СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии, 8 класс, автор И.И.Новошинский

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа соответствует требованиям ФГОС по химии. Приложением к программе является календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии, 8 класс, автор И.И.Новошинский»

Пояснительная записка рабочей программы «Неорганическая химия» 8 класс

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015);

  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • приказ Минобразования России от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08. 2010 №889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • примерная программа основного общего образования по химии

  • Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Задачи обучения:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение неорганической химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс неорганической химии 9 класса направлен на решение задачи формирования багажа знаний обучающихся о строении, свойствах, способах получения и областях применения неорганических веществ.

Теоретическую основу курса химии 8-9 класса составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о простых веществах и классах неорганических соединений и их свойствах.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Изучение химии в 8 классе основного (неполного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Личностных:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

  • формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  • понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

  • развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);

  • формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

Метапредметных:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • умение объяснять процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;

  • применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;

  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

  • способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;

  • умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность сточки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • овладение сведениями о сущности и способностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.

Предметных:

  • понимать значение научных знаний для адаптации человека в динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

  • давать определения изученных понятий: химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;

  • моделировать строение атомов элементов1-3 периодов, строение простых молекул;

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом). 2 часа в неделю.

Из этих часов приходится:

• на практические работы - 6 часов;

• на контрольные работы - 4 часа.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.

Формы контроля: промежуточная аттестация (по четвертям) и итоговая аттестация обучающихся.

Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии явля­ются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойства­ми, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку ве­ществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

«Вещество» — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

«Химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управле­ния химическими процессами;

«Применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребля­ются в повседневной жизни, широко используются в промыш­ленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

«Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неоргани­ческих и органических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также пра­вила перевода информации с родного или русского языка на язык химии и обратно.

В 8 классе происходит знакомство с физическими и химическими явлениями, методом научного познания, формирование основных химических понятий, приобретение умений проводить практические работы по заданной схеме.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях обязательного минимума подготовки выпускников

5. Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)

В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать

  • химическую символику:символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;

  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ПРОГРАММА. Программа курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Новошинский И.И., Новошинская Н.С./ Химия. 8кл.: Программа. Тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской «Химия. 8класс»- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2008г.

УЧЕБНИК. :

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 8 класс. - М.: Русское слово, 2007.

2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 8 класс. - М.:

Русское слово, 2007.

3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения

8-11 классы. - М.: Русское слово, 2007.

4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс I М.: Русское слово, 2007.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новошинский И.И. Химия. 8кл.: Программа. Тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской «Химия. 8класс»- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2008г.

Новошинский И.И. Контрольные работы по химии: 8кл.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2005г. .О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Настольная книга учителя химии», ч.I, 11 кл. - М.: «Дрофа», 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

1.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия» - М.: «Дрофа», 2009.

2.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Общая химия» - Олма-учебник, 2008. .

3.А.С.Егоров «Репетитор по химии» - «Феникс», 2008.

4.С.А.Литвинова, Н.В.Манкевич «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах» - Минск: «Современная школа: Кузьма», 2009.

5.А.Н.Левкин, А.А.Карцова, С.Е.Домбровская, Е.Д.Крутецкая «Химия:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы. (Серия «Итоговый контроль:ЕГЭ») – М.;СПб.:Просвещение, 2011.

6.Г.П.Хомченко «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы» - М.: «Новая волна».,2004.

7.В.Н.Доронькин,А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева «Химия.Тематическиетесты.Подготовка к ЕГЭ» - Ростов-на-Дону «Легион», 2010.

Интернет-ресурсы:
1. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в

газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.

http://him.1september.ru/urok/ 

2. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д. 

http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html 
3. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы.  http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html 
4. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. http://n-t.ru/ri/ps/ 

Тематическое планирование 8 КЛАСС 2ч в неделю: всего 68 часов


Темы

Базовый

уровень

План

Практические работы

Введение.

6


2

Тема 1. Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

9


Тема 2. Химическая связь. Строение веществ.

12



Тема 3. Классификация сложных неорганических веществ.

6


Тема 4. Химические реакции

9


1

Тема 6. Растворы. Электролитическая диссоциация

13

3

Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и их химические свойства

13


Всего

68

6


Планирование лабораторных работ по химии


№1.Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

№2. Физические свойства веществ.

