Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Хатынгнахская средняя общеобразовательная школа»
Среднеколымского улуса (района) Республики Саха Якутия
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель школы по УВР Директор МКОУ «ХСОШ»
Кудриной М.П___________ Татаринова Т.С.__________ Винокуров А.В.__________
«___»____________2015г «___»____________2015г «___»____________2015г
Рабочая программа учителя начальных классов Кудриной В.С
по предмету «Культура народов республики Саха Якутия»
на 2015 - 2016 учебный год
4 класс
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «кУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА »
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Формирование культуроведческой компетенции является одним из важнейших средств духовно-нравственного развития личности и овладения системой общечеловеческих ценностей.
Примерная программа курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» призвана обеспечить реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования; проекта Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации.
Российская Федерация — многонациональная страна, где проживают представители более 160 национальностей. Республика Саха (Якутия) — субъект России, имеющий многовековой опыт совместного проживания более 120 национальностей, является по этническому составу жителей небольшой моделью России.
Важной особенностью поликультурного образования Российской Федерации становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается об «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» структурированы 3 ступени формирования российской гражданской идентичности: 1) взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека; 2) осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, региона через такие понятия как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род» и др.; 3) принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.
Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Курс структурирован по ступеням образования: начальная (1—4 классы) и основная (5—9 классы). Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия). Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур», отраженному в Концепции обновления и развития национальных школ Якутской-Саха ССР (1991).
Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Задачи курса:
освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материаль-
ной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
Место учебного курса в учебном плане
Базисный учебный план Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. №373, разработан на основе Федерального базисного учебного плана Российской Федерации 2004 г. Состоит из трёх компонентов: инвариантного — федерального и вариативных (с точки зрения федеральных документов) — регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения. Предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения в объеме 1 час в неделю с 1 по 11 классы.
Новый предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)» по содержанию и технологии обучения расширяет и углубляет предыдущие предметы «Культура коренных народов», «Национальная культура коренных народов Якутии» (1992 г.), имеет интегрирующий, обобщающий характер.
Базисный учебный план начального общего образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей также внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Изучение учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части базисного учебного плана начального общего образования.
Изучение курса организуется в рамках учебных (урочных) и внеурочных часов, предусмотренных в части Базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Курс рассчитан на 34 часа (по 1 ч в неделю), реализуемых в учебной (урочной) или во внеурочной деятельности с учётом выбора участников образовательного процесса.
Рекомендуемые модели: 1 вариант — учебная (урочная) деятельность. Изучение курса может быть организовано как учебный предмет в рамках учебных часов, предусмотренных в части Базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
2 вариант — предметные модули. В учебной (урочной) деятельности изучению курса может содействовать интегрированное обучение, которое реализуется за счёт введения модульной организации учебного материала: а) внутрипредметные модули;
б) межпредметные модули — через интеграцию нескольких учебных предметов: родные, русский языки; родная, русская литература, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура.
3 вариант — внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности курс может быть организован за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность, в форме кружков, студий, факультативных занятий, клубов по интересам, через проведение воспитательных мероприятий (праздников, викторин и др.) и т.д.
Результаты изучения учебного курса
В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
признание ценности:
традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога
культур и разрешения противоречий;
культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как
условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах,
обряды и т.д.);
самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к
окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.);
умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются:
формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами
фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России — учебной, художественной, научно-
популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:
конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т.д.);
анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т.д.);
классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства
и т.д.);
обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т.д.);
доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т.д.);
развитие умения составлять представления, модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь,
якутская лошадь, северный олень, чум и др.).
Содержание начального общего образования по учебному курсу
Основное содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» представлено следующими содержательными линиями: «Народы Республики Саха (Якутия)», «Материальная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Духовная культура народов Республики Саха (Якутия)», «Республика Саха (Якутия)». Такое построение программы допускает варианты структурирования содержания учебников, распределение учебного материала и времени для его изучения.
Народы Республики Саха (Якутия). Понятие народ, коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, буряты, белорусы и др.).
