Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование). Программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 3 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 9.
Примерная программа по химии, составленная на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, предусматривает изучение тем прописанных в федеральном компоненте государственного Стандарта.
В Примерной программе отсутствует ряд вопросов из темы «Элементарные основы неорганической химии»: свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей; водородные соединения неметаллов; озон. И из темы «Экспериментальные основы химии»: проведение химических реакций при нагревании. Национально- региональный компонент предусмотрено при решение задач, при изучении темы « Кислород. Оксиды. Горение», « Растворы. Вода» . Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
При организации учебного процесса по предмету 80% урока предполагается провести как комбинированные; 18% - изучение и первичного закрепления новых знаний; 1% - уроки комплексного применения ЗУН; 1% - уроки контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией. Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
№ урока Дата проведения | Тема занятия | Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков | Лабораторные опыты | Актуализация опорных знаний, навыков по химии и междисциплинарных наук | Подготовка к ГИА * | Задания на дом по учебникам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов) |
1 02.09 | Предмет химии. Вещества и их свойства | Химия как наука, ее задачи. Исторический аспект развития химических знаний. Тело. Вещество. Физические свойства веществ | Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами | Тело в физике. Физические свойства. | | § 1, вопр. 1-5, (с. 13) |
2 П/Р №1 05.09. | Правила техники безопасности при работе в хим. кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием | | | | | Практическая работа №1 (с. 51) |
3 09.09 | Чистые вещества и смеси. Способы их разделения | Смеси однородные и неоднородные. Методы их разделения: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография и др. | Разделение смеси | Физические процессы. Лежащие в основе методов разделения смесей. | | § 2, вопр. 6-9, (с. 13) |
4 П/Р №2 12.09 | Очистка поваренной соли | | | | | Практическая работа №2 (с. 53) |
5 16.09 | Физические и химические явления | Химическая реакция. Признаки химической реакции. Условия возникновения и течения химических реакций | Примеры физических и химических явлений | | | § 3, вопр. 10-13, (с. 13) |
6 19.09 | Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Разложение (электролиз воды). Простые и сложные вещества. Различие между смесью и химическим соединением | Ознакомление с образцами простых и сложных веществ | Атом. Молекулы. Учение о молекулах М.В. Ломоносова | | § 4-5, вопр. 3-13, (с. 25) |
7 23.09 | Химический элемент. Относительная атомная масса химического элемента (Ar). Знаки химических элементов | Химический элемент: история, сущность определения. Ar, Mr. Знаки (символы) химических элементов. Условная классификация на металлы и неметаллы | | Атомная и молекулярная масса. Химический элемент | | § 6-8 (выборочно), вопр. 14-17 (с. 25) |
8 26.09 | Дидактическая игра «В царстве химических элементов» (повторение и обобщение материала) | | | | | § 8, вопр. 18-19 (с. 25) |
9 30.09. | Закон постоянства состава веществ. Химические формулы | Закон Ж. Пруста. Химическая формула. Коэффициент. Индекс. Относительная молекулярная масса. Смысл химической формулы вещества | | | | § 9-10, вопр. 1-4 (с. 31) |
10 03.10 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле | Валентность элементов. Постоянная и переменная валентность | | | | § 11-12 (до с. 34), вопр. 1-3 (с. 37) |
11 07.10 | Составление химических формул по валентности | Алгоритм составления химических формул с учетом валентности элементов | | | | § 12, упр. 4-7 (с. 37), задачи 1,2 (с. 37) |
12 10.10 | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества | Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения | | Атомы. Молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Закон сохранения массы и энергии | | § 13-14, вопр. 1-3 (с. 47) |
