СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") была разработана мной и используется для проведения уроков в моей практической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")»

МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Согласовано:

На заседании методического объединения школы

Протокол № ___ от

«___»___________2015 г.


Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол № __ от

« » 2015 г.


Утверждаю:

Директор школы

_________(Н.В. Малетина)

Приказ № ____ от

«___»__________2015г.






Рабочая программа курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика».

4 класс,

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Перевалова А.Н.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики» по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4-5 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год. В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьёй, выработку согласованных действий и единых требований.

Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению

Задачи:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами светской этики в России;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.


Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской морали, понимание её значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.



Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Всего

IV класс

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

16


Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

12

3.

Духовные традиции многонационального народа России

5

5


Итого

34

34


В ходе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья - как основы культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;

  • осознание ценности человеческой жизни.



Методики преподавания курса

Преподавание основ светской этики строится с учётом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Формы, методы проведения уроков:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Формы внеурочной деятельности: коллективная (проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др), групповая с постоянным и меняющимся составом учащихся: (клубы, устные журналы, экскурсии, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), и индивидуальная (доклад на определённую тему, изготовить пособие, разработать проект) .

Внеклассная работа: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имён, подготовка пересказов ( подробных, выборочных. обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы ( мини-доклад, эссе, рисунки, проекты)

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч. в неделю (34 часа)

темы

Тема

Кол-во часов

Внеурочная работа

Дата

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1



Россия - наша Родина.

1



II.

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть I.

16



Что такое светская этика?

1



Мораль и культура.

1



Особенности морали.

1



Добро и зло.

1



Добро и зло.

1


Добродетели и пороки.

1


Добродетели и пороки.

1


Свобода и моральный выбор человека.

1



Свобода и ответственность.

1



Моральный долг.

1



Справедливость.

1



Альтруизм и эгоизм.

1



Дружба.

1



Что значит быть моральным?

1



Творческие работы учащихся.

1



Подведение итогов.

1





III.

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть II.




Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества.

1



Нравственный поступок.

1



Золотое правило нравственности.

1



Стыд, вина и извинение.

1



Честь и достоинство.

1



Совесть.

1



Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1



Джентльмен и леди.

1


Образцы нравственности в культуре Отечества.

1



Этикет.

1



Праздники.

1



Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1



IV.

Духовные традиции многонационального народа России

4



Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

1



Подготовка творческих проектов.

1



Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Что такое культура», «Культурный человек», «Моральные нормы в нашей жизни», «Что такое добродетель», «Справедливость» и т.д.

1



Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1



Подведение итогов

1




Всего

34







Календарно-тематическое планирование в 4 классе

№ п/п

Название разделов и тем

Дата

Всего часов

Лаб. И пр. работы

Контр. и диагност.мат-лы

экскурсии

Примечание

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.


1




1

Россия - наша Родина.


1





2

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть I.


16





2

Что такое светская этика?


1





3

Мораль и культура.


1





4

Особенности морали.


1





5

Добро и зло.


1





6

Добро и зло


1





7

Добродетели и пороки.


1





8

Добродетели и пороки


1





9

Свобода и моральный выбор человека.


1





10

Свобода и ответственность.


1





11

Моральный долг.


1





12

Справедливость.


1





13

Альтруизм и эгоизм.


1





14

Дружба.


1





15

Что значит быть моральным?


1





16

Творческие работы учащихся.


1





17

Подведение итогов.


1





1

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть II.


12





18

Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества.


1





19

Нравственный поступок.


1





20

Золотое правило нравственности.


1





21

Стыд, вина и извинение.


1





22

Честь и достоинство.


1





23

Совесть.


1





24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.


1





25

Джентльмен и леди.


1





26

Образцы нравственности в культуре Отечества.


1





27

Этикет.


1





28

Праздники.


1





29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.


1





2

Духовные традиции многонационального народа России


5





30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.


1





31

Подготовка творческих проектов.


1





32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Что такое культура», «Культурный человек», «Моральные нормы в нашей жизни», «Что такое добродетель», «Справедливость» и т.д.


1





33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.


1





34

Подведение итого


1






Всего


34





Литература:

Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2012

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2012

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012

Приложение краевому литературно-художественному изданию, семейной газете «Это мой мир» «Семья» 2007 г.