Семейные отношения. Мои родители, роль отца и матери в семье. Воспитание детей в семье. Почитание людей старшего поколения. Семейные ценности. Организация жизни в семье: трудовые обязанности, семейные праздники, досуг. Взаимоотношения между членами семьи. Составление древа жизни предков. Наши ближайшие соседи, их семьи.
Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики: охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, коневодство, оленеводство.
Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Домашний скот — богатство и благополучие народа.
Жилища народов Республики Саха (Якутия). Названия традиционных жилищ коренных народов Республики Саха (Якутия), их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.
Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Элементарные понятия о технологии выделки шкур, меха. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.
Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.
Национальная кухня народов. Традиционная кухня народов Якутии. Сезонные национальные блюда. Национальная кухня моего народа. Сведения о технологии изготовления некоторых национальных блюд.
Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные и др.). Игрушки, их виды и изготовление.
Духовная культура народов Pеспублики Cаха (Якутия). Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Отношение коренных народов республики к природе. Понятие о духах природы. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (Якутия): ысыах, эвинэк, шахадьибэ и др. Религиозные праздники (Рождество, Пасха, и др.).
Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Республики Саха (Якутия). Героический эпос. Олонхо. Народные сказители, знатоки фольклора, исполнители эпических песен.
Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии («Хэде», «Осуокай», «Хейро», «Лондол» и др.), истоки их возникновения. Разнообразие мотивов хороводов. Музыкальная культура моего народа. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.
Литература народов Якутии. Общее понятие о литературах народов Республики Саха (Якутия). Детские писатели народов Якутии, их произведения. Республиканские газеты и журналы для детей. Детское творчество.
Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Якутск — столица Республики Саха (Якутия). Понятие о символике Российской Федерации, Республики Саха (Якутия): герб, флаг, гимн. Государственная структура Российской Федерации: президент, Федеральное собрание, правительство Российской Федерации. Государственная структура Республики Саха (Якутия): президент, Государственное собрание (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия), правительство Республики Саха (Якутия). Улусы, центры улусов республики. Государственные и всенародные праздники.
КНРСЯ 4 КЛАСС
Уорэнээччигэ ирдэбил:
-Саха сирин норуоттарын культураларын ойдуур таьымна тахсыы
