СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Зоология" (ФК ГОС), 7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.

Рабочая программа курса биологии для 7 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, вклю­чая основы различных зоологических наук: морфологии, анато­мии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, эко­логии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жиз­ненному опыту учащихся. Он является продолжением курса бо­таники и частью специального цикла биологических дисцип­лин о животном мире.

Важнейшие особенности данной программы:

— увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологичес­кого материала;

— усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изуче­нию живой природы России и бережному отношению к ней;

— усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедея­тельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;

— расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное поз­нание явлений природы и развивающих практические и твор­ческие умения у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Зоология" (ФК ГОС), 7 класс.»


Рассмотрено

на заседании методического объединения

естественно –математического

протокол №___от _______



Утверждено

директор МБОУ СОШ №4

им. Л.А.Смык г. Липецка

______________В.Н.Игнатов

приказ №______от ________




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №4 ИМЕНИ Л.А.СМЫК Г. ЛИПЕЦКА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии

для 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов на 2016-2017 учебный год

учителя биологии Манаенковой Зои Алексеевны




Пояснительная записка


Курс биологии в 7 классе включает в себя основы различных биологических наук о животных: морфологии, ана­томии, физиологии, экологии, микробиоло­гии, животноводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки учащихся, развитие творческих умений, научного мировоз­зрения, гуманности, экологической культуры, а также приви­тие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отноше­ния к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения животных к надорганизменному — биогеоценотическому и способст­вует формированию эволюционного и экологического мышле­ния, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отра­жающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоци­онально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царства животных в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб­разия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической дея­тельности.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю разви­тия животного мира.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех уровнях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией.

Данная программа построена на принципиально но­вой содержательной основе — биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биоло­гии как науки и как явления культуры.




Цели изучения учебного предмета


Цель программы — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологичес­кого образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.


Изучение биологии в 7 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.

  5. Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Задачи изучения учебного предмета

  1. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков. Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, уроки. Продолжить развивать у детей общеучебные умения: особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного) через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания. Закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

  2. Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: продолжить развитие внимания, памяти, особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез) развивать стремление добиваться особых успехов, продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.

  3. Формировать у учащихся коммуникативную и валеологическую компетентности, особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе через учебный материал уроков, экскурсии.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа ориентирована на деятельностный аспект биологического образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности. Возможности, потребности и интересы ребёнка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 05.03. 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 23 июня 2015 г.);

  3. Примерная образовательная программа основного общего образования.

  4. Учебный план МБОУ СОШ № 4 г. Липецка на 2016 – 2017 учебный год.


Общая характеристика учебного предмета


Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.


Обоснование выбора


Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по биологии.

Рабочая программа курса биологии для 7 классов разработана на основе программы авторского коллектива под редакцией И.Н. Пономарёвой: Биология в основной школе. Программы. – М.: Вентана – Граф, 2005. Программа допущена Министерством образования РФ. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, вклю­чая основы различных зоологических наук: морфологии, анато­мии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, эко­логии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жиз­ненному опыту учащихся. Он является продолжением курса бо­таники и частью специального цикла биологических дисцип­лин о животном мире.

Важнейшие особенности данной программы:

— увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологичес­кого материала;

— усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изуче­нию живой природы России и бережному отношению к ней;

— усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедея­тельности биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;

— расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное поз­нание явлений природы и развивающих практические и твор­ческие умения у учащихся.


Место предмета в базисном учебном плане


Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

что соответствует учебному плану и годовому календарному графику (35 учебных недель) МБОУ СОШ №4 имени Л.А.Смык г.Липецка.

Информация о внесенных изменениях

Изменений нет.



Формы организации образовательного процесса


  • Уроки, в том числе нетрадиционные: урок – игра, урок – путешествие, урок – интервью;

  • Занятие-исследование;

  • Занятие-поиск.

Технологии обучения


На уроках используются следующие педагогические технологии:

  1. Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

  2. Развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

  3. Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

  4. Здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);

  5. Проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

  6. Технология системы адаптивного обучения, включающая в себя методы и приёмы, формы и средства игровых, диалоговых, коммуникативных, информационных технологий, проблемного и проектного обучения.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующего уровня образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.


Виды и формы контроля


Программой предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса:

  1. Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  2. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  3. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

При изучении курса биологии используются следующие методы обучения:

  1. Словесные- рассказ, беседа.

