СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии ориентирована на  использование учебника О.С.Габриеляна "Химия 8 класс". Составлена на основе ФК Государственного стандарта 2004 г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Караульская средняя школа-интернат»



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО школы Заместитель директора по УВР Директор

учителей естественно-научного цикла


________ /Воропаева И.Л./ ________ / Букарасева О.Ю./ _______/Грязева Е.В

Протокол №1

от «____» _________ 2016 г. «____» _________2016 г. «____»________2016 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8 класс



Составлена учителем химии Бугрим Л.В.



п.Караул 2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта 2004г., а также Программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в 8 и 9 классе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 8,9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

  • наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Программа рассчитана в соответствии с базисным учебным планом школы на 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе. Данная программа соответствует программе О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2005 и реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009 и Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2009;


Целями изучения химии в 8 классе являются:


  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического образования для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


Задачи изучения химии в 8 классе:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Формы организации учебного процесса определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Используемые формы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, самопроверка, взаимопроверка, работа с таблицами. Форма занятий: классно-урочная и индивидуально-групповая.  

При преподавании курса химии использую следующие технологии обучения: разноуровневое обучение, системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(2/3 ч в неделю; всего 68/102 ч)

Введение (4/6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о фи­лософском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносо­ва, А, М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Хими­ческие формулы. Индексы и коэффициенты. От­носительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как спра­вочное пособие для получения сведений о хими­ческих элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относитель­ной молекулярной массы вещества по его хими­ческой формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1

Атомы химических элементов (10/13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении ато­мов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель стро­ения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтро­ны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — об­разование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического эле­мента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периоди­ческой системы Д. И. Менделеева. Понятие о за­вершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева и строение атомов: физиче­ский смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем элек­тронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двух­атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элемен­тов-металлов между собой — образование метал­лических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2

Простые вещества (7/9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периоди­ческой системе химических элементов Д. И. Мен­делеева. Важнейшие простые вещества — метал­лы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азо­та, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию несколь­ких простых веществ — аллотропия. Аллотроп­ные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления прос­тых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газооб­разных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, милли- молярный и киломолярный объемы газообраз­ных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Рас­четы с использованием понятий «количество ве­щества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы бе­лого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газо­образных веществ.

Тема 3

Соединения химических элементов (12/16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле со­единения. Составление формул бинарных соеди­нений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители окси­дов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Раствори­мость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители ще­лочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. По­нятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классифика­ция кислот. Представители кислот: серная, соля­ная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кри­сталлических решеток: ионная, атомная, моле­кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чис­тых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, свя­занные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объем­ной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычис­ление массовой доли вещества в растворе по из­вестной массе растворенного вещества и массе ра­створителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для при­готовления определенной массы раствора с из­вестной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, ос­нований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углеро­да (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Спо­собы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образ­цами веществ разных классов. 2. Разделение сме­сей.

Т е м а 4

Изменения, происходящие с веществами

(10/13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходя­щих с веществами. Явления, связанные с изме­нением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка ве­ществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава ве­щества, — химические реакции. Признаки и ус­ловия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Реше­ние задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количест­ву вещества, массе или объему исходного вещест­ва. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости хи­мических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и нека­талитические реакции. Обратимые и необрати­мые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реак­ций между металлами и растворами кислот. Ре­акции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Ус­ловия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соеди­нения — взаимодействие воды с оксидами метал­лов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реак­ции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по хими­ческим уравнениям массы или количества веще­ства по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (коли­чества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явле­ний: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры хи­мических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида во­дорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их ка­пель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. По­мутнение известковой воды от выдыхаемого уг­лекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Т е м а 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5/5 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с ла­бораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химиче­ских реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Т е м а 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18/26 ч)

Растворение как физико-химический про­цесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как мо­дель зависимости растворимости твердых ве­ществ от температуры. Насыщенные, ненасы­щенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства


Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссо­циации электролитов с различным типом хими­ческой связи. Степень электролитической диссо­циации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитиче­ской диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между элект­ролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Молекулярные и ионные урав­нения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряже­ний металлов. Взаимодействие кислот с оксида­ми металлов. Взаимодействие кислот с основа­ниями — реакция нейтрализации. Взаимодей­ствие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электро­литической диссоциации. Взаимодействие осно­ваний с кислотами, кислотными оксидами и со­лями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при на­гревании.

Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете тео­рии электролитической диссоциации. Взаимо­действие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислота­ми, основаниями и солями. Использование таб­лицы растворимости для характеристики хими­ческих свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганиче­ских веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окис­литель и восстановитель, окисление и восстанов­ление.

Реакции ионного обмена и окислительно-вос­становительные реакции. Составление уравне­ний окислительно-восстановительных реакций ме­тодом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неме­таллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их раство­ров на электропроводность. Движение окрашен­ных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концент­рации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (И). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характер­ные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида ме­ди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Ре­акции, характерные для кислотных оксидов (на­пример, для углекислого газа).

