СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" во 2-м классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г.Брянска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
во 2 классе
Учитель: Рылина Ю.В.
Квалификационная категория: мол. специалист
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
владение техникой чтения;
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Методическое обеспечение
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс М.: «Просвещение», 2014.
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. М.: «Просвещение», 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс М.: «Вако», 2012.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим наследием России, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 часов)
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Введение. Наши проекты. «Читателю». Р. Сеф.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
структуру учебника;
приёмы ориентирования в учебнике.
Уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
названия, содержание изученных произведений, их авторов;
правила заучивания стихотворений;
малые фольклорные жанры: считалки и небылицы;
народные загадки;
народные и авторские загадки о животных;
понятие «бытовая сказка»;
понятие «сказка о животных»;
понятия «драматизация»;
понятие «устное народное творчество».
Уметь:
читать осознанно текст художественного произведения;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры;
объяснять смысл народных пословиц и поговорок;
различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);
подбирать пословицы к стихам;
читать осознанно текст художественного произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
различать сказки народные и литературные.
Люблю природу русскую. Осень (10 ч)
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом», Г. Сапгир «Считалочка».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
произведения русских поэтов о природе;
понятие «рифма».
Уметь
выразительно читать стихотворения;
использовать интонацию;
читать стихотворные произведения наизусть;
анализировать средства художественной выразительности;
описывать поэтический образ осени в стихах;
находить рифму в произведении;
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Русские писатели (13 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
произведения А.С. Пушкина о природе;
понятие «олицетворение»;
понятие «басня»;
басни И.А. Крылова;
понятие «быль»;
творчество Л.Н. Толстого;
познавательные рассказы Л.Н. Толстого.
Уметь:
читать выразительно и осознано текст стихотворений, художественно поэтические произведения, сказки;
осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы;
определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;
читать стихотворение наизусть;
характеризовать изобразительно выразительные средства поэтического языка в произведениях А.С. Пушкина;
определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;
читать по ролям;
выражать своё отношение к героям сказки и их поступкам;
сравнивать авторские сказки и народные.
О братьях наших меньших (13 ч)
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова»,
С. Брезкун «Грянул громко крик вороны…», М. Бородицкая «Грачиха».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
понятие «логическое ударение»;
произведения о животных;
творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.
Уметь:
прогнозировать жанр произведения;
определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
читать осознано текст художественного произведения;
определять его тему и главную мысль;
участвовать в анализе содержания;
оценивать события, поступки героев;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
выполнять творческую работу;
пересказывать текст;
работать с иллюстрациями;
делить текст на смысловые части;
составлять простой план;
различать жанр произведения;
отвечать на вопросы по тексту.
Из детских журналов (10 ч)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи», Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка», Д. Хармс «Весёлый старичок».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
названия детских журналов;
понятие «темп чтения»;
понятие «юмор произведения».
Уметь:
устанавливать темп чтения от смысла прочитанного;
работать с иллюстрациями;
читать осознано текст художественного произведения;
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения;
анализировать произведение;
определять средства художественной выразительности;
прогнозировать содержание текста по заголовку;
определять тему и главную мысль произведения;
характеризовать поступки героев, их моральные черты;
представлять свой любимый журнал.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...», Ф. Тютчев « Чародейкою зимой…», С. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Берёза»; русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», С. Погореловский «В гору…»,
А. Прокофьев «Как на горке…»
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
произведения о зиме;
понятие «звукопись»;
творчество С. Есенина;
творчество А. Барто;
основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.
Уметь:
определять средства художественной выразительности;
составлять мини – рассказ о зиме и зимних играх;
определять в тексте средства выразительности – звукопись;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
читать выразительно стихотворения наизусть;
рифмовать слова, текст;
читать осознано текст произведения;
делить текст на смысловые части;
участвовать в диалоге;
отвечать на вопросы по тексту;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Писатели — детям (18 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Верёвочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
Знать творчество К.И. Чуковского, содержание произведений, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А. Барто, Н. Носова;
Знать произведения для детей.
Уметь:
читать осознано текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
различать жанры художественной литературы;
различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
различать элементы книги.
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева «Хорошее».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
понятие «логическое ударение»;
произведения о детях.
Уметь:
анализировать взаимоотношения героев;
читать осознано текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;
читать по ролям;
различать сказки народные и литературные;
выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
использовать в речи вежливые слова;
строить рассказ по опорным картинкам.
Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак, И Бунин «Женский день», А. Плещеев «В бурю», Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», С. Васильев «Белая берёза».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
произведения о весне;
творчество Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока;
основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений.
Уметь:
выразительно читать стихотворения;
использовать интонацию;
читать стихотворные произведения наизусть;
анализировать средства художественной выразительности;
описывать поэтический образ осени в стихах;
находить рифму в произведении;
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни - Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
понятие «орфоэпическое чтение»;
творчество Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова;
образы сказочных героев.
Уметь:
читать орфоэпически;
читать по ролям;
определять тему и главную мысль;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
отвечать на вопросы по тексту;
выразительно читать стихотворение наизусть;
прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;
анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
выполнять творческие задания;
определять характер произведения по рисункам;
ориентироваться в книге по обложке;
читать осознано текст художественного произведения;
различать элементы книги.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылёк», «Знать мамы, знать дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;
понятие «рифма»;
творчество Ш. Перро;
понятие «фантастика»;
литературные произведения зарубежных стран.
Уметь:
участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного;
определять тему и главную мысль;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
отвечать на вопросы по тексту;
находить сходство русского фольклора с американской, французской песенкой;
выделять эпизоды из текста;
приводить примеры произведений фольклора.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол-во часов | ||
1. | Самое великое чудо на свете. | |||
Введение. Знакомство с учебником. | 1 | 2 | ||
Наши проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека». Р.С. Сеф «Читателю». | 1 | |||
2. | Устное народное творчество. | |||
Устное народное творчество. Вводная диагностическая работа. | 1 | 14 | ||
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 1 | |||
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | 1 | |||
Загадки, пословицы, поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. | 1 | |||
Сказки. Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…» | 1 | |||
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | |||
Сказка «У страха глаза велики». | 1 | |||
Сказка «Лиса и тетерев». | 1 | |||
Сказка «Лиса и журавль». | 1 | |||
Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | |||
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 | |||
Разноцветные страницы. А. А. Шибаев «Вспомни сказку». | 1 | |||
Викторина по сказкам. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ. Тест № 1. | 1 | |||
3. | Люблю природу русскую! Осень. | |||
Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | 1 | 10 | ||
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» | 1 | |||
А. Плещеев «Осень наступила …» | 1 | |||
А. Фет «Ласточки пропали…» | 1 | |||
«Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья». | 1 | |||
И. Токмакова «Опустел скворечник». | 1 | |||
В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии). | 1 | |||
М.М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | |||
Разноцветные страницы. Г. Сапгир «Считалочка». Тест № 2. | 1 | |||
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | |||
4. | Русские писатели. | |||
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | 13 | ||
Стихи А. Пушкина о зиме. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | 1 | |||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение текста. | 1 | |||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана. | 1 | |||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение наизусть. Иллюстрирование стихотворение | 1 | |||
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина». | 1 | |||
И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 | |||
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 | |||
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | |||
Л.Н. Толстой «Филипок». | 1 | |||
Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». | 1 | |||
Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…». | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. | 1 | |||
5. | О братьях наших меньших. | |||
О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | 13 | ||
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | |||
В. Берестов «Кошкин Щенок». | 1 | |||
М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | |||
М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана. | 1 | |||
Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | |||
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана. | 1 | |||
Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | 1 | |||
В.В. Бианки «Музыкант». | 1 | |||
В. Бианки «Сова». | 1 | |||
Разноцветные страницы. Стихи С. Брезкуна, М. Бородицкой. | 1 | |||
Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала». | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. | 1 | |||
6. | Из детских журналов. | |||
Знакомство с детскими журналами. Проект «Мой любимый детский журнал». | 1 | 10 | ||
Д. Хармс «Игра». | 1 | |||
Д. Хармс «Вы знаете?» | 1 | |||
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». | 1 | |||
Д. Хармс «Что это было?» | 1 | |||
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | |||
Ю.Д. Владимиров «Чудаки». | 1 | |||
А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый старичок». | 1 | |||