  2. Наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

  3. Практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные работы. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля:

  • Индивидуальный опрос;

  • Фронтальный опрос, беседа;

  • Выполнение заданий из учебника, карточек;

  • Решение биологических задач;

  • Составление схем, таблиц;

  • Письменные проверочные (контрольные) работы разных форм(тесты, текстовые задания, практические задания;

  • Обобщающие тематические контрольные работы.


Результаты обучения


Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.











Содержание рабочей программы


70 часов

1. Общие сведения о мире животных (7 ч)

Царство Животных. Отличие живот­ных от растений. Многообразие животных, их распростране­ние. Процессы жизнедеятельности животных. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема.

Экскурсия. Многообразие животных в своей местности, их роль в природе и жизни человека. Обита­ние в сообществах.

Лабораторная работа №1: «Наблюдение за ростом и развитием животных».

Лабораторная работа №2: «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных».

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов;

Одноклеточные и многоклеточные организмы;

Признаки вида;

Экосистема.


2. Строение тела животных (3 ч)

Признаки живых организмов, их проявление у животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторная работа №3: «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».

Лабораторная работа №4: «Распознавание органов и систем органов у животных».

Демонстрации: ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего).


3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе. Обыкновенная амеба как организм. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.

Лабораторная работа №5: «Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших».

Демонстрации: Одноклеточные животные.


4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (1 ч)

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пре­сноводная гидра. Морские кишечнополостные.

Демонстрации: Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Внешнее и внутреннее строение Кишечнополостных.


5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази­тических плоских червей. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Сре­да обитания. Внешнее и внутреннее строение. Значение червей и их место в истории развития живот­ного мира.

Демонстрации: Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Строение и многообразие червей.


6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Роль в биоценозах и практическое значение.Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа №6: «Изучение и сравнение внеш­него строения моллюсков».

Демонстрации: Строение и многообразие моллюсков.


7. Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие чле­нистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Речной рак. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Клещи. Меры защиты от кле­щей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого.

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых с неполным превращением и с полным превращением. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Пчелы и мура­вьи — общественные насекомые. Поведение. Инстинкты. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверх­паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа №7: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

Лабораторная работа №8: «Изучение коллекций насекомых — вредителей сада, ого­рода, комнатных растений, меры борьбы с ними».

Лабораторная работа №9: «Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

Демонстрации: Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Строение и многообразие членистоногих.


8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1ч)

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник — представитель Бесчерепных. Практическое значе­ние ланцетника.


9. Тип Хордовые. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая харак­теристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Кост­ные рыбы. Внешнее строение и внутреннее строение костной рыбы. Размножение и развитие рыб. Миграции рыб. Инстинк­ты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспо­собления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб.

Лабораторная работа №10: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

Лабораторная работа №11: «Изучение скелета рыбы».

Демонстрации: Строение и многообразие рыб.

10. Класс Земноводные, или Амфибии (6 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Годо­вой цикл жизни земноводных. Размножение и разви­тие лягушки. Метаморфоз земноводных. Многообразие земноводных. Хвостатые и бесхвостые зем­новодные.

Значение земноводных в природе и в жизни челове­ка. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторная работа №12: «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

Лабораторная работа №13: «Изучение скелета лягушки».

Лабораторная работа №14: «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

Демонстрации: Строение и многообразие земноводных.


11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (6 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная сре­да обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы). Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних зем­новодных.

Лабораторная работа №15: «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

Демонстрации: Строение и многообразие пресмыкающихся.


12. Класс Птицы (7 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Домашние птицы.

Лабораторная работа №16: «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

Лабораторная работа №17: «Выявление приспособлений у животных к среде обитания (строение скелета птицы)».

Лабораторная работа №18: «Изучение строения куриного яйца».

Демонстрации: Строение и многообразие птиц.


13. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млеко­питающих. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Размно­жение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Значение млекопитающих Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии. Основные экологические группы млекопитающих. Домашние звери. Промысел и про­мысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторная работа №19: «Изучение внешнего строения млекопитающего».

Лабораторная работа №20: «Изучение внутреннего строения млекопитающего».

Лабораторная работа №21: «Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира».

Лабораторная работа №22: «Наблюдение за поведением животных».

Экскурсия. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека

Демонстрации: Строение и многообразие млекопитающих


14. Развитие животного мира на Земле (4 ч)

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа №23: «Распознавание животных разных типов».

Лабораторная работа №24: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

Лабораторная работа №25: «Распознавание домашних животных».

