СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ___________химии______________
предмет
Класс _______9________
Учитель ___Соловьева_Гулия_Хамзовна____
Количество часов:
Всего _68_ час.; в неделю __2__ часа.
Плановых контрольных уроков _5_, практических работ_3_ ;
Планирование составлено на основе __ Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание, стереотипное Дрофа, Москва-2008 г.___
Учебник__ Учебник «Химия. 9 класс. Учебник для общеобр. учреждений» // Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2008__
Дополнительная литература
1. Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-2-е изд., испр. и доп.-М.:РИА « Новая волна»: Издатель Умеренков, 2014.-214с.
2. Варавва Н.Э. Химия в схемах и таблицах/ Н.Э. Варавва.-М.:Эксмо,2013.-208с.-(Наглядно и доступно)
3. Грибанова О.В. Общая и неорганическая химия: опорные конспекты, контрольные и тестовые задания/ О.В.Грибанова.-Ростов н-Д: Феникс, 2014.-189,[1]с.-(Абитуриент).
4. Егоров А.С. Химия: современный курс для подготовки к ЕГЭ / А.С.Егоров.- Изд.13-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.-699с.-(Абитуриент).
5. Доронькин В.Н. Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный,высокий уровни: учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н.Доронькина.-Изд.4-е,исправ.и дополн. Ростов н/Д: Легион,2013.-378с.-(ГИА-9)
6. Радецкий, А. М. Дидактический материал химия 8-9 / А. М. Радецкий // М.: просвещение, 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
• Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
• Устава МБОУ «Школа №71»;
• Учебного плана МБОУ «Школа №71» на текущий учебный год с учётом регионального компонента;
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа №71»;
• Положения о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету в соответствии ГОС.
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа разработана на основе примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 9 класс»
Учебный предмет изучается в 9 классе и рассчитан на 68 часов. В случае совпадений учебных занятий с праздничными и выходными днями допускается интеграция и уплотнение материала.
Для реализации программы имеется учебно-методическая и справочная литература, учебники, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов, УМК под редакцией Г.Е.Рудзитиса.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
При оформлении рабочей программыбыли использованы следующие условные обозначения:
УИНЗ – урок изучения новых знаний
УЗЗ – урок закрепления знаний
КУ – комбинированный урок
УОИСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УК – урок контроля
Содержание программы
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (4 часа )
Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки
Химические свойства веществ различных классов неорганических соединений
Электролитическая диссоциация (6 часов)
Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислительно-восстанови¬тельные реакции.
Демонстрация:
Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты:
• Реакции обмена между растворами электролитов.
• Качественная реакция на хлорид-ион.
• Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость.
Практикум:
Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации».
Кислород и сера (10 часов)
Неметаллы. Строение атомов кислорода и серы. Кислород и озон. Аллотропия. Аллотропные видоизменения серы. Химические свойства серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота. Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи.
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.
Демонстрация:
Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
• Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).
• Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.
• Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
• Распознавание сульфат-ионов в растворе.
Практикум:
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Азот и фосфор (12 часов)
Строение атомов азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. Аммиак. Соли аммония. Азотная кислота. Соли азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота. Минеральные удобрения.
Демонстрация:
Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты.
Лабораторные опыты:
Взаимодействие солей аммония со щелочами. Распознавание солей аммония.
Практикум:
Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.
Углерод и кремний (12 часов)
Строение атомов углерода и кремния. Углерод. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).
Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность.
Демонстрация:
Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
• Ознакомление с различными видами топлива.
• Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
• Ознакомление с образцами природных силикатов.
• Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией).
Практикум:
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Общие свойства металлов (2 часа)
Строение атомов металлов. Положение в периодической таблице. Общие способы получения металлов. Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Сплавы.
Металлы IA-IIIA- групп периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (3 часа)
Характеристика щелочных металлов. Строение атомов магния и кальция. Кальций и его соединения. Алюминий.
Железо (2 часа)
Железо. Соединения железа.
Металлургия (1 часов)
Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Производство чугуна и стали.
Лабораторные опыты:
• Рассмотрение образцов металлов.
• Взаимодействие металлов с растворами солей.
• Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция.
• Ознакомление с природными соединениями кальция.
• Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.
Практикум:
Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств».
Краткий обзор важнейших органических веществ (16 часов)
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.
Расчетные задачи:
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Демонстрация:
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.Получение и свойства уксусной кислоты.Качественная реакция на глюкозу и крахмал.Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Критерии оценивания
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1":
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Учебно-методический комплект:
1. Рудзитис, Г.Е. Химия 9 класс / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман // М.: Просвещение, 2008.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Обеспечение учащихся:
1. Рудзитис, Г.Е. Химия 9 класс / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман // М.: Просвещение, 2008.
2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).
Материально- техническое обеспечение:
1. Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул, комплект кристаллических решеток.
2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
Входная контрольная работа
1 вариант
1. Определенный вид атомов – это…
а) молекула ; в) физическое тело;
б) химический элемент; г) атом.
2. Относительная молекулярная масса серной кислоты равна:
а) 98; в) 86;
б) 102; г) 74.
3. количество электронов в атоме серы равно:
а) 32; в) 16;
б) 4; г) 4.
