СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса. УМК Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класса»

7





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области




УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ____________ 20 ____ года протокол № 1

Председатель ____________ Басова И.И.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 класса основного общего образования

на 35 часов

Учитель Савенок М.И.

Программа разработана на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирована на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2012-2013г.








с. Никольское

2016 г






Пояснительная записка

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Задачи учебного курса:

- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;

- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;

- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для 5-х классов и составлена на основе УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2012-201 3г.)

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

      • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

      • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

      • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

      • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
      известных личностей.

    • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

    • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

    • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    • Работать с историческими источниками и документами.


СОДЕРЖАНИЕ.

РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ – 4 ч.

Тема 1-2. Величие многонациональной культуры России.

Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России.

Культура народа, рожденная религией.

Тема 3. Человек – творец и носитель культуры.

Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.

Тема 4. Законы нравственности – часть культуры общества.

Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.

Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.


РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА – 13 ч.

Тема 5. Береги землю родимую, как мать любимую.

Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Тема 6-7. Жизнь ратными подвигами полна.

Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.

Тема 8. В труде - красота человека.

Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.

Тема 9. Плод добрых трудов славен.

Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.

Тема 10. Люди труда.

Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.

Тема 11. Бережное отношение к природе.

Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.

Тема 12-13. Семья- хранитель духовных ценностей.

Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.

Тема 14. Семья – первый трудовой коллектив.

Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.

Тема 15-16. Семейные ценности в разных религиях мира.

Любовь- главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.

Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.

Тема 17. Урок обобщения.

Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.


РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА – 7 ч.

Тема 18-19. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.

Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.

Тема 20. Духовная православная музыка.

Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.

Тема 21. Духовные святыни Орловского края.

Священномученник Иоанн Кукша.

Православные монастыри и храмы Орловского края. Спасо-Преображенский Собор г. Болхова: мощи св. Георгия Коссова.

Духовные места г. Орла. Свято-Введенский женский монастырь: чудотворная икона Божией Матери Балыкинская. Троицкая церковь (усыпальница семьи Ермоловых).  Храм Богоявления: древняя чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кафедральный Соборе во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Святыни: чтимая Ахтырская икона Божией Матери, десница свт. Тихона Задонского.

Тема 22-23. Культура ислама.

Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.

Тема 24-25. Культура иудаизма.

Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.

Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.

Тема 26. Культурные традиции буддизма.

Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.

Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.


РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – 3 ч.

Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».

Тема 29. Хранить память предков.

Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.


РАЗДЕЛ 5. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР – 5 ч.

Тема 30. Твое образование и интересы.

Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.

Тема 31. Твоя культура поведения и нравственные качества.

Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.

Тема 32-33. Диалог культур и поколений (уроки обобщения).

Тема 34. Итоговое обобщение.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Басова И.И.

«______» _________ 20___ года









































«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

______________ Басова И.И.

«_____» ___________ 20 ____ г.







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Жадова»

Свердловского района Орловской области




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Класс 5

Учитель Савенок М.И.

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
























Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1-2

Величие многонациональной культуры России.

2

7.09

14.09

7.09

14.09

3

Человек – творец и носитель культуры.

1

21.09

21.09

4

Законы нравственности - часть культуры общества.

1

28.09

28.09

5

Береги землю родимую, как мать любимую.

1

5.10

5.10

6 -7

Жизнь ратными подвигами полна.

1

12.10



12.10



В жизни всегда есть место подвигу.


1

19.10

19.10

8

В труде - красота человека.

1

26.10

26.10

9

Плод добрых трудов славен.

1

9.11

9.11

10

Люди труда.

1

16.11

16.11

11

Бережное отношение к природе.

1

23.11

23.11

12-13

Семья- хранитель духовных ценностей.


2

30.11


7.12



30.11


7.12



14

Семья – первый трудовой коллектив.

1

14.12

14.12

15-16

Семейные ценности в разных религиях мира.

2

21.12


28.12



21.12


28.12



17

Урок обобщения.


1

11.01

11.01

18-19

Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.

2

18.01


25.01



18.01


25.01

20

Духовная православная музыка.

1

1.02

1.02

21

Духовные святыни Орловского края.

1

8.02

8.02

22-23

Культура ислама.

2

15.02


22.02



15.02


22.02

24-25

Иудаизм и культура.

2

1.03


15.03




26

Культурные традиции буддизма.

1

22.03


27-28

Забота государства о сохранение духовных ценностей.

2

5.04


12.04




29

Хранить память предков.

1

19.04


30

Твое образование и интересы.

1

26.04


31

Твоя культура поведения и нравственные качества

1

3.05


32-33

Диалог культур и поколений.

2

17.05


24.05




34-35

Итоговое обобщение.

Итоговая контрольная работа.

2

31.05