Защита проекта «Мой любимый детский журнал». | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Контрольная работа № 3. | 1 | |||
7. | Люблю природу русскую! Зима. | |||
Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | 1 | 9 | ||
Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…». | 1 | |||
Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | |||
С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза». | 1 | |||
Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | |||
С. В. Михалков «Новогодняя быль». | 1 | |||
А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин «Улицей гуляет». Разноцветные страницы. Стихи С. Погореловского, А. Прокофьева. | 1 | |||
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Тест №3. | 1 | |||
Игра «Поле чудес». | 1 | |||
8. | Писатели - детям. | |||
Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография. | 1 | 18 | ||
К. И. Чуковский «Путаница». | 1 | |||
К. И. Чуковский «Радость». | 1 | |||
К. И. Чуковский «Федорино горе». | 1 | |||
К. И. Чуковский «Федорино горе». Чтение наизусть. | 1 | |||
С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | |||
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | |||
С. В. Михалков «Мой щенок». | 1 | |||
А. Л. Барто «Верёвочка». | 1 | |||
А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 | |||
А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». | 1 | |||
Н.Н. Носов «Затейники». | 1 | |||
Н. Н. Носов «Живая шляпа». | 1 | |||
Н. Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана. | 1 | |||
Н. Н. Носов «На горке». | 1 | |||
Н. Н. Носов «На горке». Пересказ по картинному плану. | 1 | |||
Разноцветные страницы. Скороговорки. | 1 | |||
Обобщение по разделу «Писатели – детям». Тест №4. | 1 | |||
9. | Я и мои друзья. | |||
Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. | 1 | 10 | ||
В. В. Лунин «Я и Вовка». | 1 | |||
Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | |||
Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». | 1 | |||
В. А. Осеева «Волшебное слово». | 1 | |||
В. А. Осеева «Хорошее». | 1 | |||
В. А. Осеева «Почему?» | 1 | |||
В. А. Осеева «Почему?» | 1 | |||
Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша», В. Н. Орлов «На печи». Тест №5. | 1 | |||
Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 1 | |||
10. | Люблю природу русскую! Весна. | |||
Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая». | 1 | 11 | ||
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | 1 | |||
А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 | |||
А. А. Блок «На лугу». | 1 | |||
С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | |||
И. А. Бунин «Матери». | 1 | |||
А. Н. Плещеев «В бурю». | 1 | |||
Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 | |||
С. Васильев «Белая берёза». | 1 | |||
Защита проекта – газеты «День Победы – 9 мая». | 1 | |||
Разноцветные страницы. И. Пивоварова «Здравствуй…». Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6. | 1 | |||
11. | И в шутку, и всерьез. | |||
Знакомство с названием раздела. «Мозговая атака». Придумывание веселых рассказов. | 1 | 14 | ||
Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | |||
Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха. | 1 | |||
Э. Н. Успенский «Чебурашка». | 1 | |||
Э. Н. Успенский «Чебурашка». За что мы любим Чебурашку? | 1 | |||
Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | 1 | |||
В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | 1 | |||
Стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране». | 1 | |||
Г. Б. Остер «Будем знакомы». А ты умеешь знакомиться? | 1 | |||
Г. Б. Остер «Будем знакомы». | 1 | |||
В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | |||
В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Разбор смыслового содержания. | 1 | |||
Разноцветные страницы. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Тест № 7. | 1 | |||
Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз». Проверка техники чтения. | 1 | |||
12. | Литература зарубежных стран. | |||
Литература зарубежных стран. Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник». | 1 | 12 | ||
Американская («Бульдог по кличке Дог») и английские («Перчатки», «Храбрецы») народные песенки. | 1 | |||
Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знать мамы, знать дети». | 1 | |||
Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 | |||
Ш. Перро «Кот в сапогах». Разбор смыслового содержания. | 1 | |||
Ш. Перро. «Красная Шапочка». | 1 | |||
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 | |||
Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 | |||
Э. Хогарт «Мафин и паук». Разбор смыслового содержания. | 1 | |||
Сказки братьев Гримм. Итоговая диагностическая работа. | 1 | |||
Разноцветные страницы. К. Чуковский «Котауси и Мауси». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Защита проекта «Мой любимый писатель-сказочник». | 1 | |||
КВН «Цветик - семицветик». | 1 | |||
13. | Итого. | 136 | 136 |
Тема раздела | № урока | Дата | Тема урока | Основные виды образовательной деятельности | Формы работы, наглядность, дом. задание |
Самое великое чудо на свете. (2 ч) | |
| Введение. Знакомство с учебником. | Знают/понимают: структуру учебника; приёмы ориентирования в учебнике. Умеют: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Уч. стр. 3-6 читать, стр. 6, №3. |
|
| Наши проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека». Р.С. Сеф «Читателю». | Уч. стр. 7 – 12. | ||
Устное народное творчество. (14 ч) | |
