СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена согласно требований ФГОС по химии. В программе дано календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка рабочей программы по «Неорганическая химия » 9 класс.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015);
приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
приказ Минобразования России от 9 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08. 2010 №889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
примерная программа основного общего образования по химии
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.
Задачи обучения:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение неорганической химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс неорганической химии 9 класса направлен на решение задачи формирования багажа знаний обучающихся о строении, свойствах, способах получения и областях применения неорганических веществ.
Теоретическую основу курса химии 8-9 класса составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о простых веществах и классах неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Изучение химии в 9 классе основного (неполного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Личностных:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметных:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
умение объяснять процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность сточки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
овладение сведениями о сущности и способностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
Предметных:
понимать значение научных знаний для адаптации человека в динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
давать определения изученных понятий: химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;
моделировать строение атомов элементов1-3 периодов, строение простых молекул;
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
9 класс. Рабочая программа рассчитана на 66 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Из них контрольных работ – 5; практических работ – 7.
При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов - вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.
Данная рабочая программа направлена на личностно-ориентированное обучение и может быть реализована при использовании синтеза элементов современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, ИКТ, проектная и исследовательская технология, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, тестовых, контрольных работ, защиту проектов.
В рабочей программе произведено разделение учебного материала на
обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы;
дополнительный материал, который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала (выделен курсивом).
4. Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать
химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;
устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Новошинский, И. К, Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений.-3-е изд., испр. и доп. - М: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006.
Новошинский, И. И., Федосова, Л. Ф., Новошинская, Н. С. Контрольные работы по химии. 9 кл.: М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2007.
Новошинский, И, И., Новошинская, Н. С. Программа: тематическое и поурочное планирование. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2006.
Используемая литература.
1.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия» - М.: «Дрофа», 2009.
2.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Общая химия» - Олма-учебник, 2008.
3. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Настольная книга учителя химии», ч.I, 11 кл. - М.: «Дрофа», 2009.
4.Т.П.Троегубов «Поурочные разработки по химии» - М.: «Вако», 2009.
5.А.С.Егоров «Репетитор по химии» - «Феникс», 2008.
6.С.А.Литвинова, Н.В.Манкевич «Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах» - Минск: «Современная школа: Кузьма», 2009.
7.А.Н.Левкин, А.А.Карцова, С.Е.Домбровская, Е.Д.Крутецкая «Химия:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы. (Серия «Итоговый контроль:ЕГЭ») – М.;СПб.:Просвещение, 2011.
8.Г.П.Хомченко «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы» - М.: «Новая волна».,2004.
9.В.Н.Доронькин,А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева «Химия.Тематические тесты.Подготовка к ЕГЭ» - Ростов-на-Дону «Легион», 2010.
10.Д.М.Добротин,А.А.Каверина,М.Г.Снастина «ЕГЭ-2011 . Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов.» - ФИПИ,М.; «Национальное образование». 2011.
Интернет-ресурсы:
1. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в
газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам. http://him.1september.ru/urok/
2. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html
3. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. http://n-t.ru/ri/ps/
5. Содержание
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 ч.)
Реакции ионного обмена. Уравнения реакций в молекулярной и ионной форме. Краткое, полное ионное уравнение.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений.»
Окислительно-восстановительные реакции (3 ч.)
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Нахождение степени окисления элементов в химических соединениях.
Восстановители и окислители, окислительно-восстановительная двойственность. Окисление, восстановление.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Контроль: Самостоятельная работа.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений. (4 ч.)
Периодический закон.
Формулировка и смысл Периодического закона. Открытие ПЗ. Физический смысл порядкового №, № периода группы. Закономерности изменения свойств элементов в группе и периоде.
Характеристика положения Эл в ПСХЭ, особенности строения их атомов, сравнение свойств простых веществ, состав оксидов и гидроксидов. Генетические ряды.
Значение Периодического закона.
Демонстрации: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Контроль: Письменная самостоятельная работа.
Водород и его важнейшие соединения (7 ч.)
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение .
Строение атома водорода, степени окисления. Водород - простое вещество. Водород в природе. Химические свойства водорода, его применение.
Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Вода – кислородосодержащее соединение водорода. Свойства воды.
Решение расчетных задач на нахождение объема реагирующих веществ по уравнению реакции.
Демонстрации: химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными оксидами, солями.
