СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Мир во вне и вокруг меня"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Мир во вне и вокруг меня"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка




Рассмотрено на заседании МО

Протокол от _____________

№_____________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)

«Мир во мне и вокруг меня»

7 класс

2017 – 2018 уч. год


(является составной частью основной образовательной программы

основного общего образования)









Составитель программы Гаврилова О.Н.


















Программа внеурочной деятельности “Мир во мне и вокруг меня ” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 7 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности учащихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.  Программа обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности, а также реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

  1. Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.


Сроки реализации программы «Мир во мне и вокруг меня»

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю.

Всего: 35 часов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

В результате учащиеся должны знать:

1. Правила этики и этикета.

2. Об источниках наших нравственных знаний.

3. О совести как основе нравственности.

4. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

5. О толерантности.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.



Формирование универсальных учебных действий, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России; уважение к защитникам Родины; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: представления о базовых национальных российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях: представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лежат следующие принципы.

Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения учащихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление учащимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.

Принцип учёта потребностей учащихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;

Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор учащихся.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы: личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого учащегося; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у учащихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы, а также: беседы, лекции, час общения,  просмотр и обсуждение видеоматериала,  творческие конкурсы, викторины,  интеллектуально-познавательные игры, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;  заочные путешествия, творческие проекты, презентации и др. Данные формы способствуют развитию у учащихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Введение.

2

2.

Мир во вне.

16

3.

Мир вокруг меня.

16

4.

Обобщение.

1

Итого


35


КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА

Часы

План

Факт

1

Введение.

1



2.

Нравственность. Духовность.

1



3.

Это высокое звание – человек.

1



4.

Быть личностью.

1



5.

Человеческие чувства.

1



6.

Познать самого себя

1



7.

Вот человек, что скажешь ты о нем?

1



8.

Береги честь смолоду

1



9.

Иду дорогою добра

1



10.

Моральный выбор.

1



11.

Что такое гуманизм.

1



12.

Правила твоей жизни.

1



13.

Долг и совесть.

1



14.

Быть терпимым.

1



15.

Прекрасное рядом.

1



16

Человек и его деятельность.

1



17

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

1



18

Воспитывая характер.

1



19.

Это Родина моя.

1



20

Мы – многонациональный народ.

1



21.

Традиции моего народа.

1



22

Герои России

1



23

Святые заступники Руси

1



24

Листая страницы истории.

1



25

«Родному краю я желаю»

1



26

Общество, которое меня окружает.

1



27

Жить в социуме.

1



28

Человек среди людей.

1



29

СемьЯ.

1



30

Семейные ценности

1



31.

Человек. Это звучит гордо.

1



32.

Учимся общаться.

1



33.

Мир, который нас окружает.

1



34.

Мой выбор – будущее России.

1



35.

Обобщение.

1





Итоговая работа «Наследие и наследники» - защита проектов



МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Анкета 1(7класс)

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности

2 – высокая степень развития данного качества

1 – частичная степень развития данного качества

0 –данное качество не развито


ФИО ребенка, класс, ФИО родителя


2

1

0

Мужество

2

1

0

Обидчивость

2

1

0

Гражданственность

2

1

0

Патриотизм

2

1

0

Скромность

2

1

0

Тщеславие

2

1

0

Справедливость

2

1

0

Уважение к окружающим

2

1

0

Бережливое отношение к природе

2

1

0

Доброта

2

1

0

Вежливость

2

1

0

Совесть

2

1

0

Негативное отношение к вредным привычкам

2

1

0

Милосердие

2

1

0

Смелость

2

1

0

Зависть

2

1

0

Благодарность













Анкета 2(7 класс)

Ребята!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности

2 – высокая степень развития данного качества

1 – частичная степень развития данного качества

0 –данное качество не развито


ФИО, класс


2

1

0

Мужество

2

1

0

Обидчивость

2

1

0

Гражданственность

2

1

0

Патриотизм

2

1

0

Скромность

2

1

0

Тщеславие

2

1

0

Справедливость

2

1

0

Уважение к окружающим

2

1

0

Бережливое отношение к природе

2

1

0

Доброта

2

1

0

Вежливость

2

1

0

Совесть

2

1

0

Негативное отношение к вредным привычкам

2

1

0

Милосердие

2

1

0

Смелость

2

1

0

Зависть

2

1

0

Благодарность



0