КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла руководитель МО ________ Л.Г.Ракитянская протокол №1 от августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ___________ И.А. Герасимова августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Т.П. Рыковская августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
8 КЛАСС
Составитель: Ракитянская Лариса Геннадьевна |
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004 №1089).
2. Рабочая программа / сост. Т.Д.Гамбурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. Программа основного общего образования по химии.
8-9 классы. Авторы: О.С.Габриелян, А.В.Купцова.
3. Учебник. Химия-8 класс. Автор О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2013 год.
Программой общеобразовательной школы отводится на изучение химии 68 часов на учебный год. По учебному плану школы для очно - заочной формы обучения на изучение химии отводится 36 часов из расчета 1 час в неделю на 36 учебных недель. Основная форма контроля - зачёт.
Так как действующая программа рассчитана на очную форму обучения, то я корректирую и адаптирую её для очно-заочной формы обучения таким образом:
класс | По программе количество часов в год | По программе количество часов в неделю | Количество часов по учебному плану. | По учебному плану количество часов неделю | Количество зачётов в год |
8 | 68 | 2 | 36 | 1 | 2(1/1) |
Тематическое планирование скорректировано в сторону уменьшения следующим образом:
№ п/п | Содержание материала | По программе | По учебному плану очно-заочная форма обучения | Часы на самостоятельное изучение | Форма контроля |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | Зачет №1 |
2 | Тема 1. Атомы химических элементов | 9 | 5 | 4 |
3 | Тема 2. Простые вещества | 6 | 3 | 3 |
4 | Тема 3. Соединения химических элементов | 12 | 6 | 6 |
5 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 12 | 6 | 6 | Зачет№2 |
6 | Тема 5. Практикум 1. «Простейшие операции с веществами» | 3 | 2 | 1 |
7 | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 19 | 9 | 10 |
8 | Тема 7. Практикум №2. «Свойства растворов электролитов» | 1 | 1 | - |
9 | Тема 8. Обобщение и систематизация знаний | 2 | 2 | |
| Итого | 68 | 36 | 32 | |
Содержание курса химии в 8 классе
Введение (2 часа)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба) различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов (5 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов
между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы)
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Тема 2. Простые вещества (3 часа)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ — неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических элементов (6 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и на звания. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 13. Ознакомление с коллекцией солей.14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (6 часов)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена — гидролиз веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществами (2 часа)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (9 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твер дых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. 30.Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (1 час)
1.Ионные реакции. 2. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 3. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 4. Решение экспериментальных задач.
При двухчасовом планировании проводится только практическая работа 4.
Тема 8. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 8 класса (2 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения химии обучающийся должен
знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка зачетных работ.
В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода обучающихся в следующий класс, годовая отметка выставляется по результатам зачёта.
Зачетные работы оцениваются по критериям, прописанным в текстах зачетных работ.
Основная методическая литература
1.Учебник Химия 8 класс. Габриэлян О.С. ФГОС, учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриэлян.- /М.: Дрофа, 2015.
2. Рабочая тетрадь Химия 8 класс. Габриэлян О.С., С.А. Сладков, / М.: Дрофа, 2015.
3. Методическое пособие Химия 8-9 класс. О.С. Габриэлян, А.В. Купцова / М.: Дрофа, 2014.
4. Контрольные и проверочные работы. Химия 8класс. Габриэлян О.С. М.: Дрофа, 2014.
5. Химический эксперимент в школе. Химия 8 класс. Габриэлян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. М.: Дрофа, 2012.
6. Химия в тестах, задачах, упражнениях. Габриэлян О.С., Воскобойникова Н.П. М.: Дрофа, 2009.
