Основными вопросами изучения химии на среднем уровне образования являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Программа по химии для 10 класса является логическим продолжением курса основного уровня образования. Темы основного курса органической химии рассматриваются на более высоком, расширенном и углубленном уровне.
Органическая химия рассматривается в 10 классе с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии. После повторения рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава — строения — свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных — биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
В 2016-2017 учебном году на изучение химии отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна и рассчитана на 68 часов. В рабочую программу вносятся соответствующие изменения, которые отражены в таблице. Мною оставлена тема «Химические реакции в органической химии» по тем же соображениям.
№ | Тема | Количество часов | Демонстрации | Лабораторные опыты | Практические работы | Контроль |
1 | Введение. | 1 | | | | |
2 | Теория строения органических соединений | 11 | 1.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | | | К.р. №1 «Теория строения органических соединений» |
3 | Углеводороды и их природные источники | 16 | 1. Горение этилена, ацетилена. 2. Отношение метана, этилена, ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде. 3. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 4. Получение и свойства ацетилена 5. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. 6. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт) | 1. Изготовление моделей молекул углеводородов 2. Определение элементного состава органических веществ 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле 4.Ознакомление с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов. 5. Получение и свойства ацетилена. 6 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки» | | К.р. №2 «Углеводороды» |
4. | Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 19 | 1. Окисление спирта в альдегид 2. Качественная реакция на многоатомные спирты 3. Коллекция «Каменный уголь и продукты их переработки» 4. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Качественная реакция на фенол. 5. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы 6. Окисление альдегидов и глюкозы с помощью гидроксида меди (II). 7. Качественная реакция на крахмал | 1. Свойства этилового спирта 2. Свойства глицерина 3. Свойства уксусной кислоты 4. Свойства глюкозы 5. Свойства крахмала 6. Свойства жиров 7. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка | | К.р. №3 «Спирты, фенолы, карбонильные соединения» К.Р. №4 «Карбоновые кислоты. Углеводы» |
5. | Азотсодержащие органические соединения | 10 | 1. Растворение и осаждение белков 2. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая 3. Горение птичьего пера и шерсти 4. Модель молекулы ДНК | 1. Свойства белков | 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | К.р. №5 «Азотсодержащие органические соединения» |
6. | Искусственные и синтетические органические соединения | 6 | 1. Коллекция пластмасс и изделий из них 2. Коллекции искусственных и синтетических волокон 3. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам | 1. Ознакомление с коллекциями пластмасс, волокон и каучуков | 2. Распознавание пластмасс и волокон | |
7. | Биологически активные органические соединения | 5 | 1. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля 2. Коллекция витаминных препаратов 3. Иллюстрации с фотографиями животных с различной формой авитаминозов 4. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка | | | |
| Итого | 68 | 25 | 15 | 2 | 5 |
Дата | № | Тема урока | Элементы содержания | Эксперимент | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
| 1. (13) | Природный газ. Алканы. | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа | ЛО 1. Изготовление моделей молекул углеводородов ЛО 2. Определение элементного состава органических веществ | Знать основные компоненты природного газа; важнейшие направления его использования Уметь проводить поиск химической информации с использованием различных источников | §3 до с. 25 читать, РТ с. 19-21 |
| 2. (14) | Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства. Алканы в природе. | 1.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | Знать важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение молекул алканов; -правила составления молекул алканов; Уметь называть алканы по систематической номенклатуре. | §3 до с. 29 читать, РТ с. 22-24 |
| 3. (15) | Химические свойства алканов. Применение. | Реакции замещения, горения, термическое разложение, изомеризация. Применение. | Д1. Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде. | Знать важнейшие химические и физические свойства метана как основного представителя алканов - области применения веществ | §3 с. 29-31 читать, РТ с.22 №10, 24 №5, 26 №8 |