-Бэйэтин омугун культуратын харыстыыр уонна сайыннарар.
Атын норуоттар культураларыгар истинник мыьыаннаьар
-Бэйэтин норуотун, торут аан ийэ дойдутун бэрэстэбиитэлэ буоларын ойдуур .
Сылга 16 чаас
№ | Разделлар , уруоктар темалара. |
1 | Киьи дьонунан олорор. 2 час Боьуолэкпит олохтоохторо.Араас омук дьоно.Ааттара Идэлэрэ. Биьиги чугас ыалларбыт. Кинилэр дьиэ кэргэттэрэ.Дьонно сэргэ5э сыьыаннаах ос хоьоонноро. Араас омук остуоруйаларын, ырыаларынистии, оонньууларын уорэтии. |
2 | Норуоттар айыл5а5а сыьыаннара 2 ч Сирии уоту кору –харайыы, оноруу – тупсарыы. Сирии уоту аьатыы туома сиэрэ. Айыл5а5а сугуруйуу.куннэ уокка сугуруйуу. Хотугу дойду олохтоохторугар уот суолтатата. |
3 | Норуотум утуо угэстэрэ.2 час Дьон ортотугар сэрдээхтик сылдьыы.Ытыктаьыы.быьыы майгы ос хоьоонноро.О5олор тута хапта сылдьыыларыгар, дьонно сэргэ5э сыьыаннара. Бэйэ бэйэ5э сыьыанна быраабылалар. |
4 | Норуотум угэс буолюут бырааьынньыктара.2 ч Норуотум угэс буолбут бырааьынньыктара:Ыьыах, эвинэк, бакалдын, суктул.о5о торооьунэ.Аат биэрии, сана дьиэ малааьына .куулэй, мунха уо.д.аАраас алгыстары истии, уорэтии, толоруу. |
5 | Норуот тылларын культурата-2 Торообут тыл торут кэрэтэ.Тыл баайа. Норуот уус уран айымньыларынДьон санатын , о5о санатын кэтээн кору, сыаналааьын. Тыл кууьэ.этиьимэ, куьа5аны санарыма , быдьар тылы туттума . Тыл иччитигэр алгыс.тыл туьунан ос хоьоонноро. |
6 | Саха сирин омуктарын тылынан уус уран айымньылара- 2ч чаас Саха сирин омуктарын Ос хоьоонноро.,таабырыннара , тыл номохторо.Остуоруйалара. Олонхо. Биллииллээх олонхоьуттар. Биллиилээх оьуохайдьыттар. |
7 | Норуот ойуулуур дьуьуннуур искусствота. 1 чаас Норуот биллиилээх уруьуйдьуттара. |
8 | Норуоттар уус уран оноьутара. 1 чаас Комус , масс уустара. Биллииээх иистэнньэннэр. Оьуор , иис анньыы |
9 | О5о аа5ар кинигэтэ. 1 чаас Саха сирин суруйааччыларын о5о5о аналлаах кинигэлэрэ. |
10 | Тумук уруок - 2 |
4 кылаас (16ч)
№ | Буолар кэмэ | Ытык өйдөбүллэр | Тиэмэлэринэн үөрэтии сүрүн ис хоһооно | Үөрэнээччи үлэтин сүрүн көрүҥнэрэ |
1 | 04.09 11.09 18.09 | Айылҕа. Айылҕа – дойдубут баайа.(3чаас) | Айылҕа – сүбэһит.Айылҕалыын алтыһыы. Айылҕаҕа сылдьыы сиэрэ-туома. Айылҕа сокуона.Кэрэх мас. Үгэс айылҕаны харыстааһын, ууга сылдьыы, айылҕалыын алтыһыы. Сиэр – туом айылҕаҕа сылдьыы. Бэйэ дьарыга. Музей.(саха сирин музейдара) | Кэтээн көрөр. Айылҕа кэрэтин кэтээн көрөр.Быһаарар. Саха сирин Айылҕатын уратытын быһаарар.Практичекай үлэ. Тулалыыр айылҕабытын харыстааһын,айылҕаҕа сүгүрүйүү туһунан санаатын суруйар. |