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)
инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету
Дополнительная литература:
1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд.,
испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
4. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
5. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
7. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Календарно – тематическое планирование
(очно-заочная форма обучения)
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемый результат | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
| | Введение | 2 | Знать: определение понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»; Уметь: отличать химические реакции от физических явлений; определять положение хим. элемента в ПСХЭ. Вычислять массовую долю хим. элемента по формуле соединения. | | | |
1 | 1 | Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека | 1 | беседа. | | |
2 | 2 | Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 1 | тест | | |
| | Тема 1. Атомы химических элементов | 5 | Знать: - определение понятия «химический элемент»; -.формулировку Периодического закона; -.определение понятий: «химическая связь», «ион», «ковалентная связь», «ионная связь». Уметь: - объяснять физический смысл порядкового номера, номера группы и периода; - характеризовать химические элементы (1-20) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; -определять типы химических связей в соединениях. | | | |
3 | 1 | Основные сведения о строении атомов. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек | 1 | хим. диктант | | |
4 | 2 | Металлические и неметаллические свойства элементов. Ионная химическая связь | 1 | тест | | |
5 | 3 | Ковалентная неполярная химическая связь | 1 | самостоя тельная работа | | |
6 | 4 | Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность | 1 | | | |
7 | 5 | Металлическая химическая связь. Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 | тест заполнение таблицы3 | | |
| | Тема 2. Простые вещества | 3 | Знать: - общие физические свойства металлов; - определение понятий «моль», «молярная масса»; «молярный объём газов»; Уметь: - характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов; - вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества, объём и число частиц по количеству вещества. | | | |
8 | 1 | Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия | 1 | Работа с алгорит- мом | | |
9 | 2 | Количество вещества. Молярный объём газообразных веществ | 1 | тест | | |
10 | 3 | Расчетные задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро» | 1 | провер. работа | | |
| | Тема 3. Соединения химических элементов | 6 | | | | |
11 | 1 | Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений | 1 | Знать: - определения: степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот, солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворенного вещества; Уметь: - определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления; - определять принадлежность веществ к классам соединений хим. элементов; - вычислять массовую долю вещества в растворе. | | | |
12 | 2 | Оксиды | 1 | тест | | |
13 | 3 | Основания | 1 | сам.работа | | |
14 | 4 | Кислоты | 1 | тест | | |
15 | 5 | Соли как производные кислот и оснований | 1 | заполнение таблицы | | |
16 | 6 | Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доли компонентов в смеси | 1 | | | |
| | Зачет №1 по темам: «Введение. Атомы химических элементов. Простые вещества. Соединения химических элементов» | | | | |
| | II полугодие | | | | | |
| | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 6 | Знать: - способы разделения смесей; - определение понятий «химические реакции», «химические уравнения»; -признаки и условия течения химических реакций; - формулировку закона сохранения массы веществ. Уметь: -составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; - вычислять по химическим уравнениям массу, объём, количество вещества; - различать типы химических реакций. | | | |
17 | 1 | Физические и химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций | 1 | тест | | |
18 | 2 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расчёты по химическим уравнениям | 1 | тест | | |
19 | 3 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах | 1 | провер. работа | | |
20 | 4 | Реакции соединения. Цепочки переходов | 1 | заполнение таблицы | | |
21 | 5 | Реакции замещения. Ряд активности металлов | 1 | | | | |
22 | 6 | Реакции обмена. Правило Бертолле. Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | | | | |
| | Тема 5. Практикум 1. «Простейшие операции с веществом» | 2 | Знать: - правила техники безопасности в кабинете химии; Уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов; - наблюдать и делать выводы при проведении химических опытов; - правильно оформлять практические работы. | | | |
23 | 1 | Правила техники безопасности. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами | 1 | отчет | | |
24 | 2 | Признаки химических реакций. | 1 | отчет | | |
| | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 9 | | | | |
25 | 1 | Электролитическая диссоциация. Основные положения ЭД. | 1 | Знать: - определение понятий: «электролиты и неэлектролиты», «сильный и слабый электролит», «электролитическая диссоциация»; - основные положения теории электролитической диссоциации; - определение кислот, солей и щелочей с точки зрения ТЭД; -классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов, и солей; -определение понятий «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление» Уметь: - пользоваться таблицей растворимости; - составлять уравнения электролитической диссоциации; - составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность; - определять окислители и восстановители, - осуществлять генетические связи основных классов неорганических соединений. | таблица | | |
26 | 2 | Ионные уравнения | 1 | | | |
27 | 3 | Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | провер. работа | | |
28 | 4 | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | тест | | |
29 | 5 | Оксиды: классификация и свойства | 1 | тест | | |
30 | 6 | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | хим. диктант | | |
31 | 7 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1 | сам. работа с таблицей | | |
32 | 8 | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции | 1 | «крестики- нолики» игра | | |
33 | 9 | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций | 1 | тест | | |
| | Тема 7. Практикум 2. «Свойства растворов электролитов» | 1 | | | |
34 | 1 | Решение экспериментальных задач | 1 | сам. работа | | |
| | Тема 8. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 8 класса | 2 | | | |
35 | 1 | Повторение основных вопросов курса химии 8 класса | 1 | | | |
36 | 2 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
| | Зачет №2 по темам: «Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | | | | |
Зачет №1 по химии
8 класс
по темам: «Введение. Атомы химических элементов. Простые вещества.
