СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению для 8 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению для 8 класса»

Рабочая программа по краеведению 8- 9 классы

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.

Учебное пособие:В.И.Панова, А.О.Амелькин. «Историческое краеведение Воронежской области», Воронеж, Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012 год.

Учебно-методическое пособие: М.И.Баранникова «Историко-культурное краеведение»,Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет,2012 год.

В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Поэтому, программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Борисоглебскому району и местному поселению.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.



Цели краеведческого образования:

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

-интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Количество часов: 1 час в неделю – 35 часов в год.

Ожидаемые результаты

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

изученные виды исторических источников;

уметь:

соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

· рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другого региона.





































Содержание программы


1.Введение

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношен к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев).

2. Древние культуры на территории Воронежского края.

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природы климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры; Борщевская культура VIII-X веков в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородскское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В.П. ЗагоровскийA.M.Аббасов, Е.А. Пульвер, Ю.Е. Пульвер, А.В. Кожемякин и др.

3.Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разо­рение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-в крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 годах. Роль - Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII веке (Острогожск).

4.Воронежский край в XVIII веке.

Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725г. Административное устройство губернии по указу 1799г. Пожары и новая планировка города.

5.Воронежский край до и после Великой Отечественной войны.
Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943гг. 25 января 1943г. — день освобождения города. Вос­становление Воронежа завершилось к концу 50-х годов.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Оте­чественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воин­ской славы» (2008).

Воронежская губерния начала XX века - сельскохозяйствен­ный район. Социалистическая модернизация в крае, (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое про­мышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е годы XX века.

Политические и экономические перемены 90годов XX века.

6.Повторительно-обобщающий урок по разделу. Систематизация знаний.

7.Урок-презентация ученических сообщений.

8. Уроки-экскурсии.





















Календарно-тематическое планирование

Историческое краеведение 8 класс

п.п.

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Историческое краеведение как наука.

1

Работа с учебником, словарная работа



2-3

Воронежский край в древности.

2

Работа с картой, с текстом учебника



4-5

Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.

2

Составление хронологической таблицы



6

Основание Воронежской крепости.

1

Анализ исторического источника



7

Воронеж и край в конце 17-начале 18в.в.

1

Работа с учебной презентацией



8-9

Деятельность Петра Первого в крае. Воронежские корабли.

2

Работа с историческими персоналиями



10-11

Воронежская губерния в сер.2-ой пол. 18в.

2

Работа с картой, текстом учебника



12-13

Воронежский край в 1-ой пол 19в.

2

Составление кластера



14-15

Воронежская губерния в пореформенный период

2

Комментированное чтение текста



16-17

Воронежская губерния в начале 20 в.

2

Работа с учебной презентацией



18-19

События Октябрьской революции и гражданской войны в Воронежском крае.

2

Составление вопросов к документу



20-21

Социально- экономическое развитие Воронежской губернии в 1920-1930-е годы.

2

Составление сложного плана



22-23

Воронежская область в годы ВОВ.

2

Индивидуальные сообщения



24-25

Восстановление и дальнейшее социально- экономическое развитие Воронежской области.

2

Групповая работа



26-27

Время реформ.

2

Составление сравнительной таблицы



28-29

История Борисоглебска в истории Воронежского края.

2

Анализ подготовленных учениками презентаций



30-31

История моего родного села.

2

Защита проектов.



32-33

Экскурсия в краеведческий музей г. Борисоглебска

2

Обсуждение и обмен мнениями после посещения музея.



34-35

Резерв.

2





































Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Историческое краеведение»

Учащиеся должны знать:

- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов

-исторические события, происходившие в развитии края, да­ты этих событий;

  • знаменитые персоналии истории и культуры;

-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

-алгоритм работы с различными типами заданий.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

-характеризовать события, процессы, явления;

-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преоб­разовывать информацию;

  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

-видеть необъективность суждения и демонстрировать пра­вильное суждение;

  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы;

  • представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.



















Перечень учебно-методического обеспечения


УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.

УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение», В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!