Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г.Брянска
СОГЛАСОВАНО/ УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ СОШ № 60 _________Грушенкова Н.М.. « » __________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 60 __________/ Скатенок Е.В.. « » __________ 2016 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов Протокол № 1 « » __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Азбука родного края»
в 1 классе
Учитель: Рылина Ю.В.
Квалификационная категория: мол. специалист
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Брянский край» разработана на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край», учебника «Природа родного края. Учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных школ». Авт.-сост. Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.
Изучение курса «Брянский край» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание своего места в ней;
- духовно-нравственное, экологическое развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- расширение и закрепление знаний о Родине, родном крае, сезонных изменения в природе;
- формирование уважительного и бережного отношения к природе региона, населённого пункта, в котором проживают дети.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
1. Программа учебного курса «Природа родного края» Пряникова Н. Е., Шик.Н.В.-Брянск: «Курсив», 2012г.
2. «Азбука родного края» Пряникова Н. Е.,Шик.Н.В..-Брянск: «Курсив», 2012г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение курса «Брянский край» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на особенности природы родного края, её разнообразие, красоту;
2) формирование бережного отношения к объектам природы;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Изучение курса «Брянский край» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Брянский край»;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Брянский край» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание роли малой родины в жизни человека, воспитание чувства гордости за принадлежность к ней;
2) сформированность уважительного отношения к родному краю, бережного отношения к его природе;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из различных источников);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (33 часа)
№ п/п | Содержание программного материала |
-
| Введение. 3емля Пересвета. |
-
| Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].Аист - символ счастья и удачи. |
-
| Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск. |
-
| Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». |
-
| Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. |
-
| Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. |
-
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].Реки Брянской области. |
-
| Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. |
-
| Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. |
-
| Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка. |
-
| Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. |
-
| Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». |
-
| Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев. |
-
| Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. |
-
| Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. |
-
| Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. |
-
| Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. |
-
| Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. |
-
| Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. |
-
| Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин. |
-
| Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. |
-
| Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. |
-
| Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. |
-
| Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. |
-
| Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. |
-
| Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. |
-
| Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. |
-
| Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье. |
-
| Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. |
-
| Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].Реки и поселения Брянского края.Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. |
-
| Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].И. Швец «Нашим городом можно гордиться». |
-
| Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. |
-
| Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. |
№ урока | Дата | Тема урока | Основные виды образовательной деятельности | Формы работы, наглядность, дом. задание |
-
| | Введение. 3емля Пересвета. | Воспринимают учебную задачу урока и стараться её выполнять. Соотносят отгадки с загадкой. Просматривают иллюстрации учебника, извлекают из них нужную информацию. Наблюдают за объектами неживой и живой природы. | Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос. |
-
| | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а].Аист - символ счастья и удачи. | Рассуждение и дискуссия на предлагаемую тему. Решение проблемы. Фронтальный опрос. |
-
| | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б́΄ ́]. Родной наш Брянск. | Выступление с сообщением. |
-
| | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». |
-
| | Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. |
-
| | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. | Работа с текстом. Фронтальный опрос. |
-
| | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э].Реки Брянской области. |
-
| | Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. |
-
| | Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | Фронтальный опрос. |
-
| | Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з']. Город Злынка. | Используют полученные знания для поиска дополнительной информации о родном крае. Рассказывают о зимних явлениях в живой природе родного края. Знают о жизни животных зимой в родном крае, выступают с сообщениями. Устанавливают взаимосвязи в природе. Формулируют выводы из изученного материала. | Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос. |
-
| | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. | Выступление с сообщением. |
-
| | Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | Работа с текстом. Фронтальный опрос. |
-
| | Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы, Красный Рог, Карачев. |
-
| | Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | Работа с текстом, аргументация своей точки зрения. Кроссворд. |
-
| | Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м΄]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | Работа с текстом, аргументация своей точки зрения. Фронтальный опрос. Промежуточный контроль. |
-
| | Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | Работа с текстом. Фронтальный опрос. |
-
| | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о].На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. |
-
| | Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п΄]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. |
-
| | Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | Понимают учебную задачу урока и выполняют её. Устанавливают взаимосвязи в природе. Структуируют знания. Проводят сравнение и классификацию. | Работа с текстом (обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы). Фронтальный, индивидуальный опрос. |
-
| | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с΄]. Брянский Сусанин. |
-
| | Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. |
-
| | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | Работа с текстом, аргументация своей точки зрения. Кроссворд. |
-
| | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. |
-
| | Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | Поиск информации в различных источниках. Сообщение. |
-
| | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. | Самостоятельная работа с дополнительной литературой. Фронтальный опрос |
-
| | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. |
-
| | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. |
-
| | Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ΄]. Сещенское подполье. | Наблюдают и описывают состояние погоды. Извлекают информации из разных источников. Формулируют выводов из изученного материала. | Рассуждение на предлагаемую тему. Итоговый контроль. |
-
| | Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | Устный опрос. Поиск информации в различных источниках. |
-
| | Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы].Реки и поселения Брянского края.Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | Поиск информации в различных источниках. Сообщение. |
-
| | Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э].И. Швец «Нашим городом можно гордиться». |
-
| | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й у]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. | Рассуждение и дискуссия на предлагаемую тему. |
-
| | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | Поиск информации в различных источниках. Сообщение. |