Рабочая программа по курсу «Коррекция» составлена на основе программы «Коррекционная работа в начальной школе», разработанной Методическим объединением учителей начальных классов и утвержденной на заседании педагогического совета ГКОУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 25» 20.08.2007г, протокол №7.
Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с ОВЗ детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируется на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов. Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка.
Цель обучения учащихся – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения в общеобразовательных школах действительны и по отношению к специальной школе. Однако эти принципы претерпевают изменения, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с проблемами в развитии, образуя свою систему, отражающую конкретные условия реализации общедидактических принципов.
Конкретизируя общедидактический принцип коррекционной направленности можно сформулировать следующие принципы коррекционной работы в 1 классе:
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.
У учащихся формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении.
Дети учатся определять расположение элементов, синтезировать целое из частей. У учащихся формируется умение находить различные направления пути, ориентироваться на местности, составлять план местности, развиваются конструктивный праксис и память на пространственные соотношения.
Настоящая программа предусматривает определение времени по часам, уточнение представлений о смене времён года и месяцев, а так же предусматривает использование личного опыта учащихся в определении последовательности событий.
Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать умениями, помогающими им пользоваться речью во всех её функциях.
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по признакам. Сравнение предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов по образцу, показу, словесной инструкции.
Дифференциация основных цветов путём выделения заданного цвета.
дифференцировать основные цвета спектра.
Основные цвета спектра и их оттенки.
Учащиеся должны: знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра.
Производные цвета и их оттенки.
подбор идентичных геометрических фигур /квадрат, круг, прямоугольник, треугольник/.
Учащиеся должны уметь подбирать геометрические фигуры по аналогии.
Дифференциация геометрических фигур по форме, величине и цвету.
Учащиеся должны знать названия геометрических фигур и их главные признаки; уметь найти геометрическую фигуру по названии; уметь назвать геометрическую фигуру по заданию; уметь дифференцировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету.
Соотношение геометрической фигуры с формой реальных предметов и их изображениями.
Учащиеся должны сопоставлять реальный предмет с заданной геометрической фигурой /прямоугольник и книга, овал и яйцо/; геометрическую фигуру с изображением реального предмета /круг – арбуз, треугольник – дорожный знак/.
Ориентировка в сторонах своего тела и напротив сидящего.
Соотношение предметов в пространстве /понятия: справа-слева, впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, высоко-низко/.
Учащиеся должны понимать значения слов, выражающих пространственные отношения.
Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над».
Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяжённость /справа – налево, слева – направо, из левого угла в правый нижний угол и т.д./.
Развитие двигательного праксиса.
Уточнение и расширение представлений о временах года: последовательность смены времён года с выяснением причинно-следственной зависимости явлений природы / «Почему тает снег?», «Почему улетают птицы?» и т.д./
Проведение этой работы способствует формированию у ребёнка умения вести календарь природы.
Уточнение и расширение представлений о времени суток.
Учащиеся должны уметь последовательно называть время суток, уметь сознательно пользоваться в речи понятиями «сегодня», «завтра», «вчера», «рано», «поздно».
представления о днях недели.
Понятие о времени на основе жизненного опыта детей /час, сутки, год/.
Учащиеся должны уметь соотносить события и факты текущей жизни школьника с прошлым и будущим.
Классификация по родовым и видовым признакам по темам: «Обувь», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты».
Выделение предмета из группы однородных предметов.
Вычленение предметов и их классификация по родовым и видовым признакам из группы разнородных предметов.
Непосредственное обобщение: «яблоко, груша – это что?» и т.д. – назовите одним словом.
Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию: «Чем похожи?», «Чем отличаются?». Сравнение признаков времён года.
Учащиеся должны уметь составлять предложения из разрозненных слов.
Учащиеся должны уметь раскладывать сюжетные картинки в логической последовательности; работать с деформированным текстом.
Учащиеся должны уметь определять по прочитанному отрывку название сказки или знакомого произведения.
Развитие фонематического слуха. Выделение и дифференцировка звуковых параллелей на слух.
Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки.
Развитие фонематического анализа.
Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Зрительное восприятие цвета. Дифференциация основных цветов путём выделения заданного цвета. | | |
2 | Зрительное восприятие формы. подбор идентичных геометрических фигур /квадрат, круг, прямоугольник, треугольник/. | | |
3 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Упражнение в определении сторон собственного тела и напротив сидящего. | | |
4 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |
5 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Выделение предмета из группы однородных предметов «Что лишнее и почему?» | | |
6 | Развитие устной речи. «Наша школа». | | |
7 | Развитие фонематического слуха и анализа. Имитация соответствующих звуков. | | |
8 | Зрительное восприятие цвета. Подбор цветных полосок по аналогии, без названия цветов. | | |
9 | Зрительное восприятие формы. Обводка геометрических фигур по трафаретам. | | |
10 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Упражнение в определении сторон собственного тела и напротив сидящего. | | |
11 | Развитие временных представлений. Лента времени /смена времён года/ | | |
12 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Выделение предмета из группы однородных предметов «Что лишнее и почему?» | | |
13 | Развитие устной речи. Волшебница речь. | | |
14 | Развитие фонематического слуха и анализа. Артикуляция звуков, игры на развитие фонематического слуха. | | |
15 | Зрительное восприятие цвета. Работа с цветовыми таблицами. | | |
16 | Зрительное восприятие формы. Упражнения с геометрическими вкладками. | | |
17 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Игры «Зеркало», «Делай как я», «Четыре стихии» | | |
18 | Развитие временных представлений. Работа с классным календарём природы и труда людей по сезонам. | | |
19 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Выделение предмета из группы однородных предметов «Что лишнее и почему?» | | |
20 | Развитие устной речи. «Устная речь или письменная» | | |
21 | Развитие фонематического слуха и анализа. Составление слова с заданным звуком из разрезной азбуки. | | |
22 | Зрительное восприятие цвета. Игра в цветовое лото. | | |
23 | Зрительное восприятие формы. Игра в геометрическое лото. | | |
24 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Игры «Зеркало», «Делай как я», «Четыре стихии» | | |
25 | Развитие временных представлений. Уточнение и расширение представлений о времени суток. | | |
26 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Работа с карточками-словами: морковь, свёкла, лук – овощи; молоток, топор, пила – инструменты. | | |
27 | Развитие устной речи. Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро. Весело и грустно. | | |
28 | Развитие фонематического слуха и анализа. Развитие фонематического слуха и анализа. Составление слова с заданным звуком из разрезной азбуки. | | |
29 | Зрительное восприятие цвета. Подбор цветных карандашей и палочек. | | |
30 | Зрительное восприятие формы. Работа с геометрической мозаикой. | | |
31 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Игры «Зеркало», «Делай как я», «Четыре стихии». | | |
32 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |
33 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Игра «Назови одним словом». | | |
34 | Развитие устной речи. Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой. | | |
35 | Развитие фонематического слуха и анализа. Деление предложений на слова. | | |
36 | Зрительное восприятие цвета. Основные цвета спектра и их оттенки. | | |
37 | Зрительное восприятие формы. Дифференциация геометрических фигур по форме, величине и цвету. | | |
38 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Игры «Зеркало», «Делай как я», «Четыре стихии». | | |
39 | Развитие временных представлений. Уточнение и расширение представлений о времени суток. | | |
40 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию: «Чем похожи?», «Чем отличаются?» | | |
41 | Развитие устной речи. Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять. | | |
42 | Развитие фонематического слуха и анализа. Деление предложений на слова. | | |
43 | Зрительное восприятие цвета. Занятия с цветовыми таблицами. | | |
44 | Зрительное восприятие формы. Работа с «волшебным мешочком». | | |
45 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Игры «Зеркало», «Делай как я», «Четыре стихии». | | |
46 | Развитие временных представлений. Лента времени в связи со школьным режимом. | | |
47 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Сравнение признаков времён года. | | |
48 | Развитие устной речи. Помощники устного слова. | | |
49 | Развитие фонематического слуха и анализа. Деление предложений на слова. | | |
50 | Зрительное восприятие цвета. Раскрашивание карандашами и красками цветных орнаментов по образцу и самостоятельно. | | |
51 | Зрительное восприятие формы. Аппликация из геометрических фигур. | | |
52 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Найти предмет в классе по описанию его местоположения среди других предметов. | | |
53 | Развитие временных представлений. Загадки о временах суток, пословицы, поговорки. | | |
