СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по химии ориентирована на использование учебника О.С.Габриеляна "Химия 8 класс". Составлена на основе ФК Государственного стандарта 2004 г
Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение
«Караульская средняя школа-интернат»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО школы Заместитель директора по УВР Директор
учителей естественно-научного цикла
________ /Воропаева И.Л./ ________ / Букарасева О.Ю./ _______/Грязева Е.В
Протокол №1
от «____» _________ 2016 г. «____» _________2016 г. «____»________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
8 класс
Составлена учителем химии Бугрим Л.В.
п.Караул 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта 2004г., а также Программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в 8 и 9 классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 8,9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Программа рассчитана в соответствии с базисным учебным планом школы на 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе. Данная программа соответствует программе О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005 и реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009 и Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2009;
Целями изучения химии в 8 классе являются:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи изучения химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы организации учебного процесса определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Используемые формы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, самопроверка, взаимопроверка, работа с таблицами. Форма занятий: классно-урочная и индивидуально-групповая.
При преподавании курса химии использую следующие технологии обучения: разноуровневое обучение, системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2/3 ч в неделю; всего 68/102 ч)
Введение (4/6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А, М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Тема 1
Атомы химических элементов (10/13 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества (7/9 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, милли- молярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3
Соединения химических элементов (12/16 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Т е м а 4
Изменения, происходящие с веществами
(10/13 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Т е м а 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (5/5 ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Т е м а 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18/26 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (И). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Тема 7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2/4 ч)1
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
При 2 ч в неделю проводятся только практические работы 8 и 9.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Наименование раздела и тем | Кол-во учебных часов | Контрольные работы | Лабораторные, практические работы |
1 | Введение | 4 |
|
|
2 | Атомы химических элементов | 10 | 1 |
|
3 | Простые вещества | 7 | 1 |
|
4 | Соединения химических элементов | 12 | 1 |
|
5 | Изменения, происходящие с веществами | 10 | 1 |
|
6 | Практикум №1. Простейшие операции с веществом | 5 |
| 5 |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 18 | 1 |
|
8 | Практикум № 2. Свойства растворов электролитов | 2 |
| 2 |
| Всего | 68 | 5 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока Содержание материала | Кол-во часов | Дата проведения | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид учебной деятельности | Вид и форма контроля | |
план | факт | ||||||
| Тема 1.Введение. Первоначальные химические понятия | 4 ч |
|
|
|
|
|
1 | Предмет химии. Вещества. Превращения веществ Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. | 1 |
|
| Знать: что изучает химия ; определения-«простые сложные вещества», «химический элемент», «химически явления», « физические явления». ; формы существования химического элемента Уметь объяснять сходство и различие между простыми и сложными веществами, приводить примеры, различать физические и химические явления Понимать и объяснять в чем польза и вред достижений химии | Определения понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ». Описание и сравнение предметов изучения естественно-научных дисциплин, в том числе химии. Классификация веществ по составу (простые и сложные). Различение тела и вещества; химического элемента и простого вещества. Описание форм существования химических элементов; свойств веществ. Выполнение непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением правил техники безопасности. Оформление отчёта, включающего описание наблюдения, его результатов, выводы. Использование физического моделирования.
