Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Савватиевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель ШПО Протокол №__ от «__»_______2017 г. | Заместитель директора по УВР Типухина С.Н. ______________ | Директор школы Прокопеня С.М. ___________ |
| «__»_________2017 г. | «__»_________2017 г. |
Рабочая программа
по предмету «Основы светской этики»
для 4 класса
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Кобзева Н.В.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
п. Савватия, 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».
Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Особенности учебного курса ОРКСЭ.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Это определяет акценты в преподавании курса: содержание и технология должны быть нацелены на формирование у учащихся толерантности. В этом контексте актуально включение в содержание занятий материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Башкортостана.
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Основные содержательные линии.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (15 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (15 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
2.2. Результаты обучения.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование семейных ценностей;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2.4. Список литературы.
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин.- .2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 72 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).
Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 88 с.: ил. – (Инновационная школа).
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2014
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2014
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока |
1 | Введение в предмет. Россия - Родина моя. | Вводный |
2 | Этика и этикет. | Комбинированный |
3 | Этика мораль. | Комбинированный |
4 | Вежливость. | Комбинированный |
5 | Этикет приветствия. | Комбинированный |
6 | Отношения в классном коллективе. | Комбинированный |
7 | Честность и искренность. | Комбинированный |
8 | Гордость и гордыня. | Комбинированный |
9 | Обычаи и обряды русского народа. | Комбинированный |
10 | Терпение и труд. | Комбинированный |
11 | Семья. Семейные традиции. | Комбинированный |
12 | Сердце матери. | Комбинированный |
13 | Правила твоей жизни. | Комбинированный |
14 | Праздники народов России. | Комбинированный |
15 | Защитники Отечества. | Комбинированный |
16 | Гражданин России. | Комбинированный |
17 | Порядочность. | Комбинированный |
18 | Совесть. | Комбинированный |
19 | Доверие и доверчивость. | Комбинированный |
20 | Милосердие и сострадание. | Комбинированный |
21 | Правда и ложь. | Комбинированный |
22 | Традиции воспитания. | Комбинированный |
23 | Честь и достоинство. | Комбинированный |
24 | Терпимость и терпение. | Комбинированный |
25 | Мужество. | Комбинированный |
26 | Равнодушие и жестокость. | Комбинированный |
27 | Самовоспитание. | Комбинированный |
28 | Учись учиться. | Комбинированный |
29 | Речевой этикет. | Комбинированный |
30 | Мои права и обязанности. | Комбинированный |
31 | Защита проектов. | Комбинированный |
32 | Защита проектов. | Комбинированный |
33 | Защита проектов. | Комбинированный |
34 | Итоговое повторение. | Обобщение |