| 4. (16) | Алкены. Строение, номенклатура, получение и физические свойства | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная, положения π-связи, межклассовая и пространственная (цис- транс- изомерия). Номенклатура алкенов Физические свойства. Получение алкенов из алканов, галогеналканов, спиртов. | 1.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений Д. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 3. Горение этилена | Знать важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение молекул алкенов; -правила составления молекул алкенов; Уметь называть алкены по систематической номенклатуре. | §4 до с. 35 читать, РТ с.26-28 № 1-4 |
| 5. (17) | Химические свойства алкенов. Применение. | Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование), окисление и полимеризации. Применение алкенов на основе их свойств. | 1. Отношение этилена к раствору перманганата калия и бромной воде. ЛО 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. | Знать важнейшие химические и физические свойства этена как основного представителя алкенов - качественные реакции на кратную связь - области применения веществ | §4 с. 35-40 читать, РТ с. 30-31 |
| 6. (18) | Семинар «Алканы. Алкены.» | Решение задач и упражнений в составлении формул изомеров и гомологов алканов и алкенов, составление уравнений реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами соединений выполнение тестов | учебник с. 32 |
| 7. (19) | Алкадиены. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Гомологический ряд и общая формула алкадиенов как углеводородов с двумя двойными связями. Строение молекул. Изомерия. Номенклатура алкадиенов Физические свойства. | 1.Модели молекул с различным взаимным расположением π-связей | Знать: гомологический ряд алкадиенов; -правила составления названий алкадиенов; Уметь называть Алкадиены по систематической номенклатуре; -проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | § 5 до с. 44 читать, РТ с.33-35 №1-4 |
| 8. (20) | Химические свойства алкадиенов. Применение. Каучук. Резина. | Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. | 1. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина» | Знать свойства каучука, области его применения, получение и применение резины | § 5 с. 44-46 читать, материалы лекции РТ с. 35 № 6,5, с. 38 № 5-7 |
| 9. (21) | Алкины. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекул ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура. Физические свойства. Получение: карбидный и метановый способ. | 1.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений ЛО 4. Получение и свойства ацетилена | Знать правила составления названий алкинов; способы образования сигма- и пи- связей; физические свойства алкинов Уметь называть алкины по международной номенклатуре | § 6 с. 48 читать, материалы лекции РТ с. 41 № 6, с. 42 № 1,3 |
| 10. (22) | Химические свойства алкинов. Применение. | Реакции: присоединения, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование, тримеризация ацетилена в бензол. | 1. Получение и свойства ацетилена 2. Горение ацетилена. 3. Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде. | Знать важнейшие химические свойства этина как основного представителя алкинов, качественные реакции на кратную связь, области применения веществ | § 6 с. 48-51 читать, РТ с.43 № 2, с. 44 № 4,5,6 |
| 11. (23) | Нефть. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Виды крекинга. Бензин и понятие об октановом числе | 1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт) ЛО 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки». | Знать: -важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза -области применения нефтепродуктов Уметь: проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | § 8 читать, РТ с. 53-55 |
| 12. (24) | Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания. | |
| 13. (25) | Ароматические углеводороды. Строение бензола, получение, физические свойства. | Бензол как представитель Аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Получение Аренов. | | Знать гомологический ряд аренов; правила составления названий алкадиенов; строение молекулы бензола как основного представителя аренов Уметь называть арены по систематической номенклатуре; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | материалы лекции читать, РТ с. 47 часть 2 |
| 14. (26) | Химические свойства бензола и его гомологов. Применение | Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. | | Знать важнейшие химические и физические свойства бензола как основного представителя аренов, области применения веществ Уметь выделять главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле | §7 читать, РТ с. 50 № 6-8 |
| 15. (27) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | Решение расчетных задач на вывод формул орг. веществ, выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов. | | Знать важнейшие реакции метана, этана, этена, ацетилена, бутадиена, бензола; основные способы их получения и применения. Уметь называть изучаемые вещества по «тривиальной» и номенклатуре ИЮПАК - составлять структурные формулы органических соединений и их изомеров | РТ с. 60-62 |
| 16 (28) | К.р. №2. «Углеводороды» | | | | |
Дата | № | Тема урока | Элементы содержания | Эксперимент | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
