СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы светской этики». Модуль «Основы светской этики»   по авторской программе М.Т. Студеникина  обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса, рабочей тетради и  программы  к   модулю  курса

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Савватиевская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»


Руководитель ШПО

Протокол №__ от «__»_______2017 г.

Заместитель директора по УВР

Типухина С.Н. ______________

Директор школы

Прокопеня С.М. ___________


«__»_________2017 г.

«__»_________2017 г.




Рабочая программа

по предмету «Основы светской этики»

для 4 класса

на 2017/2018 учебный год





Составитель:

Кобзева Н.В.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория



п. Савватия, 2017 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики».


Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и программы к модулю курса.


Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.


Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.



Особенности учебного курса ОРКСЭ.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.

Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Это определяет акценты в преподавании курса: содержание и технология должны быть нацелены на формирование у учащихся толерантности. В этом контексте актуально включение в содержание занятий материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Башкортостана.

Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.



2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.



2.1. Основные содержательные линии.


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (15 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (15 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)


Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».


2.2. Результаты обучения.


Личностные результаты:


  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование семейных ценностей;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты:


  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.



Метапредметные результаты:


  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


2.4. Список литературы.


  1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.

  2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011

  3. Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин.- .2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 72 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).

  4. Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 88 с.: ил. – (Инновационная школа).

  5. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2014

  6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2014




















Учебно-тематическое планирование


п/п


Тема урока

Тип

урока

1

Введение в предмет. Россия - Родина моя.

Вводный

2

Этика и этикет.

Комбинированный

3

Этика мораль.

Комбинированный

4

Вежливость.

Комбинированный

5

Этикет приветствия.

Комбинированный

6

Отношения в классном коллективе.

Комбинированный

7

Честность и искренность.

Комбинированный

8

Гордость и гордыня.

Комбинированный

9

Обычаи и обряды русского народа.

Комбинированный

10

Терпение и труд.

Комбинированный

11

Семья. Семейные традиции.

Комбинированный

12

Сердце матери.

Комбинированный

13

Правила твоей жизни.

Комбинированный

14

Праздники народов России.

Комбинированный

15

Защитники Отечества.

Комбинированный

16

Гражданин России.

Комбинированный

17

Порядочность.

Комбинированный

18

Совесть.

Комбинированный

19

Доверие и доверчивость.

Комбинированный

20

Милосердие и сострадание.

Комбинированный

21

Правда и ложь.

Комбинированный

22

Традиции воспитания.

Комбинированный

23

Честь и достоинство.

Комбинированный

24

Терпимость и терпение.

Комбинированный

25

Мужество.

Комбинированный

26

Равнодушие и жестокость.

Комбинированный

27

Самовоспитание.

Комбинированный

28

Учись учиться.

Комбинированный

29

Речевой этикет.

Комбинированный

30

Мои права и обязанности.

Комбинированный

31

Защита проектов.

Комбинированный

32

Защита проектов.

Комбинированный

33

Защита проектов.

Комбинированный

34

Итоговое повторение.

Обобщение