Демонстрации:

Одноклеточные животные;

Внешнее и внутреннее строение Кишечнополостных;

Строение и многообразие червей;

Строение и многообразие моллюсков;

Строение и многообразие членистоногих;

Строение и многообразие рыб;

Строение и многообразие земноводных;

Строение и многообразие пресмыкающихся;

Строение и многообразие птиц;

Строение и многообразие млекопитающих.























Учебно-тематический план 7 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

п/п

Название темы

Количество

часов

Лабораторные и

практические работы



Экскурсии

1.

Общие сведения о мире животных

7

++

+

2.

Строение тела животных

3

++


3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

+


4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

1



5.

Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

6



6.

Тип Моллюски.

4

+


7.

Тип Членистоногие.

7

+++


8.

Тип Хордовые (Подтип Бесчерепные)

1



9.

Тип Хордовые. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5

++


10.

Класс Земноводные, или Амфибии

6

+++


11.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

6

+


12.

Класс Птицы

7

+++


13.

Класс Млекопитающие, или Звери

9

++++

+

14.

Развитие животного мира на Земле

4

+++



Итого:

70

25

2

Письменных контрольных работ -0; Лабораторных работ -25 Экскурсий -2.



Требования к уровню подготовки учащихся


Должны знать:

  • Признаки живых организмов. Сходство и различия животных и растений. Особенности строения животной клетки. Основные таксономические единицы: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Процессы жизнедеятельности одноклеточного животного организма: питание готовыми органическими веществами, движение, выделение, дыхание, размножение.

  • Клетка многоклеточного организма – часть целого. Связь строения клеток с выполняемыми функциями. Организм – единое целое. Взаимосвязь организма и среды. Особенности процессов жизнедеятельности. Особенности размножения кишечнополостных. Общая характеристика типа кишечнополостных.

  • Признаки животных. Характеристика типов червей. Системы органов и их функции. Способы питания. Взаимосвязь способов питания и строения органов и систем органов. Взаимосвязь образа жизни и способов питания. Роль червей в природе и жизни человека. Наличие первичной полости у круглых червей. Наличие вторичной полости у кольчатых червей. Эволюционное значение кольчатых червей.

  • Общая характеристика типа моллюсков. Системы органов и их функции. Способы передвижения моллюсков. Характеристика основных классов типа моллюсков: брюхоногих, двустворчатых, головоногих. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

  • Общая характеристика типа членистоногих. Основные таксономические группы: тип, класс, отряд. Признаки классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Признаки отрядов насекомых. Происхождение членистоногих от древних многощетинковых кольчатых червей. Приспособленность животных к среде обитания, органов к выполняемой функции. Причины широкого распространения насекомых. Значение членистоногих в природе и жизни человека.

  • Общая характеристика типа хордовых. Характеристика подтипов бесчерепных (или головохордовых) и черепных (позвоночных). Особенности строения и жизнедеятельности организма в связи с условиями обитания. Взаимосвязь строения и функции органов, систем органов. Организм – единое целое. Регуляция работы органов. Эволюция систем органов хордовых.

Понятия:

  • Простейшие. Внешнее дыхание, клеточное дыхание, цитоскелет, гетеротрофы.

  • Кишечнополостные. Полип, двухслойные, радиальная симметрия, эктодерма и энтодерма. Почкование, регенерация, рефлекс. Гонады – половые железы, наружное оплодотворение, сцифоидные медузы, гермафродиты, нервная система диффузного типа.

  • Черви. Первичная полость, вторичная полость, мезодерма (средняя кожа), регенерация. Система органов, паразиты, свободноживущие. Гетеротрофы, первичноротые, целом (вторичная полость).

  • Моллюски. Органы чувств, орган движения, мантия. Незамкнутая кровеносная система, сифон, тёрка, лёгкое. Улитки (брюхоногие), ракушки (двустворчатые). Радула (тёрка), аорта, артерия. Пигменты (гемоцианин с ионами меди – голубая кровь, гемоглобин с ионами железа – красная кровь). Биоиндикаторы.

  • Членистоногие. Наружный скелет, хитин, линька, конечности, мускулатура. Сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств. Трахеи, зелёные железы, мальпигиевы сосуды. Биологическая система.

  • Хордовые. Хорда, двусторонняя симметрия, системы органов. Обмен веществ, эволюция, переходные формы. Пища – источник энергии, жаберные щели, дерма. Биогенетический закон, гомеостаз.

Должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • Сравнивать одноклеточные растения с одноклеточными животными.

  • Составлять характеристику подцарства одноклеточных.

  • Составлять общую характеристику типа.

  • Выделять признаки типа кишечнополостных и признаки классов.

  • Доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни (свободноплавающие и прикреплённые ко дну формы).

  • Находить признаки более высокой (или более низкой) организации.

  • Составлять характеристику типов червей; доказывать приспособленность червей к среде обитания; проводить наблюдения за передвижением дождевого червя и его реакциями на раздражение; Доказывать приспособленность червей к среде обитания.

  • Находить различия и общие признаки представителей типа членистоногих.

  • Объяснять особенности строения моллюсков в связи со средой их обитания.

  • Объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе.

  • Формулировать общие биологические закономерности, опираясь на частные признаки разных хордовых животных.

  • Доказывать единство строения и происхождения хордовых.

  • Приводить доказательства эволюции животного мира.

  • Подтверждать на конкретных примерах эволюцию животного мира и его единство.

  • Устанавливать взаимосвязь строения органа (системы органов) с выполняемой функцией.

  • Приводить конкретные примеры взаимосвязей между животными и факторами неживой природы.

  • Использовать знания об общих биологических закономерностях для решения биологических задач.


Литература и средства обучения


Литература для учителя:


1.А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 7 класс. - М.: Дрофа,2006 г.

2.Дмитриева ТА., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7'/ел.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.:6 ил. - (Дидактические материалы);

3.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с

4.Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

5.Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

6.Суханова Т.С.Биология/Экзамен для всех/, -М.:Вентана-Граф, 2004г.

7.Бровкина Е. Т.Животные луга.-М.:Дрофа, 2007г.

8.Сивоглазов В.И.Рыбы наших водоёмов.-М.:Дрофа,2007г.

9.Бровкина Е.Т.Птицы леса.-М.:Дрофа, 2006г.


Литература для учащихся:


1.Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996.-240с: ил.;

2.Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88с;

3.Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. -432с;

4.Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы /Художн. Р.Варшамов. - М.:РОСМЭН, 1994. -144с: с ил.;

5.Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задаче ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

6.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с :ил.;

7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999. - 464с: ил.;

8.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

9.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирм "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999. - 480с: ил.

10.Никишов А.И.Большой справочник школьника.5-11 класс.-М.:Дрофа,2007г.

11.Константинов В.М.Биология: Животные:Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2007г.


Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы




Календарно-тематический план по курсу «Биология» 7 «А» класс


Тема урока (с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Раздел №1. Общие сведения о мире животных (7 часов).

1.

Царство Животных. Отличие живот­ных от растений. Многообразие животных, их распростране­ние.

1

02.09.16


2.

Процессы жизнедеятельности животных. Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

06.09.16


3.

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

1

09.09.16


4.

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость.

1

13.09.16


5.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема.

Лабораторная работа №1: «Наблюдение за ростом и развитием животных».

1

16.09.16


6.

Лабораторная работа №2: «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных».

1

20.09.16


7.

Экскурсия. Многообразие животных в своей местности, их роль в природе и жизни человека. Обита­ние в сообществах.

1

23.09.16


Раздел №2.Строение тела животных (3 часа).

8.

Признаки живых организмов, их проявление у животных.

1

27.09.16


9.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа №3: «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».

1

30.09.16


10.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторная работа №4: «Распознавание органов и систем органов у животных».

1

04.10.16


Раздел №3.Подцарство Простейшие или одноклеточные животные (4 часа).

11.

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе.

1

07.10.16


12.

Обыкновенная амеба как организм. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит.

1

11.10.16


13.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые.

1

14.10.16


14.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.

Лабораторная работа №5: «Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших».

1

18.10.16


Раздел №4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (1 час).

15.

Общая характеристика типа Кишечнополостных. Пре­сноводная гидра. Морские кишечнополостные.

1

21.10.16


Раздел №5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).

16.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.

1

25.10.16


17.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.

1

28.10.16


18.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази­тических плоских червей. Цикл развития и смена хозяев.

1

08.11.16


19.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей.

1

11.11.16


20.

Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

1

15.11.16


21.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Внешнее и внутреннее строение. Значение червей и их место в истории развития живот­ного мира.

1

18.11.16


Раздел №6.Тип Моллюски (4 часа).

22.

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.

Лабораторная работа №6: «Изучение и сравнение внеш­него строения моллюсков».