Тема 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (2/4 ч)1

6. Ионные реакции. 7. Условия протекания хи­мических реакций между растворами электроли­тов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, окси­дов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.



 При 2 ч в неделю проводятся только практические работы 8 и 9.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела и тем

Наименование раздела и тем

Кол-во учебных часов

Контрольные работы

Лабораторные, практические работы

1

Введение

4



2

Атомы химических элементов

10

1


3

Простые вещества

7

1


4

Соединения химических элементов

12

1


5

Изменения, происходящие с веществами

10

1


6

Практикум №1. Простейшие операции с веществом

5


5

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

1


8

Практикум № 2. Свойства растворов электролитов

2


2


Всего

68

5

7



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Содержание материала

Кол-во

часов

Дата проведения

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

учебной деятельности

Вид и форма контроля

план

факт


Тема 1.Введение. Первоначальные химические понятия

4 ч






1

Предмет химии. Вещества. Превращения веществ

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

1



Знать: что изучает химия ; определения-«простые сложные вещества», «химический элемент», «химически явления», « физические явления». ; формы существования химического элемента

Уметь объяснять сходство и различие между простыми и сложными веществами, приводить примеры, различать физические и химические явления

Понимать и объяснять в чем польза и вред достижений химии

Определения понятий «атом», «молекула», «хи­мический элемент», «ве­щество», «простое вещест­во», «сложное вещество», «свойства веществ». Описание и сравнение предметов изучения естест­венно-научных дисцип­лин, в том числе химии. Классификация веществ по составу (простые и сложные).

Различение тела и ве­щества; химического эле­мента и простого вещества. Описание форм существо­вания химических элемен­тов; свойств веществ. Выполнение непосредст­венных наблюдений и ана­лиз свойств веществ и яв­лений, происходящих с ве­ществами, с соблюдением правил техники безопас­ности.

Оформление отчёта, вклю­чающего описание наблю­дения, его результатов, выводы.

Использование физическо­го моделирования.


текущий

2

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Общее знакомство со структурой таблицы: периоды и группы.

1



Знать структуру ПСХЭ, первые 20 элементов ПСХЭ, что такое периоды и группы, структура ПСХЭ

Уметь объяснять название свойства и происхождение некоторых химических элементов, объяснять почему таблица Менделеева -справочное пособие для получения сведений о химических элементах

Определения понятий «хи­мический знак, или сим­вол», «коэффициенты», «индексы».

Описание табличной фор­мы Периодической систе­мы химических элементов Д. И. Менделеева. Описание положения эле­мента в таблице Д. И. Менделеева. Использование знакового моделирования

Текущий, карточки

3

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Хими­ческие формулы. Индексы и коэффициенты. От­носительные атомная и молекулярная массы.

1



Знать определение понятий: «индекс», « химическая формула», «коэффициент», «масса атомов и молекул», «относительная молекулярная масса» «массовая доля элемента».

Уметь производить расчеты массовой доли элемента в соединении, относительной молекулярной массы сложных соединений.

Определения понятий «хи­мическая формула», «от­носительная атомная масса», «относительная моле­кулярная масса», «массо­вая доля элемента». Вычисление относитель­ной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента в со­единениях

Текущий, химический диктант

4

Расчеты по химической формуле вещества.

Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

1



Знать определение понятий: «индекс», « химическая формула», «относительная молекулярная масса» «массовая доля элемента».

Уметь производить расчеты массовой доли элемента в соединении, относительной молекулярной массы сложных соединений.

Текущий, карточки


Тема 2. Атомы химических элементов

10 ч






5

Основные сведения о строении атомов.

Основные сведения о строении ато­мов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель стро­ения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтро­ны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

1



Знать: определение «массовое число», основные характеристики элементарных частиц;

Уметь объяснять опыты Резерфорда, понятие «планетарной модели атомов», рассчитывать число протонов, зная массовое число и число нейтронов.

Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое чис­ло», «изотоп».

Описание состава атомов элементов № 1 — 20 в таб­лице Д. И. Менделеева. Получение химической ин­формации из различных источников

Текущий, карточки

6

Изотопы.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического эле­мента.

1



Знать определение понятий:

« изотоп», «химический элемент».

Уметь объяснять, почему изотопы некоторых элементов, имеющих одинаковые массы, проявляют разные свойства.

текущий

7

Строение электронных оболочек атомов.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периоди­ческой системы Д. И. Менделеева. Понятие о за­вершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

1



Знать характеристику электронов, строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20, понятия «завершенный и незавершенный уровень»

Уметь изображать схемы строения электронной оболочки некоторых атомов, сравнивать строения электронных оболочек двух атомов

Определения понятий «электронный слой», «энергетический уровень». Составление схем распре­деления электронов по электронным слоям в элек­тронной оболочке атомов

текущий

8

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева и строение атомов: физиче­ский смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода.

