Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО
Протокол от _____________
№_____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)
«Мир во мне и вокруг меня»
7 класс
2017 – 2018 уч. год
(является составной частью основной образовательной программы
основного общего образования)
Составитель программы Гаврилова О.Н.
Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности учащихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Программа обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности, а также реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Сроки реализации программы «Мир во мне и вокруг меня»
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.
Всего: 35 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате учащиеся должны знать:
1. Правила этики и этикета.
2. Об источниках наших нравственных знаний.
3. О совести как основе нравственности.
4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
5. О толерантности.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Формирование универсальных учебных действий, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: представления о базовых национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях: представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лежат следующие принципы.
Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения учащихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление учащимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип учёта потребностей учащихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор учащихся.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы: личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого учащегося; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у учащихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, а также: беседы, лекции, час общения, просмотр и обсуждение видеоматериала, творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия, творческие проекты, презентации и др. Данные формы способствуют развитию у учащихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Мир во вне. | 16 |
3. | Мир вокруг меня. | 16 |
4. | Обобщение. | 1 |
Итого | | 35 |
КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА | Часы | План | Факт |
1 | Введение. | 1 | | |
2. | Нравственность. Духовность. | 1 | | |
3. | Это высокое звание – человек. | 1 | | |
4. | Быть личностью. | 1 | | |
5. | Человеческие чувства. | 1 | | |
6. | Познать самого себя | 1 | | |
7. | Вот человек, что скажешь ты о нем? | 1 | | |
8. | Береги честь смолоду | 1 | | |
9. | Иду дорогою добра | 1 | | |
10. | Моральный выбор. | 1 | | |
11. | Что такое гуманизм. | 1 | | |
12. | Правила твоей жизни. | 1 | | |
13. | Долг и совесть. | 1 | | |
14. | Быть терпимым. | 1 | | |
15. | Прекрасное рядом. | 1 | | |
16 | Человек и его деятельность. | 1 | | |
17 | Пока не меркнет свет, пока горит свеча. | 1 | | |
18 | Воспитывая характер. | 1 | | |
19. | Это Родина моя. | 1 | | |
20 | Мы – многонациональный народ. | 1 | | |
21. | Традиции моего народа. | 1 | | |
22 | Герои России | 1 | | |
23 | Святые заступники Руси | 1 | | |
24 | Листая страницы истории. | 1 | | |
25 | «Родному краю я желаю» | 1 | | |
26 | Общество, которое меня окружает. | 1 | | |
27 | Жить в социуме. | 1 | | |
28 | Человек среди людей. | 1 | | |
29 | СемьЯ. | 1 | | |
30 | Семейные ценности | 1 | | |
31. | Человек. Это звучит гордо. | 1 | | |
32. | Учимся общаться. | 1 | | |
33. | Мир, который нас окружает. | 1 | | |
34. | Мой выбор – будущее России. | 1 | | |
35. | Обобщение. | 1 | | |
Итоговая работа «Наследие и наследники» - защита проектов
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Анкета 1(7класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
2 | 1 | 0 | Мужество |
2 | 1 | 0 | Обидчивость |
2 | 1 | 0 | Гражданственность |
2 | 1 | 0 | Патриотизм |
2 | 1 | 0 | Скромность |
2 | 1 | 0 | Тщеславие |
2 | 1 | 0 | Справедливость |
2 | 1 | 0 | Уважение к окружающим |
2 | 1 | 0 | Бережливое отношение к природе |
2 | 1 | 0 | Доброта |
2 | 1 | 0 | Вежливость |
2 | 1 | 0 | Совесть |
2 | 1 | 0 | Негативное отношение к вредным привычкам |
2 | 1 | 0 | Милосердие |
2 | 1 | 0 | Смелость |
2 | 1 | 0 | Зависть |
2 | 1 | 0 | Благодарность |
Анкета 2(7 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО, класс
2 | 1 | 0 | Мужество |
2 | 1 | 0 | Обидчивость |
2 | 1 | 0 | Гражданственность |
2 | 1 | 0 | Патриотизм |
2 | 1 | 0 | Скромность |
2 | 1 | 0 | Тщеславие |
2 | 1 | 0 | Справедливость |
2 | 1 | 0 | Уважение к окружающим |
2 | 1 | 0 | Бережливое отношение к природе |
2 | 1 | 0 | Доброта |
2 | 1 | 0 | Вежливость |
2 | 1 | 0 | Совесть |
2 | 1 | 0 | Негативное отношение к вредным привычкам |
2 | 1 | 0 | Милосердие |
2 | 1 | 0 | Смелость |
2 | 1 | 0 | Зависть |
2 | 1 | 0 | Благодарность |
0