СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 8-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ХИМИИ 9 КЛАССА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 8-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011.).

Авторской программе соответствует учебник: О.С.Габриелян Химия. 9 класс – М.: Дрофа, 2011, 2011, 2013.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Увеличено число часов на изучение тем:

  • тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;

  • тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 27 часов;

  • тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 12часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

  1. Сокращено число часов

  • на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

  • на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 6 часов.

  1. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

  2. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

  3. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Основное содержание» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Дополнительная литература:

  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.

  2. Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 классе: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2003.

  4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 класс – М.: Дрофа, 2005.



Тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О.С.Габриеляна.


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Дата

Контрольные работы

Дата

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

4





2.

Тема 1.

Металлы

18

№1. Получение и свойства соединений металлов.


№ 1


3.

Тема 2.

Неметаллы

27

№ 2. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».

№ 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

№ 4. Получение, собирание и распознавание газов.


№ 2


4.

Тема 3.

Органические соединения

12





5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

7



№3


6.

Итого


68

4


3



Поурочное планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов резерв учебного времени – 2 часа),

УМК О.С.Габриеляна


№№ п/п

Дата по плану

Дата фактическая

Тема урока

Основное содержание урока

Эксперимент:

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки

выпускников

Д/з


Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часа)

1



Периодический закон

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева


Знать/понимать:

  • химические понятия: химический элемент, атом;

  • основные законы химии: Периодический закон.

Уметь:

  • называть: химические элементы по их символам;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

§3

2



Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

§3

3



Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соеди­нения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла.

Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.

Знать/понимать:

  • химические понятия: вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть: соединения изученных классов;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.

§1

4



Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

§2

Тема 1. Металлы (18 часов)


1 (5)




Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Положение металлов в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов.

Л. Образцы различных ме­таллов.

Уметь:

  • характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кри­сталлическая решётка).

§4,5

2 (6)



Строение атомов металлов, их физические свойства.

§6

3 (7)




Химические свойства металлов.

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Д. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Уметь:

  • характеризовать: химические свойства металлов;

  • составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).

§8

4 (8)



Электрохимический ряд напряжений металлов.

§8

5 (9)



Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Д. Образцы сплавов.

Знать/понимать:

  • химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление.

Уметь:

  • составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

§7,9

6 (10)



Щелочные металлы.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве.

Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия.

Уметь:

  • называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидро­ксиды, соли);

  • объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов.

§11

§11

7 (11)



Соединения щелочных металлов

8 (12)



Щелочноземельные металлы.

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом.

Уметь:

  • называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

  • характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

§12

9 (13)



Соединения щелочноземельных металлов.

§12

10 (14)



Соединения кальция.

Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидно­сти гидроксида кальция (из­вестковая вода, известковое молоко, пушонка). Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк).

Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

Уметь:

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь).

§12

11 (15)



Алюминий.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.

Уметь:

  • называть: соединения алюминия по их химическим формулам;

  • характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

§13

12 (16)



Соединения алюминия.

§13

13 (17)



Железо.

Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа.

Уметь:

  • называть: соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать: особенности строения атома железа по его положе­нию в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III).

§14

14 (18)



Соединения железа

§14

15 (19)




Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов.



Уметь:

  • характеризовать: химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.


16 (20)



Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Решение задач и упражнений.




17 (21)



Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».





18 (22)



Анализ контрольной работы по теме «Металлы».





Тема 2. Неметаллы (27 часов)

1 (23)



Общая характеристика неметаллов.

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха.

Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях.

Знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть: химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

  • определять: тип химической связи в соединениях неметаллов.

§15

2 (24)



Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода.


Знать/понимать:

  • химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать: физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  • распознавать опытным путём: водород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом.

§17

3 (25)



Общая характе­ристика галоге­нов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

Знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

  • определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором.

§18

4 (26)



Соединения га­логенов.

Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л. Качественная реакция на хлорид-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть: соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать: химические свойства соляной кислоты;

  • составлять: химические формулы галогеноводородов и галоге­нидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём: соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

§19, 20

5 (27)



Кислород, его физические и химические свойства.

Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.

Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.

Знать/понимать:

  • химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  • определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в ок­сидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  • распознавать опытным путём: кислород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия го­рения и способы его прекращения).

§21

6 (28)



Сера, её физические и химические свойства.

Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация).

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы.

Уметь:

  • объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (ки­слорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

§22

7 (29)



Оксиды серы.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли.

Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • называть: оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять: принадлежность оксидов серы к кислотным окси­дам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять: уравнения химических реакций взаимодействия ок­сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

§23

8 (30)



Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбав­ленной серной кислоты.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  • характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять: принадлежность серной кислоты и её солей к соот­ветствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной ки­слоте и в сульфатах;

  • составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной сер­ной кислотой (растворение).

§23

9 (31)



Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».



Уметь:

  • характеризовать: химические свойства соединений серы;

-- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.


10 (32)



Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных ре­акциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение.


Знать/понимать:

  • химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять: строение атома азота по его положению в периоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать: физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях;

  • определять: тип химической связи в молекуле азота и в его со­единениях; степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

§24

11 (33)



Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака.

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулу аммиака.

Уметь:

  • называть: аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать: физические и химические свойства аммиака;

  • определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);

  • распознавать опытным путём: аммиак среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

§25

12 (34)



Соли аммония.

Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.

Л. Распознавание солей аммония.

Знать/понимать:

  • химические понятия: катион аммония.

Уметь:

  • называть: соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать: химические свойства солей аммония;

  • определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;

  • составлять: химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

§26

13 (35)



Оксиды азота (II) и (IV).

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.


Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  • называть: оксиды азота по их химическим формулам;

  • характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типич­ного кислотного оксида);

  • определять: принадлежность оксидов азота к соответствую­щему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

§27

14 (36)



Азотная кислота и её свойства.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты.

Д. Взаимодействие кон­центрированной азотной кислоты с медью.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать: физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  • определять: принадлежность азотной кислоты к соответствую­щему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азот­ной кислотой.

§27

15 (37)



Соли азотной кислоты.

Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

Уметь:

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (раз­ложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о нитратах (про­блема их содержания в сельскохозяйственной про­дукции).

§27

16 (38)



Фосфор, его фи­зические и хи­мические свойства.

Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора.

Д. Образцы природных со­единений фосфора. Полу­чение белого фосфора из красного.

Уметь:

  • объяснять: строение атома фосфора по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с ме­таллами, кислородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

§28

17 (39)



Оксид фосфора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки­слоты.

Уметь:

  • называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), орто­фосфорной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор­ной кислоты и её солей к соответствующим клас­сам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  • составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки­слотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

§28

18 (40)



Углерод, его фи­зические и хи­мические свойства.

Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Д. Образцы природных со­единений углерода.

Уметь:

  • объяснять: строение атома углерода по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с ме­таллами, оксидами металлов, водородом, кисло­родом) в свете представ­лений об окислительно-вос­становительных реак­циях;

  • определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

§29

19 (41)



Оксиды углерода.

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  • называть: оксиды углерода по их химическим формулам;

  • характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как ти­пичного кислотного оксида);

  • определять: принадлежность оксидов углерода к определён­ному классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химиче­ской связи в оксидах;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок­сида углерода (IV);

  • распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II).

§30

20 (42)



Угольная кислота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ио­нов.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л. Качественная реакция на карбонат-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулу угольной кислоты.

Уметь:

  • называть: соли угольной кислоты по их химическим форму­лам;

  • характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к оп­ределённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в уголь­ной кислоте;

  • составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбона­тов; уравнения химических реакций превращения кар­бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  • распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов.

§30

21 (43)



Кремний.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Д. Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с при­родными силикатами.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки­слоты.