1



Знать как и почему изменяются свойства атомов химических элементов, физический смысл порядкового номера, номера группы, периода, изменение свойств по периодам и группам

Уметь сравнивать строение и свойства атомов ХЭ

Определения понятий «элементы-металлы », «элементы-неметаллы ». Объяснение закономернос­ти изменения свойств хи­мических элементов в пе­риодах и группах (главных подгруппах) Периодической системы с точки зре­ния теории строения ато­ма.

Выполнение сравнения свойств атомов химических элементов, на­ходящихся в одном пери­оде или главной подгруппе периодической системы. Составление характерис­тики химических элемен­тов по их положению в Пе­риодической системе хи­мических элементов Д. И. Менделеева. Составление тезисов текста

Текущий, карточки

9

Ионная связь.

Изменение числа электронов на внешнем элек­тронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

1



Знать понятие иона, ионной связи

Уметь строить схемы образования ионных соединений.

Определения понятий «ионная связь», «ионы». Составление схем образо­вания ионной связи. Ис­пользование знакового мо­делирования.

Определение типа химиче­ской связи по формуле ве­щества.

Приведение примеров ве­ществ с ионной связью. Характеристика механиз­ма образования ионной связи.

Установление причин­но-следственных связей: состав вещества — вид хи­мической связи

текущий

10

Ковалентная неполярная связь.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двух­атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

1



Знать определение понятий «индекс», «ковалентная химическая связь», «структурная формула»

Уметь записывать электронную и структурную формулы соединений с ковалентной неполярной связью, объяснять образование кратных связей.

Определение понятия «ко­валентная неполярная связь».

Составление схем образо­вания ковалентной неполярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химиче­ской связи по формуле ве­щества.

Приведение примеров ве­ществ с ковалентной непо­лярной связью. Характеристика механиз­ма образования ковалент­ной связи.

Установление причин­но-следственных связей: состав вещества — вид хи­мической связи

Текущий, карточки

11

Ковалентная полярная связь.

Взаимодействие атомов химических элементов- неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

1



Знать определение ЭО, обозначение ЭО и зависимость ЭО от положения в ПСХЭ, ковалентной химической связи

Уметь определять тип химической связи по известным значениям ЭО, строить электронную и структурную формулы соединений с ковалентной связью

Определение понятия «ко­валентная полярная связь».

Составление схем образо­вания ковалентной полярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химиче­ской связи по формуле ве­щества.

Приведение примеров ве­ществ с ковалентной по­лярной связью. Характеристика механиз­ма образования ковалент­ной связи.

Установление причин­но-следственных связей: состав вещества — вид хи­мической связи

Текущий, карточки

12

Металлическая связь.

Взаимодействие атомов химических элемен­тов-металлов между собой — образование метал­лических кристаллов. Понятие о металлической связи.

1



Знать определение металлической связи

Уметь объяснять, в чем заключается единая роль химической связи

Определение понятия «ме­таллическая связь». Составление схем образо­вания металлической хи­мической связи. Использо­вание знакового моделиро­вания.

Определение типа химиче­ской связи по формуле вещества.

Приведение примеров веществ с металлической связью.

Характеристика механиз­ма образования металличе­ской связи.

Установление причинно- следственных связей: состав вещества — тип хи­мической связи. Представление информа­ции по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ

Текущий, карточки

13

Урок обобщения по темам «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»

1





текущий

14

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»

1





Дифференцированная контрольная работа


Тема 3.Простые вещества

7 ч






15

Простые вещества – металлы.

Положение металлов и неметаллов в периоди­ческой системе химических элементов Д. И. Мен­делеева. Важнейшие простые вещества — метал­лы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

1



Знать: свойства металлов: пластичность, ковкость, твердость, температура плавления, плотность, электро-, теплопроводность, блеск, тягучесть

Уметь описывать физические свойства металлов

Определения понятий «ме­таллы», «пластичность»,

« теплопроводность », «электропроводность». Описание положения эле­ментов-металлов в Пери­одической системе химиче­ских элементов Д. И. Мен­делеева. Классификация простых веществ на металлы и не­металлы.

Характеристика общих физических свойств метал­лов.

Установление причинно- следственных связей меж­ду строением атома и хими­ческой связью в простых веществах — металлах. Самостоятельное изучение свойств металлов при со­блюдении правил техники безопасности, оформление отчёта, включающего опи­сание наблюдения, его ре­зультатов, выводов. Получение химической ин­формации из различных источников

текущий

16

Простые вещества – неметаллы.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азо­та, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию несколь­ких простых веществ — аллотропия. Аллотроп­ные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления прос­тых веществ на металлы и неметаллы

1



Знать определение понятия неметаллов, положение в ПСХЭ, строение их атомов, тип связи и образование связи простых веществ, понятие аллотропии, примеры модификаций кислорода, фосфора, углерода, олова, относительность понятий «металличность», «неметалличность»

Уметь строить электронную и структурную формулы простых веществ неметаллов, записывать химические формулы их.

Определения понятий «не­металлы», «аллотропия», «аллотропные видоизмене­ния, или модификации». Описание положения эле­ментов-неметаллов в Периодической системе химиче­ских элементов

Д. И. Мен­делеева.