13 14.10 | Химические уравнения | Условная запись химической реакции. Закон сохранения массы вещества | | Химические элементы и химические формулы | 2.1 – 2.2 | § 15, индивидуальные задания по карточкам |
14 17.10 | Типы химических реакций | Реакции разложения, соединения, замещения и обмена | Реакции замещения меди железом | Закон сохранения массы и энергии | 2.1 – 2.2 | § 16, вопр. 5-7 (с. 47-48) |
15 21.10 | Количества вещества. Моль. Молярная масса | Моль, молярная масса вещества, число Авогадро | | | | § 17, тестовые задания, индивидуальные задачи |
16 24.10 | Урок-тренинг «Решение химических задач» | Вычисление массы вещества по известному количеству вещества а также вычисление количества вещества по известной массе вещества | | | | § 17, индивидуальные задачи |
17 28.10 | Урок-тренинг «Решение химических задач» | Вычисление по химических уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции вещества | | | 4.4 | § 17, индивидуальные задачи |
18 31.10 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия. Решение задач» | | | | | |
Тема 2. Кислород (5 часов) |
19 11.11. | Кислород: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства | Распространение химических элементов в природе. Получение кислорода. Физические и химические свойства. Понятие об оксидах. Применение кислорода | | Биологическая роль кислорода на планете. Круговорот кислорода в природе | | § 18-20 , упр. 1-7 (с. 59-60), задачи 1-2 (с. 60) |
20 П/Р №3 14.11 | Получение и свойства кислорода | | | | | § 20-21, решение задач по карточкам |
21 18.11 | Воздух и его состав. Процесс горения | Состав воздуха. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения. Медленное горение – окисление. | | Окисление органических веществ в нашем организме. Пневмохимия. | | § 22, упр. 5-7, (с. 69), решение задач по карточкам |
22 21.11 | Тепловой эффект химических реакций | Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловой эффект (Q) | | Превращение и сохранение энергии при химических реакциях | 3.1 – 3.4 | § 23, упр. 11-13, (с. 69) |
23 25.11 | Топливо и способы его сжигания. Расчет по химическим уравнениям | Твердое, жидкое и газообразное топливо. Сжигание топлива и расчет его эффективности | Ознакомление с образцами оксидов, их физ. с-ва | Энергетическая безопасность страны. Экологические проблемы, связанные с сжиганием топлива | | § 24, задачи 1, 2 (с. 69) |
Тема 3. Водород (3 часа) |
24 28.11 | Водород и его нахождение а природе. Физические свойства и получение | Нахождение элемента Н в природе и простого вещества Н2. Физические свойства. Получение в лаборатории и промышленности | Получение водорода | | | § 25-26 упр. 1-5, (с. 76) |
25 02.12 | Водород, его химические свойства и применение | Химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Особенности применения | Взаимодействие водорода с оксидом меди | Водород. Вода. Метан | | § 27 упр. 6-11, (с. 77) |
26 05.12 | Урок-тренинг «Решение химических задач» | Вычисление по химических уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции вещества. Тепловой эффект химической реакции | | Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по уравнениям химических реакций. Молярная масса вещества | | Повторение свойств водорода и кислорода как простых веществ. Решение задач |
Тема 4. Растворы. Вода (6 часов) |
27 09.12 | Вода – растворитель. Растворы | Растворы. Гидраты. Взвеси. Суспензии. Эмульсии. Растворимость веществ в воде. Коэффициент растворимости | | Биологическая роль растворов | | § 28 до 80 с., вопр. 1-2 (с. 81) |
28 12.12 | Растворы и их концентрация. Массовая доля растворенного вещества. | Разбавленные и концентрированные растворы. Массовая доля растворенного вещества. Расчет массовой доли растворенного вещества | | Концентрированные и разбавленные растворы | | § 28 до 81 с., вопр. 3-6 (с. 81), задачи 1-4 (с. 81) |
29 П/Р №4 16.12 | Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | | | | | Решение задач по карточкам |
