Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Филиппенковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от» » .2017г. ____________ | _____________ « _ »________ 2017г. | Утверждаю. Директор школы Дятлова В.Е. ____________ Приказ №___________ от«_ »________ 2017г. |
Рабочая программа
учебного предмета
ХИМИИ
9 класс
на 2017-2018 уч.год
Составитель: учитель биологии Чалый Николай Степанович
с.Филиппенково
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Филиппенковской ООШ;
Учебным планом МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год;
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Филиппенковской ООШ;
Перечня учебников, утверждённых МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год;
Требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии (Приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089 )в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, «Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», автор О.С. Габриелян, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В учебном плане на химию в 9 классе выделено по 2 часа в учебную неделю.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации. Программа построена с учетом межпредметных связейс курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Программа рассчитана на учебник Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2007.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта О. С. Габриеляна.
Программа О. С. Габриеляна используется для обучения учащихся в общеобразовательных классах, реализует требования Федерального компонента государственного стандарта по химии. Используемый учебник имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год. Соблюдается преемственность в обучении: учащиеся в 8 классе обучаются по учебнику и программе О.С. Габриеляна, в 9 классе учащиеся также обучаются по учебнику и программе О.С.Габриеляна. Учебное содержание программы О. С. Габриеляна базируется на содержании примерной программы, которое структурируется по шести блокам (Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь). Содержание этих учебных блоков в программе О. С. Габриеляна структурировано по темам и детализировано, направлено на достижение целей химического образования.
Общая характеристика предмета.
Особенность предмета состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала.
Цели и задачи курса химии в 9 классе.
Изучение химии в 9 классе направлено на достижение следующих целей: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач. Задачи учебного предмета «Химия» 9 класс: При изучении курса химии на базовом уровне в 9 классе большое внимание уделяется еѐ связи с биологией, литературой, пользуясь необычным способом описания веществ или химических процессов. Впервые вводится понятие органической химии. Поэтому основными задачами для освоения базового уровня химии за 9 класс являются: - знакомство и развитие сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов и многих других неметаллов). - расширение представлений о свойствах важных в народнохозяйственном отношение веществ. - углубление знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры Применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Материальное единство веществ и природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Предмет химии в 9 классе изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в общем объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) |
1 | Повторение | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Демонстрация.1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. |
2 | Металлы | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Демонстрации.Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 1 Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 4. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Практическая работа 1.Получение и свойства соединений металлов. 2.Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. |
3 | Неметаллы | Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации.Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием,алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты.1.Качественная реакция на хлорид-ион. 2. Качественная реакция на сульфат-ион. 3. Распознавание солей аммония. 4. Получение углекислого газа и его распознавание. 5. Качественная реакция на карбонат-ион. 6. Ознакомление с природными силикатами. 7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Практическая работа Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание газов. |
4 | Органические соединения | Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации.Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты.1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. Практическая работа Изготовление моделей водородов |
5 | Обобщение | Химия и здоровее. Бытовая химическая грамотность. Химические загрязнения. Практическая работа Знакомство с образцами химических средств гигиены. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся 9 класса должны знать:
1.основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
2.основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
3.типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
4.название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.
Обучающиеся 9 класса должны уметь:
1. применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
2. разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
3. обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
4. производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.
Формы организации учебного процесса определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Используемые формы: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, самопроверка, взаимопроверка, работа с таблицами.Форма занятий: классно-урочная и индивидуально-групповая.
При преподавании курса химии используются следующие технологии обучения: разноуровневое обучение, системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические работы.
Формы текущего контроля дифференцированный индивидуальный письменный опрос по карточкам, практическая работа, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника, выполнение упражнений, решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем, разработка презентаций.
Учебно-тематический план 9 класс
№ | тема | Кол-во часов |
-
| Повторение вопросов курса 8 класса | 4 |
2. | Металлы. | 16 |
-
| Неметаллы | 23 |
-
| Органические вещества. | 17 |
-
| Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 10 |
ИТОГО | 70 |
Тематическое планирование по химии 9 класс.
По учебнику: О.С.Габрелян, Химия -9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
(70 ч; 2 ч в неделю; контрольных работ -4; практических работ -6).
№ п/п | Тема занятия. | К-во часов | Дата |
план | факт |
| Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса | 4 | | |
1 | Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | | |
2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | | |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | | |
4 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний. Тестирование. | 1 | | |
| Металлы | 16 | | |
5 | Век медный, бронзовый, железный. | 1 | | |
6 | Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | | |
7 | Физические свойства металлов. | 1 | | |
8 | Сплавы. | 1 | | |
9 | Химические свойства металлов. Ряд активности металлов. | 1 | | |
10 | Получение металлов. | 1 | | |
11 | Коррозия металлов. | 1 | | |
12 | Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов. | 1 | | |
13 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | 1 | | |
14 | Алюминий. | 1 | | |
15 | Железо. | 1 | | |
16 | П/р№1 «Осуществление цепочки химических превращений». | 1 | | |
17 | П/р№2 «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | | |
18 | П/р№3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». | 1 | | |
19 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | | |
20 | Контрольная работа№1 «Металлы». | 1 | | |
| Неметаллы | 23 | | |
21 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. | 1 | | |
22 | Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | | |
23 | Водород. | 1 | | |
24 | Галогены. | 1 | | |
25 | Соединение галогенов. | 1 | | |
26 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | 1 | | |
27 | Кислород. | 1 | | |
28 | Сера. | 1 | | |
29 | Соединения серы. | 1 | | |
30 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | | |
31 | П/р№4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | | |
32 | Азот. | 1 | | |
33 | Аммиак. | 1 | | |
34 | Соли аммония. | 1 | | |
35 | Кислородные соединения азота. | 1 | | |
36 | Фосфор и его соединения. | 1 | | |
37 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация по теме «Подгруппы азота». | 1 | | |
38 | Углерод. | 1 | | |
39 | Кислородные соединения углерода | 1 | | |
40 | П/р№5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | 1 | | |
41 | Кремний и его соединения. | 1 | | |
42 | П/р№6 «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | | |
43 | Контрольная работа№2 «Неметаллы». | 1 | | |
| Первоначальные представления об органических веществах. | 17 | | |
44 | Предмет органической химии. | 1 | | |
45 | Предельные углеводороды. | 1 | | |
46 | Непредельные углеводороды. | 1 | | |
47 | Этилен. | 1 | | |
48 | Спирты. | 1 | | |
49 | Трехатомный спирт – глицерин. | 1 | | |
50 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | | |
51 | Сложные эфиры. | 1 | | |
52 | Жиры. | 1 | | |
53 | Аминокислоты. | 1 | | |
54 | Белки их структура, функции и цветные реакции. | 1 | | |
55 | Углеводы. | 1 | | |
56 | Полимеры. | 1 | | |
57 | Пластмассы и волокна. | 1 | | |
58 | Решение задач и упражнений. | 1 | | |
59 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | | |
60 | Контрольная работа№3 «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | | |
| Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 10 | | |
61 | ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | | |
62 | Строение вещества. Химические реакции. | 1 | | |
63 | Классы химических соединений в свете ТЭД. | 1 | | |
64 | Генетическая связь веществ. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 9 класса. | 1 | | |
65 | Контрольная работа №4. Итоговая. | 1 | | |
66 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | | |
67 | Химия и здоровье. | 1 | | |
68 | Бытовая химическая грамотность. Химия и пища. | 1 | | |
69 | Природные источники углеводородов и их применение. | 1 | | |
70 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствие. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | | |
| Итого 70 часов |
Материалы и оборудование.
Лабораторное оборудование.
Учебные таблицы.
Реактивы (от наличия).
Стенды кабинета.
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Классная доска.
Инструкции по технике безопасности.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
2. Химия. 9кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2008.
6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.
4.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.
5.Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем
Электронные носители .
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания учебного материала);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Цифровые образовательные ресурсы
Для учащихся:
1. Неорганическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3aa1cd26d56d67/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject[]=31
2. Органическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae12f785b646a41/?interface=pupil&class[]=53&subject[]=31
3. Популярная библиотека химических элементов http://n-t.ru/ri/ps/
4. WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
5 Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
6. Элементы жизни: сайт учителя химии М.В. Соловьевой http://www.school2.kubannet.ru 7. Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
8. Сайт Alhimikov.net: полезная информация по химии http://www.alhimikov.net
9.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf-10.www.openclass.ru
11.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/
12.http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)
13.www.skillopedia.ru (видеоуроки)
14.http://festival.1september.ru/
Для учителя:
1. Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии" http://him.1september.ru
2. ChemNet: Портал фундаментального химического образования России. Химическая информационная сетьhttp://www.chemnet.ru
3. Химия и жизнь - XXI век: научно-популярный журнал http://www.hij.ru
4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/subjects/4
5.Учительский портал http://www.uchportal.ru/
6. Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/
7. Открытый класс (сетевое образовательное сообщество) http://www.openclass.ru/
8. Педсовет.org http://pedsovet.org/
9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
10. Интернет портал ПроШколу.руhttp://www.proshkolu.ru/
11.http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
12.http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
13.http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
14.http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
15.http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
16.http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
17.http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
Учебный комплект обучающихся
1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2007
2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2008.