| 1. (29) | Спирты. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Понятие гидроксильной группы как функциональной группы спиртов. Преставление о водородной связи и её влиянии на физические свойства веществ. Изомерия и номенклатура спиртов. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена | | Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы изомерии у них; основные способы получения и применения важнейших представителей класса спиртов | § 9 до с. 68 читать, РТ с. 63-65 |
| 2. (30) | Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Применение. Воздействие их на организм. | Химические свойства этанола: Горение, взаимодействие с натрием, с карбоновыми кислотами, межмолекулярной и внутримолекулярной дегидратации с образованием простых эфиров и алкенов, окисление в альдегиды. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | Д. Окисление спирта в альдегид ЛО 6. Свойства этилового спирта | Знать химические свойства предельных одноатомных спиртов на примере метанола, этанола, пропанола; отрицательное воздействие спиртов на организм; области применения Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства спиртов; | § 9 с. 68-71 читать, РТ с. 66 № 9,67-68 |
| 3. (31) | Многоатомные спирты. Свойства, качественная реакция. | Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция. Применение на основе свойств | Д. Качественная реакция на многоатомные спирты ЛО 7. Свойства глицерина | Знать свойства многоатомных спиртов на примере этиленгликоля и глицерина Уметь выполнять химический эксперимент на распознавание многоатомных спиртов | § 9 с. 71-73 читать, РТ с. 66 № 10, с. 69-70, учебник с. 74 ответить на ? |
| 4. (32) | Каменный уголь. Фенолы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. | Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты их переработки» | Знать важнейшие направления использования каменного угля и продуктов коксования Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | § 10 до с. 77 читать, РТ с. 70-71 № 1-5 |
| 5. (33) | Химические свойства фенола. Применение. | Взаимодействие фенола с натрием, гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в каменноугольную смолу. Применение фенола на основе его свойств. | Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Д. Качественная реакция на фенол | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого основные способы получения и применения фенола Уметь предсказывать его свойства | § 10 с. 77-79 читать, РТ с. 71-73 № 6,1,2 |
| 6. (34) | Альдегиды и кетоны. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Карбонильная группа как функциональная группа альдегидов и кетонов. Название веществ по тривиальной и систематической номенклатуре. Составление изомеров и гомологов. Физические свойства. Отельные представители. | Д. Окисление спирта в альдегид ЛО 8. Свойства формальдегида | Знать гомологические ряды и основы номенклатуры альдегидов; строение карбонильной группы и на этой основе усвоить отличие и сходство альдегидов и кетонов | § 11 до с. 81 читать, РТ с. 75-76 |
| 7. (35) | Химические свойства альдегидов. Качественные реакции. Применение. | Окисление альдегидов в соответствующую кислоту, восстановление альдегидов в соответствующий спирт. Качественные реакции | Д. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (II). | Знать важнейшие свойства основных представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни человека | § 11 с. 81-83 читать, РТ с.77,79 |
| 8. (36) | Семинар по теме «Спирты, фенолы, альдегиды» | Упражнение в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами соединений. Решение расчетных задач. Подготовка к контрольной работе. | | Уметь составлять уравнения реакций, цепочки превращений, решать задачи | РТ с. 78 |
| 9. (37) | К.р. №3. «Спирты, фенолы, карбонильные соединения» | |
| 10. (38) | Карбоновые кислоты. Строение, классификация, номенклатура, получение и физические свойства. | Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства. | | Знать гомологические ряды и основы номенклатуры карбоновых кислот; - строение карбоксильной группы; - способы получения карбоновых кислот. | § 12 до с. 89 читать, РТ с. 80-81 |
| 11. (39) | Химические свойства карбоновых кислот. Применение. | Свойства карбоновых кислот как неорганических (с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями) и органических (со спиртами). Понятие реакции этерификации, ее условия. | ЛО 9. Свойства уксусной кислоты | Знать общие свойства карбоновых кислот; - значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека Уметь проводить сравнение свойств карбоновых кислот со свойствами минеральных кислот. | § 12 с. 89-91 читать, РТ с. 82-83 |
| 12. (40) | Сложные эфиры. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Строение сложных эфиров. Изомерия. Номенклатура. Обратимость реакций этерификации, гидролиз. | Д. получение уксусно-этилового эфира | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров | § 13 до с. 94 читать, РТ с. 88 № 1,2 |
| 13. (41) | Жиры. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. Применение. СМС | Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. | ЛО 10. Свойства жиров ЛО 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. | Знать классификацию, строение, получение, свойства и использование в быту жиров | § 13 с. 94-99 читать, РТ с. 86-88 часть 1 |