| Устное народное творчество. Вводная диагностическая работа. | Знают/понимают: названия, содержание изученных произведений, их авторов; правила заучивания стихотворений; малые фольклорные жанры: считалки и небылицы; народные загадки; народные и авторские загадки о животных; понятие «бытовая сказка»; понятие «сказка о животных»; понятия «драматизация»; понятие «устное народное творчество». Умеют: читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры; объяснять смысл народных пословиц и поговорок; различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры); подбирать пословицы к стихам; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные. | Уч. стр. 14 – 15. |
|
| Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | Уч. стр. 16 – 19. | ||
|
| Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | Уч. стр. 20 – 23. | ||
|
| Загадки, пословицы, поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. | Уч. стр. 24 – 27. | ||
|
| Сказки. Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…» | Уч. стр. 28 – 31 | ||
|
| Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Уч. стр. 32 – 35, отвечать на вопросы. | ||
|
| Сказка «У страха глаза велики». | Уч. стр. 35 – 38. | ||
|
| Сказка «Лиса и тетерев». | Уч. стр. 39 – 41, отвечать на вопросы. | ||
|
| Сказка «Лиса и журавль». | Уч. стр. 42 – 44. | ||
|
| Русская народная сказка «Каша из топора». | Уч. стр. 44 – 47, отвечать на вопросы | ||
|
| Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Уч. стр. 48 – 53. | ||
|
| Разноцветные страницы. А. А. Шибаев «Вспомни сказку». | Уч. стр. 62, вопросы 12,13. | ||
|
| Викторина по сказкам. | Уч. стр. 64, вопрос 19. | ||
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ. Тест № 1. | Уч. стр. 60, вопрос 9. | ||
Люблю природу русскую! Осень. (10 ч)
| |
| Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | Знают/понимают: произведения русских поэтов о природе; понятие «рифма». Умеют: выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; анализировать средства художественной выразительности; описывать поэтический образ осени в стихах; находить рифму в произведении; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
| Тетр. стр. 30, список книг для выставки. Составить небольшой рассказ на тему: «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень». |
|
| Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» | Уч. стр. 68,выучить наизусть стихотворение. | ||
|
| А. Плещеев «Осень наступила …» | Уч. стр. 70, выучить стихотворение наизусть. | ||
|
| А. Фет «Ласточки пропали…» | Уч. стр. 71, выучить стихотворение наизусть | ||
|
| «Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья». | Уч. стр. 73, вопрос 4. | ||
|
| И. Токмакова «Опустел скворечник». | Уч. стр. 75, составить устно вопросы | ||
|
| В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии). | Уч. стр. 76, найти стихотворения о грибах других поэтов (по желанию выучить наизусть). | ||
|
| М.М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | Уч. стр. 78 (Выразительное чтение). | ||
|
| Разноцветные страницы. Г. Сапгир «Считалочка». Тест № 2. | Учебник стр. 80 – 81. | ||
|
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». |
| ||
Русские писатели. (13 ч) | |
| А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | Знают/понимают: произведения А.С. Пушкина о природе; понятие «олицетворение»; понятие «басня»; басни И.А. Крылова; понятие «быль»; творчество Л.Н. Толстого; познавательные рассказы Л.Н. Толстого. Умеют: читать выразительно и осознано текст стихотворений, художественно поэтические произведения, сказки; осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы; определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы; читать стихотворение наизусть; характеризовать изобразительно выразительные средства поэтического языка в произведениях А.С. Пушкина; определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; читать по ролям; выражать своё отношение к героям сказки и их поступкам; сравнивать авторские сказки и народные. | Уч. стр. 86 (Выучить наизусть законченный отрывок или до слов «И с ними дядька их морской»). |
|
| Стихи А. Пушкина о зиме. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | Уч. стр. 88 – 89 (Выразительное чтение). | ||
|
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение текста. | Уч. стр. 90 – 100 (Выразительное чтение), стр. 101, вопр. 9. | ||
|
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана. | Выучить наизусть любой отрывок. | ||
|
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение наизусть. Иллюстрирование стихотворение | Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку или придумать обложку для книги-сказки. (групповое или индивидуальное выполнение задания). | ||
|
| Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина». |
| ||
|
| И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | Уч. стр. 104. Выучить наизусть басню. | ||
|
| И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | Уч. стр. 106 – 107 (Выразительное чтение) | ||
|
| Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | Уч. стр. 110 – 111 (Выразительное чтение, подробный пересказ). | ||
|
| Л.Н. Толстой «Филипок». | Уч. стр. 112 – 116, стр. 114, вопрос 1. | ||
|
| Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». | Уч. стр. 116 – 119, пересказ от лица Васи. | ||
|
| Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…». | Повторить произведения изученного раздела. | ||
|
| Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. |
| ||
О братьях наших меньших. (13 ч) | |
| О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» | Знают/понимают: понятие «логическое ударение»; произведения о животных; творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах. Умеют: прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознано текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; участвовать в анализе содержания; оценивать события, поступки героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять творческую работу; пересказывать текст; работать с иллюстрациями; делить текст на смысловые части; составлять простой план; различать жанр произведения; отвечать на вопросы по тексту.