№3.Признаки протекания химических реакций

№4. Очистка загрязненной поваренной соли

№5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества и измерение его плотности

№6. Определение рН среды










Тема курса

Цели изучения темы

Ожидаемый результат

1

Введение

Познакомить учащихся с предметом химии, начать формирование понятий: атом, молекула, вещество, химический элемент, относительная атомная масса, знаний знаков химических элементов, правил техники безопасности, умения вычислять массу атома, описывать физические свойства веществ.

Знать: предмет химии. Понятия «атом», «молекула», «вещество», «химический элемент», «относительная атомная масса», знаки химических элементов. Правила ТБ Уметь: вычислять массу атома. Описывать физические свойства веществ.

2

Строение атома. Структура ПСХЭ

Начать формирование знаний строения атома, умение определять состав ядра (протоны, нейтроны), распределение электронов по энергоуровням, первоначальные понятия классификации химических элементов на основе строения их атомов (металлы, неметаллы, благородные газы), знаний физического смысла номера химического элемента, номера периода и группы ПСХЭ. Развитие внимательности, логического мышления


Знать: строение атома, структуру ПСХЭ, физический смысл номера элемента, номера периода и группы.

Уметь: характеризовать химический элемент на основе его положения в ПСХЭ и строении атома.

3

Химическая связь. Строение вещества

Начать формирование понятий химическая формула, химическая связь, степень окисления, валентность, количество вещества, молярная масса. Формировать интерес к предмету через изучение строения веществ. Развитие внимательности, логического мышления

Знать: понятия химическая формула, химическая связь, степень окисления, валентность, количество вещества, молярная масса.

Уметь: вычислять относительную молярную массу вещества, массовую долю химического элемента в веществе по формуле, производить расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса»

4

Классификация сложных неорганических веществ

Формирование знаний о составе, номенклатуре, классификации основных классов неорганических веществ (оксидов, оснований, кислот, солей).


Знать: определение, состав, номенклатуру, классификацию и структурные формулы соединений основных классов (оксидов, оснований, кислот, солей).

Уметь: определять принадлежность соединений по их формуле к соответствующему классу, называть вещества, составлять молекулярные формулы.

5

Химические реакции

Формирование знаний о химических явлениях (реакциях), признаках химических реакций, умения проводить вычисления по уравнениям химических реакций. Развитие экспериментальных умений и навыков, воспитание аккуратности при работе с хим.реактивами.


Знать: признаки химических реакций, типы химических реакций. Правила ТБ

Уметь: определять тип реакции по уравнению реакции, проводить вычисления по уравнению химической реакции. Проводить опыты, соблюдая правила ТБ

6

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства

Расширение знаний о важнейших классах неорганических соединений при изучении способов получений и химических свойств оксидов, оснований, кислот, солей. Совершенствование экспериментальных умений и навыков, воспитание аккуратности при работе с хим.реактивами. Развитие внимательности, логического мышления


Знать: способы получений и химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.

Уметь: составлять уравнения реакций, доказывающих свойства веществ, способы получения. Проводить опыты, соблюдая правила ТБ

7

Растворы. Электролитическая диссоциация

Сформировать понятие о растворах, электролитической диссоциации, расширение знаний о основных классах неорганических веществ (кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации). Формировать умение составлять уравнения реакций диссоциации, ионно-молекулярные уравнения реакций. Совершенствование экспериментальных умений и навыков.

Знать: способы разделения веществ, понятие «массовая доля растворенного вещества», основные положения ТЭД, общие свойства электролитов.

Уметь: составлять уравнения реакций диссоциации, ионно-молекулярные уравнения реакций. Решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества». Проводить опыты, соблюдая правила ТБ


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс (2 ч в неделю; всего 68 ч)

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, изучающих химию два часа в неделю, выделен курсивом.

Введение (6ч)

Предмет химии. Вещества и их физические свойства. Частицы, образующие вещества. Атомы и молекулы. Масса атома. Относительная атомная масса. Атомная единица массы. Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах.

Демонстрации

1. Коллекции изделий из железа, алюминия и стекла.

2. Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (вода и перманганат калия) в результате хаотичного движения их частиц.

Практическая работа 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.

Практическая работа 2

Вещества и их физические свойства (описание свойств веществ, например графита, воды, поваренной соли или сахара, меди, мела, медного купороса, железа и т. д.).

Тема 1

Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (9 ч)

Составные части атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Современное определение химического элемента. Изотопы — разно­видности атомов одного и того же химического элемента.

Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов. Понятие об электронном слое (энергетическом уровне), о завершенном и незавершенном электронных слоях. Максимальное число электронов на энерге­тическом уровне. Классификация элементов на основе строения их атомов (металлы и неметаллы).

Структура Периодической системы химических элементов и электронное строение атома. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов (заряд ядра, радиус атома, число электронов, движущихся вокруг ядра, металлические и неметаллические свойства атомов элементов и др.) в малых периодах и главных подгруппах. Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрация

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2

Химическая связь. Строение вещества (12ч)

Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. Вычисления по химическим формулам. Простые и сложные вещества.

Понятия о валентности и химической связи. Ковалентная связь, ее образование на примерах молекул хлора, азота и хлороводорода. Электронные и структурные формулы. Полярная и неполярная ковалентные связи. Электроотрицательность атома химического элемента.

Вещества молекулярного строения. Молекулярная кристаллическая решетка. Закон постоянства состава.

Ионная связь, ее образование на примере хлорида натрия. Вещества ионного (немолекулярного) строения. Ионная кристаллическая решетка.

Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления атомов.

Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д. И.Мен­делеева.

2. Плакаты со схемами образования ковалентной и ионной химической связи.

3. Модели молекулярных (сахар, углекислый газ, иод) и ионных (поваренная соль) кристаллических решеток.

4. Возгонка иода, нафталина.

5. Различные соединения количеством вещества 1 моль.

Лабораторный опыт 1

Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.

2. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.

3. Вычисление массовых отношений между химическими элементами в данном веществе.

4. Расчеты с использованием физических величин «количество вещества» и «молярная масса».

5. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 3

Классификация сложных неорганических веществ (6 ч)

Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Структурные формулы кислот.

Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Демонстрации

Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.

Лабораторный опыт 2

Определение принадлежности соединений к соответствующему классу (оксиды, основания, кислоты, соли) по их формулам.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 4

Химические реакции (9 ч)

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Классификация химических реакций: 1) по признаку выделения или поглощения теплоты (экзо- и эндотермические реакции), 2) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложе­ния, замещения и обмена). Термохимические уравнения.

Вычисления по химическим и термохимическим уравнениям. Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В.Ломоносова в развитии химии.

Демонстрации

1. Примеры физических явлений: плавление и отвердевание парафина.

2. Пример химического явления: горение парафина.

3. Признаки химических реакций: изменение цвета (взаимодействие иодида калия с хлорной водой); образование осадка (получение сульфата бария); выделение газа (взаимодействие серной или хлороводородной кислоты с металлом); выделение света (горение лучины, магния); появление запаха (получение уксусной кислоты); выделение или поглощение теплоты (нейтрализация сильной кислоты сильным основанием, разложение гидроксида меди(II)).

4. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ.

5. Реакции соединения — горение магния или угля (экзотермические реакции), разложения гидроксида меди(II) (эндотермическая реакция), замещения — взаимодействие цинка, железа с раствором кислоты или сульфата меди(II), обмена — взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария, соляной кислоты и нитрата серебра и т. д.

Лабораторный опыт 3

Физические явления (накаливание стеклянной трубки в пламени спиртовки или горелки).

Лабораторный опыт 4

Химические явления (накаливание медной проволоки или пластинки).

Лабораторный опыт 5

Типы химических реакций.

Практическая работа 3

Признаки химических реакций: 1) взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мелом или мрамором); 2) получение гидроксида меди(II); 3) изменение окраски фенол­фталеина в растворе мыла или стирального порошка; 4) взаимодействие оксида кальция с водой.

Расчетные задачи

1. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.

2. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 5 Растворы. Электролитическая диссоциация (13 ч)

Чистые вещества и смеси веществ. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Понятие о растворах. Процесс растворения. Гидраты и кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Значение растворов в природе, промышленности, сельском хозяйстве, быту.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации электролитов с ионной и ковалентной полярной связью. Гидратация ионов. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства ионов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете представлений об электролитической диссоци­ации. Общие свойства растворов электролитов.

Среда водных растворов электролитов. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе рН.

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионно-молекулярные уравнения реакций и правила их составления. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции. Реакции обмена, протекающие практически необратимо.

Демонстрации

1.Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.

2.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

3.Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность ее раствора.

4.Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Лабораторный опыт 6

Гидратация сульфата меди(II).

Домашний эксперимент

Выращивание кристалла.

Лабораторный опыт 7

Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 8

Реакции ионного обмена.

Лабораторный опыт 9

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.

Практическая работа 4

Очистка поваренной соли.