2 | 25.09 02.10 | Төрөөбүт дойдум.Сахабыт сирэ-араас омук алтыһыыта. Дьулуур. Төрөөбүт дойдуну Таптыырга дьулуурдаах буолуу. | Саха сирин былыргыта уонна билиҥҥитэ. Саха сирэРоссияҕа. Бөһүөлэккэ,куоракка олохтоох араас омук дьоно,кинилэр олохторо-дьаһахтара,үлэлэрэ-хамнастара, Үөрэхтэрэ.Бэйэ уонна атын норуот дьонугар –сэргэтигэр убаастабыллаах сыһыан –култуура нуормата.Үгэс.Алаһа дьиэни харыстааһын. | Тэҥнээһин. Саха сирин былыргытын уонна билиҥҥитин чинчийэн тэҥниир.Өрөспүүбүлүкэбитигэр олорор араас омук дьонун маарыннаһар уонна уратылаһар өрүттэрин тэҥнээн көрөр.Кэпсээһин. Бөһүөлэккэ,куоракка олохтоох араас омук дьонун, кинилэр олохторун-дьаһахтарын, үлэлэрин-хамнастарын, үөрэхтэрин туһунан кэпсиир. Түмүктээһин.Бэйэ уонна атын норуот дьонугар-сэргэтигэр убаастабыллаах сыһыан – култуурунай нуорма диэн түмүк оҥоруу. Практичекай үлэ.Хаартаны уонна глобуһу туттан Россия Федерациятын уонна Саха Өрөспүүбүлэкэтин, төрүт омуктар түөлбэлээн олохсуйбут сирдэрин көрдөрөр. |
3 | 09.10 16.10 23.10 | Дьиэ кэргэн. | Төрүт удьуор.Удьуордуур майгы, талаан, дьарык.Кырдьаҕастары ытыктааһын.Дьиэ кэргэн үтүө холобурдара.Үтүө үгэстэри утумнааһын.Аҕа-ийэ ууһунан удьуордарбыт.Биһиги араспаанньабыт, ааппыт.Норуот төрүт аата.Дьиэ кэргэн үтүө үгэстэрэ төрүччү, удьуор. Бэйэ-бэйэни көрүү-харайыы, өйөһүү-көмөлөсүһүү. Дьиэҕэ бэйэ-бэйэни өйдөһүү,сылаас сыһыан. Дьиэ үлэтэ.Мин дьиэтээҕи эбээһинэстэрим, сынньалаҥа, бырааһынньыга. | Ырытыы.Дьиэ кэргэн удьуорун ырытар.Араспаанньатын, аатын суолтатын быһаарар, дьиэ кэргэн үтүө үгэстэрин суолталарынан бөлөхтүүр.Сыаналааһын. Дьиэ кэргэн үтүө холобурдарын сыаналыыр.Быһаарыы.Кырдьаҕастары ытыктааһын, дьиэ кэргэн үтүө холобурдарын быһааран кэпсиир. Мин чугас ыалым туһунан кэпсээн суруйуу. |
4 | 06.11 | Норуотум дьиэтэ-уота. | Дьиэ тутуута.Уһаайба. Акылаат.өһүө туһунан өйдөбүллэр.Дьиэни тутууга олоҕун ,сирин талыы үгэстэрэ. | Билэр.Дьиэ тутуутугар туһаныллар тыллары билэр.Ырытыы.дьиэ-уот олоҕун, сирин талыы үгэстэрин ырытар.Тэҥниир.Төрүт омуктар дьиэлэрин тутуутун тэҥниир.Кэпсээһин.Дьиэ ис тэрилин, Малын-салын,уот иччитин өйдөбүлүн Туһунан эбии матырыйаалы туһанан Иһитиннэрии оҥорон кэпсиир. |
5 | 13.11 | Норуот төрүт дьарыга. | Саха сирн норуоттарын сүрүн дьарыктара бултааһын,балыктааһын.Булт үгэһэ.Алгыс.Байанай, балыксыт алгыһа.Үгэс.балыктааһын.Олоҥхо үөрэҕэ.Байанай. уу иччитэ. | Тэҥнээһин.Саха сирн дьарыктарын маарыннаһар уонна уратылаһар өрүттэрин тэҥнээн көрөр. Бөлөхтөөһүн. Сүрүн дьарыктары.түүлээх,балык булда диэн бөлөхтүүр.Ырытыы уонна кэпсээһин. Бэйэтин норуотун үгэс буолбут дьарыгын туһунан ырытан кэпсиир. Бэйэ нэһилиэгин оскуолатын музейын туһунан кэпсэтэр. |
6 | 20.11 | Уус уран оҥоһук. Араас омук таҥаһын Оһуора-дьарҕата, киэргэлэ-симэҕэ. | Көмүс уонна тимир оҥоһуктар.Араас омук таҥаһын-сабын, оһуорун,киргэлин-симэҕин,өҥүн-дьүһүнүн киэргэллэрэ,уратылара.Олоҥхоҕо уус үөрэҕэ. Сиэр-туом. Тимир ууһун үлэтэ. | Тэҥнээһин. Көмүс уонна тимир оҥоһук арааһын тэҥнээн көрүү. Ырытар. Аналынан ырытар.Эбии булбут матырыйаалын ырытар. Быһаарыы.Толкуйдааһын.Бэйэ норуотун айымньылаах үлэлээх маастардарын уратытын быһааран, толкуйдаан кэпсиир. Кэпсэтии. Театрдар тустарынан тугу билбитин кэпсиир. |
