Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения духовно-нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
II. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Духовно-нравственное воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их.
Данная программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Данилов – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях своей страны.
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
организовать экскурсии по историческим местам Данилова, Ярославля.
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
последовательности
гуманизации
интеграции
системности
культуросообразности.
4. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
III. Содержание программы.
Программа «Милый сердцу уголок» включает в себя четыре блока:
1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».
Задачи:
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Данилов – город родной»
Задачи:
формировать представления о специфике города, об истории города;
приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать гордость званием даниловца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Данилова.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях своей страны.
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей русского народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);
2 ступень – 2 класс (34 часа);
3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение музея и картинной галереи города Данилова, музея Боевой Славы, школьного музея «Русская горница», экскурсии по историко-археологическому заповеднику города Ярославля и др.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры;
Возрождение патриотического воспитания.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте |
1 | Мои родные | фотовернисаж |
2 | Имя твое | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи |
5 | Ты – родитель | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек | практикум |
7 | Мои обязанности в семье | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
| II. Школа – мой второй дом |
1 | Здравствуй, школа! | праздник |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия |
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
4 | Мой сосед по парте | игра |
5 | Посвящение в первоклассники | праздник |
6 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | игра |
9 | До свидания, первый класс! | праздник |
| III. Данилов – город родной |
1 | Мой двор | рисунки |
2 | Удивительное имя нашего города | легенды |
3 | Герб города | беседа |
4 | Прогулка-экскурсия по городу | экскурсия на автобусе |
5 | Удивительный наряд города | видео экскурсия |
6 | Характер города. Город владеет культурными богатствами | беседа |
7 | Характер города. Город владеет духовными богатствами | фотовернисаж |
8 | Посещение краеведческого музея города. | экскурсия |
9 | Занятия жителей города | беседа |
| IV. Родной свой край люби и знай |
1 | «Большая Родина». Географическое положение. | беседа |
2 | Москва – столица России | видео экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука | фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир | беседа |
5 | Красота родной природы | видео экскурсия |
6 | Дружба народов | беседа |
| 2 класс |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте |
1 | Мой дом – моя крепость | игра |
2 | Досуг в моей семье | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
| II. Школа – мой второй дом |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе | беседа |
3 | Мои любимые книги | выставка книг |
4 | Береги учебник | акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу | беседа |
6 | Я – директор школы | ролевая игра |
7 | Школа будущего | конкурс рисунков |
8 | Дом, в котором мы живем | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
| III. Данилов – город родной |
1, 2 | Память о прошлом. | беседа |
3 | О чём говорят названия улиц | поисковое задание |
4 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки, сочинения, мини-доклады |
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча, беседа |
7 | Аллея героев | экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
9, 10 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
| IV. Родной свой край люби и знай |
1 | Флаг России | беседа, рисунки |
2 | Герб России | беседа |
3 | Гимн России | прослушивание |
4 | Национальная кухня | конкурс блюд |
5 | Национальный костюм | рисунки |
6 | Заповедные места Ярославии | беседа |
7 | Игры русского народа | практикум |
8 | Национальные праздники | праздник |
| 3 класс |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте |
1 | Моя семья | сочинение |
2 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | выставка семейных поделок |
3 | Герб моей семьи | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
| II. Школа – мой второй дом |
1 | Моя школа – мой дом | беседа |
2 | Я работаю в библиотеке | ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя | открытка |
4 | Что растет на территории школы | тесты |
5 | Все о школе | викторина |
6 | Школьный музей «Русская горница» | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка |
| III. Данилов – город родной |
1 | Исторические места города. | экскурсия |
2 | Моему городу 239 лет | выставка фотографий |
3 | Промышленные предприятия города | экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города | беседа |
5 | Посещение музея Боевой Славы | экскурсия в музей |
6 | Знаменитые земляки | поисковое задание |
7 | Встреча с известными земляками | беседа |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
| IV. Родной свой край люби и знай |
1 | Ярославль в далеком прошлом | беседа |
2 | Гражданская война на территории Ярославской области | беседа |
3 | Подвиги ярославцев в годы Великой Отечественной войны | беседа |
4 | Символика Ярославля | беседа |
5 | Кто в государстве самый главный? | ролевая игра |
6 | Я – гражданин | рисунки |
7 | Многонациональная страна Россия | беседа |
8, 9 | Праздники русского народа | праздник |
10 | Всяк на Волге город – град, а Ярославль всем городам город. | экскурсия |
| 4 класс |
| I. Семья вся вместе – и душа на месте |
1 | История одной фотографии | сочинение |
2 | Рукотворный мир | выставка поделок, сделанных совместно с родителями |
3 | Моя семья. Семейные традиции | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи | поздравительная открытка |
| II. Школа – мой второй дом |
1 | Юбилейная дата. Встреча с детским художником | беседа |
2 | Умники и умницы | интеллектуальная игра |
3 | Бюджет школы | практикум |
4 | Школьный краеведческий музей «Русская горница» | экскурсия в школьный музей |
5 | Мой любимый предмет в школе | конкурс рисунков |
6 | История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы. | создание альбома |
7 | Прощание с начальной школой | праздник |
8 | Подарок школе | сбор макулатуры |
| III. Данилов – город родной |
1 | Моя малая родина | сочинение |
2 | Писатели в годы Великой Отечественной войны в Ярославле | посещение музея |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсия в монастырь |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | Экскурсия по историко-археологическому заповеднику Ярославля | экскурсия |
6 | Изучение археологических находок | сбор материала для школьного музея |
7 | Что мы покажем гостям в Ярославле | оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | защита проекта |
| IV. Родной свой край люби и знай |
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
2 | Славяне – наши древние предки | беседа |
3 | Казанское ханство | беседа |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. | экскурсия в храм |
6, 7 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей области | чтение произведений, театрал.представления |
8 | Трудовые достижения и замечательные люди нашего края | поисковое задание |
9 | Что человечество ценит больше всего. Ярославский Кремль | экскурсия по Кремлю |
10 | Ярославский Кремль – далекое прошлое нашего края | викторина |
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение музея и картинной галереи города Данилова, музея Боевой Славы, школьного музея «Русская горница», экскурсии по историко-археологическому заповеднику города Ярославля и др.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
Повышение уровня духовной культуры
Возрождение патриотического воспитания.
11