Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2015г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.Ф.Вольф «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
Рабочая программа по химии
8класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Химия 8 -11 классы: программа для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян., М.:Дрофа 2011
Учебник: Химия 8 кл. для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян, М.:»Дрофа», 2010 (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Составитель: учитель 1квалификационной категории Кормакова Е.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриеляна. М.: «Дрофа» 2011г . Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Рабочая программа предусматривает обучение химии в 8 классе в объёме 2 часов в неделю, общее число часов по курсу – 68.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Ученик должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;
Ученик должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде.;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
Контроль уровня обученности
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Учебно-тематический план 8 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Введение | 4ч |
1 | Атомы химических элементов | 10ч |
2 | Простые вещества | 7 ч |
3 | Соединения химических элементов | 16ч |
4 | Изменения, происходящие с веществами | 10 ч |
5 | Практикум № 1. Простейшие операции с веществом | 5 ч |
6 | Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов | 18ч |
7 | Практикум № 2. Свойства растворов электролитов | 2 ч |
Содержание предмета
Введение (4 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (12 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (10ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (5 ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
3. Анализ почвы и воды.
4. Признаки химических реакций.
5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2ч)
6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
7. Решение экспериментальных задач.
№ урока | Раздел | Тема урока | Лабораторный опыт | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение (4ч) | Химия наука о веществах, их свойствах и превращениях Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §1,2 упр.3,4 | |
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §3, упр.4,5 | |
3 | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов Тип урока: комбинированный | | 1 | §5,упр. | |
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Тип урока: комбинированный | | 1 | §6,упр. 6,7 | |
5 | I. Атомы химических элементов (10ч) | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §7,упр.1,2,4 | |
6 | Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы. Тип урока: комбинированный | | 1 | §8 | |
7 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20 Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §9,упр.1,2,4 | |
8 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Тип урока: комбинированный | | 1 | §9 | |
9 | Йоны положительные и отрицательные. Йонная химическая связь. Тип урока: комбинированный | | 1 | §10 упр.1 | |
10 | Ковалентная неполярная химическая связь. Тип урока: комбинированный | | 1 | §11, упр.2 | |
11 | Ковалентная полярная химическая связь. Молекула. Тип урока: комбинированный | | 1 | §12,упр.2 | |
12 | Металлическая химическая связь. Тип урока: комбинированный | | 1 | §13,упр.4 | |
13 | Обобщение сведений о строении атома и вещества. Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний | | 1 | повторить §4-13 | |
14 | Контрольная работа по теме «Введение»,«Атомы химических элементов». | | 1 | | |
15 | II. Простые вещества. (7ч) | Простые вещества металлы (Fe, Al, Ca, Mg, Na, K): положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева, общие физические свойства. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §14 | |
16 | Простые вещества неметаллы (O2, O3, H2, N2, S, P,C): положение в ПСХЭ, общие физ. свойства. Аллотропия. Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний | | 1 | §15,упр.3 | |
17 | Простые вещества неметаллы (O2, O3, H2, N2, S, P,C): положение в ПСХЭ, общие физ. свойства. Аллотропия. Тип ур Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ.ока: комбинированный | | 1 | §16,упр.3 | |
18 | Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ. Тип урока: комбинированный | | 1 | §11,упр.1,2 | |
19 | Решение задач по теме «Простые вещества» | | 1 | | |
20 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем» | | 1 | -- | |
21 | | Контрольная работа по теме «Простые вещества» Тип урока: урок контроля | | 1 | | |
22 | I I I.Соединение химических элементов (12ч) | Степень окисления. Бинарные соединения, составление формул и номенклатура. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §18,упр.1,2 | |
23 | Важнейшие оксиды и летучие водородные соединения. Тип урока: комбинированный | | 1 | §19,упр.1,2 | |
24 | Основания, их состав, названия, растворимость, важнейшие представители. Тип урока: комбинированный | | 1 | §20,упр.4,5 | |
25 | Кислоты, их состав, классификация, названия, важнейшие представители. Тип урока: комбинированный | | 1 | §21,упр.2,3,4 | |
26 | Соли, их состав, названия, растворимость, важнейшие представители. Тип урока: комбинированный | | 1 | §22,упр.2,3 | |