Уметь:

  • называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), крем­ниевой кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас­сам неор­ганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили­катах;

  • составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние­вой кислоты.

§31

22 (44)



Соединения кремния

§31

23 (45)



Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».



Уметь:

  • характеризовать: химические свойства веществ, образованных эле­ментами подгрупп азота и углерода;

  • составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под­групп азота и углерода;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.


24 (46)



Практическая работа № 4. По­лучение, собирание и распознавание газов.



Уметь:

  • характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

  • составлять: уравнения химических реакций получения газов;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами.


25 (47)



Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.




26 (48)



Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».





27 (49)



Анализ кон­трольной работы по теме «Неметаллы».





Тема 3. Органические соединения (12 часов)

1 (50)




Предмет орга­нической химии.

Вещества органические и не­органические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии.

Д. Модели молекул орга­нических соединений.

Знать/понимать:

  • химические понятия: вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;

  • определять: валентность и степень окисления углерода в орга­нических соединениях.

§32

2 (51)



Изомерия органических веществ.

§32

3 (52)



Предельные уг­леводороды (метан, этан).

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть: метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горе­ние и дегидрирование);

  • определять: принадлежность метана и этана к предельным уг­леводородам;

  • составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом).

§33

4 (53)



Свойства предельных углеводородов.

§33

5 (54)



Непредельные углеводороды (этилен).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом). Реакция полимеризации.

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулу этилена.

Уметь:

  • называть: этилен по его химической формуле;

  • характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодей­ствие с водой, бромом);

  • определять: принадлежность этилена к непредельным углево­дородам;

  • составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

§34

6 (55)




Представления о полимерах на примере поли­этилена.

Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значе­ние.

Д. Образцы различных из­делий из полиэтилена.


§40

7 (56)



Природные ис­точники углево­дородов. Нефть и природный газ, их применение.

Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое ис­пользование. Способы защиты окружающей среды от загряз­нения нефтью и продуктами её переработки.

Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки».



8 (57)



Спирты.

Спирты – представители ки­слородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола.

Д. Образцы этанола и гли­церин. Качественная реак­ция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;

  • характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и эта­ноле.

§35

9 (58)



Карбоновые ки­слоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Д. Взаимодействие уксус­ной кислоты с металлами, оксидами металлов, осно­ваниями и солями.

Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;

  • характеризовать: связь между составом, строением и свойствами ки­слот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой.


§36

10 (59)



Биологически важные вещества: жиры, углеводы.

Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение бел­ков. Цветные реакции белков.

Л. Взаимодействие крахмала с йодом.


Уметь:

  • характеризовать: нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме.

§37, 39

11 (60)



Биологически важные вещества: белки.

§38

12 (61)



Лекарственные препараты; проблемы, свя­занные с их при­менением.


Понятие о лекарствах как хи­миотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Безопасные способы применения.

Д. Образцы лекарственных препаратов.



Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)

1 (62)



Периодический закон и перио­дическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – гра­фическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера эле­мента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева


Знать/понимать:

  • химические понятия: химический элемент, атом;

  • основные законы химии: Периодический закон.

Уметь:

  • называть: химические элементы по их символам;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.


2 (63)



Строение ве­ществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.

Знать/понимать:

  • химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать: связь между составом, строением и свойствами ве­ществ;

  • определять: тип химической связи в соединениях.


3 (64)



Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).


Знать/понимать:

  • химическую символику: уравнения химических реакций;

  • химические понятия: химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: уравнения химических реакций.


4 (65)



Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.


Знать/понимать:

  • химическую символику: формулы химических веществ;

  • химические понятия: вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  • называть: соединения изученных классов;

  • объяснять: сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов.


5 (66)



Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 9 класса.

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.




6 (67)



Итоговая контрольная работа № 3 по курсу химии 9 класса.





7 (68)



Химическое за­грязнение окру­жающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.


Уметь:

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека.