СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа по краеведению 5класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению 5 класс»

МБОУ «Зеленцовская основная общеобразовательная школа»










Рабочая программа



Историческое краеведение

для учащихся 5 класса

на 2016-2017 учебный год





Разработчик программы:


учитель истории и обществознания

Басалаева Татьяна Анатольевна







Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Историческое краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 (количество учебных недель в полугодии), количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

* воспитание любви к природе родного края;

*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные

1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

-системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

-прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.


Формы и методы работы


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • встречи с интересными людьми;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники;

  • трудовой десант;

Цели и задачи обучения.

Цель: активизировать познавательную целенаправленность учащихся через краеведческую работу в учебно-воспитательном процессе способствует развитию гордости за историю своего края, за судьбы свои предков. Через краеведческий материал показать историю «малой родины», замечательные черты своих предков – ясный ум, стойкий характер. Сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания. Сохранить собранные материалы для потомков.

Задачи:

  1. Развивать интерес учащихся в области краеведения.

  2. Воспитать любовь к родной природе, земле, людям, уважение к традициям родного края, своим корням.

  3. Использование краеведческого материала в учебном процессе исторических понятий и закономерностей, вовлечение учащихся в активно исследовательскую работу.

  4. Приучать школьников к творческим работам, выступать перед своими сверстниками, родителями, писать заметки в родную газету «Авангард», принимать участие в конференции «Мир через культуру».

Ожидаемые результаты:

1-й год

Учащиеся должны знать:

особенности формирования, заселения территории, ее освоенность;

обычаи, традиции, культуру, виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории;

проблемы жителей села,

Учащиеся должны уметь:

определять ГП, его влияние на особенности развития села;

вести наблюдения, исследования за явлениями природы и деятельности населения;

определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем;

участвовать в экологически целесо­образной деятельности по благоустройству села.


Основное содержание курса Содержание программы изучения своей местности (34ч)

Краеведение

Вводное занятие.

«Мой дом, родная школа, её история и традиции»

Раздел I

Источники и методы настоящего и будущего родного края.

1. Роль краеведения в школе.

Что такое свой край своя местность, ближайшая (малая) родина. Границы края, их условность, подвижность: родной дом - школа с ближайшими окраинами - села, город - район - область. Родной край часть России, часть мира.

2. Источники комплексного изучения родного края.

Понятия: источники изучения родного карая, первоисточник, подлинник, копия, мемориальный документ, реликвия.

Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительны, письменные, устные, звукозапись.

Практическая работа №1

Наблюдение, описание вещественных источников своей местности.

Практическая работа №2 (в краеведческом музее)

Знакомство с предметами быта, оружиями труда, их рокировка, описание.

Практическая работа №3 «Мое открытие родного края»

(сбор вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).

Изобразительные источники.

Практическая и творческая работа:

«Старая фотография рассказывает»

«Моя коллекция марок, открыток, календарей»

Посменные источники.

Практическая работа №4

Выявить и записать образцы народного творчества жителей своей местности.

Творческая работа: Рассказ - воспоминания моего (моей) дедушки (бабушки) о памятном историческом событии. Материалы топонимик

Практическая работа №5

Выяснить происхождение названий географических объектов своей местности.

Звукозапись.

3. Организация поиска и сбора и изучения материалов краеведенья. Изучение краеведческой литературы.

Практическая работа №6

Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, справочниками?


Раздел II

С чего начинается малая родина.

1 .Мой дом.

Понятие «генеалогическое дерево»

Практическая работа №7

Составление генеалогического дерева семьи.

Мои родители. Образование, их трудовая и общественная деятельность. Поколение бабушек и дедушек. Связь поколений. Семейные традиции.

Творческая работа: Рассказ «За что я люблю я свою семью» (домашнее сочинение)

  1. Родная школа её история и традиции.

  2. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педологе разных поколений. Традиции школы. Современная жизнь школы.

