муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа №2 г. Перевоза»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
___________И.В. Круглова
_________________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Химия»
8 класс
Лисенкова Нина Ивановна
учитель биологии и химии
категория высшая,
стаж работы 33 года
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 26.08.2016г. №
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________Н.И.Лисенкова
_______________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Н.В.Бурунова
____________2016г.
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Е.Кузнецовой, И.М.Титовой, Н.Н.Гара. М.; Вента-Граф, 2010, учебного плана МАОУ СШ№2 г.Перевоза.
Авторы учебника:
Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю, всего 68 часов.
Практических работ – 8
Контрольных работ - 4
Ведущие цели обучения:
Задачи курса
Образовательные:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для
правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
Воспитательные:
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- развить экологическую культуру учащихся.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В результате изучения химии в курсе 8 класса ученик должен
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая
связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит
и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым
элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых и
главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И.
Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических
реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической
системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую u1076 долю вещества в растворе; количество
вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Учебный план
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во практических работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Введение | 2 | - | 1 | - |
2 | Химические элементы и вещества | 11 | 6 | - | - |
3 | Методы химии | 1 | 1 | - | - |
4 | Химические реакции | 7 | 2 | - | 1 |
5 | Вещества в природе и технике | 7 | 3 | 3 | - |
6 | Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение | 8 | - | 1 | 1 |
7 | Основные классы неорганических соединений | 12 | 10 | 1 | 1 |
8 | Строение атома | 3 | - | - | - |
9 | Периодический закон Д.И.Менделеева | 3 | - | - | - |
10 | Строение вещества | 4 | - | - | - |
11 | Химические реакции в свете электронной теории | 4 | - | - | 1 |
12 | Водород | 3 | - | 1 | - |
13 | Галогены | 3 | 3 | 1 | - |
Всего | 68 | 25 | 8 | 4 |
Содержание программы
Введение – 2 часа
Предмет химии. Основные понятия и теории химии.
Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.
Практическая работа
1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
I. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения – 12 часов
Физические и химические явления.
Атомы. Молекулы. Химические элементы.
Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы.
Атомно-молекулярное учение в химии.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элементов в веществах.
Что показывают химический знак и химическая формула.
Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.
Количество вещества. Моль. Молярная масса.
II. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии - 6 часов
Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.
Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций.
Методы химии.
III. Методы химии - 2 часа
Наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Химический язык. индикаторы.
IV. Вещества в окружающей нас природе и технике – 5 часов
Чистые вещества и смеси.
Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.
Практические работы
2. Очистка веществ.
3. Растворимость веществ.
4. Приготовление раствора заданной концентрации.
V. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. – 8 часов
Законы Гей-Люссака и Авогадро.
Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.
Химические свойства и применение кислорода.
- молярный объем;- состав молекулы кислорода;
Практическая работа
5.
VI. Основные классы неорганических соединений – 14 часов
Оксиды. Основания. Кислоты. Соли.
Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
Практическая работа
6. Изучение химических свойств веществ.
VII. Строение атома.– 5 часов
Состав атомов. Изотопы.
Состояние электронов в атоме.
VIII. Периодический закон Д.И. Менделеева-
Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Периодическая система в свете теории строения атома.
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома.
IХ. Строение вещества – 5 часов
Химическая связь. Ковалентная связь.
Полярные и неполярные связи.
Ионная связь.
Степень окисления.
Кристаллическое состояние вещества.
Х. Химические реакции в свете электронной теории – 1 час
Окислительно-восстановительные реакции.
XI. Водород – 3 часа
Водород, его получение и свойства.
Вода и ее свойства.
Практическая работа
7. Получение водорода и изучение его свойств.
XII. Галогены - 5 часов
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены- простые вещества. Хлороводород и соляная кислота.
Практическая работа
8. Изучение свойств соляной кислоты.