Контроль: Тестовая контрольная работа.
Галогены (5 ч.)
Строение атомов галогенов, степени окисления.
Галогены - простые вещества. Закономерности изменения физических и химических свойств галогенов в ПСХЭ.
Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, бромиды, иодиды.
Качественные реакции на иод.
Качественные реакции на галогениды.
Демонстрации: химические свойства соляной кислоты: взаимодействие с активными металлами, их оксидами, щелочами, солями; изменение окраски метилового оранжевого; качественные реакции галогенидов с нитратом серебра.
Практическая работа №2. Галогены
Скорость химических реакций (3ч.)
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Классификация химических реакций.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Демонстрации: зависимость скорости химической реакции взаимодействия металлов с водой от природы реагирующих веществ; зависимость скорости химической реакции взаимодействия кислоты с металлом от поверхности соприкосновения; взаимодействия оксида меди (II) и серной кислоты от температуры.
Подгруппа кислорода (9ч.)
Общая характеристика подгруппы кислорода. Аллотропия. Кислород и озон. Состав воздуха.
Сера. Строение атома серы. Аллотропия. Физические и химические свойства серы.
Сероводород, сульфиды, оксиды серы (IV) и (VI).
Кислотные свойства оксидов. Сернистая кислота и ее соли.
Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете ОВР и ТЭД.
Сравнение свойств концентрированной и разбавленной кислот.
Сульфаты. Применение в н/х.
Характеристика химических свойств соединений серы.
Выполнение упражнений по написанию уравнений реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.
Демонстрации: Получение сероводорода. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами, основными оксидами; изменение окраски метилового оранжевого; качественная реакция сульфатов с хлоридом бария. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и медью.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».
Контроль: Разноуровневая контрольная работа.
Подгруппа азота (8 ч.)
Строение атомов и молекулы азота.
Физические и химические свойства азота в свете ОВР.
Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание.
Химические свойства: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму.
Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представители, применение в н/х. Распознавание солей аммония.
Получение аммиака, изучение его свойств.
Состав и свойств оксидов азота и соответствующих им кислот.
Физические и химические свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты: разложение при нагревании.
Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Биологическое значение.
Оксид фосфора (V), фосфорная кислота. Фосфаты.
Качественные реакции на фосфорную кислоту и ее соли. Фосфор в природе.
Распознавание минеральных удобрений. Классификация минеральных удобрений.
Выполнение упражнений по написанию уравнений реакций взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами.
Демонстрации: Получение аммиака. Взаимодействие разбавленной и концентрированной азотной кислоты с металлами. Взаимодействие разбавленной азотной кислоты с основными оксидами; изменение окраски метилового оранжевого.
Качественная реакция на ионы аммония со щелочью.
Практическая работа №4. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Практическая работа №5. Минеральные удобрения.
Контроль: тестовая работа.
Подгруппа углерода (6 ч.)
Строение атома. Аллотропия. Адсорбция и ее практическое значение. Химические свойства углерода. Оксиды углерода. Физические и химические свойства, получение и применение.
Строение атома, сравнение его свойств с углеродом.
Кристаллический кремний. Природные соединения кремния.
Силикаты. Кремниевая кислота.
Применение стекла, цемента, фарфора и их производства.
Решение расчетных задач на вычисление массовой и объемной доли выхода и примеси.
Демонстрации: кристаллические решетки графита и алмаза. Коллекция стекла.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
Контроль: Письменная самостоятельная работа.
Металлы (12 ч.)
Значение металлов в жизни человека, в истории цивилизации.
Характеристика положения металла в ПСХЭ.
Особенности строения атомов. Относительность деления элементов на металлы и неметаллы. Металлическая химическая связь.
Металлические кристаллические решетки.
Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, металлический блеск, плотность, твердость. Классификация металлов. Сплавы.
Взаимодействие с кислородом, неметаллами, водой, особенности взаимодействия с кислотами и солями.
Строение атома алюминия и сравнение его с бором. Физические и химические свойства простого вещества. Амфотерный характер соединений.
Магний и кальций.
Сравнительная характеристика строения атомов, физических и химических свойств: взаимодействие с кислородом, серой, водой. Оксиды кальция и магния, гидроксид кальция, соли кальция их значение в жизнедеятельности человека.
Жесткость воды. Классификация. Временная, постоянная жесткость. Меры по ее устранению.