Творческая работа: Рассказ о любимом учителе (домашнее сочинение)

Раздел III

«Моя деревня в прошлом, настоявшем и будущем».

1. История возникновения моей деревни. Источники знаний о прошлом деревни. Первые упоминания о нашем селе.

Творческая работа: «Моё географическое открытие своей деревни»

2. Географическое положение села.

Практическая работа №1

Площадь территории села, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток.

Составление плана - схемы села.

3. Рельеф своей местности.

Основные формы рельефа. Их происхождение и изменение. Творческая работа: Изображение пейзажа своей местности.

4. Внутренние воды.

Местонахождение основных речных систем, озёр, прудов, болот. Хозяйственное использование вод.

Практическая работа Выявление источников загрязнения вод в своей местности, обустройство родников.

5. Почвы, их использование и охрана.

Творческая работа: Рассказ об отношении к земле, отрасли в народном творчестве, обычаях, традициях.

6. Растительный и животный мир.

Практическая работа

Экскурсии на природу. Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование населением даров леса.

Творческая работа: Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. Конкурс работ.

7. Население моего села, виды деятельности.

Численность. Национальный, этнический состав, характерные черты. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями.

Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья. Трудовые навыки.

Социально психологический портрет жителей села в разные периоды истории.

Основные демографические процессы.

Знатные люди села, семейные династии.

Культурная жизнь села.

Экономическая ситуация.

Проблемы села.

Будущее села.

Творческая работа: сочинение «Моя деревня в будущем».

Итоговое заняти



Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.



• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с географией: работа с картами.


Личностные и метапредметные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия



Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории своей местности.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;



Результатами изучения курса краеведения являются умения:

-объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

-называть 2-3 достопримечательности края;

-рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

-охранять природу родного микрорайона;

-наблюдать и выделять характерные особенности природы;

-соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

-выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

-добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

-ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

-анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

-создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

-вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.









Учебно-тематический план первого года обучения.

п/п

Темы занятий

Количество часов

В том числе

Теория

Практика


Мой дом, родная школа, её история и традиция

Раздел I

Источники и методы изучения настоящего и будущего села.

34



1.

Вводное занятие

1

1

1


Роль краеведения в школе.




3.

Источники комплексного изучения родного карая.

12

6

6

4

Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведенья

2

1

1


Раздел II

С чего начинается малая родина.




1.

2.

Мой дом.

Родная школа её история и традиции

5

3

2

3

1


Раздел III

Моя деревня в прошлом, настоявшем и будущем.

10



1.


2. 3. 4.


5.

6-8

8.

9.

История возникновения моей деревни.

Географическое положение села. Рельеф и климат своей местности.

Внутренние воды.


Растительный и животный мир.

Население моего села, виды деятельности

Подготовка и защита проекта

1

1

1

1


1

3


4

2



0




1




1

1

1

1


1

2


4

2


Итог

34






Тематическое планирование курса (34 часа)



Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Форма проведения


Планируемые результаты и УУД

Наглядные пособия и ИКТ

Примечание

1


Что такое краеведение


1

Беседа

Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества.

Школьный музей



Источники комплексного изучения родного края

12





2

Виды источников изучения родного края.

Вещественные источники. Экскурсия в школьный музей.

1

Беседа

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде ф виде формулирования нового знания.

Школьный музей.


3

Как ведут археологические раскопки.

1

Просмор презента ции

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде ф в виде формулирования нового знан знания.

Презентация Н.В. Васильевой


4

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные постройки, церкви….

1


Формирование представлений о попос формах старинных построек.

Наблюдение, описание старинных

домов

Старинные дома деревень


5

Памятники, созданные для увековечивания исторических событий и людей.

1

презентация

Формировать представление о прич причинах увековечивания собы-

тий.

Посещение обелиска в д.Зеленцово


6

Предметы быта (в краеведческом музее)

1

Пр.р

1.