Определение принадлеж­ности неорганических ве­ществ к одному из изучен­ных классов: металлы и не­металлы.

Доказательство относи­тельности деления прос­тых веществ на металлы и неметаллы.

Установление причин­но-следственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах — не­металлах.

Объяснение многообразия простых веществ таким фактором, как аллотро­пия.

Самостоятельное изучение свойств неметаллов при со­блюдении правил техники безопасности, оформление отчёта, включающего опи­сание наблюдения, его ре­зультатов, выводов. Выполнение сравнения по аналогии

тест

17

Количество вещества. Молярная масса.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1



Знать определение понятия «количество вещества», моль, кмоль, моль

Уметь производить расчеты молярных масс веществ по их химическим формулам. выполнять упражнения с использованием «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса»

Определения понятий «ко­личество вещества», «моль», «постоянная Аво­гадро», «молярная мас­са». Решение задачи с исполь­зованием понятий «коли­чество вещества», «моляр­ная масса», «постоянная Авогадро»


18

Молярный объём газов. Закон Авогадро.

Молярный объем газооб­разных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, милли- молярный и киломолярный объемы газообраз­ных веществ.

1



Знать понятие о молярном объеме газообразных веществ. Нормальные условия. Миллимолярный и киломолярный объем.

Уметь выполнять расчеты с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «количество вещества», «молярная масса»

Определения понятий «мо­лярный объём газов», «нормальные условия». Решение задач с использо­ванием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Аво­гадро».

Составление конспекта текста


19

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём»

1



Уметь выполнять расчеты с использованием понятий «объем», «молярный объем», «масса», «количество вещества», «молярная масса»

Решение задач с использо­ванием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Аво­гадро»


20

Урок обобщения по теме «Простые вещества»

1




Получение химической ин­формации из различных источников.

Представление информа­ции по теме «Простые ве­щества» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


21

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

1




Выполнение контрольной работы



Тема 4. Соединения химических элементов

12 ч






22

Степень окисления и валентность.

1



Знать определение степени окисления

Уметь определять степень окисления элементов по формулам соединений

Определения понятий «степень окисления», «валентность».

Сравнение валентности и степени окисления


23

Определение степени окисления по химической формуле. Составление формул бинарных соединений

1



Знать определение понятий бинарных соединений, общий способ их названий

Уметь составлять формулы бинарных соединений, называть их


24

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

Представители окси­дов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

1



Знать определение бинарных соединений

Уметь составлять формулы, называть бинарные соединения, характеризовать важнейшие бинарные соединения на примере молекул воды, углекислого газа, оксида кальция, хлороводорода, аммиака

Определение понятия «ок­сиды».

Определение принадлеж­ности неорганических ве­ществ к классу оксидов по формуле.

Определение валентности и степени окисления эле­ментов в оксидах. Описание свойств отдельных представителей окси­дов.

Составление формул и на­званий оксидов. Проведение наблюдений (в том числе опосредован­ных) свойств веществ и происходящих с ними яв­лений, с соблюдением пра­вил техники безопасности; оформление отчёта с описа­нием эксперимента, его ре­зультатов и выводов


25

Основания.

Состав и названия. Раствори­мость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители ще­лочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. По­нятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

1



Знать состав и название оснований, классификацию их, важнейшие представители KOH, NaOH, Ca(OH)2

Уметь составлять формулы оснований, называть их, производить расчет по формулам оснований


Определения понятий «ос­нования», «щёлочи», «ка­чественная реакция», «ин­дикатор».

Классификация оснований по растворимости в воде. Определение принадлеж­ности неорганических ве­ществ к классу оснований по формуле.

Определение степени окис­ления элементов в основа­ниях.

Описание свойств отдель­ных представителей осно­ваний.

Составление формул и на­званий оснований. Использование таблицы растворимости для опреде­ления растворимости осно­ваний.

Установление генетиче­ской связи между оксидом и основанием и наоборот


26

Кислоты.

Состав и названия. Классифика­ция кислот. Представители кислот: серная, соля­ная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

1



Знать состав и название кислот, классификацию их, важнейшие представители HCl, H2SO4, H2CO3

Уметь составлять формулы кислот, называть их, производить расчет по формулам кислот

Определения понятий «кислоты», «кислородсо- держащие кислоты», «бес­кислородные кислоты», «кислотная среда», «ще­лочная среда», «нейтраль­ная среда», «шкала pH». Классификация кислот по основности и содержанию кислорода.

Определение принадлеж­ности неорганических ве­ществ к классу кислот по формуле.

Определение степени окис­ления элементов в кисло­тах.

Описание свойств отдель­ных представителей кис­лот.

Составление формул и на­званий кислот.


27

Соли.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

1



Знать состав и название солей. Представителей: хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция

Уметь составлять формулы солей по названиям, производить расчеты по формулам солей.

Определение понятия «со­ли».

Определение принадлеж­ности неорганических ве­ществ к классу солей по формуле.