Строение атомов, простые вещества. Химические свойства: взаимодействие с кислородом, неметаллами, водой. Оксиды, гидроксиды, соли: состав и свойства. Важнейшие представители и их использование человеком: питьевая сода, глауберова соль, поташ, поваренная соль. Биологическая роль натрия и калия.
Строение атома железа как элемента побочной подгруппы. Степени окисления железа. Физические и химические свойства простого вещества. Характеристика химических свойств оксидов и гидроксидов железа (II) и(III). Качественные реакции на ионы железа.
Демонстрации: Кристаллическая решетка натрия. Коллекция металлов. Химические свойства алюминия. Химические свойства кальция. Химические свойства железа.
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения».
Контроль: Разноуровневая контрольная работа
Органические вещества (8 ч.)
Первоначальные понятия об органической химии.
Органическая химия-химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические. Многообразие ОВ и его причины.
Понятие об углеводородах. Общая формула, номенклатура алканов.
Непредельные углеводороды: алкены, алкины.
Зависимость химических свойств углеводородов от их строения.
Природные источники углеводородов: нефть, газ, каменный уголь.
Кислородосодержащие соединения.
Общая формула и гомологический ряд спиртов. Этанол и метанол, их физиологическое воздействие на организм. Этиленгликоль и глицерин - многоатомные спирты, их значение.
Формула карбоновых кислот. Формула уксусной кислоты.
Общая формула жиров.
Общая формула, классификация углеводов. Глюкоза. Целлюлоза, крахмал.
Общие формулы азотосодержащих соединений: амины, нитросоединения, их взаимный переход.
Демонстрации: коллекция «Нефть и нефтепродукты». Физические свойства крахмала и целлюлозы.
Контроль: Разноуровневая контрольная работа
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Пр. раб. | К.р. | Решение задач |
1 | Повторение | 2 | 1 | - | - |
2 | Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции | 3 | - | - | - |
3 | Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений. | 4 | - | - | - |
4 | Тема 3. Водород и его соединения | 7 | - | 1 | 2 |
5 | Тема 4. Галогены | 5 | 1 | - | - |
6 | Тема 5. Скорость химических реакций. | 3 | - | - | 1 |
7 | Тема 6. Подгруппа кислорода | 9 | 1 | 1 | - |
8 | Тема 7. Подгруппа азота | 8 | 2 | 1 |
|
9 | Тема 8. Подгруппа углерода | 6 | 1 | - |
|
10 | Тема 9. Металлы и их соединения | 12 | 1 | 1 |
|
8 | Тема 10. Органические соединения | 8 | - | 1 |
|
ИТОГО | 66 | 7 | 5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе .
Планирование лабораторных работ по химии
№1. Решение экспериментальных задач (по повторению)
№2. Изучение свойств соляной кислоты.
№3. Решение экспериментальных задач (подгруппа кислорода)
№4. Получение аммиака и изучение его свойств
№5. Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание
№6. Получение углекислого газа. Распознавание карбонатов.
№7. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"
Контрольных работ-4
66часов (2 часа в неделю) | |||||||||||
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата план
| Дидактические единицы ФКГОС | Содержание примерной программы | Дата факт | |||||
Введение. Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса
| 2 часа
| ||||||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда. Свойства классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации | 7.09 | Вводный инструктаж по ТБ Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
|
|
| |||||
2 | 2 | Практическая работа 1 Решение экспериментальных задач | 10.09 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Первичный инструктаж по ТБ Решение экспериментальных задач.
| Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
| |||||
ТЕМА 1
| Окислительно-восстановительные реакции
| 3 часа
| |||||||||
3 | 1 | Окислительно-восстановительные реакции. | 14.09 | Окислительно-восстановительные реакции. Минимальная, максимальная и промежуточная степень окисления. |
|
| |||||
4 | 2 | Окислитель и восстановитель | 17.09 | Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность.
|
|
| |||||
5 | 3 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | 21.09 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. |
|
| |||||
ТЕМА 2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений | 4 часа | |||||||||
6 | 1 | Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона.
| 24.09 | Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона.
|
|
| |||||
7 | 2 | Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений. | 28.09 | Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений. Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений. |
|
| |||||
8 | 3 | Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с характеристиками соседних элементов.