1

22.11.16


23.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень.

1

25.11.16


24.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Роль в биоценозах и практическое значение.

1

29.11.16


25.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Роль в биоценозе и практическое значение.

1

02.12.16


Раздел №7. Тип Членистоногие (7 часов).

26.

Общая характеристика типа.

Лабораторная работа №7: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

1

06.12.16


27.

Класс Ракообразные. Речной рак. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

1

09.12.16


28.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Клещи. Меры защиты от кле­щей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

1

13.12.16


29.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого.

Лабораторная работа №8: «Изучение коллекций насекомых — вредителей сада, ого­рода, комнатных растений, меры борьбы с ними».

1

16.12.16


30.

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

1

20.12.16


31.

Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Пчелы и мура­вьи — общественные насекомые. Поведение. Инстинкты.

1

23.12.16


32.

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа №9: «Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

1

27.12.16


Раздел №8. Тип Хордовые (Бесчерепные) (1 час).

33.

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Практическое значе­ние ланцетника.

1

30.12.16


Раздел №9. Подтип Черепные. Надкласс рыбы (5 часов).

34.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая харак­теристика надкласса Рыбы.

Лабораторная работа №10: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1

10.01.17


35.

Класс Хрящевые рыбы. Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

1

13.01.17


36.

Класс Кост­ные рыбы. Внешнее строение и внутреннее строение костной рыбы.

Лабораторная работа №11: «Изучение скелета рыбы».

1

17.01.17


37.

Размножение и развитие рыб. Миграции рыб. Инстинк­ты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

1

20.01.17


38.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспо­собления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб.

1

24.01.17


Раздел №10.Класс Земноводные, или Амфибии (6 часов).

39.

Общая характеристика класса.

Лабораторная работа №12: «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

1

27.01.17


40.

Внешнее и внутреннее строение лягушки.

Лабораторная работа №13: «Изучение скелета лягушки».

Лабораторная работа №14: «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

1

31.01.17


41.

Годо­вой цикл жизни земноводных. Размножение и разви­тие лягушки. Метаморфоз земноводных.

1

03.02.17


42.

Многообразие земноводных. Хвостатые и бесхвостые зем­новодные.

1

07.02.17


43.

Значение земноводных в природе и в жизни челове­ка. Охрана земноводных.

1

10.02.17


44.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

1

14.02.17


Раздел №11.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (6 часов).

45.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная сре­да обитания.

1

17.02.17


46.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы).

Лабораторная работа №15: «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

1

21.02.17


47.

Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

1

24.02.17


48.

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

1

28.01.17


49.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

1

03.03.17


50.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних зем­новодных.

1

07.03.17


Раздел №12.Класс Птицы (7 часов).

51.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц.

1

10.03.17


52.

Особенности внешнего строения птиц.

Лабораторная работа №16: «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

1

14.03.17


53.

Особенности внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету.

Лабораторная работа №17: «Выявление приспособлений у животных к среде обитания (строение скелета птицы)».

1

17.03.17


54.

Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Лабораторная работа №18: «Изучение строения куриного яйца».

1

28.03.17


55.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс.

1

31.03.17


56.

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Охрана и привлечение птиц.

1

04.04.17


57.

Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Домашние птицы.

1

07.04.17


Раздел №13. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов).

58.

Общая характеристика класса. Места обитания млеко­питающих.

Лабораторная работа №19: «Изучение внешнего строения млекопитающего».

1

11.04.17


59.

Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

Лабораторная работа №20: «Изучение внутреннего строения млекопитающего».

1

14.04.17


60.

Размно­жение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

1

18.04.17


61.

Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

21.04.17


62.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.

1

25.04.17


63.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии.

1

28.04.17


64.

Основные экологические группы млекопитающих. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

1

02.05.17


65.

Домашние звери. Значение млекопитающих.

Лабораторная работа №21: «Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира».

1

05.05.17


66.

Экскурсия. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №22: «Наблюдение за поведением животных».

1

12.05.17


Раздел №14.Развитие животного мира на Земле (4 часа).

67.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные.

1

16.05.17


68.

Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных.

Лабораторная работа №23: «Распознавание животных разных типов».

1

19.05.17


69.

Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Лабораторная работа №24: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

1

23.05.17


70.

Сельскохозяйственные животные.

Лабораторная работа №25: «Распознавание домашних животных».