30 19.12 | Вода – физические и химические свойства | Метод определения состава веществ путем их разложения. Аномалии в физических свойствах воды. Химические свойства воды: взаимодействие с простыми и сложными веществами | | Биологическая роль воды. Круговорот воды в природе. Применение воды. Экологические аспекты, связанные с охраной водных ресурсов | | § 29, упр. 1-7, задача (с. 88) |
31 23.12 | Урок-тренинг «Решение химических задач» | Расчет массовой доли растворенного вещества | | | | Подготовка к контрольной работе |
32 26.12 | Контрольная работа по темам: Кислород. Водород. Вода и растворы | | | | | |
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 часов) |
33 13.01 | Оксиды | Общая классификация сложных неорганических соединений. Классификация оксидов. Общие способы получения и химические свойства. Понятие об амфотерности | | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Пероксиды | 3.1 – 3.4 | § 30, упр. 1-7, задача 1-2 (с. 92-93) |
34 16.01 | Основания | Состав оснований и их классификация. Растворимые основания (щелочи) и нерастворимые. Получение оснований. Химические свойства. Индикаторы | Свойства растворимых и нерастворимых оснований. Разложение гидроксида меди (II) при tC | | 3.1 – 3.4 | § 31, упр. 1-9, задача 1-2 (с. 99) |
35 20.01 | Урок-тренинг «Химические свойства оксидов и оснований. Решение задач» | | | Оксиды и основания, их физические и химические свойства | 3.1 – 3.4 | § 30-31, задачи 3-4 (с. 99) |
36 23.01 | Кислоты | Состав и классификация кислот. Структурные формулы кислот. Физические, химические свойства и получение. Индикаторы | Действие кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам | | 3.1 – 3.4 | § 32, упр. 5-9, задачи 1-2 (с. 104-105) |
37 27.01 | Соли | Состав солей и их названия. Классификация. Способы получения. Физические и химические свойства солей | Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодей | | 3.1 – 3.4 | § 33, упр. 5-10, задачи 1-2 (с. 112) |
38 П/Р №5 30.01. | Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой | | | | | § 32-33, задачи 3-4 (с. 112) |
39 03.02 | Урок-тренинг «Химические свойства кислот и солей. Решение задач» | Ряд стандартных электродных потенциалов металлов Н.Н. Бекетова. Кислые, основные и двойные соли. Названия солей | | Кислоты и соли, их физические и химические свойства | 3.1 – 3.4 | Повторение материала § 30-33, выполнение заданий по карточкам |
40 П/Р №6 06.02 | Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических соединений» | | | | | Подготовка к контрольной работе, выполнение заданий по карточкам |
41 10.02 | Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических соединений» | | | | | |
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева. Строение атома (7 часов) |
42 13.02 | Классификация химических элементов | Первые попытки классификации химических элементов. Металлы и неметаллы – понятие о группах сходных элементов. | | Амфотерность. Валентность. Оксиды и гидроксиды (кислоты, основания) | 1.1 – 1.4 | § 34, упр. 1-3 (с. 122), решение задач по карточкам |
43 17.02 | Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение | Периодический закон. Примеры, подтверждающие периодический закон. История открытия | | | 1.1 – 1.4 | § 35, упр. 4-5, (с. 122), решение тестовых заданий |
44 20.02 | Периодическая таблица химических элементов | Структура периодической таблицы: большие и малые периоды, главные и побочные подгруппы | | | 1.1 – 1.4 | § 36, упр. 1-2, (с. 125), решение задач |
45 24.02 | Периодическая таблица химических элементов | Короткий, длинный и полудлинный варианты таблицы. Высшие и низшие валентности элементов. Физический смысл | | | 1.1 – 1.4 | § 36, упр. 1-2, (с. 125), решение задач |
46 27.02 | Строение атома | Заряд ядра атома элемента. Физический смысл периодического закона. Изотопы. Расположение электронов по энергетическим уровням в атоме | | Состав атомных ядер. Химический элемент | 1.1 – 1.4 | § 37 до с. 132, упр- 1-5 (с. 138) |
47 03.03 | Строение атома | Состояние электронов в атомах, расположение по электронным орбиталям. | | | 1.1 – 1.4 | § 37, упр. 6-7 (с. 138) |
48 06.03. | Обобщение материала по темам периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева и строение атома | | Составление моделей молекул и кристаллов | Периодический закон Д.И. Менделеева, строение атома, химические закономерности | | Повторение материала § 34-37, работа над тестовыми заданиями |