| Тетр. стр. 42 (◊№ 1). |
|
| Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | Сочинить небольшое стихотворение о каком-нибудь животном. Принести любимую книгу поданному разделу. | ||
|
| В. Берестов «Кошкин Щенок». | Тетр. стр. 42 (◊№ 2, 3). | ||
|
| М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | Уч. стр. 132 – 135, выразительное чтение | ||
|
| М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана. | Уч. стр. 132 – 135, пересказ текста от имени ребят. | ||
|
| Е. Чарушин «Страшный рассказ». | Уч. стр. 136 – 138. Подготовить рассказ о ежах. Это может быть история из жизни, может кем-нибудь рассказанная. Если таких историй нет, то прочитать рассказ о ежах. | ||
|
| Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана. | Тетр. стр. 45 (◊№ 3). | ||
|
| Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | Тетр. стр. 47 (◊№ 1, 2, 3). | ||
|
| В.В. Бианки «Музыкант». | Уч. стр. 142– 145, выразительное чтение | ||
|
| В. Бианки «Сова». | Уч. стр. 146– 150, | ||
|
| Разноцветные страницы. Стихи С. Брезкуна, М. Бородицкой. | Подготовить выразительное чтение любого стихотворения. | ||
|
| Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала». |
| ||
|
| Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. |
| ||
Из детских журналов. (10 ч) | |
| Знакомство с детскими журналами. Проект «Мой любимый детский журнал». | Знают/понимают: названия детских журналов; понятие «темп чтения»; понятие «юмор произведения». Умеют: устанавливать темп чтения от смысла прочитанного; работать с иллюстрациями; читать осознано текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения; анализировать произведение; определять средства художественной выразительности; прогнозировать содержание текста по заголовку; определять тему и главную мысль произведения; характеризовать поступки героев, их моральные черты; представлять свой любимый журнал. | Приготовить интересный материал к уроку из своего любимого журнала. |
|
| Д. Хармс «Игра». | Уч. стр. 160 – 164, выразительное чтение. | ||
|
| Д. Хармс «Вы знаете?» | Уч. стр. 165 – 169, выразительное чтение. Найти информацию о журналах «Чиж», «Ёж». | ||
|
| Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». | Уч. стр. 170 – 173, выразительное чтение. | ||
|
| Д. Хармс «Что это было?» | Уч. стр. 174, выразительное чтение. Прочитать о поэте | ||
|
| Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | Уч. стр. 175, выразительное чтение. По желанию: выучить понравившееся стихотворение наизусть. | ||
|
| Ю.Д. Владимиров «Чудаки». | Уч. стр. 175, выразительное чтение. По желанию: выучить понравившееся стихотворение наизусть. | ||
|
| А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый старичок». | Выразительное чтение стихотворений. | ||
|
| Защита проекта «Мой любимый детский журнал». |
| ||
|
| Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Контрольная работа № 3. |
| ||
Люблю природу русскую! Зима. (9 ч) | |
| Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | Знают/понимают: произведения о зиме; понятие «звукопись»; творчество С. Есенина; творчество А. Барто; основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов. Умеют: определять средства художественной выразительности; составлять мини – рассказ о зиме и зимних играх; определять в тексте средства выразительности – звукопись; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; читать выразительно стихотворения наизусть; рифмовать слова, текст; читать осознано текст произведения; делить текст на смысловые части; участвовать в диалоге; отвечать на вопросы по тексту; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | Подготовить народные приметы на зимнюю тему. |
|
| Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…». | Уч. стр. 190 – 191, выразительное чтение. | ||
|
| Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | Уч. стр. 192 – 194, выразительное чтение. | ||
|
| С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза». | Уч. стр.196 – 197 наизусть. | ||
|
| Русская народная сказка «Два Мороза». | Уч. стр.198 – 202, читать, пересказывать. | ||
|
| С. В. Михалков «Новогодняя быль». | Уч. 203 – 207, пересказ от лица Ёлочки. | ||
|