1

26.05.17




















Календарно-тематический план по курсу «Биология» 7 «Б» класс


Тема урока (с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Раздел №1. Общие сведения о мире животных (7 часов).

1.

Царство Животных. Отличие живот­ных от растений. Многообразие животных, их распростране­ние.

1

02.09.16


2.

Процессы жизнедеятельности животных. Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

07.09.16


3.

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

1

09.09.16


4.

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость.

1

14.09.16


5.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема.

Лабораторная работа №1: «Наблюдение за ростом и развитием животных».

1

16.09.16


6.

Лабораторная работа №2: «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных».

1

21.09.16


7.

Экскурсия. Многообразие животных в своей местности, их роль в природе и жизни человека. Обита­ние в сообществах.

1

23.09.16


Раздел №2.Строение тела животных (3 часа).

8.

Признаки живых организмов, их проявление у животных.

1

28.09.16


9.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа №3: «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».

1

30.09.16


10.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторная работа №4: «Распознавание органов и систем органов у животных».

1

05.10.16


Раздел №3.Подцарство Простейшие или одноклеточные животные (4 часа).

11.

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе.

1

07.10.16


12.

Обыкновенная амеба как организм. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит.

1

12.10.16


13.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые.

1

14.10.16


14.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.

Лабораторная работа №5: «Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших».

1

19.10.16


Раздел №4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (1 час).

15.

Общая характеристика типа Кишечнополостных. Пре­сноводная гидра. Морские кишечнополостные.

1

21.10.16


Раздел №5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).

16.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.

1

26.10.16


17.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.

1

28.10.16


18.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази­тических плоских червей. Цикл развития и смена хозяев.

1

09.11.16


19.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей.

1

11.11.16


20.

Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

1

16.11.16


21.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Внешнее и внутреннее строение. Значение червей и их место в истории развития живот­ного мира.

1

18.11.16


Раздел №6.Тип Моллюски (4 часа).

22.

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.

Лабораторная работа №6: «Изучение и сравнение внеш­него строения моллюсков».

1

23.11.16


23.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень.

1

25.11.16


24.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Роль в биоценозах и практическое значение.

1

30.11.16


25.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Роль в биоценозе и практическое значение.

1

02.12.16


Раздел №7. Тип Членистоногие (7 часов).

26.

Общая характеристика типа.

Лабораторная работа №7: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

1

07.12.16


27.

Класс Ракообразные. Речной рак. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

1

09.12.16


28.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Клещи. Меры защиты от кле­щей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

1

14.12.16


29.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого.

Лабораторная работа №8: «Изучение коллекций насекомых — вредителей сада, ого­рода, комнатных растений, меры борьбы с ними».

1

16.12.16


30.

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

1

21.12.16


31.

Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Пчелы и мура­вьи — общественные насекомые. Поведение. Инстинкты.

1

23.12.16


32.

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа №9: «Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

1

28.12.16


Раздел №8. Тип Хордовые (Бесчерепные) (1 час).

33.

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Практическое значе­ние ланцетника.

1

30.12.16


Раздел №9. Подтип Черепные. Надкласс рыбы (5 часов).

34.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая харак­теристика надкласса Рыбы.

Лабораторная работа №10: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1

11.01.17


35.

Класс Хрящевые рыбы. Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

1

13.01.17


36.

Класс Кост­ные рыбы. Внешнее строение и внутреннее строение костной рыбы.

Лабораторная работа №11: «Изучение скелета рыбы».

1

18.01.17


37.

Размножение и развитие рыб. Миграции рыб. Инстинк­ты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

1

20.01.17


38.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспо­собления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб.

1

25.01.17


Раздел №10.Класс Земноводные, или Амфибии (6 часов).

39.

Общая характеристика класса.

Лабораторная работа №12: «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

1

27.01.17


40.

Внешнее и внутреннее строение лягушки.

Лабораторная работа №13: «Изучение скелета лягушки».

Лабораторная работа №14: «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

1

01.02.17


41.

Годо­вой цикл жизни земноводных. Размножение и разви­тие лягушки. Метаморфоз земноводных.

1

03.02.17


42.

Многообразие земноводных. Хвостатые и бесхвостые зем­новодные.

1

08.02.17


43.

Значение земноводных в природе и в жизни челове­ка. Охрана земноводных.

1

10.02.17


44.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

1

15.02.17


Раздел №11.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (6 часов).

45.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная сре­да обитания.

1

17.02.17


46.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы).