Определение степени окис­ления элементов в солях. Описание свойств отдель­ных представителей солей. Составление формул и на­званий солей. Использование таблицы растворимости для опреде­ления растворимости со­лей.

Проведение наблюдений (в том числе опосредован­ных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопас­ности; оформление отчёта с описанием эксперимента, его результатов и выводов

химический диктант

28

Кристаллические решетки.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кри­сталлических решеток: ионная, атомная, моле­кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

1



Знать определение понятий кристаллических решеток, аморфных веществ, приводить примеры, понятия о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной кристаллической решетке, свойства веществ с этим типом решетки

Уметь объяснять взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи

Приведение примеров ве­ществ с разными типами кристаллической решётки. Проведение наблюдений (в том числе опосредован­ных) свойств веществ и происходящих с ними яв­лений, с соблюдением пра­вил техники безопасности; оформление отчёта с описа­нием эксперимента, его ре­зультатов и выводов. Составление на основе текста таблицы, в том чис­ле с применением средств

икт


29

Чистые вещества и смеси.

Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чис­тых веществ и смесей. Их состав.

1



Знать определение понятий « чистые вещества» «смеси»; способы разделения смеси.

Уметь приводить примеры жидких и газообразных смесей, отличия чистого вещества и смеси

Определения понятий «смеси», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси ».

Проведение наблюдений (в том числе опосредован­ных) свойств веществ и происходящих с ними яв­лений с соблюдением пра­вил техники безопасности; оформление отчёта с описа­нием эксперимента, его ре­зультатов и выводов. Решение задач с использо­ванием понятий «массовая доля элемента в веществе », «массовая доля растворён­ного вещества», «объёмная доля газообразного вещест­ва»


30

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). Решение расчетных задач на нахождение объёмной и массовой долей смеси

1



Знать определение понятий « массовая и объемная доли компонента смеси»

Уметь вычислять долю компоненты в смеси и рассчитывать массы или объем вещества в смеси по его доле


31

Расчеты, связанные с использованием понятия «доля»

1



Знать теоретические вопросы темы

Уметь выполнять расчеты и упражнения на нахождение доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси

Решение задач с использо­ванием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещест­ва».



32

Урок обобщения по теме «Соединения химических элементов»

1




Представление информа­ции по теме «Соединения химических элементов» в виде таблиц, схем, опорно­го конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


33

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

1




Выполнение контрольной работы



Тема 5. Изменения, происходящие с веществами

10 ч






34

Физические явления.

Понятие явлений как изменений, происходя­щих с веществами. Явления, связанные с изме­нением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка ве­ществ, центрифугирование.

1



Знать определение понятия «физические явления», приводить примеры; способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах;

Уметь объяснять, как производится очистка питьевой воды, перегонка нефти

Определения понятий «дистилляция, или пере­гонка», «кристаллиза­ция», «выпаривание», «фильтрование», «возгон­ка, или сублимация», «от­стаивание», «центрифуги­рование».

Установление причин­но-следственных связей между физическими свой­ствами веществ и способом разделения смесей


35

Химические реакции.

Явления, связанные с изменением состава ве­щества, — химические реакции. Признаки и ус­ловия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

1



Знать понятия «химические явления», признаки протекания реакций, экзо- и эндотермические реакции, реакция горения

Уметь объяснять химические явления по различным признакам

Определения понятий «хи­мическая реакция», «реак­ции горения», «экзотерми­ческие реакции», «эндо­термические реакции». Наблюдение и описание признаков и условий тече­ния химических реакций, выводы на основании ана­лиза наблюдений за экспе­риментом


36

Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

1



Знать формулировку закона сохранения массы веществ, создание и значение; понятие о химическом уравнении как условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов

Уметь составлять уравнения химических реакций

Определение понятия «хи­мическое уравнение». Объяснение закона сохранения массы веществ с точ­ки зрения атомно-молеку­лярного учения. Составление уравнений хи­мических реакций на осно­ве закона сохранения мас­сы веществ.

Классификация химиче­ских реакций по теплово­му эффекту


37

Расчеты по химическим уравнениям.

Реше­ние задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количест­ву вещества, массе или объему исходного вещест­ва. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

1



Уметь выполнять решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по массе, количеству, объему исходного вещества, а так же с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примеси)

Выполнение расчётов по химическим уравнениям на нахождение количест­ва, массы или объёма про­дукта реакции по количе­ству, массе или объёму исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное ве­щество дано в виде раство­ра с заданной массовой до­лей растворённого вещества или содержит определённую долю приме­сей


38

Реакции разложения.

Реакции разложения. Понятие о скорости хи­мических реакций. Катализаторы. Ферменты.

1



Знать сущность химической реакции, понятие скорости ХР. Катализаторы и ферменты, примеры.

Уметь составлять уравнения реакций, проделанных учителем

Определения понятий «ре­акции соединения», «ката­лизаторы», «ферменты». Классификация химиче­ских реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Наблюдение и описание признаков и условий тече­ния химических реакций, выводы на основании ана­лиза наблюдений за экспе­риментом.