| текущий |
2 | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Общее знакомство со структурой таблицы: периоды и группы. | 1 |
|
| Знать структуру ПСХЭ, первые 20 элементов ПСХЭ, что такое периоды и группы, структура ПСХЭ Уметь объяснять название свойства и происхождение некоторых химических элементов, объяснять почему таблица Менделеева -справочное пособие для получения сведений о химических элементах | Определения понятий «химический знак, или символ», «коэффициенты», «индексы». Описание табличной формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Описание положения элемента в таблице Д. И. Менделеева. Использование знакового моделирования | Текущий, карточки |
3 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 |
|
| Знать определение понятий: «индекс», « химическая формула», «коэффициент», «масса атомов и молекул», «относительная молекулярная масса» «массовая доля элемента». Уметь производить расчеты массовой доли элемента в соединении, относительной молекулярной массы сложных соединений. | Определения понятий «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента в соединениях | Текущий, химический диктант |
4 | Расчеты по химической формуле вещества. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. | 1 |
|
| Знать определение понятий: «индекс», « химическая формула», «относительная молекулярная масса» «массовая доля элемента». Уметь производить расчеты массовой доли элемента в соединении, относительной молекулярной массы сложных соединений. | Текущий, карточки | |
| Тема 2. Атомы химических элементов | 10 ч |
|
|
|
|
|
5 | Основные сведения о строении атомов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». | 1 |
|
| Знать: определение «массовое число», основные характеристики элементарных частиц; Уметь объяснять опыты Резерфорда, понятие «планетарной модели атомов», рассчитывать число протонов, зная массовое число и число нейтронов. | Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп». Описание состава атомов элементов № 1 — 20 в таблице Д. И. Менделеева. Получение химической информации из различных источников | Текущий, карточки |
6 | Изотопы. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. | 1 |
|
| Знать определение понятий: « изотоп», «химический элемент». Уметь объяснять, почему изотопы некоторых элементов, имеющих одинаковые массы, проявляют разные свойства. | текущий | |
7 | Строение электронных оболочек атомов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). | 1 |
|
| Знать характеристику электронов, строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20, понятия «завершенный и незавершенный уровень» Уметь изображать схемы строения электронной оболочки некоторых атомов, сравнивать строения электронных оболочек двух атомов | Определения понятий «электронный слой», «энергетический уровень». Составление схем распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов | текущий |
8 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. | 1 |
|
| Знать как и почему изменяются свойства атомов химических элементов, физический смысл порядкового номера, номера группы, периода, изменение свойств по периодам и группам Уметь сравнивать строение и свойства атомов ХЭ | Определения понятий «элементы-металлы », «элементы-неметаллы ». Объяснение закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы с точки зрения теории строения атома. Выполнение сравнения свойств атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе периодической системы. Составление характеристики химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Составление тезисов текста | Текущий, карточки |
9 | Ионная связь. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. | 1 |
|
| Знать понятие иона, ионной связи Уметь строить схемы образования ионных соединений. | Определения понятий «ионная связь», «ионы». Составление схем образования ионной связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ионной связью. Характеристика механизма образования ионной связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — вид химической связи | текущий |
10 | Ковалентная неполярная связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. | 1 |
|
| Знать определение понятий «индекс», «ковалентная химическая связь», «структурная формула» Уметь записывать электронную и структурную формулы соединений с ковалентной неполярной связью, объяснять образование кратных связей. | Определение понятия «ковалентная неполярная связь». Составление схем образования ковалентной неполярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной неполярной связью. Характеристика механизма образования ковалентной связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — вид химической связи | Текущий, карточки |
11 | Ковалентная полярная связь. Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. | 1 |
|
| Знать определение ЭО, обозначение ЭО и зависимость ЭО от положения в ПСХЭ, ковалентной химической связи Уметь определять тип химической связи по известным значениям ЭО, строить электронную и структурную формулы соединений с ковалентной связью | Определение понятия «ковалентная полярная связь». Составление схем образования ковалентной полярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной полярной связью. Характеристика механизма образования ковалентной связи. Установление причинно-следственных связей: состав вещества — вид химической связи | Текущий, карточки |
12 | Металлическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. | 1 |
|
| Знать определение металлической связи Уметь объяснять, в чем заключается единая роль химической связи | Определение понятия «металлическая связь». Составление схем образования металлической химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с металлической связью. Характеристика механизма образования металлической связи. Установление причинно- следственных связей: состав вещества — тип химической связи. Представление информации по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ | Текущий, карточки |
13 | Урок обобщения по темам «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов» | 1 |
|
|
|
| текущий |
14 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов» | 1 |
|
|
|
| Дифференцированная контрольная работа |
| Тема 3.Простые вещества | 7 ч |
|
|
|
|
|