Лабораторная работа №15: «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

1

22.02.17


47.

Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

1

24.02.17


48.

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

1

29.02.17


49.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

1

03.03.17


50.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних зем­новодных.

1

08.03.17


Раздел №12.Класс Птицы (7 часов).

51.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц.

1

10.03.17


52.

Особенности внешнего строения птиц.

Лабораторная работа №16: «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

1

15.03.17


53.

Особенности внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету.

Лабораторная работа №17: «Выявление приспособлений у животных к среде обитания (строение скелета птицы)».

1

17.03.17


54.

Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Лабораторная работа №18: «Изучение строения куриного яйца».

1

29.03.17


55.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс.

1

31.03.17


56.

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Охрана и привлечение птиц.

1

05.04.17


57.

Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Домашние птицы.

1

07.04.17


Раздел №13. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов).

58.

Общая характеристика класса. Места обитания млеко­питающих.

Лабораторная работа №19: «Изучение внешнего строения млекопитающего».

1

12.04.17


59.

Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

Лабораторная работа №20: «Изучение внутреннего строения млекопитающего».

1

14.04.17


60.

Размно­жение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

1

19.04.17


61.

Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

21.04.17


62.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.

1

26.04.17


63.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии.

1

28.04.17


64.

Основные экологические группы млекопитающих. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

1

03.05.17


65.

Домашние звери. Значение млекопитающих.

Лабораторная работа №21: «Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира».

1

05.05.17


66.

Экскурсия. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №22: «Наблюдение за поведением животных».

1

13.05.17


Раздел №14.Развитие животного мира на Земле (4 часа).

67.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные.

1

16.05.17


68.

Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных.

Лабораторная работа №23: «Распознавание животных разных типов».

1

20.05.17


69.

Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Лабораторная работа №24: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

1

23.05.17


70.

Сельскохозяйственные животные.

Лабораторная работа №25: «Распознавание домашних животных».

1

27.05.17


















Календарно-тематический план по курсу «Биология» 7 «В» класс


Тема урока (с указанием раздела)

Количество часов

Дата проведения урока

Дата фактического проведения урока

Раздел №1. Общие сведения о мире животных (7 часов).

1.

Царство Животных. Отличие живот­ных от растений. Многообразие животных, их распростране­ние.

1

02.09.16


2.

Процессы жизнедеятельности животных. Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

07.09.16


3.

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

1

09.09.16


4.

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость.

1

14.09.16


5.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема.

Лабораторная работа №1: «Наблюдение за ростом и развитием животных».

1

16.09.16


6.

Лабораторная работа №2: «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных».

1

21.09.16


7.

Экскурсия. Многообразие животных в своей местности, их роль в природе и жизни человека. Обита­ние в сообществах.

1

23.09.16


Раздел №2.Строение тела животных (3 часа).

8.

Признаки живых организмов, их проявление у животных.

1

28.09.16


9.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа №3: «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».

1

30.09.16


10.

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторная работа №4: «Распознавание органов и систем органов у животных».

1

05.10.16


Раздел №3.Подцарство Простейшие или одноклеточные животные (4 часа).

11.

Общая характеристика простейших как одноклеточ­ных организмов. Разнообразие простейших в природе.

1

07.10.16


12.

Обыкновенная амеба как организм. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит.

1

12.10.16


13.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, со­четающее черты животных и растений. Колониальные жгу­тиковые.

1

14.10.16


14.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.

Лабораторная работа №5: «Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших».

1

19.10.16


Раздел №4.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (1 час).

15.

Общая характеристика типа Кишечнополостных. Пре­сноводная гидра. Морские кишечнополостные.

1

21.10.16


Раздел №5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов).

16.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.

1

26.10.16


17.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.

1

28.10.16


18.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель парази­тических плоских червей. Цикл развития и смена хозяев.

1

09.11.16


19.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей.

1

11.11.16


20.

Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

1

16.11.16


21.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Внешнее и внутреннее строение. Значение червей и их место в истории развития живот­ного мира.

1

18.11.16


Раздел №6.Тип Моллюски (4 часа).

22.

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.

Лабораторная работа №6: «Изучение и сравнение внеш­него строения моллюсков».

1

23.11.16


23.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень.

1

25.11.16


24.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перло­вица) и мидия. Роль в биоценозах и практическое значение.

1

30.11.16


25.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Роль в биоценозе и практическое значение.

1

02.12.16


Раздел №7. Тип Членистоногие (7 часов).