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь (7 часов) |
49 10.03 | Электроотрицательность химических элементов | Электроотрицательность Периодический закон и таблица химических элементов Д.И. Менделеева | | Строение атома | 4.1 – 4.4 | § 40, вопр. 1 (с. 145), решение задач по карточкам |
50 13.03 | Основные виды химической связи | Ковалентная полярная и неполярная хим. связь. Механизмы образования ковалентной связи. Ионная связь | | Строение атома | 4.1 – 4.4 | § 41, вопр. 2-7 (с. 145), решение задач по карточкам |
51 17.03 | Основные виды химической связи | Металлическая связь. Водородная связь | | Строение атома | 4.1 – 4.4 | § 41, решение задач по карточкам |
52 20.03 | Кристаллическая решетка | Ионная, атомная и молекулярная кристаллическая решетка. Свойства веществ с разными кристаллическими решетками | | Строение атома | 4.1 – 4.4 | § 42, выполнение тестовых заданий на повторение материала |
53 03.04 | Степень окисления | Степень окисления. Правила вычисления степени окисления. Окислитель и восстановитель. Представления об ОВР | | | | § 43, вопр. 4-7 (с. 152), задачи 1, 2 (с. 152) |
54 07.04. | Степень окисления | Окислитель и восстановитель. Представления об ОВР. Составление уравнений ОВР и расстановка коэффициентов методом электронного баланса | | | | § 43, решение задач |
55 10.04 | Обобщение и повторение материала по темам периодический закон Д.И. Менделеева, периодическая таблица хим. элементов, строение атома | | | | | |
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем (3часа) |
56 14.04 | Закон Авогадро | Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов | | | | § 44, вопр. 1-2, задачи 1, 2 (с. 156) |
57 17.04 | Объемные отношения газов при химических реакциях | | | | | § 45, вопр. 3-4, задачи 3,4 (с. 156) |
58 21.04 | Урок-тренинг «Решение задач по теме объемные отношения газов при химических реакциях | | | | | Повторить § 44-45, решение задач по карточкам |
Тема 9. Галогены (7 часов) |
59 24.04 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов | Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням. Схема строения молекул. ОВР свойства | | Строение атома. Химическая ссязь | 3.1.2 | § 46, решение задач по карточкам |
60 28.04 | Хлор и его свойства | Нахождение а природе. Физические и химические свойства. Применение | | ОВР | 3.1.2 | § 47, подготовка к ГИА |
61 05.05 | Хлороводород и его свойства. Соляная кислота и ее соли | Получение. Физические и химические свойства. Применение | | ОВР | 3.1.2 | § 48, подготовка к ГИА |
62 П/Р №7 12.05 | Получение соляной кислоты и опыты с ней | Физические и химические свойства соляной кислоты. Понятие об ингибиторах | Распознавание соляной кислоты | | | § 49, подготовка к ГИА |
63 16.05 | Сравнительная характеристика галогенов | Физические и химические свойства галогенов | Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов и иода | ОВР | 3.1.2 | § 50, подготовка к ГИА |
64 П/Р №8 19.05 | Решение экспериментальных задач по теме галогены | | | | | Решение тестовых заданий |
65 23.05 | Контрольная работа по темам «Галогены. Закон Авогадро. Периодический закон Д.И. Менделеева» | | | | | |
Подведение итогов по 8 классу |
66 26.05 | Конференция по теме: «Химические вещества и химические законы вокруг нас» | | | | | |
28.05 | 2 часа резервного времени | | | | | |
Планирование составлено Рудневой О.Г., учителем биологии и химии МОУ «Нестеровская СОШ» на основе авторского планирования Гары Н.Н. (Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя/Н. Н. Гара. – М.: Просвещение, 2012)
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
5. Серия таблиц по химическим производствам
Информационно-комуникативные средства:
4. Комплект фолий (кодопленок) по основным разделам неорганической и органическойхимии.
Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.
Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2013 .Просвещение - МЕДИА.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. - М.: ООО «Кирилл
и Мефодий », 2004.
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. - М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2013