Учебный план
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во практических работ | Кол-во контрольных работ |
1 | Введение | 1 | - | 1 | - |
2 | Химические элементы и вещества | 3 | - | - | - |
3 | Методы химии | 1 | 1 | - | - |
4 | Химические реакции | 2 | 1 | - | - |
5 | Вещества в природе и технике | 2 | 1 | - | - |
6 | Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение | 1 | - | 1 | - |
7 | Основные классы неорганических соединений | 2 | - | - | - |
8 | Строение атома | 1 | - | - | - |
9 | Периодический закон Д.И.Менделеева | 1 | - | - | - |
10 | Строение вещества | 1 | - | - | - |
11 | Химические реакции в свете электронной теории | 2 | - | - | 1 |
Всего | 17 | 3 | 2 | 1 |
График проведения контрольных работ
по химии в 8 классе
№ | Вид работы | Дата проведения |
1 | Контрольная работа № 1. «Химические элементы и вещества», «Химические реакции». | |
2 | Контрольная работа. № 2 «Вещества в окружающей нас природе и технике», «Понятие о газах». | |
3 | Контрольная работа. № 3. «Основные классы неорганических соединений». | |
4 | Контрольная работа. № 4. «Периодический закон, строение атома, вещества; ОВР». | |
График проведения практических работ
по химии в 8 классе
№ | Вид работы | Дата проведения |
1 | Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | |
2 | Практическая работа № 2. Очистка веществ | |
3 | Практическая работа №3. Растворимость веществ. | |
4 | Практическая работа № 4. Приготовление растворов заданной концентрации. | |
5 | Практическая работа№ 5. Получение кислорода и изучение его свойств. | |
6 | Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. | |
7 | Практическая работа № 7. Получение водорода и изучение его свойств. | |
8 | Практическая работа № 8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены». | |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Кол-во часов | Дата | Наименование разделов и тем | Д/з |
| |
Введение. 2ч |
1 | 1 | | | Предмет и задачи химии. | |
2 | 2 | | | Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | |
Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. 11 ч |
3 | 1 | | | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Л.о.№1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). Л.о.№2. Испытание твердости веществ с помощью образцов коллекции «Шкала твердости». Л.о.№3.Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. Л.о.№4.Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. | |
4 | 2 | | | Описание физических свойств веществ. | |
5 | 3 | | | Атомы, молекулы, химические элементы. Л.о. № 5. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, желеща, алюминия, графита, меди и др.) Л.о. № 6. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния(IV). | |
6 | 4 | | | Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ. | |
7 | 5 | | | Атомно-молекулярное учение. | |
8 | 6 | | | Относительная атомная масса элемента. | |
9 | 7 | | | Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении. | |
10 | 8 | | | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | |
11 | 9 | | | Валентность химических элементов | |
12 | 10 | | | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | |
13 | 11 | | | Решение задач: расчеты по химическим формулам. | |
Тема 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии. 7 ч |
14 | 1 | | | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции. Л.о.№7. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки, взаимодействие растворов едкого натрия и хлорида меди, взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия. | |
15 | 2 | | | Законы сохранения массы и энергии. | |
16 | 3 | | | Составление уравнений химических реакций | |
17 | 4 | | | Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. | |
18 | 5 | | | Типы химических реакций. Л.о. №8. Типы химических реакций: разложение гидроксида меди (II), взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), твзаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты. | |
19 | 6 | | | Обобщение знаний по темам: «Химические элементы и вещества», «Химические реакции». | |
20 | 7 | | | Контрольная работа №1 по теме «Химические элементы и вещества», «Химические реакции». | |
Тема 3. Методы химии. 1 ч |
21 | 1 | | | Методы химии. Анализ и синтез веществ. Л.о. № 9. Изменение окраски индикаторов в различных средах. | |
Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике. 7 ч |
22 | 1 | | | Чистые вещества и смеси. Л.о. № 10. Приготовление и разложение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды. Л.о. № 11. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков). Л.о. № 12.Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема. | |
23 | 2 | | | Практическая работа № 2. Очистка веществ. | |
24 | 3 | | | Растворы. | |
25 | 4 | | | Практическая работа № 3. Растворимость веществ. | |
26 | 5 | | | Способы выражения концентрации растворов. | |
27 | 6 | | | Решение задач на растворы. | |
28 | 7 | | | Практическая работа № 4. Приготовление растворов заданной концентрации. | |
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. 8ч |
29 | 1 | | | Законы Гей-Люссака и Авогадро. | |
30 | 2 | | | Решение задач: расчеты на основании газовых законов. | |
31 | 3 | | | Воздух – смесь газов. | |
32 | 4 | | | Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода. | |
