время)

п.п.

Тема

Кол-во часов

Планируемые сроки изучения

Раздел 1. Многообразие химических реакций

15ч.


1


2

3


4

5


6




  1. Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

  2. Окислительно-восстановительные реакции.

  3. Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотерми­ческие реакции.

  4. Обратимые и необратимые реакции.

  5. Практическая работа № 1.Скорость химических реакций. Первоначальные представле­ния о катализе.

  6. Понятие о химическом равновесии

Демонстрации. Примеры экзо - и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаи­модействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соля­ной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кисло­той разной концентрации при разных температурах. Горение уг­ля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Лабораторные опыты. Примеры экзо - и эндотермических ре­акций. Изучение влияния условий проведения химической ре­акции на её скорость.

Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравне­ниям реакций



1 неделя


2 неделя

2 неделя


3 неделя

3 неделя


4 неделя















7


8



9


10


11-12

13

14


15






7. Электролитическая диссо­циация веществ в водных растворах.

8.Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации.

9.Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

10.Реакции ионного обмена и условия их протекания

11-12.Реакции ионного обмена и условия их протекания

13.Гидролиз солей.

14.Практическая работа 1. Свойства кислот, оснований и со­лей как электролитов.

15.Контрольная работа по темам 1 и 2.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электричес­кую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов


4 неделя


5 неделя



5 неделя


6 неделя


6 неделя

7 неделя

7 неделя

8 неделя


8 неделя

Раздел 2. Многообразие веществ

43 ч


16



17

18


19

20


21



22


23

24

25

26


27



28











29



30


31


32

33

34

35

36


37






38




39

40


41

42



43

44

45







1.Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов.

  1. Хлор, его свойства и применение.

  2. Хлороводород. Получение. Физические свойства.

  3. Соляная кислота и её соли.

  4. Практическая работа 3. Получение хлороводорода и изуче­ние его свойств.

6Положение кислорода и серы в периодической системе хими­ческих элементов, строение их атомов.

7.Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. 8.Сероводород. Сульфиды.

9.Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли.

10.Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.

11.Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

12.Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

13.Решение задач.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Образцы при­родных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов ре­акции по массе исходного вещества, объёму или количеству ве­щества, содержащего определённую долю примесей.

14.Положение азота и фосфора в периодической системе хими­ческих элементов, строение их атомов. Азот, его свойства и при­менение.

15.Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

16.Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.

17Соли аммония.

18.Азотная кислота и её св-ва.

19.Окислительные свойства азотной кислоты.

20. Соли азотной кислоты.

21.Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

22. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со ще­лочами.

23.Положение углерода и кремния в периодической системе хи­мических элементов, строение их атомов. Аллотропные модифи­кации углерода.

24.Химические свойства углерода. Адсорбция.

25.Угарный газ, свойства и физиологическое действие.

26.Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

27.Практическая работа 6. Получение оксида углерода(1V) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

28.Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

29.Обобщение по теме «Неметаллы».

30Контрольная работа по теме.

Демонстрации. Кристаллические решётки алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаи­мопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат - и силикат-ионы.


9 неделя



9 неделя

10 неделя

10 неделя

11 неделя

11 неделя

12 неделя


12 неделя

13 неделя

13 неделя

14 неделя


14 неделя


15 неделя











15 неделя



16 неделя


16 неделя


17 неделя

17 неделя

18 неделя

18 неделя

19 неделя


19 неделя







20 неделя




20 неделя

21 неделя


21 неделя

22 неделя



22 неделя

23 неделя

23 неделя


46




47


48



49


50


51



52


53


54


55


56



57

58






31.Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

32.Нахождение металлов в природе и общие способы их полу­чения.

33.Химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов.

34.Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

35.Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение ще­лочных металлов.

36.Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

Жёсткость воды и способы её устранения.

37.Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

38.Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

39.Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

40.Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III).

41.Практическая работа 7. Решение экспериментальных за­дач по теме «Металлы и их соединения».

42. Подготовка к конт­рольной работе.

43.Контрольная работа по теме .

Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия и ка­лия, природных соединений магния, кальция и алюминия, железных руд. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и вза­имодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидрок-сидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов ре­акции по массе исходного вещества, объёму или количеству ве­щества, содержащего определённую долю примесей.


24 неделя




24 неделя


25 неделя



25 неделя


26 неделя


26 неделя



27 неделя


27 неделя


28 неделя


28 неделя


29 неделя



29 неделя

30 неделя


Краткий обзор важнейших органических соединений.

9ч.


59

60

61

62

63

64

65

66

67

1.Органическая химия.

2.Углеводороды. Предельные углеводороды.

3.Непредельные углеводороды.

4.Спирты.

5.Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

6.Углеводы.

7.Аминокислоты. Белки.

8.Полимеры.

9.Обобщающий урок по теме.


30 неделя

31 неделя

31 неделя

32 неделя

32 неделя

33 неделя

33 неделя

34 неделя

34 неделя