| А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин «Улицей гуляет». Разноцветные страницы. Стихи С. Погореловского, А. Прокофьева. | Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение | ||
|
| Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Тест №3. |
| ||
|
| Игра «Поле чудес». |
| ||
Писатели - детям. (18 ч) | |
| Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография. | Знают/понимают: Знают творчество К.И. Чуковского, содержание произведений, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А. Барто, Н. Носова; Знают произведения для детей. Умеют: читать осознано текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы; различать сказки народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; различать элементы книги. | Сообщения об авторе. |
|
| К. И. Чуковский «Путаница». | Выучить наизусть отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию. | ||
|
| К. И. Чуковский «Радость». | Выучить наизусть (по желанию). | ||
|
| К. И. Чуковский «Федорино горе». | Уч. стр. 13 – 22, выразительное чтение. | ||
|
| К. И. Чуковский «Федорино горе». Чтение наизусть. | Выучить отрывок наизусть. | ||
|
| С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | Подготовить выразительное чтение любого стихотворения С. Маршака. Можно выучить наизусть (по желанию). | ||
|
| С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | Подготовить выразительное чтение стихотворений. | ||
|
| С. В. Михалков «Мой щенок». | Тетр. стр. 60(◊№ 4, 5). | ||
|
| А. Л. Барто «Верёвочка». | Подготовить выразительное чтение стихотворения. | ||
|
| А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | Выучить наизусть любое стихотворение. | ||
|
| А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». | Выучить наизусть любое стихотворение. | ||
|
| Н.Н. Носов «Затейники». | Тетр. стр. 63(◊№ 2, 3, 4). | ||
|
| Н. Н. Носов «Живая шляпа». | Выразительное чтение. | ||
|
| Н. Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана. | Подробный пересказ на основе составленного плана. | ||
|
| Н. Н. Носов «На горке». | Выразительное чтение. | ||
|
| Н. Н. Носов «На горке». Пересказ по картинному плану. | Тетр. стр. 63(◊№ 2, пересказ от лица Котьки). | ||
|
| Разноцветные страницы. Скороговорки. | Выучить несколько скороговорок наизусть. | ||
|
| Обобщение по разделу «Писатели – детям». Тест №4. |
| ||
Я и мои друзья. (10 ч) | |
| Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. | Знают/понимают: понятие «логическое ударение»; произведения о детях. Умеют: анализировать взаимоотношения героев; читать осознано текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; читать по ролям; различать сказки народные и литературные; выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать в речи вежливые слова; строить рассказ по опорным картинкам. | Тетр. стр. 66 (◊№ 3, 4). |
|
| В. В. Лунин «Я и Вовка». | Выразительное чтение. | ||
|
| Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Выразительное чтение, придумать продолжение истории. | ||
|
| Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». | Выразительное чтение по ролям. | ||
|
| В. А. Осеева «Волшебное слово». | Тетр. стр. 69 (◊№ 4). | ||
|
| В. А. Осеева «Хорошее». | Выразительное чтение по ролям. | ||
|
| В. А. Осеева «Почему?» | Тетр. стр. 69 (◊№ 1). | ||
|
| В. А. Осеева «Почему?» | Пересказ от лица мальчика. | ||
|
| Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша», В. Н. Орлов «На печи». Тест №5. | Тетр. стр. 70 (◊№ 1). | ||
|
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья». |
| ||
Люблю природу русскую! Весна. (11 ч) | |
| Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая». | Знают/понимают: произведения о весне; творчество Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока; основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений. Умеют: выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; анализировать средства художественной выразительности; описывать поэтический образ осени в стихах; находить рифму в произведении; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
| Уч. стр. 123. |
|
| Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | Тетр. стр. 74 (◊№ 4, 5). | ||
|
| А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | Выучить любое стихотворение наизусть. | ||
|
| А. А. Блок «На лугу». | Выразительное чтение. | ||
|