33 | 5 | | | Химические свойства и применение кислорода. Горение и окисление. | |
34 | 6 | | | Практическая работа № 5. Получение кислорода и изучение его свойств. | |
35 | 7 | | | Обобщение знаний по темам «Вещества в окружающей нас природе и технике», «Понятие о газах». | |
36 | 8 | | | Контрольная работа № 2 по темам «Вещества в окружающей нас природе и технике», «Понятие о газах». | |
Тема 6. Основные классы неорганических соединений 13 ч. |
37 | 1 | | | Классификация неорганических соединений. Оксиды. Л.о. № 13. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния) Л.о. № 14. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. Л.о. № 15. Определение кислотности – основности среды полученных растворов с помощью индикатора | |
38 | 2 | | | Основания – гидроксиды основных оксидов. | |
39 | 4 | | | Кислоты. | |
40 | 5 | | | Соли: состав и номенклатура. | |
41 | 6 | | | Химические свойства оксидов. Л.о. № 16. Взаимодействие оксида кальция и фосфора с водой Л.о. № 17. Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с растворами серной кислоты. Л.о. № 18. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. | |
42 | 7 | | | Получение и химические свойства оснований. Л.о. № 19. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка и гидроксида меди (II)). | |
43 | 8 | | | Химические свойства кислот. Л.о.№20. Взаимодействие металлов с растворами (магния, цинка, железа, меди) кислот. Л.о. № 21. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. Л.о. №22. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. | |
44 | 9 | | | Химические свойства солей. | |
45 | 10 | | | Классификация и генетическая взаимосвязь классов неорганических соединений. | |
46 | 11 | | | Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. | |
47 | 12 | | | Обобщение знаний по теме « Основные классы неорганических соединений» | |
48 | 13 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений». | |
Тема 7. Строение атома. 3 ч. | |
49 | 1 | | | Состав и важнейшие характеристики атома. | |
50 | 2 | | | Изотопы. Химический элемент. | |
51 | 3 | | | Строение электронных оболочек атомов. | |
Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. 3 ч |
52 | 1 | | | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома. | |
53 | 2 | | | Свойства химических элементов и их периодические изменения. | |
54 | 3 | | | Характеристика химических элементов по положению в периодической системе. | |
Тема 9. Строение вещества. 4 ч |
55 | 1 | | | Ковалентная связь и ее виды. | |
56 | 2 | | | Понятие об ионной связи. | |
57 | 3 | | | Степень окисления. | |
58 | 4 | | | Степень окисления. | |
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории. 4 ч |
59 | 1 | | | Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. | |
60 | 2 | | | Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. | |
61 | 3 | | | Обобщение знаний по темам «Строение вещества», «Окислительно-восстановительные реакции». | |
62 | 4 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Периодический закон, система ДИМ (Дмитрий Иванович Менделеев); строение атома, вещества; ОВР (окислительно-восстановительные реакции)». | |
Тема 11. Водород и его важнейшие соединения. 3 ч |
63 | 1 | | | Водород – элемент и простое вещество. | |
64 | 2 | | | Химические свойства и применение водорода. Вода | |
65 | 3 | | | Практическая работа № 7. Получение водорода и изучение его свойств. | |
Тема 12. Галогены . 3 ч |
66 | 1 | | | Галогены – простые вещества. Физико-химические свойства галогенов. Л.о. № 23. Отбеливающие свойства хлора. | |
67 | 2 | | | Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды. Л.о. № 24. Распознавание соляной кислоты и хлоридов, бромидов, иодидов. Л.о. № 25. Взаимное вытеснение галогенов из растворов | |
68 | 3 | | | Практическая работа № 8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены». | |
Литература
Литература для учителя
Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,1989.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции ( на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.1998.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.
Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003
Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2001.
Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002
Оборудование и приборы.
Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.
Комплект таблиц по химии для основной школы.
Химическая посуда , оборудование, химические реактивы (в соответствии с программой основной школы по химии)
Комплект шаростержневых моделей.
Литература для учащихся
1. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. М.:
Вентана-Граф, 2010.
2. Задачник по химии: 8 класс.Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. -М.: Вентана-Граф, 2004
3. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории: 8 класс: тетрадь для обучающихся. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
4. Шаталов М.А. Урок химии: 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2007-2010 гг.
Титова И.М. Малый химический тренажер. Технология организации адаптационно-развивающих диалогов 8-11 класса. Комплект
дидактических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2006-2009 гг.
Титова И.М., Евстафьева Е.И. Химия: наверстываем упущенное: 8-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2007-2009 гг.