| 5.10 | Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов и гидроксидов). Определение исходя из положения ХЭ в ПС и строения его атома: - в какой роли: окислителя или восстановителя элемент может выступать в ОВР или обладает окислительно-восстановительной двойственностью; - его минимальной и максимальной СО. Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с характеристиками соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений. Значение ПЗ для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
|
|
| |||||
9 | 4 | Обобщение, систематизация знаний. | 8.10 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов».
|
|
| |||||
ТЕМА 3 | Водород и его важнейшие соединения
| 7 часов | |||||||||
10 | 1 | Водород. Водородные соединения неметаллов. | 12.10 | Водород. Водородные соединения неметаллов. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в ПСХЭ. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе, получение водорода. | Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
|
| |||||
11 | 2 | Физические и химические свойства водорода | 15.10 | Физические и химические свойства водорода (взаимодействие с неметаллами и оксидами металлов). Окислительно-восстановительная двойственность, взаимодействие с активными металлами. Меры предосторожности с водородом. Водород – экологически чистое топливо. |
| ||||||
12 | 3 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. | 19.10 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и закона Авогадро. Определение относительной плотности газов. |
|
| |||||
13 | 4 | Алгоритм вычислений с использованием физической величины «молярный объем газа». | 22.10 | Алгоритм вычислений по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объем газа». Закон объемных отношений. |
|
| |||||
14 | 5 | Вода в природе. Химические свойства воды: | 26.10 | Вода в природе. Получение чистой воды. Охрана водных ресурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды.. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами. | Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
|
| |||||
15 | 6 | Обобщение, повторение | 9.11 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Водород и его важнейшие соединения». Выполнение упражнений и решение расчетных задач. |
|
| |||||
16 | 7 | Контрольная работа №1. «Периодический закон. Водород. Вода. | 12.11 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
|
|
| |||||
ТЕМА 4 | Галогены | 5 часов | |||||||||
17 | 1 | Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. | 16.11 | Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогенидов. Физические и химические свойства галогенов. | Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, УКСУСНАЯ КИСЛОТА). Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
| |||||
18 | 2 | Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора. | 19.11 | Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора, растворимость в воде, окислительные свойства взаимодействие с металлами, водородом. Взаимодействие с водой. Понятие о хлорной извести. Применение хлора. Действие хлора на организм. |
| ||||||
19 | 3 | Галогеноводородные кислоты и их соли. | 23.11 | Галогеноводородные кислоты и их соли. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид- ионы. |
| ||||||
20 | 4 | Практическая работа 2 Изучение свойств соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
| 26.11 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Практическая работа 2 Изучение свойств соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
| |||||
21 | 5 | Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов.
| 30.11 | Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. |
|
| |||||
ТЕМА 5 | Скорость химических реакций | 3 часа | |||||||||
22 | 1 | Понятие о скорости химических реакций. | 3.12 | ПОНЯТИЕ О СКОРОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. КАТАЛИЗАТОРЫ. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные.
| Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. |
| |||||
23 | 2 | Зависимость скорости химической реакции от природы веществ , их концентрации, температуры и катализатора | 7.12 | Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ и их концентрации, от температуры и катализатора. Понятие об ингибиторах. |
|
| |||||
24 | 3 | Понятие об обратимости химических реакций | 10.12 | Понятие об обратимости химических реакций. Обобщение знаний о классификации химических реакций. Контроль знаний. |
|
| |||||
ТЕМА 6 | Подгруппа кислорода | 9 часов | |||||||||
25 | 1 | Общая характеристика элементов подгуппы кислорода.. Кислород – простое вещество.
| 14.12 | Общая характеристика элементов подгуппы кислорода.. Положение кислорода в ПС. Кислород – химический элемент. Кислород – простое вещество. Распространение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства. Роль кислорода в природе и его применение. Аллотропные видоизменения кислорода. Озон: получение, свойства и применение. Озоновый «щит» Земли. | Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
|
| |||||
26 | 2 | Сера.. Серная, СЕРНИСТАЯ И СЕРОВОДОРОДНАЯ кислоты и их соли.
| 17.12 | Сера.. Серная, СЕРНИСТАЯ И СЕРОВОДОРОДНАЯ кислоты и их соли. Нахождение в природе. Физические и химические свойства серы: взаимодействие с металлами, кислородом и водородом, окислительно-восстановительная двойственность. Применение серы, сероводорода и сульфидов. | Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
|
| |||||
27 | 3 | Оксид серы (IY) и сернистая кислота, их получение, свойства и применение. | 21.12 | Оксид серы (IY) и сернистая кислота, их получение, свойства и применение. Качественная реакция на сульфит-ион |
| ||||||
28 | 4 | Физические и химические свойства оксида серы (YI) и серной кислоты | 24.12 | Физические и химические свойства оксида серы (YI) и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. |
| ||||||
29 | 5 | Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты.
