«Согласовано» Заместитель директора по УР _____________/_Адаева А.А. / «__»____________20____г. | «Утверждено» Директор _____________/Ларина Н.А./ Приказ № ___ от«____»_20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Куприяной Наталии Викторовны
по хозяйственно-бытовому труду
5 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/_Одегнал И.В. /
Протокол № ___
от «_____»________20__г.
2016- 2017 учебный год.
Хозяйственно-бытовой труд.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.
Цель: формирование навыков социально-адаптивного поведения учащихся, повысить самостоятельность в быту.
Задачи:
Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.
Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.
вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.
Расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;
Учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;
Расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;
Формировать основы здоровье сберегающего поведения;
Работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;
Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.
Учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» составлена с учетом предшествующей подготовки по предмету «Самообслуживание».
Основные разделы предмета: Уход за одеждой и обувью», «Уход за жилищем», «Питание», а также «Выращивание и уход за комнатными растениями» и «Уход за животными».
Так как возможности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в овладении навыками хозяйственно-бытового труда существенно различаются, необходимо дифференцировать и содержание обучения. Замедленное произвольное и, зачастую, более развитое механическое запоминание диктует необходимость многократного повторения учебного материала в течение длительного времени.
Обучение хозяйственно-бытовому труду, имея жизненно-практическую направленность, используется также для коррекции недостатков физического и психического развития детей. С учетом крайне ограниченного словарного запаса учащихся программа предусматривает выполнение упражнений в показе предметов и их частей, которые называет учитель, и в назывании предъявляемых учителем предметов (как натуральные предметы, так и их изображения).
Известно, что независимое проживание лиц даже с умеренной умственной отсталостью достигается редко. Поэтому обеспечение полной независимости учащихся в быту программа не предусматривает. Предполагается, что даже после обучения ряд работ будет выполняться под
надзором и с частичной помощью родственников или других людей (например, дозировка стирального порошка, выбор моющих средств и способов стирки в зависимости от ткани, из которой изготовлена одежда).
Обучение детей соблюдению требований санитарии, гигиены (использованию рабочей одежды, мытью рук перед обработкой продуктов питания, после выполнения уборочных и других практических работ и т. д.) и правил безопасной работы (с острыми и режущими предметами — колышками для рыхления земли, вилками и ножами, иглами, ножницами; с электроприборами и т. д.) является важнейшей задачей занятий по хозяйственно-бытовому труду.
Изучение учебного материала рассчитано на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Контроль полученных знаний и умений проводится на основе бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).
Содержание тем учебного курса
I четверть
Уход за одеждой.
Одежда. Виды одежды по назначению (школьная, рабочая, домашняя, для улицы, спортивная, праздничная).
Виды одежды по сезонам.
Способы хранения одежды: развешивание, складывание. Места хранения одежды. Необходимость регулярной стирки одежды.
Хозяйственное мыло. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья. Последовательность стирки мелких предметов вручную.
Пуговицы, их различение по размерам и количеству отверстий. Инструменты, приспособления и материалы для пришивания пуговиц.
Правила безопасности при работе с ножницами. Правила безопасного хранения игл и безопасности при работе с иглой. Назначение наперстка.
Практическая работа 1 Вытряхивание одежды, чистка одежды платяной щеткой.
Практическая работа 2. Ручная стирка мелких предметов (носовой платок, носки, косынка).
Практическая работа 3 Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Уход за обувью
Обувь. Виды обуви по назначению: домашняя, для улицы, спортивная, праздничная.
Виды обуви по сезонам и по материалу изготовления. Места хранения обуви.
Обувь для мальчиков и обувь для девочек.
Виды работ по уходу за обувью: мытье, сушка, чистка. Предметы ухода за обувью: тряпочка, щетка, губка. Хранение принадлежностей для чистки обуви.
Способы ухода за резиновой, кожаной, текстильной, замшевой обувью.
Практическая работа 4. Мытье и протирание насухо резиновой обуви.
Практическая работа 5. Сушка обуви разных видов.
Практическая работа 6. Чистка кожаной обуви. Чистка текстильной и замшевой обуви.
II четверть
Уход за комнатными растениями.
Названия комнатных растений ранее изученных.
Части комнатных растений: корень, стебель, листья, цветы.
Нахождение частей комнатных растений по их называнию.
Называние учащимися демонстрируемых рисунков комнатных растений.
Виды работ по уходу за комнатными растениями: полив, опрыскивание, удаление пыли, удаление сухих листьев, рыхление земли.
Инвентарь для ухода за растениями: лейка, кисточка, пульверизатор, колышек.
Требования к воде для полива. Правила полива и опрыскивания.
Частота полива отдельных растений.
Правила рыхления земли колышком.
Практическая работа 7. Полив комнатных растений.
Практическая работа 8. Удаление пыли с растений.
Практическая работа 9. Опрыскивание растений с пульверизатора.
Практическая работа 10. Удаление сухих листьев.
Практическая работа 11. Рыхление земли.
III четверть
Уход за жилищем.
Виды жилища: индивидуальный дом, квартира.