4. Какой тип связи в молекуле азота:
а) металлическая; в) ионная;
б) ковалентная; г) нет связи.
5. Дайте определение понятию «реакция разложения».
6. Дайте названия соединениям:
1. MnO, 2. K2SO4, 3. MgS, 4. HNO2, 5. H2CO3.
7. Допишите реакции. Определите тип реакции.
а) Mg(OH)2 + FeO =
б) KOH + NaNO3 =
в) Fe2O3 + Al =
г) PbO2 + C =
д) BaCl2 + AgNO3 =
е) NaOH + HNO3 =
8. Осуществите цепочку превращений:
P Р2О3 Р2О5Н3РО4
9. Сколько молекул содержится в 11 граммах углекислого газа (СО2)?
10. Запишите полное ионное и сокращенное ионное уравнения для реакции:
HNO3 + P + H2OH3PO4 + NO, расставьте коэффициенты.
2 вариант
1. Вещества, которые образованны атомами разных химических элементов – это…
а) простое вещество; в) физическое тело;
б) сложное вещество; г) атом.
2. Относительная молекулярная масса азотной кислоты равна:
а) 98; в) 81;
б) 46; г) 63.
3. Количество протонов в атоме калия равно:
а) 1; в) 39;
б) 19; г) 4.
4. Какой тип связи в молекуле соляной кислоты:
а) металлическая; в) ионная;
б) ковалентная неполярная; г) ковалентная полярная.
5. Дайте определение понятию «реакция обмена».
6. Дайте названия соединениям:
1. HCl, 2. Н2S, 3. Na2SiO3, 4. КNO3, 5. H2SO4.
7. Допишите реакции. Определите тип реакции.
а) FeBr3 + Cl =
б) CuCl2 + Al =
в) Na2CO3 + HNO3 =
г) CuSO4 + NaOH =
д) BaCl2 + AgNO3 =
е) Ca(OH)2 + HNO3 =
8. Осуществите цепочку превращений:
SSО2SО3 Н2SО4
9. Найдите массу 15*1023молекул кислорода?
10. Запишите полное ионное и сокращенное ионное уравнения для реакции:
HNO3 + CuCu(NO3)2 + NO + H2O, расставьте коэффициенты.
3 вариант
1. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют -
а) моделирование; в) физическое явление;
б) наблюдение; г) химическое явление.
2. Относительная молекулярная масса фосфорной кислоты равна:
а) 72; в) 48;
б) 98; г) 63.
3. Количество нейтронов в атоме мышьяка равно:
а) 74; в) 5;
б) 33; г) 42.
4. Какой тип связи в молекуле воды:
а) металлическая; в) ионная;
б) ковалентная неполярная; г) ковалентная полярная.
5. Дайте определение понятию «реакция замещения».
6. Дайте названия соединениям:
1. HNO3, 2. СaCO3, 3. Mg3N2, 4. N2O3, 5. FeCl3.
7. Допишите реакции. Определите тип реакции.
а) P2O5 + KOH =
б) Fe(OH)2 + HNO3=
в) Ba(OH)3 + Fe(NO3)3 =
г) Fe2O3 + H2 =
д) BaCl2 + AgNO3 =
е) NaJ + Pb(NO3)2 =
8. Осуществите цепочку превращений:
SSО2SО3 Н2SО4
9. Найдите массу 15*1023молекул кислорода?
10. Запишите полное ионное и сокращенное ионное уравнения для реакции:
Na2CO3 + HNO3 NaNO3 + CO2 + H2O, расставьтекоэффициенты.
Контрольная работа №1
Вариант 1
А1 Вещество, которое в водном растворе диссоцирует на ионы:
а) (NH4)2SO4;
б) Сa3(PO4)2;
в) CaCO3;
г) CaSiO3;
А2 Уравнению химической реакции
H2SO4 + 2NaOH → Na2SO4 + 2H2O
соответствует сокращенное ионное уравнение:
а) H+ + OH - = H2O
б) NAOH = Na+ + OH-
в) H2SO4 = H+ + SO42-
г) HSO4- = H+ + SO42-
А3 Степень окисления серы в сернистой кислоте;
а) -2;
б) +6;
в) +4;
г) 0.
А4 Сера и кислород по строению атома сходны:
а) зарядом ядра;
б) количеством заполненных энергетических уровней;
в) количеством электронов на внешнем энергетическом уровне;
г) не завершенностью внешнего энергетического уровня.
А5 Массовая доля серы в серной кислоте равна:
а) 16,33%;
б) 32,65 %;
в) 39,02 %;
г) 98%.
д)
А6 . Формула нитрита магния:
а) Mg(NO3)2;
б) Mg(NO2)2;
в) Mg3N2;
г) Mn(NO3)2.
А7 Разбавленная серная кислота не взаимодействует::
а) NaOH;
б) Mg;
в) BaCl2
г) Hg:.
А8 Степень окисления -3 азот проявляет в соединении
а) N2О3;
б) HNO3;
в) NF3;
г) NH4Cl
А9 Аммиак не вступает во взаимодействие с:
а) кислородом;
б) водородом;
в) соляной кислотой;
г) водой;
д)
А10 Оксид серы (IV) способен реагировать с :
а) Н2О
б) СН4
в) Н3РО4
г) SO3.