27 | Урок-упражнение | Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете» л/о №1.«Знакомство с образцами веществ разных классов» | 1 | | |
28 | Типы кристаллических решёток. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §23 | |
29 | Чистые вещества и смеси, их состав и свойства Тип урока: урок изучения нового материала. | л/о №2.«Разделение смесей» | 1 | §24,упр.1-4 | |
30 | Массовая и объёмная доли компонента смеси. Тип урока: комбинированный | | 1 | §25,упр.2-4 | |
31 | Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. Урок упражнение | | 1 | | |
32 | Расчеты по уравнению реакции, если одно из веществ дано в виде раствора или смеси. | | 1 | | |
33 | Контрольная работа : «Соединения химических элементов» Тип урока: урок контроля | | 1 | | |
34 | I У. Изменения, происходящие с веществами (10 ч) | Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация и др. Тип урока: комбинированный | л/о 3.Сравнение скорости испарения воды и спирта | 1 | §26 | |
35 | Химические явления, их признаки и условия протекания. Экзо- и эндотермические реакции. Реакции горения. Тип урока: комбинированный | | 1 | §27,упр.1-6 | |
36 | Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Тип урока: комбинированный | | 1 | §28,упр.3,4 | |
37 | Расчеты по химическим уравнениям Тип урока: комбинированный | | 1 | §29,упр.2,5; 3,4 | |
38 | Реакции разложения Тип урока: комбинированный | л/о 4.«Окисление меди в пламени спиртовки. 5.«Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа» | 1 | §30,упр.2,5 | |
39 | Реакции соединения Тип урока: комбинированный | | 1 | §31,упр.2,5 | |
40 | Реакции замещения Тип урока: комбинированный | л/о6.«Получение углекислого газа» 7.«Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом» | 1 | §32,упр.1-3 | |
41 | Реакции обмена Тип урока: комбинированный | | 1 | §33,упр3,4 | |
42 | Типы химических реакций Тип урока: комбинированный | | 1 | §34,упр.1,4 | |
43 | Контрольная работа : «Изменения, происходящие с веществами» Тип урока: урок контроля | | 1 | | |
44 | У. Практикум № 1 Простейшие операции с веществом (5ч) | Практическая работа 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» | | 1 | стр.198 | |
45 | Практическая работа 2 «Наблюдение за горящей свечой» | | 1 | стр.204 | |
46 | Практическая работа 3 «Анализ воды» | | 1 | стр.205-206 | |
47 | Практическая работа 4 «Признаки химических реакций» | | 1 | стр.207-208 | |
48 | Практическая работа 5 «Приготовление раствора поваренной соли с определенной массовой долей соли» | | 1 | стр.209 | |
49 | У I.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18ч) | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §35,упр.2,4 | |
50 | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §36,упр.2-5 | |
51 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации Тип урока: урок контроля олучение и свойства нерастворимого основания | | | | ==== |
52 | Основные положения теории электролитической диссоциации Тип урока: комбинированный | | 1 | §37 упр4,5 | |
53 | Ионные уравнения реакций Тип урока: комбинированный | | 1 | §38 ,упр4,5 | |
54 | Кислоты их классификация и свойства Тип урока: комбинированный | 8.«Реакции растворов кислот» | 1 | §39, упр.1-3 | |
55 | Основания их классификация и свойства Тип урока: комбинированный | 9.«Реакции, характерные для растворов щелочей», 10.«Получение и свойства нерастворимого основания | 1 | §40,упр.1-3 | |
56 | Оксиды, классификация и свойства. Тип урока: комбинированный | 11. «Реакции, характерные для растворов основных и кислотных оксидов» | 1 | §41,упр.1-3 | |
57 | Соли их свойства Тип урока: комбинированный | 12. «Реакции, характерные для растворов солей» | 1 | §42,упр.1,2,5 | |
58 | Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах Тип урока: комбинированный», | | 1 | | |
59 | Генетические ряды металла и неметалла. Тип урока: комбинированный | | 1 | §43 | |
60 | Генетическая связь между классами неорганических веществ Тип урока: комбинированный | | 1 | §43 | |
61 | Окислительно-восстановительные реакции Тип урока: урок изучения нового материала. | | 1 | §44 | |
62 | | Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции | | 1 | | |
63 | Упражнения в составлении окислительно – восстановительных реакций | | 1 | | |
64 | Свойства простых веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций Тип урока: комбинированный | | 1 | | |
65 | Обобщение и систематизация знаний по теме 5 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний | | 1 | | |
66 | Контрольная работа по темам «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» Тип урока: урок контроля | | 1 | | |
67 | Практикум № 2 Свойства растворов электролитов (2 ч) | Практическая работа 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | | 1 | | |
68 | Практическая работа 9 «Решение экспериментальных задач» | | 1 | | |
Место предмета в базисном плане
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объёме 2 часа в неделю
Перечень УМК
Методическое пособие для учителя
Поурочные разработки по химии 9 класс. М.Ю. Горковенко. М.: «ВАКО», 2010
Задачи по химии и способы их решения 8-9. О.С.Габриелян, П.В.Решетов.и др. М.Дрофа. 2007
Учимся решать задачи 8-11 кл. Волгоград. «Учитель» 2011-09-22 Тесты по химии. В.В.Сорокин, Э.Г.Злотников. М. «Прсвещение» 1997
Химия таблицы 8-11 кл. Э.М.Левыин. Изд. «Тригон» 2005
Химия. Вопросы и ответы на экзамене. М. «Лист» 1998