Практическая работа 5

Приготовление раствора и измерение его плотности.

Практическая работа 6

Определение рН среды.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества».

1.Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2.Определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.

3.Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Тема 6 Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (13 ч)

Оксиды. Способы получения: взаимодействие простых веществ с кислородом, горение и разложение сложных веществ. Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (осно€вные, кислотные и амфотерные). Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам.

Основания. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с кислотами, солями, кислотными и амфотерными оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Кислоты. Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями (реакция нейтрализации), основными и амфотерными оксидами, металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты.

Амфотерные гидроксиды. Способы получения и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей, кислотными и основными оксидами.

Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов.

Соли. Основные способы получения и свойства. Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами. Разложение некоторых солей при нагревании.

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металла и неметалла.

Демонстрации

1. Взаимодействие оксида кальция и оксида углерода(IV) или оксида серы(IV) с водой; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.

2. Взаимодействие оксида кальция с соляной или азотной кислотой.

3. Взаимодействие оксида углерода(IV) с раствором гидроксида кальция.

4. Взаимодействие оксида цинка с соляной кислотой и гидроксидом натрия.

5. Получение нерастворимого основания и его взаимодействие с кислотами.

6. Взаимодействие кислот с основаниями, основными и амфотерными оксидами, металлами и солями.

7. Получение гидроксида цинка и его взаимодействие с кислотой и со щелочью.

8. Взаимодействие солей между собой и с металлами.

9. Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором.

10. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов».

Лабораторный опыт 10

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов на основании их свойств.

Лабораторный опыт 12

Реакция нейтрализации.

Лабораторный опыт 13

Обнаружение кислот и оснований.

Лабораторный опыт 14

Получение и свойства амфотерного гидроксида.

Лабораторный опыт 15

Способы получения солей.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

































Календарно-тематическое планирование уроков химии Класс 8

Количество часов : всего 68 часов в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков - 4

Практических работ - 6

Тема урока

темы

Дидактические единицы ФКГОС

Содержание примерной программы

Дата

календ.

фактич.


Введение.Методы познания веществ и химических явлений (6ч)

1

Вводный инструктаж по охране труда. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях


1

Химия как часть естествознания

Правила безопасности.

Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.



2

Вещества и их физические свойства

2



3

Практическая работа №1 Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности

3

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.



4

Практическая работа № 2 Вещества и их физические свойства Методы познания веществ и химических явлений

4

Методы познания веществ и химических явлений

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент

Понятие о химическом анализе и синтезе. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.



5

Атомы и молекулы. Относительная атомная масса

5

Атомы и молекулы. Химический элемент. ЯЗЫК ХИМИИ. Знаки химических элементов, химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы



6

Химический элемент. ЯЗЫК ХИМИИ. Знаки химических элементов

6



Тема 1.Строение атома. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева(9ч)

7

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

1

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.


27.09


8

Строение электронной оболочки атомов

2

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Классификация элементов на основе строения их атомов

28.09


9

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов

3

4.10


10

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

4

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


Группы и периоды Периодической системы.


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы

5.10


11

Группы и периоды Периодической системы.

5

11.10


12

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ

6

12.10


13

Проведение расчетов на основе формул : массовой доли химического элемента в веществе;

7

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли химического элемента в веществе;

Качественный и количественный состав вещества.


18.10


14

Простые и сложные вещества

8

Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества..

Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

19.10


15

Контрольная работа №1Строение атома. Периодическая система Д.И.Менделеева

9



25.10



Тема 2. Химическая связь.-12ч.



16

Строение молекул. Химическая связь.

1

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Понятие о валентности и степени окисления. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК (АТОМНАЯ, МОЛЕКУЛЯРНАЯ, ИОННАЯ И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ).

Закон постоянства состава.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Закон постоянства состава.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

26.10


17

Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная),

2


8.11


18

Ионная связь.

3

9.11


19

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

4

15.11


20

ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК (АТОМНАЯ, МОЛЕКУЛЯРНАЯ, ИОННАЯ И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ).

Закон постоянства состава

5

16.11


21

Понятие о валентности и степени окисления.

6

22.11


22

Составление формул бинарных соединений

7

Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

23.11


23

Составление формул бинарных соединений

8

29.11


24

Количество вещества.Моль. Молярная масса

9

Количество вещества, моль. Молярная масса. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; количества вещества, массы по количеству вещества,

Количество вещества, моль. Молярная масса.