В1. В цепи превращения H2S =S =A =SO3 =Na2SO4.
Вещество А ___________.
В2. При взаимодействии 100 гсульфита натрия с раствором соляной кислоты образуется сернистый газ при (н.у) объемом __________л.
B3. В сокращенном ионном уравнении 2H+ + ? = CO2 + H2O пропущена формула иона, название и формула которого ___________.
В4. При взаимодействии цинка с концентрированной серной кислотой получится ______________________________.
В5Установите соответствие:
Исходные вещества Продукты реакции
1) KNO3 → А) N2 + O2 + H2O
2) NH4NO3 → Б) HNO3 + ZnSO4
3) Cu(NO3)2 + KOH → В) KNO2+ O2↑
4) Zn(NO3)2 +H2SO4 → Г) ZnSO4 +H2
Д) Cu(OH)+ KNO3
С1. Какой объем оксид серы (VI) получили из оксида серы (IV) объемом 20 л, содержащего 20% примесей?
С2. Используя метод электронного баланса, в уравнении реакции
H2SO4 (конц)+ С = SO2 + CO2 + H2O
Расставьте коэффициенты и укажите окислитель и восстановитель.
Вариант 2
А1 Вещество, которое в водном растворе не диссоциирует на ионы, - это:
а) NaNO3;
б) KI;
в) NH4NO3;
г) BaSO4;
А2 Сокращенное ионное уравнение
Al+3 + 3OH- = Al(OH)3↓
соответствует уравнению химической реакции
а) Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O;
б) Al(NO3)3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KNO3O
в) Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O;
г) AlCl3 + 3AgNO3 = AgCl + Al(NO3)3;
А3 Степень окисления азота в азотной кислоте равна;
а) +5;
б) 0;
в) -3;
г) -4;
А4 Сера и кислород по строению атома различаются:
а) зарядом ядра;
б) количеством заполненных энергетических уровней;
в) количеством электронов на внешнем энергетическом уровне;
г) не завершенностью внешнего энергетического уровня.
А5 Массовая доля азота в нитрате натрия равна
а) 33%
б) 16,5%
в) 8,2%
г) 49%
А6 Формула сульфитакальция:
а) СaSO4;
б) CaS;
в) CaSO3;
г) CaS2O3;.
А7 Азотная кислота не взаимодействует:
а) с оксидом углерода (IV);
б) с оксидом меди (II);
в) с карбонатом калия;
г) с гидроксидом железа;
А8 Кислород проявляет положительную степень окисления в соединении:
а) SO2;
б) CuO;
в) OF2;
г) H2O:
А9 Сероводород не взаимодействует:
а) с кислородом;
б) с водородом;
в) с хлоридом меди;
г) с нитратом свинца;
А10 Оксид азота (IV) взаимодействует;
а) с водой при наличии кислорода;
б) с кислородом;
в) с водородом;
г) с серной кислотой;
В1. В цепи превращения S =SО2 =SO3 = А = ВаSO4.
Вещество А ___________.
В2. При взаимодействии 50 гсульфита кальция с раствором серной кислоты образуется сернистый газ при (н.у) объемом __________л.
B3. В сокращенном ионном уравнении 2H+ + ? = SO2 + H2O пропущена формула иона, название и формула которого___________.
В4. При взаимодействии гидроксида меди (II) с серной кислотой получится ______________________________.
В5. Установите соответствие:
Исходные вещества Продукты реакции
1) Mg – H2SO4 → А) CuSO4 + H2O
2) MgO + H2SO4 → Б) MgSO4 + H2O + CO2
3) Cu(OH)2 + H2SO4 → В) MgSO4+ H2↑
4) MgCO3 +H2SO4 → Г) CuO + H2O + SO2
Д) MgSO4 + H2O
С2. Какой объем воздуха потребуется на получение оксида серы (VI) объемом 10 л из оксида серы (IV).
С2. Используя метод электронного баланса, в уравнении реакции
SO2+ I2 + H2O=H2SO4 + HI
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса и укажите окислитель и восстановитель.
Контрольная работа №2
Вариант 1.
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1.Иону N-3 соответствует электронная формула:
1) 1s22s22p63s23p6;2) 1s22s2;
3) 1s22s22p6;4) 1s22s22p3.
2. Одинаковым у атомов азота и фосфора является ...
1) заряд ядра атома;
2) число энергетических уровней;
3) относительная атомная масса;
4) число электронов на внешнем уровне.
5)
3. Степень окисления азота в соединениях N2O5, NH3 соответственно равна
1) +2 и -3; 3) +5 и -3;
2) +5 и +3; 4) -5 и +3.
4. Верны ли следующие суждения о свойствах азота?
А. Азот бесцветный газ без вкуса и запаха.
Б. Азот легче воздуха
1) верно только А ; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б ; 4) оба суждения неверны.
5. Электронная формула фосфора?
1) 1s22s22p63s23p3 2) 1s22s22p63s23p4
3) 1s22s22p63s23p2 4) 1s22s22p63s23p6
6. Как называется летучее водородное соединение фосфора
1) апатит 2) фосфин 3) фосфорит 4) пирит
7 . Кем и в каком году был открыт впервые фосфор?