26.

Общая характеристика типа.

Лабораторная работа №7: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

1

07.12.16


27.

Класс Ракообразные. Речной рак. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

1

09.12.16


28.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Клещи. Меры защиты от кле­щей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

1

14.12.16


29.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого.

Лабораторная работа №8: «Изучение коллекций насекомых — вредителей сада, ого­рода, комнатных растений, меры борьбы с ними».

1

16.12.16


30.

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важ­нейшие отряды насекомых. Насекомые, на­носящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

1

21.12.16


31.

Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопряда. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Пчелы и мура­вьи — общественные насекомые. Поведение. Инстинкты.

1

23.12.16


32.

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа №9: «Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».

1

28.12.16


Раздел №8. Тип Хордовые (Бесчерепные) (1 час).

33.

Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник. Практическое значе­ние ланцетника.

1

30.12.16


Раздел №9. Подтип Черепные. Надкласс рыбы (5 часов).

34.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая харак­теристика надкласса Рыбы.

Лабораторная работа №10: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1

11.01.17


35.

Класс Хрящевые рыбы. Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

1

13.01.17


36.

Класс Кост­ные рыбы. Внешнее строение и внутреннее строение костной рыбы.

Лабораторная работа №11: «Изучение скелета рыбы».

1

18.01.17


37.

Размножение и развитие рыб. Миграции рыб. Инстинк­ты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

1

20.01.17


38.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспо­собления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб.

1

25.01.17


Раздел №10.Класс Земноводные, или Амфибии (6 часов).

39.

Общая характеристика класса.

Лабораторная работа №12: «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

1

27.01.17


40.

Внешнее и внутреннее строение лягушки.

Лабораторная работа №13: «Изучение скелета лягушки».

Лабораторная работа №14: «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах».

1

01.02.17


41.

Годо­вой цикл жизни земноводных. Размножение и разви­тие лягушки. Метаморфоз земноводных.

1

03.02.17


42.

Многообразие земноводных. Хвостатые и бесхвостые зем­новодные.

1

08.02.17


43.

Значение земноводных в природе и в жизни челове­ка. Охрана земноводных.

1

10.02.17


44.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

1

15.02.17


Раздел №11.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (6 часов).

45.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная сре­да обитания.

1

17.02.17


46.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы).

Лабораторная работа №15: «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

1

22.02.17


47.

Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

1

24.02.17


48.

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

1

29.02.17


49.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокоди­лы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охра­на пресмыкающихся.

1

03.03.17


50.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних зем­новодных.

1

08.03.17


Раздел №12.Класс Птицы (7 часов).

51.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц.

1

10.03.17


52.

Особенности внешнего строения птиц.

Лабораторная работа №16: «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».

1

15.03.17


53.

Особенности внутреннего строения птиц. Приспо­собленность к полету.

Лабораторная работа №17: «Выявление приспособлений у животных к среде обитания (строение скелета птицы)».

1

17.03.17


54.

Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Лабораторная работа №18: «Изучение строения куриного яйца».

1

29.03.17


55.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Архео­птерикс.

1

31.03.17


56.

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Охрана и привлечение птиц.

1

05.04.17


57.

Роль птиц в биогеоце­нозах и в жизни человека. Домашние птицы.

1

07.04.17


Раздел №13. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов).

58.

Общая характеристика класса. Места обитания млеко­питающих.

Лабораторная работа №19: «Изучение внешнего строения млекопитающего».

1

12.04.17


59.

Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

Лабораторная работа №20: «Изучение внутреннего строения млекопитающего».

1

14.04.17


60.

Размно­жение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

1

19.04.17


61.

Регуляция жизнедеятельности организма животного.

1

21.04.17


62.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.

1

26.04.17


63.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их био­логии.

1

28.04.17


64.

Основные экологические группы млекопитающих. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

1

03.05.17


65.

Домашние звери. Значение млекопитающих.

Лабораторная работа №21: «Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира».

1

05.05.17


66.

Экскурсия. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №22: «Наблюдение за поведением животных».

1

13.05.17


Раздел №14.Развитие животного мира на Земле (4 часа).

67.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные.

1

16.05.17


68.

Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных.

Лабораторная работа №23: «Распознавание животных разных типов».

1

20.05.17


69.

Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Лабораторная работа №24: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

1

23.05.17


70.

Сельскохозяйственные животные.

Лабораторная работа №25: «Распознавание домашних животных».

1

27.05.17