| С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | Выучить любое стихотворение наизусть. | ||
|
| И. А. Бунин «Матери». | Выразительное чтение. | ||
|
| А. Н. Плещеев «В бурю». | Придумать вопросы к стихотворению. | ||
|
| Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | Выучить наизусть любое стихотворение. | ||
|
| С. Васильев «Белая берёза». | Выразительное чтение. | ||
|
| Защита проекта – газеты «День Победы – 9 мая». |
| ||
|
| Разноцветные страницы. И. Пивоварова «Здравствуй…». Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6. |
| ||
И в шутку, и всерьез. (14 ч) | |
| Знакомство с названием раздела. «Мозговая атака». Придумывание веселых рассказов. | Знают/понимают: понятие «орфоэпическое чтение»; творчество Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова; образы сказочных героев. Умеют: читать орфоэпически; читать по ролям; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; отвечать на вопросы по тексту; выразительно читать стихотворение наизусть; прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; выполнять творческие задания; определять характер произведения по рисункам; ориентироваться в книге по обложке; читать осознано текст художественного произведения; различать элементы книги. | Тетр. стр. 77 (◊№ 2). |
|
| Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | Тетр. стр. 78 (◊№ 2). | ||
|
| Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха. | Выучить любую песенку наизусть. | ||
|
| Э. Н. Успенский «Чебурашка». | Уч. стр. 134 – 138. | ||
|
| Э. Н. Успенский «Чебурашка». За что мы любим Чебурашку? | Уч. стр. 134 – 138. | ||
|
| Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | Уч. стр. 144 – 149. | ||
|
| В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | Уч. стр. 150 – 151 любое стихотворение наизусть. | ||
|
| Стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране». | Уч. стр. 153 – 154 выразительное чтение. | ||
|
| Г. Б. Остер «Будем знакомы». А ты умеешь знакомиться? | Уч. стр. 155 – 160 выразительное чтение | ||
|
| Г. Б. Остер «Будем знакомы». | Разыграть сценку знакомства. | ||
|
| В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | Уч. стр. 155 – 160 выразительное чтение. | ||
|
| В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Разбор смыслового содержания. | Уч. стр. 161 – 167. | ||
|
| Разноцветные страницы. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Тест № 7. |
| ||
|
| Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз». Проверка техники чтения. |
| ||
Литература зарубежных стран. (12 ч) | |
| Литература зарубежных стран. Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник». | Знают/понимают: произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык; понятие «рифма»; творчество Ш. Перро; понятие «фантастика»; литературные произведения зарубежных стран. Умеют: участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; отвечать на вопросы по тексту; находить сходство русского фольклора с американской, французской песенкой; выделять эпизоды из текста; приводить примеры произведений фольклора.
| Уч. стр. 171 – 173. |
|
| Американская («Бульдог по кличке Дог») и английские («Перчатки», «Храбрецы») народные песенки. | Уч. стр. 174 – 178, выразительное чтение, по желанию наизусть. | ||
|
| Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знать мамы, знать дети». | Уч. стр. 179 – 181, выразительное чтение, по желанию наизусть. | ||
|
| Ш. Перро «Кот в сапогах». | Уч. стр. 182 – 193, отвечать на вопросы, выразительное чтение. | ||
|
| Ш. Перро «Кот в сапогах». Разбор смыслового содержания. | Уч. стр. 182 – 193, пересказ. | ||
|
| Ш. Перро. «Красная Шапочка». | Уч. стр. 194 – 196, чтение по ролям. | ||
|
| Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | Уч. стр. 197 – 199, выразительное чтение, отвечать на вопросы. | ||
|
| Э. Хогарт «Мафин и паук». | Уч. стр. 200 – 208, пересказ. | ||
|
| Э. Хогарт «Мафин и паук». Разбор смыслового содержания. | Уч. стр. 209, отвечать на вопросы. | ||
|
| Сказки братьев Гримм. Итоговая диагностическая работа. |
| ||
|
| Разноцветные страницы. К. Чуковский «Котауси и Мауси». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Защита проекта «Мой любимый писатель-сказочник». |
| ||
|
| КВН «Цветик - семицветик». |
|