| 14. (42) | Семинар «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» | Упражнение в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь между классами соединений. Решение расчетных задач. Подготовка к контрольной работе. | | Уметь составлять уравнения реакций, цепочки превращений, решать задачи | РТ с. 84 № 3-5 |
| 15. (43) | Углеводы. Состав, классификация. | Моно-, ди-, полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая функция углеводов, их значение в жизни человека. | | Знать состав и классификацию углеводов по различным признакам | § 14 до с. 103 читать, РТ с. 90-91 |
| 16. (44) | Моносахариды. Глюкоза. | Глюкоза, её физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы. ά и β-форма глюкозы. | Д. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы Д. Окисление глюкозы с помощью гидроксида меди (II). ЛО 12. Свойства глюкозы | Знать особенности строения глюкозы как альдегидоспирта; свойства и применение глюкозы Уметь объяснять свойства углеводов на основе строения молекулы | § 14 с. 103-108 читать, РТ с. 92-93 |
| 17. (45) | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. | Сравнение строения и свойств крахмала и целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль, Применение. | Д. Качественная реакция на крахмал ЛО 13. Свойства крахмала | Знать важнейшие свойства крахмала и глюкозы на основании различий в их строении Объяснять явления, происходящие в быту, пользуясь приобретенными знаниями Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | § 15 читать, РТ с. 95-97 |
| 18. (46) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Карбоновые кислоты. Углеводы» | Ключевые моменты тем | | Знать важнейшие реакции, в том числе качественные, основные способы получения веществ и области их применения Уметь определять возможности протекания химических превращений | учебник с. 91, 109 ответить на вопросы РТ с. 102-105 |
| 19. (47) | К.р. №4. «Карбоновые кислоты. Углеводы» | | Знать характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ | |
Дата | № | Тема урока | Элементы содержания | Эксперимент | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
| 1. (48) | Амины. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. | Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия, номенклатура. | | Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры; основные способы получения аминов и их применение Уметь проводить сравнение строения аминов и аммиака | § 16 до с. 117 читать, РТ с. 105-107 |
| 2. (49) | Химические свойства аминов. Применение. | Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Применение. | | Знать общие свойства аминов; значение аминов в повседневной жизни человека Уметь проводить сравнение свойств аминов и аммиака | § 16 с. 118-119 читать, РТ с. 108 № 1, с. 109 №4 |
| 3. (50) | Анилин – органическое основание. Строение, свойства, применение. | Анилин. Строение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Свойства. Применение. | | Знать строение анилина как представителя ароматических аминов; особенности свойств анилина на основе его строения; применение анилина и способы его получения | § 16 с. 119-121 читать, РТ с. 110 № 3,5,6 |
| 4. (51) | Аминокислоты. Строение, номенклатура, получение, физические свойства. | Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия. Двойственность основно-кислотных свойств и её причины. | Д. Доказательство наличия функциональных групп аминокислот | Знать классификацию, виды изомерии аминокислот и основы их номенклатуры | § 17 с. 122-124 читать, РТ с.110-112 |
| 5. (52) | Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений. | Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров, с кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот. | | Уметь предсказывать свойства аминокислот, опираясь на полученные знания об их химической двойственности; объяснять применение и биологическую функцию аминокислот | § 17 с. 124-127 читать, РТ с.113-114 |
| 6. (53) | Белки – биополимеры. Структура белка, его биологическая роль. | Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Первичная, вторичная, третичная структура белков. | Д. Растворение и осаждение белков | Знать строение; активно использовать межпредметные связи с биологией, валеологией | § 17 с. 127-129 читать, РТ с. 115-116 |
| 7. (54) | Химические свойства белков. | Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции и значение белков. | Д. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая Д. Горение птичьего пера и шерсти ЛО 14. Свойства белков | Знать важнейшие свойства белков и качественные реакции на белки Уметь давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи; практически осуществлять качественные цветные реакции на белки | § 17 с. 129-131 читать, РТ с. 117-119 |
| 8. (55) | Нуклеиновые кислоты, их роль в хранении и передаче наследственной информации | Понятие ДНК, РНК, их строение. | Д. Модель молекулы ДНК | | § 18 читать, РТ с.119-122 |
| 9. (56) | П.р. №1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | | | Знать правила Т/Б при работе с веществами и оборудованием; качественные реакции важнейших представителей классов органических соединений | |
| 10. (57) | К.р. № 5 «Азотсодержащие соединения» | | | | |