Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель школьного методического объединения __________Корчак Т.В. Протокол № 06 от «26» августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР___________Полякова Т.А. «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Козырь Л.Н. Приказ № 548 от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 11 класса
базовый уровень
Составитель программы: Корчак Т.В., учитель химии высшей категории |
г. Армянск
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа разработана на основании:
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.
Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым
Данная программа рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 учебных часа в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана.
Учебно- методический комплекс
Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Химия. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е. Рудзитис,
Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2014. -208 с. : ил.
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы:
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся: она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.
1. Планируемые результаты освоения курса химии
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Основные личностные результаты освоения курса химии:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения в старшей школе состоят из освоенных учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты освоения курса химии 11 класса
В результате изучения курса химии 11 класса учащиеся должны
Знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
основные законы и теории химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; химической связи, электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения
Уметь
называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Перечень и название разделов и тем | К-во часов | Содержание учебной темы |
Основные изучаемые вопросы | Практическая часть | Формы и темы контроля | Виды самостоятель ной работы учащихся** |
Раздел 1. Теоретические основы химии. (21ч) |
| Теоретические основы химии | | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. * Атом. Современные представления о строении атома. Химический элемент. Изотопы. Понятие об электронных оболочках атомов. Валентные электроны. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Валентность химических элементов, валентные возможности, степень окисления. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. Химическая связь Молекулы. Электронная природа химической связи. . Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Пространственная структура молекул. Простые и кратные связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Обусловленность свойств веществ их строением. Кристаллические решетки. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Истинные растворы и коллоиды. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Понятие о качественных реакциях. Химические реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. | Практическая работа №1 Идентификация неорганических соединений. Демонстрации: Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)). - Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы). Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты: Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов | КР №1 | 1-4, 6-7 |
Раздел 2 Неорганическая химия (8 ч) |
| Неорганиче ская химия | | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетические связи между основными классами неорганических веществ. Металлы. Общая характеристика металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы. | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов» Демонстрации: Образцы металлов и неметаллов. Возгонка иода. Изготовление иодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Образцы металлов и их соединений. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Опыты по коррозии металлов и защите от нее. Лабораторные опыты: - Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов и сульфатов. | КР №2 | 1-7 |
Раздел 3. Химия и жизнь (5 ч) |
| Химия и жизнь | | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Демонстрации: Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики. Лабораторные опыты: - Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.
Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению | | 1,5-7 |
| Всего | | | ПР – 3, ЛО - 8 | КР -2 | |
*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
**Виды самостоятельной работы учащихся:
Работа с учебником, составление конспектов,
решение задач и выполнение упражнений
лабораторные опыты и фронтальный эксперимент,
наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов.
работа с раздаточным материалом,
рецензирование ответов и выступлений товарищей,
подготовка сообщений и рефератов,
изготовление некоторых приборов и учебных пособий,
выполнение практических заданий во время экскурсий,
постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Коррекция | Тема урока |
план | факт |
Раздел 1. Теоретические основы химии. (21 ч.) |
| 07.09 | | | Важнейшие химические понятия: атом, химический элемент, нуклиды. Строение атома. Изотопы |
| 14.09 | | | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение. Структура ПС. |
| 21.09 | | | Электронное строение атомов элементов малых периодов. Электронное строение как основание классификации химических элементов. |
| 28.09 | | | Электронные и графические формулы атомов. Положение в ПС водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов |
| 05.10 | | | Валентность и валентные возможности атомов. Степень окисления. |
| 12.10 | | | Основные виды химической связи. Ковалентная связь, механизмы ее образования. Виды ковалентной связи. |
| 19.10 | | | Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь |
| 26.10 | | | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. |
| 09.11 | | | Причины многообразия веществ. |
| 16.11 | | | Закон сохранения массы и энергии. Химические реакции. Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. |
| 23.11 | | | Скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. |
| 30.11 | | | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения. |
| 07.12 | | | Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты. |
| 14.12 | | | Контрольная работа №1 |
| 21.12 | | | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах |
| 11.01 | | | Растворы. Явления, происходящие при растворении веществ -разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. |
| 18.01 | | | Диссоциация электролитов в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Сильные и слабые электролиты. |
| 25.01 | | | Реакции ионного обмена. Гидролиз органических и неорганических соединений. |
| 01.02 | | | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по неорганической химии (Идентификация неорганических соединений.) |
| 08.02 | | | Окислительно-восстановительные реакции. |
| 15.02 | | | Понятие об электролизе. Практическое применение электролиза. |
Раздел 2. Неорганическая химия (8 ч) |
| 22.02 | | | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. |
| 01.03 | | | Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие способы получения металлов. |
| 09.03 | | | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. |
| 15.03 | | | Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, серы). |
| 22.03 | | | Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы. |
| 05.04 | | | Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» |
| 12.04 | | | Решение расчетных задач |
| 19.04 | | | Контрольная работа №2 |
Раздел 3. Химия и жизнь (5ч) |
| 26.04 | | | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Анализ и синтез химических веществ. |
| 03.05 | | | Практическая работа №3 Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа) |
| 10.05 | | | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
| 17.05 | | | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. |
34. | 24.05 | | | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность |
6