Пояснительная записка
Данная рабочая программа по кружку «Как хорошо уметь читать» для обучающихся 2-4 классов составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности Н.Ф. Виноградовой – М.: Вента-Граф, 2011
Общая характеристика кружка.
Кружок «Как хорошо уметь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели и задачи кружка:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов.
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место кружка в учебном плане
Во 2-4 классах кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Формы организации кружка
· Литературные игры
· Конкурсы-кроссворды
· Путешествия по страницам книг
· Проекты
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «Как хорошо уметь читать» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «Как хорошо уметь читать» формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Всего 34 часа)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 3 |
2 | Книге о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 |
5 | По страницам книг В.Сутеева | 3 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Детские писатели | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 |
11 | Дети – герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных | 4 |
| Всего часов: | 34 |
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| Здравствуй, книга! | 3 | |
1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. Правила работы с книгой. | 1 | |
2. | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | |
3. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | |
| Книге о Родине и родной природе. | 2 | |
4. | Книги о Родине и природе. | 1 | |
5. | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | |
| Писатели детям | 3 | |
6. | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | |
7. | Книги современных писателей о детях. | 1 | |
8. | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | 1 | |
| Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 | |
9. | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» | 1 | |
10. | Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». | 1 | |
| По страницам книг В.Сутеева. | 3 | |
11. | Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника. | 1 | |
12. | В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | 1 | |
13. | Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева» | 1 | |
| Сказки народов мира | 3 | |
14. | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | 1 | |
15. | Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. | 1 | |
16. | Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки. | 1 | |
| Книги русских писателей -сказочников. | 3 | |
17. | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | |
18. | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | |
19. | Конференция «Мой любимый литературный герой» | 1 | |
| Детские писатели | 3 | |
20. | Книги С.Маршака. Выставка книг. | 1 | |
21. | Книги- сборники произведений К.Чуковского. | 1 | |
22. | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. | 1 | |
| Сказки зарубежных писателей. | 3 | |
23. | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | 1 | |
24. | Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. | 1 | |
25. | В гостях у сказки. | 1 | |
| Книги-сборники стихотворений для детей | 2 | |
26. | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. | 1 | |
27. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». | 1 | |
| Дети – герои книг. | 3 | |
28. | Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) | 1 | |
29. | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | 1 | |
30. | Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | 1 | |
| Книги о животных | 4 | |
31. | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. | 1 | |
32. | Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | |
33 | Книги Б. Житкова | 1 | |
34 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | 1 | |
Содержание программы.
Здравствуй, книга! (3ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», иллюстрирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Конференция «Мой любимый литературный герой»
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др). Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (4ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.,Б Житкова