7 | 27.11 | Өбүгэм аһа-үөлэ. | Күһүҥҥү киһи күлбүтүнэн,сааскы киһи салбаммытынан.Дьыл кэминэн ас арааһа.Сир аһа, тэллэй,от-мас, сибэкки арааһа. Норуот үгэс буолбут аһа- кымыс. Мин аан маҥнай астаабыт аһым. Үгэс. Сир аһын хомуйуу.Сиэр-туом.остуолга олоруу сиэрэ. | Ырытыы. Сир аһа,тэллэй от-мас, сибэкки арааһын интернет-ресурсалартан,литератураттан ылбыт Матырыйаалларын туһанан ырытан кэпсиир. Бөлөхтөөһүн. Дьыл кэминэн ас арааһын арааран бөлөхтөөһүн. Иһитиннэрии.Мин аан маҥнай астаабыт аһым диэн иһитиннэрии оҥорор. |
8 | 04.12 | Оонньуурдар, оонньуулар. | Айылҕа матырыйаалыттан оонньуурдар.Уол уонна кыыс оонньуурдара.Өбүгэ оонньуулара.өй уонна таайсыылаах, күргүөмнээх уонна тэрээһиннээх оонньуулар. Үгэс. Төрүт хамсаныылар. | Тэҥнээһин. Уол уонна кыыс оонньуурдарын маарыннаһар уонна уратылаһар өрүттэрин тэҥнээн көрөр. Толкуйдааһын.Айылҕа матырыйаалыттан оонньуурдары толкуйдаан оҥорор. Бөлөхтөөһүн. Бэйэ норуотун оонньуурдарын матырыйаалынан арааран бөлөхтүүр. |
9 | 11.12 | Норуот ырыата тойуга. | Саха оҕуска олордоҕуна – ырыаһыт.Норуот ырыатын арааһа дэгэрэҥ, хабарҕа, дьиэрэтии уо.д.а Норуотум биллиилээх ырыаһыттара, артыыстара, ырыа айааччылара. | Кэпсээһин.Норуот ырыатын, тылынан уус-уран айымньытын көрүҥнэрин туһунан быһааран кэпсиир. Истии.Норуот биллиилээх ырыаһыттарын, артыыстарын, ырыа айааччыларын толорууларын истэ үөрэнэр. Толоруу. Норуот ырыатын толоро үөрэнэр. Сыаналааһын. Бэйэ-бэйэлэрин толорууларын сыаналана үөрэнэллэр. Практическай үлэ.Музейга сыһыаннаах альбом оҥорор. |
10 | 18.12 | Олоҥхо улуу айымньы. Эпос – киһи аймах уһулуччулаах айымньыта. | Норуот дириҥ өйүн, күүстээх санаатын, уус дьэрэкээн тылын-өһүн, киэҥ билиитин чыпчаала-эпос. Олоҥхо уонна Саха сирин норуоттарын эпостара.Олоҥхо ытык өйдөбүллэрэ.олох, дьулуур, бэриниилээх буолуу, сомоҕолоһуу. Олоҥхо үөрэҕэ. Айыы бухатыырын атаарыы уонна көрсүһүү. | Тэҥнээһин.Олоҥхону атын омуктар эпостарын кытта тэҥнээн көрүү. Практическай үлэ. Бухатыыр уонна кыыс уратылыһар, маарыннаһар өрүттэрин ойуулуур.Сыаналааһын. Талан ылбыт спектакылыгар тэттик сыанабыл суруйар. Практическай үлэ. Хаһыат, сурунаал, кинигэ интернет матырыйаалын хомуйар. Реферат суруйар. |
11 | 25.12 | Үгэс буолбут бырааһынньыктар. | Саха сирин норуоттарын үгэс буолбут бырааһынньыктара ыһыах, эвинэк, бакалдын уо.д.а. Таҥара бырааһынньыктара (Ороһуоспа, Пасха уо.д.а) Араас омуктарга оҕо төрөөһүнэ, аат биэрии, саҥа дьиэ малааһына. Суолтата.сиэрэ-туома. Алгыс.ыһыаҕы аһыы алгыһа. | Эбии матырыйаалы туһаныы. Интернет-ресурсаларыттан, эбии литератураттан буолбут бырааһынньыктарын туһунан матырыйаал хомуйар уонна уруокка туттар. Талыы. Таҥара бырааһынньыктарын норуот үгэс буолбут бырааһынньыктарыттан арааран талар. Тылы сайыннарыы. Булбутматырыйаалын туһанан талбыт бырааһынньыгын туһунан билиһиннэрии оҥорор. Толкуйдааһын.Араас омуктар оҕо төрөөһүнэ, аат биэрии, саҥа дьиэ малааһына суолтатын, сиэрин туомун маарыннаһар уонна уратылаһар өрүттэрин тэҥнээн көрөн, толкуйдуур. |
| Итого 16ч | | | |