Соединения химических элементов»
1 вариант.
Часть А (За каждое задание части А – 1 балл)
А 1. К химическим явлениям относятся:
а) ржавление железа б) образование простокваши из молока. в) таяние снега
А 2. Химия - это наука, изучающая: а) свойства веществ б) вещества в) вещества, их свойства и превращения в другие вещества
А 3. Химический элемент – это:
а) участник химических реакций б) элементарные частицы в) определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
А 4. Укажите, где о водороде говорится как о химическом элементе:
а) водород самый легкий газ на Земле. б) 2 атома водорода входит в состав молекулы воды в) водород – газ бесцветный, без вкуса и запаха
А 5. Какое соединение имеет ионную связь? а) ZnO б) Mg в) HCI г) F2
А 6. Какое соединение имеет ковалентную полярную связь? а) MgO б) HCI в) О2 г) Zn
А 7. Какое соединение имеет ковалентную неполярную связь? а) NaCI б) Н2 в) СО2 г) CuS,
А 8. Какой тип кристаллической решетки имеет NaCI? а) ионная б) атомная в) металлическая г) молекулярная
Часть Б
Б 1. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения. (За каждое соответствие 1 балл, максимально – 4 балла)
А) Соляная кислота 1.NaOH.
Б) Хлорид натрия 2. HCI
В) Оксид магния 3. MgO
Г) Гидроксид натрия 4. NaCI
Б 2. Дайте характеристику атома магния по плану: (За каждый правильно выполненный пункт 1 балл, максимально – 4 балла)
а) порядковый номер, номер группы и периода
б) число протонов, электронов, заряд ядра, атомная масса
в) число энергетических уровней
г) металл или неметалл.
Часть С
С1. Сколько молекул содержится в 5 молях кислорода? (За правильно выполненное задание – 2 балла)
Критерии оценивания:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Баллы | 18-16 | 15-13 | 12-10 | Менее 10 баллов |
Зачет №1 по химии
по темам: «Введение. Атомы химических элементов. Простые вещества.
Соединения химических элементов»
8 класс
2 вариант.
Часть А (За каждое задание части А – 1 балл)
А 1. Химия - это наука, изучающая: а) свойства веществ б) вещества в) вещества, их свойства и превращения в другие вещества
А 2. К химическим явлениям относятся: а) выпадение осадка б) таяние снега в) появление ржавчины на железе
А 3. Химический элемент – это: а) участник химических реакций б) элементарные частицы
в) определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра
А 4. Укажите, где о кислороде говорится как о простом веществе:
а) 1 атом кислорода ходит в состав молекулы воды б) кислород – бесцветный газ, без вкуса и запаха, поддерживает дыхание и горение.
А 5. Какое соединение имеет ковалентную неполярную связь? а) KCI б) O 2 в) СО2 г) MgS,
А 6. Какое соединение имеет ковалентную полярную связь? а) Mg O б) HF в) О2 г) Zn
А 7. Какое соединение имеет ионную связь? а) MgO б) Zn в) HCI г) F2
А 8. Какой тип кристаллической решетки имеет NaCI? а) ионная б) атомная в) металлическая г) молекулярная
Часть Б.
Б1. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения: (За каждое соответствие – 1 балл, максимально-4 балла)
А) Серная кислота 1.Mg(OH)2
Б) Хлорид калия 2. H 2SO4
В) Оксид цинка 3. ZnO
Г) Гидроксид магния 4. КCI
Б2. Дайте характеристику атома углерода по плану: (За каждый правильно выполненный пункт - 1 балл, максимально - 4 балла)
а) порядковый номер, номер группы и периода
б) число протонов, электронов, заряд ядра, атомная масса
в) число энергетических уровней
г) металл или неметалл.