| 28.12 | Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты. Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислого производства. Значение серы, ее соединений, в том числе серной кислоты в народном хозяйстве.
| Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
|
| |||||
30 | 6 | Алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси.
| 11.01 | Алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
|
| |||||
31 | 7 | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 14.01 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
| |||||
32 | 8 | Систематизация и коррекция знаний, | 18.01 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода». |
|
| |||||
33 | 9 | Контрольная работа №2 Скорость химических реакций. Подгруппа кислорода | 21.01 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
|
|
| |||||
ТЕМА 7 | Подгруппа азота | 8 часов | |||||||||
34 | 1 | Общая характеристика элементов подгруппы азота. Положение азота в ПС. Азот – химический элемент.
| 25.01 | Общая характеристика элементов подгруппы азота. Положение азота в ПС. Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот – простое вещество. Молекула азота, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства азота (взаимодействие с металлами, водородом и кислородом), окислительно-восстановительная двойственность. Применение азота. | Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Аммиак. Соли аммония Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение газообразных веществ. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. |
| |||||
35 | 2 | Получение и физические свойства аммиака. Качественная реакция на ион аммония | 28.01 | Получение и физические свойства аммиака. Строение молекулы аммиака и его химические свойства (горение, взаимодействие с водой и кислотами). Аммиачная вода. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония. |
| ||||||
36 | 3 | Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств | 1.02 | Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. Возгонка хлорида аммония. Получение газообразных веществ. |
| ||||||
37 | 4 | Азотная кислота. . Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. | 4.02 | Химизм промышленного и лабораторного способов получения азотной кислоты, ее физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, неметаллами. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Применение азотной кислоты и нитратов. |
| ||||||
38 | 5 | Источники пополнения азотом почвы Азотные и калийные удобрения. | 8.02 | Источники пополнения азотом почвы. Процессы, приводящие к удалению азота из почвы. Азотные и калийные удобрения. | Круговорот азота. |
| |||||
39 | 6 | Основные химические свойства фосфора), оксида фосфора (Y) и ортофосфорной кислоты. | 11.02 | Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Природные соединения фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Основные химические свойства фосфора (взаимодействие с кислородом), оксида фосфора (Y) и ортофосфорной кислоты. Фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион. Фосфорные удобрения. Круговорот фосфора в природе. | Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
|
| |||||
40 | 7 | Практическая работа 5 Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание
| 15.02 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание Свойства азотных, фосфорных и калийных удобрений. Распознавание образцов этих удобрений. |
|
| |||||
41 | 8 | Систематизация и коррекция знаний, | 18.02 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение задач и упражнений. |
|
| |||||
ТЕМА 8 | Подгруппа углерода | 5 часов | |||||||||
42 | 1 | Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. | 22.02 | Общая характеристика подгруппы углерода. Положение углерода в ПС. Углерод – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод – простое вещество. Нахождение углерода в природе. Аллотропные модификации углерода. Кристаллические решетки, физические свойства, применение алмаза и графита. Химические свойства (восстановительные) углерода (горение, восстановление оксидов металлов). | Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (МЕЛ, МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, СТЕКЛО, ЦЕМЕНТ).
|
| |||||
43 | 2 | Оксиды углерода (II) и (IY), получение, свойства и применение. | 25.02 | Оксиды углерода (II) и (IY), получение, свойства и применение. Свойства угольной кислоты. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественные реакции на карбонаты и гидрокарбонаты. Применение солей угольной кислоты. Углерод – основа живой природы. Круговорот углерода в природе. «Парниковый эффект» |
| ||||||
44 | 3 | Практическая работа 6 Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1.03 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Получение газообразных веществ.
| Получение газообразных веществ.