54 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию: «Чем похожи?», «Чем отличаются?» | | |
55 | Развитие устной речи. Тихо и громко. | | |
56 | Развитие фонематического слуха и анализа. Деление слов на слоги. | | |
57 | Зрительное восприятие цвета. Составление оттенков цветов на палитре /тёмно-красного, темно-синего, бледно-голубого/. | | |
58 | Зрительное восприятие формы. Аппликация из геометрических фигур. | | |
59 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Найти предмет по описанию его местоположения относительно самого учащегося. | | |
60 | Развитие временных представлений. Беседа с целью выяснения и уточнения понимания временных периодов. | | |
61 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Сравнение и сопоставление предметов по сходству и различию: «Чем похожи?», «Чем отличаются?» | | |
62 | Развитие устной речи. «Загадаю я загадку». | | |
63 | Развитие фонематического слуха и анализа. Составление предложений по опорным словам и по картинке. | | |
64 | Зрительное восприятие цвета. Производные цвета и их оттенки. | | |
65 | Зрительное восприятие формы. Аппликация из геометрических фигур. | | |
66 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над». | | |
67 | Развитие временных представлений. Упражнение «Когда это бывает?» | | |
68 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Называние предметов, характеристика их по признакам. | | |
69 | Развитие устной речи. Работа с пословицами. | | |
70 | Развитие фонематического слуха и анализа. Составление предложений по опорным словам и по картинке. | | |
71 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Узнай по цвету» | | |
72 | Зрительное восприятие формы. Игра «Узнай по форме» | | |
73 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над». | | |
74 | Развитие временных представлений. Работа с часами «Сутки» | | |
75 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Упражнение “Загадки”. | | |
76 | Развитие устной речи. Придумываем свои сказки. | | |
77 | Развитие фонематического слуха и анализа. Составление предложений по опорным словам и по картинке. | | |
78 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Подбери пару» | | |
79 | Зрительное восприятие формы. Аппликация из геометрических фигур. | | |
80 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «у», «на», «под», «за», «в», «около», «между», «перед», «над». | | |
81 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |
82 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей. | | |
83 | Развитие устной речи. «Сколько слов вы знаете?» | | |
84 | Развитие фонематического слуха и анализа. Составление предложений по опорным словам и по картинке. | | |
85 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Цветная сказка» | | |
86 | Зрительное восприятие формы. Аппликация из геометрических фигур. | | |
87 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяжённость /справа – налево, слева – направо, из левого угла в правый нижний угол и т.д./. | | |
88 | Развитие временных представлений. Работа с классным календарём природы и труда людей по сезонам. | | |
89 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Задания на выделение существенных признаков понятия. | | |
90 | Развитие устной речи. Чудесные превращения слов. | | |
91 | Развитие фонематического слуха и анализа. Определение количества слов в предложении. | | |
92 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Разноцветные загадки» | | |
93 | Зрительное восприятие формы. Игра в геометрическое лото. | | |
94 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Проведение линий на индивидуальной доске, в альбоме, в тетради соответственно заданию. | | |
95 | Развитие временных представлений. Игра «Назовите пропущенное слово». | | |
96 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Задания на выделение существенных признаков понятия. | | |
97 | Развитие устной речи. Чудесные превращения слов. | | |
98 | Развитие фонематического слуха и анализа. Определение количества слов в предложении, слогов в слове, звуков и букв в слове и слоге. | | |
99 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Найди отличия» | | |
100 | Зрительное восприятие формы. Конструирование изображений предметов из плоскостных геометрических фигур. | | |
101 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Проведение линий на индивидуальной доске, в альбоме, в тетради соответственно заданию. | | |
102 | Развитие временных представлений. Игра «Вчера, сегодня, завтра». | | |
103 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Задания на установление закономерностей. | | |
104 | Развитие устной речи. Чудесные превращения слов. | | |
105 | Развитие фонематического слуха и анализа. Определение количества слов в предложении, слогов в слове, звуков и букв в слове и слоге. | | |
106 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Кто спрятался» | | |
107 | Зрительное восприятие формы. Аппликация предметов, состоящих из однородных и различных геометрических фигур. | | |
108 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Проведение линий на индивидуальной доске, в альбоме, в тетради соответственно заданию. | | |