Часть С.
С1. Сколько молекул содержится в 10 молях углекислого газа?
(За правильно выполненное задание – 2 балла)
Критерии оценивания:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Баллы | 18-16 | 15-13 | 12-10 | Менее 10 баллов |
Зачет№2 по химии
Тема: «Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
8 класс.
ВАРИАНТ № 1
Часть А (За каждое задание части А – 1 балл)
А 1. Физическое явление– это: а) плавление воска; б) горение древесины; в) обугливание сахара.
А 2. Химическое явление – это: а) горение свечи; б) образование зеленого налета на медных монетах; в) плавление льда.
А 3. Определите уравнение реакции обмена: а) CaO + SiO2 = CaSiO3 б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
А 4. Определите уравнение реакции разложения: а) CaO + SiO2 = CaSiO3 б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2
А 5. Укажите тип химической реакции: Fe2O3 + Al
Al2O3 + Fe а) соединения б) замещения в) разложения
А 6. В каком ряду расположены только соли: а) CuO, MgO,FeO б) NaCI, CuSO4,Zn(NO3)2 в) NaOH ,KOH,Cu(OH)2 г) HCI, KNO3,H2O
А 7. В водных растворах электролиты: а) распадаются на ионы б) распадаются на атомы
А 8. Окислительно- восстановительные реакции-это реакции, в результате которых: а) молекулы распадаются на ионы;
б) изменяются степени окисления; в) изменяется число веществ
Часть Б
Б 1. Запишите схемы диссоциации веществ: (За каждое уравнение – 1 балл, максимально-4 балла)
а) NaCI= б) HNO3= в) KOH= г) Mg SO4=
Б 2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: (За каждый переход– 1 балл, максимально - 3 балла)
Сa CaO Ca(OH)2 CaSO4
С 1. Определите массу меди, которая образуется в результате реакции железа Fe(II), массой 14г, с сульфатом меди (II).
(За правильно выполненное задание – 2 балла)
Критерии оценивания:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Баллы | 17-15 | 14-12 | 11-9 | Менее 9 баллов |
Зачет№2 по химии
Тема: «Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
8 класс
ВАРИАНТ № 2
Часть А (За каждое задание части А – 1 балл)
А 1. Физическое явление – это: а) испарение воды; б) горение керосина; в)процесс фотосинтеза.
А 2. Химическое явление – это: а) горение угля; б) испарение бензина; в) плавление меди.
А 3. Определите уравнение реакции обмена: а) CaO + SiO2 = CaSiO3 б) CuSO4 + 2 HCl = CuCl2 + HCI в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
А 4. Определите уравнение реакции соединения: а) CaO + SO2 = CaSO3 б) Cu(OH)2 = Cu O + H2O в) CuS + 2 HCl = CuCl2 + H2S
А 5. Укажите тип химической реакции: ) ZnO + Al
Al2O3 + Zn а) соединения б) замещения в) разложения
А 6. В каком ряду расположены только основания: а) KCI, CaSO4, Zn(OH)2 б) CaO, MgO, ZnO в) NaOH, KOH, Cu(OH)2 г) HCI, KNO3, H2O
А 7. В водных растворах электролиты: а) распадаются на ионы б) распадаются на атомы
А 8. Окислительно- восстановительные реакции - это реакции в результате которых:
а) изменяются степени окисления; б) молекулы распадаются на ионы;
в) изменяются продукты реакции
Часть Б
Б 1. Запишите схему диссоциации веществ: (За каждое уравнение – 1 балл, максимально-4 балла)
а) KCI = б) H2SO4 = в) Na OH = г) Cu SO4 =
Б 2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2
(За каждый переход– 1 балл, максимально - 3 балла)
Часть С
С 1. Определите массу оксида кальция, который образуется в результате разложения 200 г карбоната кальция.
(За правильно выполненное задание – 2 балла)
Критерии оценивания:
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Баллы | 17-15 | 14-12 | 11-9 | Менее 9 баллов |