1) 1669г Х. Брандом 2) Д.Резерфорд в 1772г
3) Аррениус С.А. 1920г 4) 1915г Д.Н. Зелинский
8. Какая схема отражает процесс промышленного получения азота?
1) воздух 3) NH4N02
2) Са + HNО3(разб)→ 4) NH4N03
3)
9. Укажите ядовитое аллотропное видоизменение фосфора
1) красный фосфор 2) белый фосфор
3) черный фосфор 4) все ответы верны
10. Из смеси, каких веществ готовят спичечные головки
1) фосфора и бертолетовой соли 2) азота и серы
3) фосфор и стекло 4) фосфор и водород
11. . Концентрированная азотная кислота реагирует с медью с образованием
1) Воды и нитрата меди(II) 2) Нитрата меди(II) и водорода
3) Нитрата меди (II), воды, оксида азота(II) 4) Нитрата меди(II), воды, оксида азота(IV)
12. Число электронов в атоме фосфора
1) 7 3) 13
2) 14 4) 15
13. Верны ли следующие суждения о свойствах фосфора?
А. В соединениях с водородом и металлами азот проявляет степень окисления -3
Б . В соединениях с кислородом является восстановителем.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14.Схема превращения N-3→ N0 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl
2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
15.Физические свойства азота при комнатной температуре:
1 – бесцветный газ;
2 – бесцветный газ, без запаха;
3 - бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде;
4 - бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха.
Часть В. Установите соответствие.
1. Сокращенное ионное уравнение:
1. 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O;
2. NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O
Молекулярное уравнение реакции:
а) (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NH4Cl;
б) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O;
в) (NH4)2CO3 + 2HCl = 2NH4Cl + CO2↑ + H2O;
г) NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3↑ + H2O.
2. Аллотропная модификация фосфора:
1. Белый
2. Красный
строение и свойства:
а) молекулярная кристаллическая решетка,
б) не растворяется в воде и сероуглероде;
в) атомная кристаллическая решетка,
г) светится в темноте.
е) ядовит
ж) не ядовит
Вариант 2.
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1.Иону N+3 соответствует электронная формула:
1) 1s22s22p63s23p6;2) 1s22s2;
3) 1s22s22p6;4) 1s22s22p3
2. Одинаковым у атомов азота и мышьяка является ...
1)заряд ядра атома;2)число энергетических уровней;
3) относительная атомная масса;4) число электронов на внешнем уровне.
3. Степень окисления азота в соединениях NO, NH3 соответственно равна
1) +2 и -3; 3) +5 и -3;
2) +5 и +3; 4) -5 и +3
4. Верны ли следующие суждения о свойствах оксида азота 2?
А. бесцветный газ без вкуса и запаха.
Б. легче воздуха
1) верно только А ; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б ; 4) оба суждения неверны.
5. Укажите аллотропное видоизменение фосфора
1) красный фосфор 2) белый фосфор
3) черный фосфор 4) все ответы верны
6. Из смеси, каких веществ готовят спичечные головки
1) фосфора и бертолетовой соли 2) азота и серы
3) фосфор и стекло 4) фосфор и водород
7. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня соответствует атому азота?
1) 2s 2 2p 6 2) 2s 2 2p 3 3) 3s 2 3p 34) 2s 2 2p 5
8. В схеме превращений NO-----X-------HNO3, веществом Х является
1) N2 ; 3) NH3;
2) N2O5 ; 4) NO2.
9 . Разбавленная азотная кислота реагирует с медью с образованием
1) Воды и нитрата меди(II) 2) Нитрата меди(II) и водорода
3) Нитрата меди (II), воды, оксида азота(II) 4) Нитрата меди(II), воды, оксида азота(IV)
10. Верны ли следующие суждения о свойствах азота?
А. В соединениях с водородом и металлами азот проявляет степень окисления -3
Б . В соединениях с кислородом является восстановителем.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Тип химической связи в молекуле аммиака
1) ковалентная неполярная 3) ионная
2) ковалентная полярная 4) металлическая
12. Число электронов в атоме азота
1) 7 3) 9
2) 14 4) 12
13. Схема превращения N-3→ N+2 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl
2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
14. Физические свойства аммиака (при н. у.):
1 – бесцветный газ;
2 – бесцветный газ с резким запахом;
3 - бесцветный газ с резким запахом, ядовит, легче воздуха
4 - бесцветный газ с резким запахом, ядовит, тяжелее воздуха
15. Промышленный способ получения азота:
1 – разложение оксида ртути;
2 – перегонка жидкого воздуха;
3 – разложение бертолетовой соли;
4 – разложение нитрита аммония.
Часть В. Установите соответствие.
1. Сокращенное ионное уравнение:
1. NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O;
2. Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Молекулярное уравнение реакции:
а) (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NH4Cl;
б) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O;
в) (NH4)2CO3 + 2HCl = 2NH4Cl + CO2↑ + H2O;
г) NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3↑ + H2O
2. Формула соли: Область применения:
1. NH4NO3 а) кондитерское дело;
2. NH4Cl б) сельское хозяйство;
3. (NH4)2CO3 в) производство взрывчатых веществ;
г) паяние.
Контрольная работа №3
Вариант 1
1. В каком периоде находится углерод?
1) 3 2) 4 3) 2 4) 5
2. В какой группе находится углерод?