30.11


25


Проведение расчетов на основе формул: количества вещества, массы по количеству вещества

10

6.12


26

Повторение по теме «Химическая связь. Строение вещества»

11



7.12


27

Строение атома. Характеристика химического элемента .

12



13.12


Тема 3. Вещество. Классификация сложных неорганических веществ(6ч)

28

Основные классы неорганических веществ. Оксиды.

1

Качественный и количественный состав вещества.

Простые и сложные вещества.

Основные классы неорганических веществ. ТОКСИЧНЫЕ, ГОРЮЧИЕ И ВЗРЫВООПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА. БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.


Основные классы неорганических веществ.

14.12


29

Основные классы неорганических веществ. Основания.

2

20.12


30

Кислоты.


3

21.12


31

Соли.

4

27.12


32

Повторение по теме «Классификация сложных неорганических веществ»

5

28.12


33

Контрольная работа №2

Химическая связь. Вещество.

6



28.12



Тема 4.Химические реакции(9ч)

34

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций

1

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций.

Химическая реакция.

Уравнение и схема химической реакции.

Условия и признаки химических реакций.


Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ;

изменению степеней окисления химических элементов;

поглощению или выделению энергии25.01

11.01


35

Закон сохранения массы веществ.

2

Сохранение массы веществ при химических реакциях. Закон сохранения массы веществ.

17.01


36

Практическая работа № 3 Признаки и уравнения химических реакций

3

Методы познания веществ и химических явлений


18.01


37

Классификация химических реакций по различным признакам:

4

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ

25.01


38

Реакции замещения и обмена

5

26.01


39

Вычисления по уравнению

химической. реакции количества вещества или массы ,

6

Вычисления по уравнению

химической. реакции количества вещества или массы ,

поглощения или выделения энергии

31.01


40

Вычисления по уравнению

химической.реакции

поглощения или выделения энергии

7

1.02


41

Систематизация знаний по теме «Химические реакции»

8

Решение ранее изученных типов задач


7.02


42

Контрольная работа №3«Химические реакции»

9



8.02



Тема 5. Растворы. Электролитическая диссоциация (13ч)

43

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ

1

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: ВОЗДУХ, ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЕ ВОДЫ. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание.

Приготовление растворов.

Получение кристаллов солей

14.02


44

Практическая работа № 4

Очистка загрязненной поваренной соли

2

Методы познания веществ и химических явлений

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент

15.02


45

Растворы.Процесс растворения. Кристаллогидраты

3

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:


1) массовой доли химического элемента в веществе;


2) массовой доли растворенного вещества в растворе;

Взвешивание.


Приготовление растворов.





21.02


46

Проведение расчетов на основе формул массовой доли растворенного вещества в растворе;

4

22.02


47

Практическая работа № 5 Приготовление раствора с массовой долей растворенного вещества

5

28.02


48

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и не электролиты.

6

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Электролиты и не электролиты.

Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Методы анализа веществ. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Индикаторы.

. Реакции ионного обмена.

Определение характера среды.


1.03


49

Ионы. Катионы и анионы

7

7.03


50

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей.

8

8.03


51

Электролитическая диссоциация солей.

9

14.03


52

Определение характера среды.

10

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

15.03


53

Практическая работа № 6

Среда водных растворов электролитов

11

21.03


54

Реакции ионного обмена.

12

Реакции ионного обмена.


Проведение химических реакций в растворах.

22.03


55

Условия протекания реакций ионного обмена

13

4.04


Тема 6.Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства(13 ч)


56

Свойства оксидов,

1

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов),

оксидов, оснований, кислот,

солей.


Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.


Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Индикаторы.

. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе.



5.04


57

Свойствакислотных и амфотерных оксидов,

2

11.04


58

Свойства оснований.

3

12.04


59

Свойства кислот

4

18.04


60

Кислоты. Взаимодействие с металлами.

5

19.04


61

Амфотерные гидроксиды.

6

25.04


62

Положение элементов в периодической системе и свойства их оксидов и гидроксидов

7


26.04


63

Соли. Способы получения и свойства

8






2.05


64

Генетическая связь между классами неорганических веществ

9





3.05


65

Обобщение знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

10



9.05


66

Решение задач

11

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций


10.05


67

Контрольная работа № 4 классы неорганических соединений

12



16.05


68

Анализ контрольной работы

13



17.05








































СИСТЕМА ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала.

Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверкууровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.

Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;

формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены самостоятельные работы, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.

Данная программа предусматривает проведение практических работ.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.