109 | Развитие временных представлений. Игра «Вчера, сегодня, завтра». | | |
110 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Задания на установление закономерностей. | | |
111 | Развитие устной речи. «Об одном и том же по-разному». | | |
112 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение и дифференцирование звуковых параллелей /шипящие – свистящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие/. | | |
113 | Зрительное восприятие цвета. Соотнесение объектов по цвету. | | |
114 | Зрительное восприятие формы. Аппликация предметов, состоящих из однородных и различных геометрических фигур. | | |
115 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Последовательное копирование движений по элементам. | | |
116 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |
117 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления. | | |
118 | Развитие устной речи. «Вы и ваш собеседник». | | |
119 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение и дифференцирование звуковых параллелей /шипящие – свистящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие/. | | |
120 | Зрительное восприятие цвета. Упражнение: «Выбери нужные цвета». | | |
121 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: «Помоги забраться в домик». | | |
122 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Упражнение «Расставь правильно!» | | |
123 | Развитие временных представлений. Игра «Разноцветная неделька». | | |
124 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления. | | |
125 | Развитие устной речи. Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко. | | |
126 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение и дифференцирование звуковых параллелей /шипящие – свистящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие/. | | |
127 | Зрительное восприятие цвета. Упражнение: « Чего не стало». | | |
128 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: « От большого круга к маленькому ». | | |
129 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Упражнение «Лабиринты» | | |
130 | Развитие временных представлений. Игра-задание «Что было раньше, что потом» | | |
131 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления. | | |
132 | Развитие устной речи. Словосочетание и предложение. | | |
133 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение ударного слога. | | |
134 | Зрительное восприятие цвета. Упражнение: «Запомним и повторим». | | |
135 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: « От маленького к большому кругу». | | |
136 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Упражнение «Лабиринты» | | |
137 | Развитие временных представлений. Работа с классным календарём природы и труда людей по сезонам. | | |
138 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Упражнение “Анаграмма” | | |
139 | Развитие устной речи. Текст. Что это такое? | | |
140 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение ударного слога. | | |
141 | Зрительное восприятие цвета. Упражнение: «Нарисуй фигуру». | | |
142 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: « Чего не стало». | | |
143 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Графический диктант. | | |
144 | Развитие временных представлений. Игра-задание «Что было раньше, что потом» | | |
145 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Упражнение “Зашифрованное слово” | | |
146 | Развитие устной речи. О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова. | | |
147 | Развитие фонематического слуха и анализа. Выделение ударного слога. | | |
148 | Зрительное восприятие цвета. Игра «Подбери предметы похожего цвета». | | |
149 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: «Запомним и повторим». | | |
150 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Графический диктант. | | |
151 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |
152 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Упражнение «Эхо». | | |
153 | Развитие устной речи. Сочинение стихов по заданной рифме. | | |
154 | Развитие фонематического слуха и анализа. Отработка интонации предложения. | | |
155 | Зрительное восприятие цвета. Аппликация «Цветик – семицветик» | | |
156 | Зрительное восприятие формы. Упражнение: «Запомним и повторим» | | |
157 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Графический диктант. | | |
158 | Развитие временных представлений. Упражнение «Назови времена года, месяцы» | | |
159 | Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления. Упражнения на нахождение существенных признаков предметов | | |
160 | Развитие устной речи. Составление рассказов по серии картинок. | | |
161 | Развитие фонематического слуха и анализа. Пересказ текстов с правильным интонационным оформлением. | | |
162 | Зрительное восприятие цвета. Упражнение «Продолжи цепочку» | | |
163 | Зрительное восприятие формы. Конструирование изображений предметов из плоскостных геометрических фигур. | | |
164 | Развитие пространственных представлений и ориентировки. Графический диктант. | | |
165 | Развитие временных представлений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия. | | |