МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласовано: На заседании методического объединения школы Протокол № ___ от «___»___________2015 г. | Принято: На заседании педагогического совета Протокол № __ от « » 2015 г. | Утверждаю: Директор школы _________(Н.В. Малетина) Приказ № ____ от «___»__________2015г. |
Рабочая программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика».
4 класс,
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Перевалова А.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики» по учебному пособию для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4-5 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год. В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьёй, выработку согласованных действий и единых требований.
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению
Задачи:
обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской морали, понимание её значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
Всего | IV класс |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | 16 |
| Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 | 12 |
3. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | 5 |
| Итого | 34 | 34 |
В ходе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья - как основы культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
осознание ценности человеческой жизни.
Методики преподавания курса
Преподавание основ светской этики строится с учётом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Формы, методы проведения уроков:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Формы внеурочной деятельности: коллективная (проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др), групповая с постоянным и меняющимся составом учащихся: (клубы, устные журналы, экскурсии, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), и индивидуальная (доклад на определённую тему, изготовить пособие, разработать проект) .
Внеклассная работа: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.
Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имён, подготовка пересказов ( подробных, выборочных. обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы ( мини-доклад, эссе, рисунки, проекты)
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 ч. в неделю (34 часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Внеурочная работа | Дата |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | | |
-
| Россия - наша Родина. | 1 | | |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | 16 | | |
-
| Что такое светская этика? | 1 | | |
-
| Мораль и культура. | 1 | | |
-
| Особенности морали. | 1 | | |
-
| Добро и зло. | 1 | | |
-
| Добро и зло. | 1 | |
-
| Добродетели и пороки. | 1 | |
-
| Добродетели и пороки. | 1 | |
-
| Свобода и моральный выбор человека. | 1 | | |
-
| Свобода и ответственность. | 1 | | |
-
| Моральный долг. | 1 | | |
-
| Справедливость. | 1 | | |
-
| Альтруизм и эгоизм. | 1 | | |
-
| Дружба. | 1 | | |
-
| Что значит быть моральным? | 1 | | |
-
| Творческие работы учащихся. | 1 | | |
-
| Подведение итогов. | 1 |
| |
III. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | | | |
-
| Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | | |
-
| Нравственный поступок. | 1 | | |
-
| Золотое правило нравственности. | 1 | | |
-
| Стыд, вина и извинение. | 1 | | |
-
| Честь и достоинство. | 1 | | |
-
| Совесть. | 1 | | |
-
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | | |
-
| Джентльмен и леди. | 1 | |
-
| Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | | |
-
| Этикет. | 1 | | |
-
| Праздники. | 1 | | |
-
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | | |
IV. | Духовные традиции многонационального народа России | 4 | | |
-
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | 1 | | |
-
| Подготовка творческих проектов. | 1 | | |
-
| Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Что такое культура», «Культурный человек», «Моральные нормы в нашей жизни», «Что такое добродетель», «Справедливость» и т.д. | 1 | | |
-
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | | |
-
| Подведение итогов | 1 | | |
| Всего | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ п/п | Название разделов и тем | Дата | Всего часов | Лаб. И пр. работы | Контр. и диагност.мат-лы | экскурсии | Примечание |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | | 1 | | | | |
1 | Россия - наша Родина. | | 1 | | | | |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть I. | | 16 | | | | |
2 | Что такое светская этика? | | 1 | | | | |
3 | Мораль и культура. | | 1 | | | | |
4 | Особенности морали. | | 1 | | | | |
5 | Добро и зло. | | 1 | | | | |
6 | Добро и зло | | 1 | | | | |
7 | Добродетели и пороки. | | 1 | | | | |
8 | Добродетели и пороки | | 1 | | | | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | | 1 | | | | |
10 | Свобода и ответственность. | | 1 | | | | |
11 | Моральный долг. | | 1 | | | | |
12 | Справедливость. | | 1 | | | | |
13 | Альтруизм и эгоизм. | | 1 | | | | |
14 | Дружба. | | 1 | | | | |
15 | Что значит быть моральным? | | 1 | | | | |
16 | Творческие работы учащихся. | | 1 | | | | |
17 | Подведение итогов. | | 1 | | | | |
1 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. | | 12 | | | | |
18 | Род и семья– исток нравственных отношений в истории человечества. | | 1 | | | | |
19 | Нравственный поступок. | | 1 | | | | |
20 | Золотое правило нравственности. | | 1 | | | | |
21 | Стыд, вина и извинение. | | 1 | | | | |
22 | Честь и достоинство. | | 1 | | | | |
23 | Совесть. | | 1 | | | | |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | | 1 | | | | |
25 | Джентльмен и леди. | | 1 | | | | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | | 1 | | | | |
27 | Этикет. | | 1 | | | | |
28 | Праздники. | | 1 | | | | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | | 1 | | | | |
2 | Духовные традиции многонационального народа России | | 5 | | | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России. | | 1 | | | | |
31 | Подготовка творческих проектов. | | 1 | | | | |
32 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Что такое этика?», «Что такое культура», «Культурный человек», «Моральные нормы в нашей жизни», «Что такое добродетель», «Справедливость» и т.д. | | 1 | | | | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | | 1 | | | | |
34 | Подведение итого | | 1 | | | | |
| Всего | | 34 | | | | |
Литература:
Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2012
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2012
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012
Приложение краевому литературно-художественному изданию, семейной газете «Это мой мир» «Семья» 2007 г.