Составление на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ


39

Реакции соединения.

Реакции соединения. Каталитические и нека­талитические реакции. Обратимые и необрати­мые реакции.

1



Знать сущность реакций соединения, каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые.

Уметь составлять уравнения реакций, проделанных учителем

Определения понятий «ре­акции соединения», «ре­акции разложения», «об­ратимые реакции», «не­обратимые реакции», «каталитические реак­ции», «некаталитические реакции».

Классификация химиче­ских реакций по числу и со­ставу исходных веществ и продуктов реакции; направ­лению протекания реакции; участию катализатора. Наблюдение и описание признаков и условий тече­ния химических реакций, выводы на основании ана­лиза наблюдений за экспе­риментом


40

Реакции замещения.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реак­ций между металлами и растворами кислот. Ре­акции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

1



Знать сущность реакций замещения; понятия «ряд активности металлов», реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами;

Уметь составлять уравнение реакций, проделанных учителем, пользоваться рядом активности для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот.

Определения понятий «ре­акции замещения», «ряд активности металлов». Классификация химиче­ских реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование электрохи­мического ряда напряже­ний (активности) метал­лов для определения воз­можности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей. Наблюдение и описание признаков и условий тече­ния химических реакций, выводы на основании ана­лиза наблюдений за экспе­риментом


41

Реакции обмена.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Ус­ловия протекания реакций обмена в растворах до конца.

1



Знать определение понятия «реакция обмена», правило Бертолле; сущность этой реакции, условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца

Уметь составлять реакции обмена, проделанные учителем

Определения понятий «ре­акции обмена», «реакции нейтрализации ». Классификация химиче­ских реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование таблицы растворимости для опреде­ления возможности проте­кания реакций обмена. Наблюдение и описание признаков и условий тече­ния химических реакций, выводы на основании ана­лиза наблюдений за экспе­риментом


42

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соеди­нения — взаимодействие воды с оксидами метал­лов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реак­ции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

1



Знать типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды;

Уметь объяснять реакцию разложения – электролиз воды; реакцию соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов; понятие «гидроксиды»; реакцию замещения – взаимодействие воды со щелочными металлами и щелочно-земельными металлами; реакцию обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия)

Определение понятия «гидролиз». Характеристика хими­ческих свойств воды


43

Урок обобщения по теме «Изменения, происходящие с веществами». Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1




Использование знакового моделирования.

Получение химической ин­формации из различных источников.

Представление информа­ции по теме «Изменения, происходящие с веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ



Тема 5. Практикум № 1. Простейшие операции с веществом

5 ч






44

Практическая работа «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием

Работа с лабораторным оборудованием и нагрева­тельными приборами в со­ответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штати­вом, со спиртовкой


45

Практическая работа «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их

Работа с лабораторным оборудованием и нагрева­тельными приборами в со­ответствии с правилами техники безопасности. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с вещества­ми. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и язы­ка химии.

Составление выводов по ре­зультатам проведённого эксперимента


46

Практическая работа «Анализ почвы и воды»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их

Работа с лабораторным оборудованием и нагрева­тельными приборами в со­ответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабо­раторным оборудованием: с воронкой, с фильтром, со спиртовкой. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, про­исходящими с вещества­ми. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и язы­ка химии.

Составление выводов по ре­зультатам проведённого эксперимента


47

Практическая работа «Признаки химических реакций»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их

Работа с лабораторным оборудованием и нагрева­тельными приборами в со­ответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабо­раторным оборудованием: с лабораторным штати­вом; со спиртовкой. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, про­исходящими с вещества­ми.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и язы­ка химии.

Составление выводов по ре­зультатам проведённого эксперимента


48

Практическая работа «Приготовление раствора и определение массовой доли его в растворе»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, производить расчеты

Работа с лабораторным оборудованием и нагрева­тельными приборами в со­ответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приёмов обращения с лабо­раторным оборудованием: с мерным цилиндром, с ве­сами. Наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с вещества­ми.

Описание эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составление выводов по ре­зультатам проведённого эксперимента. Приготовление растворов с определённой массовой до­лей растворённого вещест­ва.

Приготовление раствора и расчёт массовой доли рас­творённого в нём вещества



Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18 ч






49

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

1



Знать определение понятий: растворы, гидраты, кристаллогидраты, насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.

Объяснять: зависимость растворимости вещества от температуры, значение растворов

Определения понятий «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «на­сыщенный раствор», «не­насыщенный раствор», «пересыщенный раствор», « растворимость ». Определение растворимос­ти веществ с использовани­ем кривых растворимости. Характеристика растворе­ния с точки зрения атом­но-молекулярного учения. Использование таблицы растворимости для опреде­ления растворимости ве­ществ в воде.