1) 3 2) 4 3) 2 4) 5
3. Какой порядковый номер у углерода?
1) 6 2) 12 3) 4 4) 2
4. Какова относительная атомная масса у углерода?
1) 12 2) 6 3) 24 4) 4
5. В каком периоде находится кремний?
1) 3 2) 4 3) 2 4) 5
6. В какой группе находится кремний?
1) 3 2) 4 3) 2 4) 5
7. Какой порядковый номер у кремния?
1) 28 2) 12 3) 14 4) 12
8. Какова относительная атомная масса у кремния?
1) 28 2) 12 3) 14 4) 12
9. Аллотропная модификация углерода – алмаз:
1) твердое, прозрачное, бесцветное, аморфное вещество
2) мягкое, прозрачное, серое, кристаллическое вещество
3) твердое, прозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество
4) твердое, непрозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество
10. Аллотропная модификация углерода – графит:
1) твердое, прозрачное, бесцветное, аморфное вещество
2) мягкое, непрозрачное, серое, кристаллическое вещество
3) твердое, прозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество
4) твердое, непрозрачное, бесцветное, кристаллическое вещество
11. Валентные электроны у углерода:
1) 2 s2 2 p2 2) 3 s2 3p2 3) 2 s2 2 p4 4) 2 s12 p3
12. Валентные электроны у кремния:
1) 2 s2 2 p2 2) 3 s2 3p2 3) 3 s2 3 p4 4) 3s13 p3
13. По какому уравнению нельзя получить углекислый газ:
1) C + H2O =
2) C + O2 =
3) CaCO3 =
4) CaCO3 + HCl =
14. Какая реакция практически осуществима:
1) CaCO3 + H2О =
2) CaCO3 + NaOH =
3) C + O2 =
4) CaCO3 + K2O =
15. При фотосинтезе в атмосферу выделяется:
1) O2 2) CO2 3) H2O 4) N2
16. При добавлении к карбонатам кислот образуется газ:
1) O2 2) CO2 3) H2O 4) N2
17. Соли угольной кислоты называются:
1) карбонеумы 2) карбиды 3) карбины 4) карбонаты
18. Из следующих утверждений верно лишь то, что углекислый газ:
1) окрашен 2) имеет запах 3) легче воздуха 4) содержится в атмосфере
19. Выберите реакцию, которая неосуществима:
1) SiO2 + NaOH = 2) SiO2 + CaO =
3) SiO2 + K2CO3 = 4) SiO2 + H2O =
20. Кремниевая кислота:
1) слабая, твердая, неактивная
2) слабая, жидкая, неактивная
3) сильная, твердая, неактивная
4) сильная, газообразная, активная
21. Какая реакция используется для получения кремниевой кислоты:
1) H2O + SiO2 =
2) Na2SiO3 + HCl =
3) K2SiO3 + H-OH =
4) H2 + SiO3 =
22. Сокращенное ионное уравнение реакции 2H+ + SiO32- = H2SiO3 соответствует взаимодействию:
1) серной кислоты с силикатом кальция
2) серной кислоты с силикатом натрия
3) угольной кислоты с силикатом кальция
4) угольной кислоты с силикатом натрия
23. Оксид кремния - вещество:
1) твердое, цветное, прозрачное
2) твердое, бесцветное, прозрачное
3) мягкое, бесцветное, прозрачное
4) твердое, бесцветное, непрозрачное
24. Оксид кремния не применяется при производстве:
1) стекла
2) керамических изделий
3) жаропрочных сталей
4) топлива
25. Соли кремниевой кислоты называются:
1) кремнеземы
2) кремниаты
3) силикаты
4) силициды
Итоговая контрольная работа за 9 класс по химии
Вариант 1
Часть 1. Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К основным оксидам относится:
1) оксид брома(VII); 2) оксид натрия;
3) оксид серы(IV); 4) оксид алюминия.
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом алюминия и серной кислотой равна:
1) 6; 2) 8; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор глюкозы;
2) водный раствор хлорида натрия;
3) расплав серы;
4) расплав оксида кремния.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида калия и нитрата меди(II);
2) серной кислоты и хлорида бария;
3) сульфата натрия и гидроксида калия;
4) нитрата натрия и хлорида железа(III).
А5. В реакцию с разбавленной серной кислотой вступает:
1) медь;
2) вода;
3) оксид углерода(IV);
4) оксид натрия.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна:
1) 15 %; 2) 27 %; 3) 48 %; 4) 54 %.
Часть 2
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент азот является восстановителем.
1) N2 + O2 = 2NO; 2) 2NO + O2 = 2NO2;
3) N2 + 3H2 = 2NH3; 4) N2 + 3Mg = Mg3N2;
5) N2 + 6Li = 2Li3N.
Ответ: ………………… .
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) SO2 + H2O — . 1) H2SO4.
Б) SO3 + NaOH — . 2) H2SO3.
В) H2SO4 + Na2O — . 3) SO3 + H2.
4) Na2SO4 + H2O.
5) Na2SO4 + H2.
А Б В
Ответ: ……………………. .
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
AlCl3 — X — Al2O3 — NaAlO2.