15 | Простые вещества – металлы. Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. | 1 |
|
| Знать: свойства металлов: пластичность, ковкость, твердость, температура плавления, плотность, электро-, теплопроводность, блеск, тягучесть Уметь описывать физические свойства металлов | Определения понятий «металлы», «пластичность», « теплопроводность », «электропроводность». Описание положения элементов-металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Характеристика общих физических свойств металлов. Установление причинно- следственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах — металлах. Самостоятельное изучение свойств металлов при соблюдении правил техники безопасности, оформление отчёта, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Получение химической информации из различных источников | текущий |
16 | Простые вещества – неметаллы. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы | 1 |
|
| Знать определение понятия неметаллов, положение в ПСХЭ, строение их атомов, тип связи и образование связи простых веществ, понятие аллотропии, примеры модификаций кислорода, фосфора, углерода, олова, относительность понятий «металличность», «неметалличность» Уметь строить электронную и структурную формулы простых веществ неметаллов, записывать химические формулы их. | Определения понятий «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения, или модификации». Описание положения элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Определение принадлежности неорганических веществ к одному из изученных классов: металлы и неметаллы. Доказательство относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы. Установление причинно-следственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах — неметаллах. Объяснение многообразия простых веществ таким фактором, как аллотропия. Самостоятельное изучение свойств неметаллов при соблюдении правил техники безопасности, оформление отчёта, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Выполнение сравнения по аналогии | тест |
17 | Количество вещества. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 |
|
| Знать определение понятия «количество вещества», моль, кмоль, моль Уметь производить расчеты молярных масс веществ по их химическим формулам. выполнять упражнения с использованием «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса» | Определения понятий «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса». Решение задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро» |
|
18 | Молярный объём газов. Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, милли- молярный и киломолярный объемы газообразных веществ. | 1 |
|
| Знать понятие о молярном объеме газообразных веществ. Нормальные условия. Миллимолярный и киломолярный объем. Уметь выполнять расчеты с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «количество вещества», «молярная масса» | Определения понятий «молярный объём газов», «нормальные условия». Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро». Составление конспекта текста |
|
19 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём» | 1 |
|
| Уметь выполнять расчеты с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «количество вещества», «молярная масса» | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро» |
|
20 | Урок обобщения по теме «Простые вещества» | 1 |
|
|
| Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Простые вещества» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
|
21 | Контрольная работа по теме «Простые вещества» | 1 |
|
|
| Выполнение контрольной работы |
|
| Тема 4. Соединения химических элементов | 12 ч |
|
|
|
|
|
22 | Степень окисления и валентность. | 1 |
|
| Знать определение степени окисления Уметь определять степень окисления элементов по формулам соединений | Определения понятий «степень окисления», «валентность». Сравнение валентности и степени окисления |
|
23 | Определение степени окисления по химической формуле. Составление формул бинарных соединений | 1 |
|
| Знать определение понятий бинарных соединений, общий способ их названий Уметь составлять формулы бинарных соединений, называть их |
| |
24 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. | 1 |
|
| Знать определение бинарных соединений Уметь составлять формулы, называть бинарные соединения, характеризовать важнейшие бинарные соединения на примере молекул воды, углекислого газа, оксида кальция, хлороводорода, аммиака | Определение понятия «оксиды». Определение принадлежности неорганических веществ к классу оксидов по формуле. Определение валентности и степени окисления элементов в оксидах. Описание свойств отдельных представителей оксидов. Составление формул и названий оксидов. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов |
|
25 | Основания. Состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | 1 |
|
| Знать состав и название оснований, классификацию их, важнейшие представители KOH, NaOH, Ca(OH)2 Уметь составлять формулы оснований, называть их, производить расчет по формулам оснований
| Определения понятий «основания», «щёлочи», «качественная реакция», «индикатор». Классификация оснований по растворимости в воде. Определение принадлежности неорганических веществ к классу оснований по формуле. Определение степени окисления элементов в основаниях. Описание свойств отдельных представителей оснований. Составление формул и названий оснований. Использование таблицы растворимости для определения растворимости оснований. Установление генетической связи между оксидом и основанием и наоборот |
|
26 | Кислоты. Состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. | 1 |
|
| Знать состав и название кислот, классификацию их, важнейшие представители HCl, H2SO4, H2CO3 Уметь составлять формулы кислот, называть их, производить расчет по формулам кислот | Определения понятий «кислоты», «кислородсо- держащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH». Классификация кислот по основности и содержанию кислорода. Определение принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле. Определение степени окисления элементов в кислотах. Описание свойств отдельных представителей кислот. Составление формул и названий кислот. |
|
27 | Соли. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. | 1 |
|