|
| |||||
45 | 4 | Кремний и его соединения | 4.03 | Строение атома. Кремний и его соединения в природе. Свойства, применение кремния и оксида кремния (IY). Кремниевая кислота. Силикаты, их применение. | Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (МЕЛ, МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, СТЕКЛО, ЦЕМЕНТ). |
| |||||
46 | 5 | Контрольная работа №3 | 8.03 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
|
|
| |||||
ТЕМА 9 | Металлы и их соединения | 12 часов | |||||||||
47 | 1 | Положение металлов в Периодической системе. Характерные физические свойства металлов. | 11.03 | Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Простые вещества – металлы. Металлы в природе. Способы их получения. Металлический тип связи и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов. | Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
|
| |||||
48 | 2 | Химические свойства металлов. Сплавы металлов. | 15.03 | Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, воде, растворам кислот и солей. Сплавы металлов, их свойства и применение. |
| ||||||
49 | 3 | Алгоритм расчетных задач по определению состава смеси.
| 18.03 | Алгоритм расчетных задач по определению состава смеси. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами. |
|
| |||||
50 | 4 | Алюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА | 22.03 | Общая характеристика элементов главной подгруппы III группы. Алюминий. АМФОТЕРНОСТЬ ОКСИДА И ГИДРОКСИДА. Строение атома. Природные соединения алюминия, его получение, физические и химические свойства. Качественная реакция на ион Al3+. Применение алюминия и его соединений. | Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
|
| |||||
51 | 5 | Магний и кальций | 5.04 | Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Магний и кальций. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Качественная реакция на ион Са2+. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. | Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. |
| |||||
52 | 6 | Карбонатная и некарбонатная жесткость воды. | 8.04 | Карбонатная (временная) и некарбонатная (постоянная) жесткость воды. Устранение жесткости воды. Превращение карбонатов в природе. |
| ||||||
53 | 7 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы.
| 12.04 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Биологическая роль соединений натрия и калия. Калийные удобрения. |
| ||||||
54 | 8 | Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа | 15.04 | Железо. Оксиды, ГИДРОКСИДЫ И СОЛИ железа Природные соединения железа, его получение и физические свойства, химические свойства железа, оксидов железа FeO и Fe2O3 гидроксидов Fe(OH)2 и Fe(OH)3. качественная реакция на ионы железа Fe2+ и Fe3+. Сплавы железа. Применение железа, его сплавов и соединений. Биологическая роль железа. | Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
|
| |||||
55 | 9 | Коррозия металлов | 19.04 | Коррозия металлов. Ущерб от коррозии металлов. Основные методы защиты от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия, ингибирование, протекторный метод.
|
|
| |||||
56 | 10 | Практическая работа 7 Решение экспериментальных задач | 22.04 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Практическая работа 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
|
|
| |||||
57 | 11 | Обобщение по теме «Металлы и их соединения».
| 26.04 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы и их соединения».
| Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
|
| |||||
58 | 12 | Контрольная работа №4. Металлы и их соединения | 29.04 | Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
|
|
| |||||
ТЕМА 10 | Органические соединения | 8часов | |||||||||
59 | 1 | Первоначальные сведения о строении органических веществ.
| 3.05 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Многообразие органических веществ. | Углеводороды: метан, этан, этилен.
|
| |||||
60 | 2 | Предельные углеводороды (алканы). | 6.05 | Предельные углеводороды (на примере метана). Нахождение в природе, физические и химические свойства (горение, реакции замещения), практическое значение. |
|
| |||||
61 | 3 | Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). | 10.05 | Углеводороды: метан, этан, этилен. Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). Физические и химические свойства (горение, реакция присоединения), практическое значение. Представление о полимерах (полиэтилен). | Углеводороды: метан, этан, этилен.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИМЕРАХ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИЭТИЛЕНА.
|
| |||||
62 | 4 | Понятие о функциональных группах. Спирты . | 13.05 | Понятие о функциональных группах. Спирты (на примерах метанола и этанола). Физические и химические свойства (горение, взаимодействие с кислотами). Физиологическое действие спиртов на организм. Глицерин. Применение спиртов. | Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. КОНСЕРВАНТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, УКСУСНАЯ КИСЛОТА).
|
| |||||
63 | 5 | Карбоновые кислоты Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. | 17.05 | Карбоновые кислоты (на примере уксусной кислоты). Физические и химические свойства, применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры – сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль. |
| ||||||
64 | 6 | Углеводы | 20.05 | Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (клетчатка)). |
| ||||||
65 | 7 | Понятие об аминокислотах. Белки –природные высокомолекулярные соединения | 24.05 | Понятие об аминокислотах. Белки – природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), их биологическая роль, применение. |
| ||||||
66 | 8 | Итоговый урок | 27.05 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Органические соединения» |
|
|
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.