Рабочая программа по краеведению 8- 9 классы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.
Учебное пособие:В.И.Панова, А.О.Амелькин. «Историческое краеведение Воронежской области», Воронеж, Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012 год.
Учебно-методическое пособие: М.И.Баранникова «Историко-культурное краеведение»,Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет,2012 год.
В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Поэтому, программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Борисоглебскому району и местному поселению.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Цели краеведческого образования:
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Количество часов: 1 час в неделю – 35 часов в год.
Ожидаемые результаты
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать):
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
· рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другого региона.
Содержание программы
1.Введение
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.
Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.
Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношен к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев).
2. Древние культуры на территории Воронежского края.
Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природы климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.
Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры; Борщевская культура VIII-X веков в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородскское, Животинное.
Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В.П. ЗагоровскийA.M.Аббасов, Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер, А.В. Кожемякин и др.
3.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.
Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-в крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 годах. Роль - Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII веке (Острогожск).
4.Воронежский край в XVIII веке.
Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725г. Административное устройство губернии по указу 1799г. Пожары и новая планировка города.
5.Воронежский край до и после Великой Отечественной войны.
Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.
Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).
Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943гг. 25 января 1943г. — день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х годов.
Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).
Воронежская губерния начала XX века - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае, (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.
Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).
Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е годы XX века.
Политические и экономические перемены 90-х годов XX века.
6.Повторительно-обобщающий урок по разделу. Систематизация знаний.
7.Урок-презентация ученических сообщений.
8. Уроки-экскурсии.
Календарно-тематическое планирование
Историческое краеведение 8 класс
№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Историческое краеведение как наука. | 1 | Работа с учебником, словарная работа | | |
2-3 | Воронежский край в древности. | 2 | Работа с картой, с текстом учебника | | |
4-5 | Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств. | 2 | Составление хронологической таблицы | | |
6 | Основание Воронежской крепости. | 1 | Анализ исторического источника | | |
7 | Воронеж и край в конце 17-начале 18в.в. | 1 | Работа с учебной презентацией | | |
8-9 | Деятельность Петра Первого в крае. Воронежские корабли. | 2 | Работа с историческими персоналиями | | |
10-11 | Воронежская губерния в сер.2-ой пол. 18в. | 2 | Работа с картой, текстом учебника | | |
12-13 | Воронежский край в 1-ой пол 19в. | 2 | Составление кластера | | |
14-15 | Воронежская губерния в пореформенный период | 2 | Комментированное чтение текста | | |
16-17 | Воронежская губерния в начале 20 в. | 2 | Работа с учебной презентацией | | |
18-19 | События Октябрьской революции и гражданской войны в Воронежском крае. | 2 | Составление вопросов к документу | | |
20-21 | Социально- экономическое развитие Воронежской губернии в 1920-1930-е годы. | 2 | Составление сложного плана | | |
22-23 | Воронежская область в годы ВОВ. | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
24-25 | Восстановление и дальнейшее социально- экономическое развитие Воронежской области. | 2 | Групповая работа | | |
26-27 | Время реформ. | 2 | Составление сравнительной таблицы | | |
28-29 | История Борисоглебска в истории Воронежского края. | 2 | Анализ подготовленных учениками презентаций | | |
30-31 | История моего родного села. | 2 | Защита проектов. | | |
32-33 | Экскурсия в краеведческий музей г. Борисоглебска | 2 | Обсуждение и обмен мнениями после посещения музея. | | |
34-35 | Резерв. | 2 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Историческое краеведение»
Учащиеся должны знать:
- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов
-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
-алгоритм работы с различными типами заданий.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
-характеризовать события, процессы, явления;
-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
работать с картой, иллюстрацией, текстом;
осуществлять наблюдение;
применять знания в конкретной ситуации жизни;
определять цели и мотивы своей деятельности;
вести конструктивный диалог;
осуществлять презентацию творческой работы;
представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.
УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение», В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.