Помещения индивидуального дома: веранда, прихожая, зал, зал, спальня, кухня, ванная комната, туалет.
Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.
Назначение мебели. Названия предметов мебели. Мебель обыкновенная, мягкая, полированная.
Показ предметов мебели и их частей, которые называет учитель. Называние учащимися предъявленных предметов мебели и их частей.
Правила ухода за мебелью.
Гигиенические требования к жилому помещению. Способы сухой уборки помещения: подметание, удаление пыли. Инвентарь для сухой уборки.
Рабочая одежда. Хранение рабочей одежды.
Практическая работа 12. Мытье протирание резиновых и пластмассовых игрушек.
Практическая работа 13. Вытирание пыли с подоконников, неполированной и полированной деревянной мебели, деревянных игрушек. Подметание пола.
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят (итоговое занятие).
Уход за домашними животными
Названия отдельных аквариумных рыбок.
Распознавание аквариумных рыбок по их названию. Называние учащимися демонстрируемых рисунков аквариумных рыбок.
Правила кормления аквариумных рыбок.
Практическая работа. Кормление аквариумных рыбок.
Питание.
Название продуктов питания и кулинарных блюд.
Мучные продукты питания.
Молочные продукты питания.
Фрукты, овощи.
Распознавание продуктов питания и кулинарных блюд по их названию.
Места хранения продуктов питания: хлебница, холодильник, шкаф для продуктов, погреб.
IV четверть
Предметы посуды и столовых приборов, кухонной посуды.
Распознавание, называние предметов посуды и столовых предметов по их названию.
Правила сервировки стола к завтраку.
Правила сервировки стола к ужину.
Инвентарь для мытья посуды: тряпочка, губка, щетки. Оборудование рабочего места для мытья посуды.
Правила безопасности при мытье посуды.
Практическая работа 14. Сервировка стола к завтраку.
Практическая работа 15. Сервировка стола к ужину.
Практическая работа 16. Мытье и чистка металлической (неэмалированной) посуды. Сушка вымытой посуды.
Уход за комнатными растениями.
Комнатные растения.
Части комнатных растений.
Виды работ по уходу за комнатными растениями. Инвентарь для ухода за растениями: лейка, тряпочка, губка, кисточка, пульверизатор, колышек.
Требования к воде для полива. Правила полива. Распознание сухих листьев. Правила рыхления земли колышком.
Практическая работа 17. Полив комнатных растение. Удаление пыли с листьев.
Практическая работа 18. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев.
Практическая работа 19. Рыхление земли. Мытье горшков и поддонов.
Учебно-тематичекий план
№ | Количество часов | Наименование разделов |
1 | 9 | Уход за одеждой. |
2 | 8 | Уход за обувью |
3 | 21 | Уход за комнатными растениями. |
4 | 11 | Уход за жилищем. |
5 | 4 | Уход за домашними животными |
6 | 15 | Питание. |
Всего | 68 | |
| 19 | Из них: практических работ |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
вытряхивать, чистить одежду;
стирать мелкие предметы;
пришивать пуговицы с двумя отверстиями;
мыть, сшить, чистить обувь;
ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить и тд.);
ухаживать за мебелью, проводить уборку в помещении;
кормить аквариумных рыбок;
мыть посуду;
сервировать стол к завтраку, к ужину.
Учащиеся должны знать:
виды одежды и обуви по сезонам, по назначению;
способы хранения одежды;
правила применения хозяйственного мыла, последовательности стирки мелких вещей вручную;
различать пуговицы по размеру, по количеству отверстий;
правила безопасности работы с ножницами, иглой;
назначение наперстка;
способы ухода за обувью;
названия комнатных растений, их части;
правила ухода и полива растений;
виды жилища, способы уборки помещения;
назначение мебели, правила ухода за мебелью;
названия продуктов питания, кулинарных блюд;
предметы столовой, кухонной посуды, столовые приборы.
Личностными результатами изучение по хозяйственно-бытовому труду является формирование следующих умений:
умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его;
воспитать чувства: товарищества, доброты, отзывчивости, желание сделать нужное и приятное не только для себя;
привить детям аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок;
сформировать привычки, принимать активное участие в домашней работе, столь необходимой для жизни.
Критерии и нормы оценки по хозяйственно-бытовому труду для учащихся умеренной
и тяжелой умственной отсталости
Уровень | Критерии и нормы | Оценка |
высокий | -успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала. - при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений. - усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения. -им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно. -при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь. | «5» |
выше-среднего | - успешно усваивают программу пятого класса, однако имеют небольшие трудности. - понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти. -им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе. -могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи. | «4» |
средний | - с трудом усваивают программный материал - мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь. - не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность | «3» |
низкий | - плохо усваивают программный материал. - не могут делать выводы и обобщения в материале. -каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен). -при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал, -на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля. -знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. -основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки. | «2» |
Список литературы
Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.
Долгачева В.С. Обучение общественно полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Комнатное цветоводство: пособие для педагога. – М.: ВЛАДОС, 2012.