Итоговая контрольная работа за 9 класс по химии
Вариант 2
Часть 1. Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К кислотным оксидам относится:
1) оксид бария; 2) оксид калия;
3) оксид фосфора(V); 4) оксид меди(II).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между кальцием и ортофосфорной кислотой равна:
1) 9; 2) 10; 3) 11; 4) 12.
А3. Электрический ток не проводит:
1) раствор соляной кислоты;
2) раствор сахарозы;
3) раствор гидроксида натрия;
4) расплав гидроксида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) хлорида натрия и нитрата серебра;
2) серной кислоты и нитрата натрия;
3) сульфата калия и хлорида меди(II);
4) соляной кислоты и сульфата натрия.
А5. В реакцию с раствором гидроксида натрия вступает:
1) оксид меди(II); 2) водород;
3) серебро; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нагреваемую пробирку нужно держать отверстием от себя.
Б. Для ускорения растворения твердых веществ в пробирке нужно закрыть ее отверстие пальцем и встряхнуть.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в оксиде серы(VI) равна:
1) 25 %; 2) 44 %; 3) 52 %; 4) 60 %.
Часть 2. Ответом к заданию B1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
B1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент железо является окислителем.
1) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3;
2) FeO + H2 = Fe + H2O;
3) Fe + H2O = FeO + H2;
4) Fe3O4 + 4CO = 3Fe + 4CO2;
5) 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3.
Ответ: ……………. .
В задании В2 (на установление соответствия) запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) Ca(OH)2 + CO2 — . 1) CaCO3 + H2.
Б) CaCO3 + HCl — . 2) CaCO3 + H2O.
В) Ca + H2O — . 3) CaCl2 + H2O + CO2.
4) CaO + H2.
5) Ca(OH)2 + H2.
А Б В
Ответ: ……………………. .
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
SO2 —SO3 —X —BaSO4.
Итоговая контрольная работа за 9 класс по химии
Вариант 3
Часть 1. Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А7), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. К амфотерным оксидам относится:
1) оксид магния; 2) оксид углерода(IV);
3) оксид алюминия; 4) оксид азота(V).
А2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между гидроксидом железа(III) и соляной кислотой равна:
1) 8; 2) 9; 3) 10; 4) 12.
А3. Электрический ток проводит:
1) водный раствор спирта;
2) водный раствор глюкозы;
3) расплав сахара;
4) расплав хлорида натрия.
А4. Практически необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:
1) нитратом натрия и сульфатом меди(II);
2) хлоридом кальция и нитратом бария;
3) гидроксидом калия и нитратом натрия;
4) сульфатом железа(II) и гидроксидом натрия.
А5. В реакцию с раствором карбоната кальция вступает:
1) оксид меди(II); 2) вода;
3) хлорид натрия; 4) соляная кислота.
А6. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Нельзя ошибочно взятый излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в склянку.
Б. Запрещается прием пищи в кабинете химии.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А7. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) равна:
1) 24 %; 2) 40 %; 3) 52 %; 4) 65 %.
Часть 2
Ответом к заданию В1 является последовательность двух цифр, которая соответствует номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в строку ответа.
В1. Выберите уравнения реакций, в которых элемент водород является восстановителем.
1) C + 2H2 = СH4;
2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
3) CuO + H2 = Cu + H2O;
4) 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2;
5) 2Li + H2 = 2LiH.
Ответ: ………………. .
В задании В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов. Получившуюся последовательность цифр запишите в строку ответа.
В2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
Исходные вещества Продукты реакции
А) P + O2 — . 1) H3PO4.
Б) P2O5 + NaOH — . 2) P2O5.
В) H3PO4 + Na2O — . 3) Na3PO4 + H2.
4) Na3PO4 + H2O.
5) H3PO4 + H2O.
А Б В
Ответ: ………………. .