Составление на основе текста графиков, в том числе с применением средств ИКТ


50

Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссо­циации электролитов с различным типом хими­ческой связи. Степень электролитической диссо­циации. Сильные и слабые электролиты

1



Знать определение понятий ЭД. Электролиты и неэлектролиты. Механизм ЭД, степень ЭД

Уметь объяснять механизм ЭД с разным видом связи

Определения понятий «электролитическая дис­социация», «электроли­ты», «неэлектролиты». Выполнение пометок, вы­писок и цитирования текс­та


51

Основные положения электролитической диссоциации.

Классификация ионов и их свойства. Основные положения ТЭД

1



Знать определения понятий: ионы, катионы, анионы; основные положения ТЭД

Уметь классифицировать ионы по составу (сложные и простые), по заряду (катионы, анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные)

Определения понятий «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составление уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.

Определение понятия «ионные реакции». Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов.

Наблюдение и описание ре­акций между электролита­ми с помощью естественно­го (русского или родного) языка и языка химии


52

Диссоциация кислот, солей, оснований

1



Знать определения: диссоциация, кислоты, соли, основания

Уметь расписывать диссоциацию электролитов


53

Ионные уравнения.

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между элект­ролитами до конца в свете ионных представлений.

1



Знать в каких случаях реакции ионного обмена идут до конца; понятия «ионное уравнение» « сокращенное ионное уравнение

Уметь различать и производить запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости


54

Упражнения в составлении ионных уравнений реакций

1



Уметь различать и производить запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости



55

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Молекулярные и ионные урав­нения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряже­ний металлов. Взаимодействие кислот с оксида­ми металлов. Взаимодействие кислот с основа­ниями — реакция нейтрализации. Взаимодей­ствие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

1



Знать и объяснять классификацию кислот как электролитов; классификацию кислот по разным признакам; условия течения реакций между кислотами и сами реакции; взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями

Уметь записывать уравнения реакций кислот

Составление характерис­тики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации.

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений ре­акций с участием кислот. Наблюдение и описание ре­акций с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.

Проведение опытов, под­тверждающих химиче­ские свойства кислот, с со­блюдением правил техни­ки безопасности


56

Основания в свете теории электролитической диссоциации.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электро­литической диссоциации. Взаимодействие осно­ваний с кислотами, кислотными оксидами и со­лями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при на­гревании.

1



Знать определение оснований в свете ТЭД; классификацию оснований по разным признакам, взаимодействие оснований с кислотами; взаимодействие щелочей с солями (работа с таблицей растворимости) и оксидами неметаллов; разложение нерастворимых оснований

Уметь составлять уравнения реакций с участием оснований

Определение понятия «ос­нования».

Составление характерис­тики общих химических свойств оснований (щело­чей и нерастворимых осно­ваний) с позиций теории электролитической диссо­циации.

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений реакций с участием основа­ний.

Наблюдение и описание ре­акций оснований с по­мощью естественного (рус­ского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, под­тверждающих химиче­ские свойства оснований, с соблюдением правил тех­ники безопасности. Составление доклада по те­ме, определённой учите­лем


57

Оксиды в свете теории электролитической диссоциации.

Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах.

1



Знать состав оксидов, классификацию солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные); и несолеобразующие свойства кислотных и основных оксидов

Уметь записывать уравнения реакций с участием оксидов


Определения понятий «не- солеобразующие оксиды », «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды».

Составление характерис­тики общих химических свойств солеобразующих оксидов (кислотных и основных) с позиций теории электролитической диссо­циации.

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений реакций с участием оксидов.

Наблюдение и описание ре­акций оксидов с по­мощью естественного (рус­ского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, под­тверждающих химиче­ские свойства оксидов, с соблюдением правил тех­ники безопасности. Составление доклада по те­ме, определённой самостоятельно


58

Соли в свете теории электролитической диссоциации.

Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете тео­рии электролитической диссоциации. Взаимо­действие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислота­ми, основаниями и солями. Использование таб­лицы растворимости для характеристики хими­ческих свойств солей.

1



Знать определение солей как электролитов, их диссоциацию; взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций и взаимодействие солей с солями (работа с таблицей растворимости); взаимодействие солей с кислотами и щелочами

Уметь составлять уравнения реакций с участием солей

Определения понятий «средние соли», «кислые соли», «основные соли». Составление характерис­тики общих химических свойств солей с позиций те­ории электролитической диссоциации.

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений ре­акций с участием солей. Наблюдение и описание ре­акций солей с помощью ес­тественного (русского или родного) языка и языка хи­мии.

Проведение опытов, под­тверждающих химиче­ские свойства солей, с соблюдением правил техни­ки безопасности. Составление доклада по те­ме, определённой само­стоятельно


59

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганиче­ских веществ.

1



Знать понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Уметь осуществлять цепочки переходов

Определение понятия «ге­нетический ряд». Иллюстрировать: а) приме­рами основные положения теории электролитической диссоциации; б) генетиче­скую взаимосвязь между веществами (простое веще­ство — оксид — гидро­ксид — соль).

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений реакций с участием электро­литов.