| Знать состав и название солей. Представителей: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция Уметь составлять формулы солей по названиям, производить расчеты по формулам солей. | Определение понятия «соли». Определение принадлежности неорганических веществ к классу солей по формуле. Определение степени окисления элементов в солях. Описание свойств отдельных представителей солей. Составление формул и названий солей. Использование таблицы растворимости для определения растворимости солей. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов | химический диктант |
28 | Кристаллические решетки. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. | 1 |
|
| Знать определение понятий кристаллических решеток, аморфных веществ, приводить примеры, понятия о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке, свойства веществ с этим типом решетки Уметь объяснять взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи | Приведение примеров веществ с разными типами кристаллической решётки. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Составление на основе текста таблицы, в том числе с применением средств икт |
|
29 | Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. | 1 |
|
| Знать определение понятий « чистые вещества» «смеси»; способы разделения смеси. Уметь приводить примеры жидких и газообразных смесей, отличия чистого вещества и смеси | Определения понятий «смеси», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси ». Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе », «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества» |
|
30 | Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). Решение расчетных задач на нахождение объёмной и массовой долей смеси | 1 |
|
| Знать определение понятий « массовая и объемная доли компонента смеси» Уметь вычислять долю компоненты в смеси и рассчитывать массы или объем вещества в смеси по его доле |
| |
31 | Расчеты, связанные с использованием понятия «доля» | 1 |
|
| Знать теоретические вопросы темы Уметь выполнять расчеты и упражнения на нахождение доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси | Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества».
|
|
32 | Урок обобщения по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
|
|
| Представление информации по теме «Соединения химических элементов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
|
33 | Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
|
|
| Выполнение контрольной работы |
|
| Тема 5. Изменения, происходящие с веществами | 10 ч |
|
|
|
|
|
34 | Физические явления. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. | 1 |
|
| Знать определение понятия «физические явления», приводить примеры; способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах; Уметь объяснять, как производится очистка питьевой воды, перегонка нефти | Определения понятий «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование». Установление причинно-следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей |
|
35 | Химические реакции. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. | 1 |
|
| Знать понятия «химические явления», признаки протекания реакций, экзо- и эндотермические реакции, реакция горения Уметь объяснять химические явления по различным признакам | Определения понятий «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции». Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом |
|
36 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | 1 |
|
| Знать формулировку закона сохранения массы веществ, создание и значение; понятие о химическом уравнении как условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов Уметь составлять уравнения химических реакций | Определение понятия «химическое уравнение». Объяснение закона сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения. Составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по тепловому эффекту |
|
37 | Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. | 1 |
|
| Уметь выполнять решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по массе, количеству, объему исходного вещества, а так же с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примеси) | Выполнение расчётов по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворённого вещества или содержит определённую долю примесей |
|
38 | Реакции разложения. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. | 1 |
|
| Знать сущность химической реакции, понятие скорости ХР. Катализаторы и ферменты, примеры. Уметь составлять уравнения реакций, проделанных учителем | Определения понятий «реакции соединения», «катализаторы», «ферменты». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Составление на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ |
|
39 | Реакции соединения. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. | 1 |
|
| Знать сущность реакций соединения, каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые. Уметь составлять уравнения реакций, проделанных учителем | Определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; направлению протекания реакции; участию катализатора. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом |
|
40 | Реакции замещения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. | 1 |
|
| Знать сущность реакций замещения; понятия «ряд активности металлов», реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами; Уметь составлять уравнение реакций, проделанных учителем, пользоваться рядом активности для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. | Определения понятий «реакции замещения», «ряд активности металлов». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование электрохимического ряда напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом |
|
41 | Реакции обмена. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. | 1 |
|
| Знать определение понятия «реакция обмена», правило Бертолле; сущность этой реакции, условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца Уметь составлять реакции обмена, проделанные учителем | Определения понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации ». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование таблицы растворимости для определения возможности протекания реакций обмена. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом |
|
42 | Типы химических реакций на примере свойств воды. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). | 1 |
|
| Знать типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды; Уметь объяснять реакцию разложения – электролиз воды; реакцию соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов; понятие «гидроксиды»; реакцию замещения – взаимодействие воды со щелочными металлами и щелочно-земельными металлами; реакцию обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия) | Определение понятия «гидролиз». Характеристика химических свойств воды |
|
43 | Урок обобщения по теме «Изменения, происходящие с веществами». Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
|
|
| Использование знакового моделирования. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Изменения, происходящие с веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
|
| Тема 5. Практикум № 1. Простейшие операции с веществом | 5 ч |
|
|
|
|
|
44 | Практическая работа «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой |
|
45 | Практическая работа «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента |
|
46 | Практическая работа «Анализ почвы и воды» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с воронкой, с фильтром, со спиртовкой. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента |
|
47 | Практическая работа «Признаки химических реакций» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом; со спиртовкой. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента |
|
48 | Практическая работа «Приготовление раствора и определение массовой доли его в растворе» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, производить расчеты | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, с весами. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описание эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по результатам проведённого эксперимента. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. Приготовление раствора и расчёт массовой доли растворённого в нём вещества |
|
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 18 ч |
|
|
|
|
|
49 | Растворение. Растворимость веществ в воде. Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. | 1 |
|
| Знать определение понятий: растворы, гидраты, кристаллогидраты, насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Объяснять: зависимость растворимости вещества от температуры, значение растворов | Определения понятий «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор», « растворимость ». Определение растворимости веществ с использованием кривых растворимости. Характеристика растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения. Использование таблицы растворимости для определения растворимости веществ в воде. Составление на основе текста графиков, в том числе с применением средств ИКТ |
|
50 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты | 1 |
|
| Знать определение понятий ЭД. Электролиты и неэлектролиты. Механизм ЭД, степень ЭД Уметь объяснять механизм ЭД с разным видом связи | Определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Выполнение пометок, выписок и цитирования текста |
|
51 | Основные положения электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Основные положения ТЭД | 1 |
|
| Знать определения понятий: ионы, катионы, анионы; основные положения ТЭД Уметь классифицировать ионы по составу (сложные и простые), по заряду (катионы, анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные) | Определения понятий «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составление уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Определение понятия «ионные реакции». Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов. Наблюдение и описание реакций между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии |
|
52 | Диссоциация кислот, солей, оснований | 1 |
|
| Знать определения: диссоциация, кислоты, соли, основания Уметь расписывать диссоциацию электролитов |
| |
53 | Ионные уравнения. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. | 1 |
|
| Знать в каких случаях реакции ионного обмена идут до конца; понятия «ионное уравнение» « сокращенное ионное уравнение Уметь различать и производить запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости |
| |
54 | Упражнения в составлении ионных уравнений реакций | 1 |
|
| Уметь различать и производить запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости |
|
|
55 | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. | 1 |
|
| Знать и объяснять классификацию кислот как электролитов; классификацию кислот по разным признакам; условия течения реакций между кислотами и сами реакции; взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями Уметь записывать уравнения реакций кислот | Составление характеристики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием кислот. Наблюдение и описание реакций с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности |
|
56 | Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. | 1 |
|
| Знать определение оснований в свете ТЭД; классификацию оснований по разным признакам, взаимодействие оснований с кислотами; взаимодействие щелочей с солями (работа с таблицей растворимости) и оксидами неметаллов; разложение нерастворимых оснований Уметь составлять уравнения реакций с участием оснований | Определение понятия «основания». Составление характеристики общих химических свойств оснований (щелочей и нерастворимых оснований) с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием оснований. Наблюдение и описание реакций оснований с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определённой учителем |
|
57 | Оксиды в свете теории электролитической диссоциации. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. | 1 |
|
| Знать состав оксидов, классификацию солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные); и несолеобразующие свойства кислотных и основных оксидов Уметь записывать уравнения реакций с участием оксидов
| Определения понятий «не- солеобразующие оксиды », «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды». Составление характеристики общих химических свойств солеобразующих оксидов (кислотных и основных) с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием оксидов. Наблюдение и описание реакций оксидов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства оксидов, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определённой самостоятельно |
