СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Как хорошо уметь читать" для 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Как хорошо уметь читать"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Как хорошо уметь читать" для 2-4 классов»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по кружку «Как хорошо уметь читать» для обучающихся 2-4 классов составлена на основе сборника  программ  внеурочной деятельности Н.Ф.  Виноградовой – М.: Вента-Граф, 2011

Общая характеристика кружка.

  Кружок «Как хорошо уметь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

 Цели и задачи кружка:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

  • Расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов.

  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Место кружка в учебном плане

Во 2-4 классах кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.

Формы организации кружка 

·         Литературные игры

·         Конкурсы-кроссворды

·         Путешествия по страницам книг

·         Проекты

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «Как хорошо уметь читать» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

 В результате освоении программы кружка «Как хорошо уметь читать» формируются следующие

Предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Всего 34 часа)

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

3

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

5

По страницам книг В.Сутеева

3

6

Сказки народов мира.

3

7

Книги русских писателей-сказочников

3

8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

11

Дети – герои книг.

3

12

Книги о животных

4

 

Всего часов:

34

 

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • Пользоваться аппаратом книги;

  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


 

 

 

 

 

 









Календарно-тематический план


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения


Здравствуй, книга!

3


1.

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. Правила работы с книгой.

1


2.

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1


3.

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1



Книге о Родине и родной природе.

2


4.

Книги о Родине и природе.

1


5.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1



Писатели детям

3


6.

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1


7.

Книги современных писателей о детях.

1


8.

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

1



Народная мудрость. Книги-сборники.

2


9.

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

1


10.

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

1



По страницам книг В.Сутеева.

3


11.

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

1


12.

В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

1


13.

Литературная игра

«По страницам сказок В.Сутеева»

1



Сказки народов мира

3


14.

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

1


15.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

1


16.

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

1



Книги русских писателей -сказочников.

3


17.

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1


18.

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

1


19.

Конференция «Мой любимый литературный герой»

1



Детские писатели

3


20.

Книги С.Маршака. Выставка книг.

1


21.

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

1


22.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

1



Сказки зарубежных писателей.

3


23.

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

1


24.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

1


25.

В гостях у сказки.

1



Книги-сборники стихотворений для детей

2


26.

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

1


27.

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

1



Дети – герои книг.

3


28.

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

1


29.

Дети – герои рассказов.

(В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

1


30.

Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

1



Книги о животных

4


31.

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

1


32.

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1


33

Книги Б. Житкова

1


34

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1


 

 

 

 

 















Содержание программы.

Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», иллюстрирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Конференция «Мой любимый литературный герой»

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др). Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (4ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.,Б Житкова