Часть 3
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe2O3 — FeCl3 — X — Fe(NO3)3.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля, измерителя | Планируемые результаты | Дата проведения | |||||
План | Факт | |||||||||||
9а | 9б | 9в | 9а | 9б | 9в | |||||||
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса ( 4 часа) | ||||||||||||
1 |
Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете теории строения атома
| 1 | КУ | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание формулировки периодического закона Д. И. Менделеева., структуры периодической таблицы химических элементов | 1.09 | 3.09 | 2.09 |
|
|
|
2 | Строение атома. Химическая связь. Кристаллические решетки | 1 | КУ | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание физического смысла атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева. Знание основных видов химической связи, типов кристаллических решеток
| 3.09 | 6.09 | 5.09 |
|
|
|
3 |
Химические свойства веществ различных классов неорганических соединений
| 1 | КУ | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание химических свойств различных неорганических соединений | 8.09 | 10.09 | 9.09 |
|
|
|
4 | Входная контрольная работа | 1 | УК | Применение знаний, умений и навыков | Итоговый | Уметь применять знания, умения и навыки | 10.09 | 13.09 | 12.09 |
|
|
|
Электролитическая диссоциация ( 6 часов) | ||||||||||||
5 | Электролитическая диссоциация | 1
| Урок усвоения новых знаний | Действие постановки и решения проблемы | Предварительный
| Умение различать электролиты и неэлектролиты | 15.09 | 17.09 | 16.09 |
|
|
|
6 | Диссоциация кислот, щелочей и солей | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Умение записывать уравнения диссоциации | 17.09 | 20.09 | 19.09 |
|
|
|
7 | Слабые и сильные электролиты | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Умение различать слабые и сильные электролиты | 22.09 | 24.09 | 23.09 |
|
|
|
8 | Реакции ионного обмена | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Умение записывать ионные реакции | 24.09 | 27.09 | 26.09 |
|
|
|
9 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Умение определять Степень окисления и ОВР | 29.09 | 1.10 | 30.09 |
|
|
|
10 | Гидролиз солей | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Знание основных вариантов протекания гидролиза | 1.10 | 4.10 | 3.10 |
|
|
|
Кислород и сера (10 часов) | ||||||||||||
11 | Неметаллы. Строение атомов кислорода и серы. Кислород и озон. Аллотропия | 1 | Урок усвоения новых знаний | Структурирование знаний | Предварительный | Знание общих особенностей строения атомов VI группы. Знание явления аллотропии и аллотропных видоизменений | 6.10 | 8.10 | 7.10 |
|
|
|
12 | Аллотропные видоизменения серы. Химические свойства серы | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Знание аллотропных видоизменений серы | 8.10 | 18.10 | 17.10 |
|
|
|
13 | Сероводород. Сульфиды | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Умение записывать формулы сульфидов и реакций получения | 20.10 | 22.10 | 21.10 |
|
|
|
14 | Оксид серы (IV). Сернистая кислота | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание химических свойств оксида серы | 22.10 | 25.10 | 24.10 |
|
|
|
15 | Оксид серы (VI). Серная кислота | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание химических свойств SO3 и способов получения кислоты | 27.10 | 29.10 | 28.10 |
|
|
|
16 | Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание основных принципов смещения равновесия в реакциях | 29.10 | 1.11 | 31.10 |
|
|
|
17 | Подготовка к контрольной работе №1 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 3.11 | 5.11 | 4.11 |
|
|
|
18 | Контрольная работа №1 | 1 | УК | Применение знаний, умений и навыков | Итоговый | Уметь применять знания, умения и навыки | 5.11 | 8.11 | 7.11 |
|
|
|
19 | Подготовка к практической работе №1 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 10.11 | 12.11 | 11.11 |
|
|
|
20 | Практическая работа №1 | 1 | УЗЗ | Постановка и решение проблемы | Коррекционный | Умение ставить задачу и выполнять ее | 12.11 | 15.11 | 14.11 |
|
|
|
Азот и фосфор (12 часов) | ||||||||||||
21 | Строение атомов азота и фосфора. Физические и химические свойства азота | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общеучебная познавательная деятельность | Предварительный | Знание общих свойств элементов V группы таблицы Менделеева | 17.11 | 19.11 | 18.11 |
|
|
|
22 | Аммиак | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание строения молекулы | 19.11 | 29.11 | 28.11 |
|
|
|
23 | Соли аммония | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание основных химических свойств солей аммония | 1.12 | 3.12 | 2.12 |
|
|
|
24 | Азотная кислота | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание реакций, характеризующих общие и специфические свойства кислоты | 3.12 | 6.12 | 5.12 |
|
|
|
25 | Соли азотной кислоты | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание сфер применения азотной кислоты | 8.12 | 10.12 | 9.12 |
|
|
|
26 | Фосфор | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание аллотропных видоизменений фосфора | 10.12 | 13.12 | 12.12 |
|
|
|
27 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание свойств фосфорной кислоты | 15.12 | 17.12 | 16.12 |
|
|
|
28 | Минеральные удобрения | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Умение привести основные виды удобрений | 17.12 | 20.12 | 19.12 |
|
|
|
29 |
Подготовка к контрольной работе №2 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 22.12 | 24.12 | 23.12 |
|
|
|
30 | Контрольная работа №2 | 1 | УК | Применение знаний, умений и навыков | Итоговый | Уметь применять знания, умения и навыки | 24.12 | 27.12 | 26.12 |
|
|
|
31 | Подготовка к практической работе №2 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 29.12 | 31.12 | 30.12 |
|
|
|
32 | Практическая работа №2 | 1 | УЗЗ | Постановка и решение проблемы | Коррекционный | Умение ставить задачу и выполнять ее | 31.12 | 10.01 | 9.01 |
|
|
|
Углерод и кремний (12 часов) | ||||||||||||
33 | Строение атомов углерода и кремния | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общеучебная познавательная деятельность | Предварительный | Знание общих свойств элементов IV группы | 12.01 | 14.01 | 13.01 |
|
|
|
34 | Углерод | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание аллотропных модификаций углерода, его физических и химических свойств | 14.01 | 17.01 | 16.01 |