Наблюдение, описание , зарисовки

вещественных источников

местности

Школьный музей


7

Мое открытие родного края

1

Пр.р2.

Сбор вещественных источников у

населения и описание.

Населениеь ведере


8

Изобразительные источники

1


Формирование представлений о

изобразительных источниках

Презентация


9

«Старая фотография рассказывает…»

1

Тв.р

Составить рассказ и записать его.

Воспоминания предков.



10

Письменные источники

1


Формирование представлений о

видах письменных источников

Школьный музей


11

Устные источники

1

Пр.р3

Выявить и записать образцы на-

родного творчества жителей своей

местности.



12

Рассказ-воспоминание моего(моей) дедушки (бабушки) о памятном историческом событии

1

Тв.р

Формирование умений учащихся

брать интервью



13

Материалы топонимики

1

Тв. р.

Выяснить происхождение назва-

ния одного из гео-х объектов своей своей

местности




Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения

2





14

Изучение краеведческой литературы

1

Пр.р4

Формирование умения работы в

библиотеке с разными письмен-

ными источниками

Сельская библиотека


15

Правила работы в музее, архиве, фиксирования воспоминаний

1


Формирование умений работы с документами школьного музея, умений использовать методы научного исследования и анализа как пути решения проблемы




С чего начинается малая Родина.

1. Мой дом.

5





16

Понятие «геологическое дерево»

1

Пр.р5

Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.



17

Мои родители.

1


Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.



18

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

1


Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности



19

Семейные традиции, реликвии

1


Формирование нравственно - цен-

ностных ориентаций



20

«За что я люблю свою семью»(домашнее сочинение)

1

Тв. р

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.




Родная школа, ее история и традиция

3





21

Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений

1


Формирование уважительного и бережного отношения к своей школе,

учителям.



22

Судьбы воспитанников

1


Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.




23

Традиции школы. Современная жизнь в школе.

1

Тв.р.

Школа будущего.

Домашнее

сочинение



Мое село в прошлом, настоящем и будущем






24

История возникновения моего села

1

Тв.р.

Воспитание уважительного отношения к жителям своего села, к его историческому прошлому. Формировать способность следовать морально-этическим и психологическим принципам общения в сотрудничестве

Справочники,воспоминания жителей.


25

Географическое положении села.

1

Пр. р.

6 Составление плана-схемы

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

Площадь, конфигурация села


26

Рельеф и климат своей местности

1

Пр.р.

7

Умение вести наблюдения, поиск, сбор и описание рельефа, горных пород и климата.

Справочники.


27

Внутренние воды

1

Пр. р.. 8.

Умение выявлять источники загрязнения вод своей местности, обустройство родников.



28

Растительный и животный мир


Пр. р.9

Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитанияю

Экскурсия


29

Население моего села: численность, состав, быт, обычаи.

1


Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов.



30

Знатные люди села

1

Пр. р.

10

Формирование самостоятельности

и воспитание уважительного отношения к своим землякам. Формирование умения ставить вопросы.

рассказ


31

Культурная жизнь села

1


Формирование навыков самостоятельной деятельности



32

Проблемы села

1


Владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем



33

Подготовка к защите проекта «Моё родное село».

1


Формирование навыков самостоятельной деятельности



34

Защита проектов



Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.









Литературы для учителя





1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 




Критерии оценок по истории

Рекомендации по оцениванию ответов.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по истории .

         Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных  форм.

       Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и другое.

      Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.

       Оценивание результатов обучения  по пятибалльной шкале:


Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:


  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;


  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;


  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;


  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;


  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;


  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;


  • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;


  • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;


  • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.


Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

 Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
 Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Оценка «2»

может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам

 Оценка «1»

Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос


 


 Требования к устным ответам.


  1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.


  2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.


  3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.


  4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.


  5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.

Рекомендации по оцениванию решения

познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:


  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;


  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);


  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;


  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;


  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;


  • предвидеть последствия определенных социальных действий.


 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация  не в контексте задания