Составление уравнений ре­акций, соответствующих последовательности («це­почке») превращений не­органических веществ раз­личных классов. Выполнение прямого ин­дуктивного доказательства


60

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1



Знать понятие генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов

Уметь осуществлять цепочки переходов


61

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Окис­литель и восстановитель, окисление и восстанов­ление.

Реакции ионного обмена и окислительно-вос­становительные реакции. Составление уравне­ний окислительно-восстановительных реакций ме­тодом электронного баланса.

1



Знать определение понятия «окислительно- восстановительные реакции» и ионного обмена, их отличия; окислитель, восстановитель

Уметь определять степени окисления элементов, образующих вещества различных классов

Определения понятий «окислительно-восстанови­тельные реакции», «окис­литель», «восстанови­тель», «окисление», «вос­становление». Классификация химиче­ских реакций по признаку «изменение степеней окисления элементов». Определение окислителя и восстановителя, окисле­ния и восстановления. Использование знакового моделирования


62

Составление уравнений окислительно-восстановительные реакций

1



Знать теоретические основы в рамках темы

Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса


63

Свойства веществ изученных классов соединений в свете ОВР

1



Знать характеристику свойств простых веществ металлов, а также кислот и солей в свете ОВР

Уметь составлять уравнения ОВР

Составление уравнений окислительно-восстанови­тельных реакций методом электронного баланса. Определение окислителя и восстановителя, окисле­ния и восстановления


64

Урок обобщения по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1




Получение химической ин­формации из различных источников.

Представление информа­ции по теме «Растворение. Растворы. Свойства рас­творов электролитов» в ви­де таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ


65

Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1




Выполнение контрольной работы


66

Свойства веществ изученных классов в свете ОВР и ТЭД

1



Знать характеристику свойств простых веществ металлов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР

Уметь составлять ионные уравнения, ОВР

Составление уравнений окислительно-восстанови­тельных реакций методом электронного баланса. Определение окислителя и восстановителя, окисле­ния и восстановления.

Составление характерис­тики общих химических свойств основных классов неорганических веществ с позиций те­ории электролитической диссоциации.

Составление молекуляр­ных, полных и сокращён­ных ионных уравнений ре­акций



Тема 7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов

2 ч






67

Практическая работа «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их

Обращение с лаборатор­ным оборудованием и на­гревательными приборами в соответствии с правила­ми техники безопасности. Наблюдение свойств кис­лот, оснований, оксидов и солей, а также происходя­щих с ними явлений. Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и язы­ка химии.

Формулировка выводов по результатам проведённого эксперимента.


68

Практическая работа «Решение экспериментальных задач»

1



Знать правила ТБ

Уметь работать с химическим оборудованием, проводить наблюдения и описывать их

Обращение с лаборатор­ным оборудованием и на­гревательными приборами в соответствии с правила­ми техники безопасности. Распознавание некоторых анионов и катионов. Наблюдение свойств ве­ществ и происходящих с ними явлений.

Описание химического эксперимента с помощью естественного (русского или родного) языка и язы­ка химии.

Формулировка выводов по результатам проведённого эксперимента.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Издания для учащихся:

1.О.С.Габриелян Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.: Дрофа, 2009/

2.О.С.Габриелян, С.А.Сладков Рабочая тетрадь к учебнику химии 8 класс /М.: Дрофа, 2013/

3.Н.В.Манкевич Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах /Минск:»Букмастер» «Кузьма», 2012/

4.В.А.Крицман, В.В.Станцо Энциклопедический словарь юного химика /М.:Педагогика, 1982/

5. В.А.Крицман Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся /М.: Просвещение, 1993

6.Химия для школьников. Научно-практический журнал

Издания для учителя:

1.О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /М.: Дрофа, 2005/

2. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику /М.: «БЛИК и К», 2004/

3. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова Настольная книга учителя. Химия 8 класс /М.: Дрофа, 2003/

4.Е.В.Савинкина, Н.Д.Свердлова Сборник задач и упражнений по химии 8 класс /М.: «Экзамен», 2010/

5.Н.С.Павлова Контрольные и самостоятельные работы по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс» /М.: «Экзамен», 2011/

Медиаресурсы:

1.Видеоуроки Химия 8 класс /ООО «Открытый урок», 2014/

2.Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8 класс /ООО «Маркон», 2011/

3.Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс

4.Химия. Базовый курс 8-9 класс

5.1С: Репетитор. Химия



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;



Критерии оценивания

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению и оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полноту (соответствие объему программы и информации учебника);

  • число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа

(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменной работы.

Оценка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

  • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

  • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»:

  • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:

  • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

  • план решения составлен правильно;

  • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

  • дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

  • план решения составлен правильно;

  • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

  • план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

  • допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.


Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.


Оценка письменных контрольных и проверочных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


Оценка тестовых работ.

Процент выполненной работы.

Оценка.

90-100 %

«5»

78 – 89 %

«4»

50-77 %

«3»

до 50 %

«2»


Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

  3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

  3. допустил 1 -2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.




1