|
|
|
35 | Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV) | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание отличий и сходств оксидов углерода | 19.01 | 21.01 | 20.01 |
|
|
|
36 | Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание основных химических свойств кислоты | 21.01 | 24.01 | 23.01 |
|
|
|
37 | Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV) | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание строения SiO2, его отличительных свойств | 26.01 | 28.01 | 27.01 |
|
|
|
38-39 | Кремниевая кислота и ее соли | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание отличительных физических и химических свойств кислоты | 28.01-2.02 | 31.01 4.02 | 30.01 3.02 |
|
|
|
40 | Силикатная промышленность | 1 | Урок усвоения новых знаний. Лекция | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий | Знание основных сфер силикатной промышленности | 4.02 | 7.02 | 6.02 |
|
|
|
41 | Подготовка к контрольной работе №3 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 9.02 | 11.02 | 10.02 |
|
|
|
42 | Контрольная работа №3 | 1 | УК | Применение знаний, умений и навыков | Итоговый | Уметь применять знания, умения и навыки | 11.02 | 14.02 | 13.02 |
|
|
|
43 | Подготовка к практической работе №3 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 16.02 | 18.02 | 17.02 |
|
|
|
44 | Практическая работа №3 | 1 | УЗЗ | Постановка и решение проблемы | Коррекционный | Умение ставить задачу и выполнять ее | 18.02 | 21.02 | 20.02 |
|
|
|
Общие свойства металлов (2 часа) | ||||||||||||
45 | Строение атомов металлов. Положение в периодической таблице. Общие способы получения металлов. Физические свойства металлов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание общих свойств элементов I, II групп. Умение записывать главные реакции получения металлов | 2.03 | 28.02 | 27.02 | |
|
|
46 | Характерные химические свойства металлов .Сплавы | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание общих свойств металлов . Знание состава сплавов | 4.03 | 4.03 | 3.03 | |
|
|
Металлы I-А-IIIА-групп периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (3 часа) | ||||||||||||
47 | Характеристика щелочных металлов | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание химических свойств щелочных металлов | 9.03 | 7.03 | 6.03 |
|
|
|
48 | Строение атомов магния и кальция. Кальций и его соединения | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание общих свойств магния и кальция | 11.03 | 11.03 | 10.03 |
|
|
|
49 | Алюминий. | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание способов получения, химических свойств алюминия | 16.03 | 14.03 | 13.03 |
|
|
|
Железо (2 часа) | ||||||||||||
50 | Железо. | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание способов получения, химических свойств железа | 18.03 | 18.03 | 17.03 |
|
|
|
51 | Соединения железа. | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание химических формул соединений железа | 23.03 | 21.03 | 20.03 |
|
|
|
Металлургия (1 часов) | ||||||||||||
52 | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Производство чугуна и стали. | 1 | Комбинированный урок | Общеучебная познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Представление о процессах в металлургической промышленности. Знание особенностей производства | 25.03 | 25.03 | 24.03 |
|
|
|
Краткий обзор органических веществ (16 часов) | ||||||||||||
53 |
Органическая химия. Основные положения теории А.М. Бутлерова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Познавательная деятельность | Предварительный | Знание отличий органических и неорганических соединений. Представление значимости теории | 30.03 | 28.03 | 27.03 |
|
|
|
54 |
Упрощенная классификация органических соединений | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание основных классов соединений, принципов классификации | 1.04 | 1.04 | 31.03 |
|
|
|
55 | Предельные углеводороды | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание общей формулы, строения, представителей | 6.04 | 4.04 | 3.04 |
|
|
|
56 | Непредельные углеводороды | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание общей формулы, строения, представителей | 8.04 | 8.04 | 7.04. |
|
|
|
57 |
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов | 1 | Комбинированный урок
| Познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Знание общей формулы, строения, представителей | 20.04 | 18.04 | 17.04 |
|
|
|
58 | Спирты | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Формирование понятия функциональной группы | 22.04 | 22.04 | 21.04 |
|
|
|
59 | Карбоновые кислоты | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Умение записывать формулу | 27.04 | 25.04 | 24.04 |
|
|
|
60 | Сложные эфиры. Жиры | 1 | Комбинированный урок | Комбинированный урок | Текущий, устный опрос | Знание основных представителей, классификации | 29.04 | 29.04 | 28.04 |
|
|
|
61 | Углеводы | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, письменный опрос | Знание основных представителей, классификации | 4.05 | 2.05 | 1.05 |
|
|
|
62 | Аминокислоты. Белки | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Знание основных представителей, классификации . Знание уровней организации белка, его составных частей | 6.05 | 6.05 | 5.05 |
|
|
|
63 | Полимеры. Лекарства | 1 | Комбинированный урок | Познавательная деятельность | Текущий, устный опрос | Формирование грамотного применения лекарств. Знание понятий полимер и полимеризация | 11.05 | 9.05 | 8.05 |
|
|
|
64 |
Подготовка к контрольной работе №4 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 13.05 | 13.05 | 12.05 |
|
|
|
65 | Контрольная работа №4 | 1 | УК | Применение знаний, умений и навыков | Итоговый | Уметь применять знания, умения и навыки | 18.05 | 16.05 | 15.05 |
|
|
|
66 | Подготовка к практической работе №3 | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний | Коррекционный | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 20.05 | 20.05 | 19.05 |
|
|
|
67 | Практическая работа №3 | 1 | УЗЗ | Постановка и решение проблемы | Коррекционный | Умение ставить задачу и выполнять ее | 25.05 | 23.05 | 22.05 |
|
|
|
68 | Итоговый урок | 1 | УОИСЗ | Структурирование знаний, логическая деятельность | Итоговый | Умение применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | 25.05 | 23.05, | 22.05 |
|
|
|