|
58 | Соли в свете теории электролитической диссоциации. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. | 1 |
|
| Знать определение солей как электролитов, их диссоциацию; взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с таблицей растворимости); взаимодействие солей с кислотами и щелочами Уметь составлять уравнения реакций с участием солей | Определения понятий «средние соли», «кислые соли», «основные соли». Составление характеристики общих химических свойств солей с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием солей. Наблюдение и описание реакций солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определённой самостоятельно |
|
59 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 |
|
| Знать понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов Уметь осуществлять цепочки переходов | Определение понятия «генетический ряд». Иллюстрировать: а) примерами основные положения теории электролитической диссоциации; б) генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль). Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций с участием электролитов. Составление уравнений реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов. Выполнение прямого индуктивного доказательства |
|
60 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 1 |
|
| Знать понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов Уметь осуществлять цепочки переходов |
| |
61 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | 1 |
|
| Знать определение понятия «окислительно- восстановительные реакции» и ионного обмена, их отличия; окислитель, восстановитель Уметь определять степени окисления элементов, образующих вещества различных классов | Определения понятий «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классификация химических реакций по признаку «изменение степеней окисления элементов». Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления. Использование знакового моделирования |
|
62 | Составление уравнений окислительно-восстановительные реакций | 1 |
|
| Знать теоретические основы в рамках темы Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса |
| |
63 | Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР | 1 |
|
| Знать характеристику свойств простых веществ металлов, а также кислот и солей в свете ОВР Уметь составлять уравнения ОВР | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления |
|
64 | Урок обобщения по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 |
|
|
| Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
|
65 | Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 |
|
|
| Выполнение контрольной работы |
|
66 | Свойства веществ изученных классов в свете ОВР и ТЭД | 1 |
|
| Знать характеристику свойств простых веществ металлов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР Уметь составлять ионные уравнения, ОВР | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления. Составление характеристики общих химических свойств основных классов неорганических веществ с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений реакций |
|
| Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов | 2 ч |
|
|
|
|
|
67 | Практическая работа «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их | Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение свойств кислот, оснований, оксидов и солей, а также происходящих с ними явлений. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулировка выводов по результатам проведённого эксперимента. |
|
68 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач» | 1 |
|
| Знать правила ТБ Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их | Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Распознавание некоторых анионов и катионов. Наблюдение свойств веществ и происходящих с ними явлений. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Формулировка выводов по результатам проведённого эксперимента. |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Издания для учащихся:
1.О.С.Габриелян Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.: Дрофа, 2009/
2.О.С.Габриелян, С.А.Сладков Рабочая тетрадь к учебнику химии 8 класс /М.: Дрофа, 2013/
3.Н.В.Манкевич Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах /Минск:»Букмастер» «Кузьма», 2012/
4.В.А.Крицман, В.В.Станцо Энциклопедический словарь юного химика /М.:Педагогика, 1982/
5. В.А.Крицман Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся /М.: Просвещение, 1993
6.Химия для школьников. Научно-практический журнал
Издания для учителя:
1.О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /М.: Дрофа, 2005/
2. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику /М.: «БЛИК и К», 2004/
3. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова Настольная книга учителя. Химия 8 класс /М.: Дрофа, 2003/
4.Е.В.Савинкина, Н.Д.Свердлова Сборник задач и упражнений по химии 8 класс /М.: «Экзамен», 2010/
5.Н.С.Павлова Контрольные и самостоятельные работы по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс» /М.: «Экзамен», 2011/
Медиаресурсы:
1.Видеоуроки Химия 8 класс /ООО «Открытый урок», 2014/
2.Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс /ООО «Маркон», 2011/
3.Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс
4.Химия. Базовый курс 8-9 класс
5.1С: Репетитор. Химия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В результате изучения химии ученик должензнать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Критерии оценивания
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению и оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полноту (соответствие объему программы и информации учебника);
число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменной работы.
Оценка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка письменных контрольных и проверочных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ.
Процент выполненной работы. | Оценка. |
90-100 % | «5» |
78 – 89 % | «4» |
50-77 % | «3» |
до 50 % | «2» |
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
допустил 1 -2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
1